Как развивать речь малыша с рождения до года: рекомендации логопедов
По мнению логопедов формирование речи особенно стремительно происходит в первый год жизни ребенка. Насколько будет развита речь у человека не передается генетическим путем, не является врожденной особенностью. Это зависит только от развития функции. Наиболее благоприятное время – от рождения до 3 лет. В нашей статье мы дадим молодым родителям информацию, как развивать речь младенца от рождения и до года.
Стадии развития речи ребенка
Развитие речи у детей происходит поэтапно. Оно делится на 4 стадии. Переход из одного этапа в другой происходит не плавно, а рывком. Границы стадий смыты между собой в связи с индивидуальностью. Если ребенок отстает на несколько недель, это норма, которая не должна вызывать беспокойства у родителей. Но, уже отставание от какого-то периода на несколько месяцев вполне может свидетельствовать о патологии.
-
От рождения и до 2 месяцев – стадия крика. Реакция новорожденного выглядит в виде крика, который носит носовой оттенок.
-
От 2 до 5 месяцев – стадия гуления. Голос ребенка приобретает интонацию, меняется в зависимости от его настроения. Он способен непроизвольно выкрикивать звуки «п», «к», «г», «б», «м», «н». Появляются первые слоги, «ля», «на», «па», «ба», «ня».
-
В 3 месяца - стадия первого смеха.
-
От 6 до 7 месяцев – стадия лепета. Малыш способен произносить отдельные звуки, формировать их в отдельные слова, которые пока только понятны его близким, «дай», «пи», «тата», «баба», «мама», «папа». Ребенок произносит слоги по несколько раз подряд, как будто что-то рассказывает.
-
От 8 месяцев до года – стадия первых слов. К концу первого года жизни ребенок говорит около 25 слов. Конечно, пока они не отличаются сложностью, состоят из одинаковых слогов. Дети в годовалом возрасте обычно выражаются на «своих» словах, которые доступны для понятия только родным.
«Говоруны» и «молчуны»
У каждого ребенка индивидуальный темп развития речи, влияние на который могут оказать заболевания, стрессы, дефицит общения, многолингвистическая среда. Психологи делят детей на два типа:
-
«Говоруны» проявляют повышенный интерес к окружающему миру. Они начинают говорить раньше своих сверстников. В последствии любят что-то рассказывать, задавать вопросы.
-
«Молчуны» склонны к созерцательности. Им нужно время для адаптации к обстановке. Начинают говорить позже сверстников, но без речевых дефектов, обычно сразу предложениями.
Согласно статистике, девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Они более эмоциональны по своей природе, что уже видно в младенческом возрасте.
Развитие по месяцам
Если в течение первого года жизни не развить речь ребенка, она будет не сформирована, потом наверстать упущенное, даже при активных занятиях, не получится. Поэтому с самого рождения младенец должен быть погружен в среду активного речевого общения. Основоположник советской логопедии Михаил Хватцев составил подсказки молодым родителям для развития речи детей первого года жизни.
С рождения до 3 месяцев
С самого рождения нужно уделять внимание развитию ребенка.
-
Пропевайте гласные звуки «о», «и», «а», «у».
-
Разговаривая с ребенком, показывайте движения губ, языка. Дети всегда внимательно следят за взрослыми. Они будут вглядываться в лицо, копируя движения, необходимые при произношении звуков.
-
Пойте колыбельные песни.
-
Разговаривайте с младенцем, но не красноречием, а простыми словами, короткими предложениями.
-
После обращения к малышу делайте паузы. Он впоследствии будет «отвечать» на своем языке.
-
Делайте массаж ручек, ладошек. У малышей еще пальчики сжаты в кулачок. Лучше расслабляющий массаж делать во время сна младенца. Массаж пальчиков делается от ноготков к основанию.
-
Играйте с ручками в «сороку-ворону», считайте пальчики.
-
Используйте потешки, пестушки.
С 3 до 5 месяцев
Рекомендации для родителей:
-
Как только малыш начал гулить, повторяйте за ним те звуки, которые услышали от него, «агу», «ау», «гу». Таким образом вы вступаете с ним в диалог.
-
Читайте короткие стишки.
-
Разговаривайте с малышом простыми словами, но различной интонацией, ритмикой, артикуляций.
-
Продолжайте заниматься упражнениями из первого этапа.
С 5 до 9 месяцев
Это время перехода на новый уровень развития речи ребенка. Соответственно, и для родителей появились новые рекомендации:
-
Продолжаем играть в пальчиковые игры с одновременным включением прибауток и коротких стишков.
-
Активно занимаемся стишками, потешками.
-
Играем в прятки, «ку-ку», прячем свое лицо, игрушку.
-
Подключаем чтение книг с тактильными вставками, звуковыми эффектами.
-
Работаем с картинками, на которых изображены крупным планом отдельные предметы, животные. Мелких деталей на картинках не должно быть.
-
Осваиваем жестовые игры, «пока», «привет», «ладушки».
-
Знакомимся со звуками животных, собака – гав, кошка – мяу, мышка – пи-пи.
С 9 до 12 месяцев
В этом возрасте ребенок активно подражает речи взрослых. Логопеды советуют общаться с ним простыми, четкими, ясными словами, без «сюсюканий». Речь взрослых должна быть неторопливой. Рекомендации родителям:
-
Обращайте внимание детей на звуки телефона, шаги, дождик, шум воды.
-
Включайте музыку, детские песенки, спокойную мелодию, звуки природы.
-
Называйте правильно названия предметов без уменьшительно-ласкательных обращений, «сюсюканий».
-
Развивайте моторику.
-
Работайте с предметными картинками.
-
Подключите картинки с людьми, показывайте части тела на них, называйте их.
-
Начинайте делать зарядку с песенками.
-
Показывайте на предмет в действии. Называйте действие, кукла сидит, мячик катится, собака бежит.
-
Задавайте вопросы «кто это?», «что это?», «где?», «где зайка, кошка?».
-
Мотивируйте действия в речи.
Всегда разговаривайте с ребенком, не молчите, комментируйте все, что видите кругом, во время прогулки.
Что делать родителям
Чтобы ребенок заговорил естественным для него образом, родителям нужно давать как можно больше информации об окружающем мире, сенсорные ощущения, стимулы. Логопеды советуют взрослым обратить внимание на следующие моменты при развитии детей от рождения до года.
-
Самое первое чувство для младенца – осязание. Чем больше малыш с рождения будет получать теплых маминых рук, массажа, гимнастики, игр разных фактур, тем лучше. Он узнает о себе и мире благодаря тактильным ощущениям. Для детей будут полезны тканевые, резиновые, деревянные, пластмассовые игрушки, пальчиковые краски, песок, крупы в банке.
-
Ребенок уже рождается с хорошо развитым слухом. Развивайте малыша через это чувство, давайте ему как можно больше звуковой информации, сопровождайте любое движение речью.
-
Заинтересовывайте ребенка посредством зрения, учите его фокусировать взгляд на предметах. Подвешайте на расстоянии 30 см от лица игрушки, мобили. Пополняйте арсенал игрушек в соответствии с возрастом ребенка, обращайте его внимание на визуальные впечатления, озвучивайте их.
-
Знакомьте ребенка с разнообразием вкусов, постепенно, в соответствии с возрастными нормами, вводите ассортимент продуктов. Знакомьте малыша с названием продуктов.
-
Знакомьте ребенка с различными запахами, запахом пирогов, осенней листвы, цветов. Учите его различать запахи.
-
Развивайте крупную моторику. Приучайте младенца с первых недель жизни к активным действиям, позволяйте ему свободно махать ногами-руками. По мере взросления крохи обеспечьте безопасное пространство для свободного передвижения.
-
Развивайте мелкую моторику. Сейчас много говорится о связи пальчиков и речи, которая обусловлена близким расположением центров двигательных и речевых центров головного мозга.
Занятия по развитию речи должны быть систематическими и последовательными. Занимайтесь всегда и везде, рассказывайте об окружающих предметах, незнакомых звуках.
Общие советы
Логопеды дают молодым родителям следующие общие рекомендации, с помощью которых можно ускорить речевое развитие малыша:
-
Постоянно разговаривайте. Ребенок сразу после рождения готов впитывать информацию, наподобие губки, о том, что видит, чувствует, слышит. Слух новорожденного уже полностью сформирован. Говорите о чем угодно, куда пошли, кто пришел, давайте комментарий любой мелочи. Действия, которые сопровождаются словами, приводят к быстрому пониманию речи, слов. Спустя непродолжительное время малыш сможет понять, что от него хотят уже при помощи слов, незакрепленных действиями.
-
Повторяйте за малышом. Дети в младенческом возрасте пытаются что-то сказать. Обычно это выглядит в виде бесконечного повторения какого-то звука. Таким образом происходит тренировка дикции ребенка. В этом возрасте родителям лучше повторять за ним. Можно постепенно усложнять задачу, напевая привычные звуки для малыша, «дя-дя-дя». Таким образом он научится держать темп. Это также будет важно для дальнейшего формирования речи.
-
Показывайте, какие звуки издают животные. Если дома есть кошка говорим, «мяу», собака – «гав». Таким образом ребенок быстро освоит звуки, произносимые животными. После того, как речевой аппарат сформируется, он справится с тем, чтобы позвать кота привычным образом «кис-кис». Если в доме нет животных, то подкрепляйте звуки картинками.
-
Развивайте мелкую моторику. Если обратить внимание, то можно заметить, что маленькие дети все хотят потрогать своими руками. Таким образом у них развивается мозг. Если развивать мелкую моторику еще до года, то произойдет более скорое развитие речи. Но, все занятия с мелкими предметами должны однозначно проводиться под неусыпным присмотром взрослых.
-
Организуйте общение со сверстниками. Между собой дети общаются более активно, чем со взрослыми, хотя это выглядит, словно лепет. Неплохой было бы, если в детской компании был ребенок, который уже умеет говорить. Таким образом малыш будет ему стараться подражать.
-
Дозируйте язык жестов. Младенцу проще показать жестом, чем сказать словами. Поэтому сразу, как только ребенок начал жестом показывать на предметы, мама должна это комментировать словами, а не молча давать необходимый предмет ребенку. Малыш показывает на сок, говорим, что это сок, на кота, говорим, что это кот.
Наиболее распространенные ошибки взрослых
При развитии ребенка наиболее часто встречаются следующие ошибки взрослых:
-
Чрез чур активная опека. Родители стремятся предугадать желания ребенка. У него не формируется необходимость к разговору. Он не учится выражать свои мысли, что приводит к торможению речевых процессов.
-
Не включают в круг общения ребенка новых людей, что в последствии приведет к затруднению общения в непривычных условиях.
-
Завышение или занижение речевых требований. В некоторых семьях у ребенка не возникает потребность разговора на фоне абсолютного предугадания всех его желаний. Иногда же с малыша постоянно требуют «повтори», «скажи». Бывает, что в одной и той же семье встречаются сразу два подхода, бабушка чрезмерно опекает, а папа требует. Это неблагоприятно сказывается как на речевом, так и целом развитии малыша.
-
Через чур быстрая или медленная, монотонная речь родителей. Эмоционально неокрашенная речь взрослых, без пауз сказывается плохо на развитии речи детей.
Не нужно стремиться ускорять естественный ход речевого развития ребенка. Он не должен уставать от занятий.
Когда обратиться к специалисту
Все дети развиваются по-разному, кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже. Нормы не всегда служат ориентиром того, что ребенок развивается неправильно. Но, мы советуем обратиться к врачу в следующих случаях:
-
В 2 месяца ребенок не кричит перед кормлением.
-
В 5 месяцев малыш не улыбается, не гулит.
-
В 6 месяцев кроха не прислушивается к речи, музыке.
-
В 7 месяцев не узнает голос родных, не проявляет реакции на интонацию.
-
В 9 месяцев не лепечет, не повторяет за взрослыми слоги, сочетания звуков, не подражает интонации родителей.
-
В 11 месяцев не машет при отрицании, не прощается жестом.
-
В год не может произнести простых слов, не выполняет элементарные просьбы, «принеси», «дай», «покажи».
С самого рождения ребенка нужно заниматься его развитием. Чем чаще говорить с ребенком, тем быстрей он заговорит. Если мама относится к молчунам, вместо активного времяпровождения с ребенком сидит в телефоне, то не удивительно, что тот заговорит позже своих сверстников.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024