Как отучить ребенка ругаться матом: 13 способов, которые точно сработают
Услышав из уст маленького ребенка крепкое словцо, взрослые реагируют на него по-разному. Одни хватаются за голову и придумывают себе возможные источники, откуда малыш мог нахвататься брани. Другие умиляются, рассказывают эти истории своим родственникам и знакомым в форме шутки. Оба варианта действий сложно назвать правильными, ведь малыши, произносящие слова из ненормативной лексики не осознают их значения. Причины, почему ваш ребенок начал активно использовать мат в своей речи, кроются в:
-
Возрастных особенностях. Так, дети в возрасте двух или трех лет расширяют активный словарный запас (набор слов, которые могут не только понять, но и использовать в речи). Часто масса терминов усваивается ребенком без четкого понимания того, что они могут значить. Дети наделяют слова своим смыслом в зависимости от контекста ситуации, в которой они были услышаны. Бранные слова у дошкольников и младших школьников исчезают из активного лексикона, если родители заложили в них представления о культуре речи и социальных нормах.
-
Родительском примере. Родители, которые сами используют бранные слова в речи, не должны ожидать от малыша, что тот продемонстрирует литературный лексикон. В принципах воспитания есть постулат о первенстве работы родителей над собой, так как именно с их примера начинается формирование поведенческих реакций у ребенка.
-
Стиле воспитания. Отсутствие границ, попустительское воспитание порождает бесконтрольность в поведение подрастающего ребенка. Отсутствие поощрений и чрезмерный психологический прессинг также негативно отражается на овладении речевыми навыками. Соблюдение гармонии между неодобрением нежелательного поведения и поощрением хорошего позволяет искоренить причину появления ругательств в речи малыша.
-
Формировании способов реагирования на стрессовые ситуации. В этом случае мат используется детьми в качестве выражения вербальной агрессии. Невозможность применения физических воздействий при неактуализированных потребностях, ощущении психологического давления, вызывает развитие других форм реакций. Здесь немаловажную роль играют родительские способы выражения эмоций. Малыши копируют поведение окружающих взрослых, принимая его за эталонный вариант.
Поэтому не нужно хвататься за голову и придумывать мгновенный способ избавления от мата. Здесь важно понимание источника возникшей проблемы и построение на ее основе алгоритма действий. В представленной статье вы найдете несколько методов, которые помогут вам искоренить брань из речи ребенка и сформировать представления о допустимости вербального выражения эмоций.
Что делать не стоит, если ваш ребенок начал ругаться матом
Существует ряд ошибок, которые совершают родители, пытающиеся отучить малыша от использования мата. Маленькие дети используют его неосознанно. Дети постарше, понимающие значение слов, произносят мат, потому что не имеют сформированной культуры речи. Подростки также имеют ряд мотивов, по которым в их лексиконе прочно обосновываются не литературные ругательства: желание казаться взрослым, подражание «крутым» сверстникам и т.д. Независимо от возрастной специфики, следующие действия взрослых при коррекции речи недопустимы:
-
Физические наказания. Применять силу в воспитании ребенка, в целом, является неоправданной и травмирующей мерой. Если хотите, чтобы ваши дети выросли сильными, уверенными, открытыми личностями, навсегда забудьте об использовании насилия в воспитательных целях. Психологические исследования подтверждают, что физические наказания порождают агрессивность, недоверие к миру и несформированность коммуникативных навыков.
-
Ограничительные меры. У многих родителей существует следующая логическая связь: сказал бранное слово – лишился игрушек, прогулок, просмотра любимых мультфильмов и т.д. Подобная мера не столько закрепляет негативную реакцию, сколько вызывает еще больший отклик на использование мата.
-
Чрезмерное акцентирование внимания на проблеме. Попытки подробно разъяснить, откуда малыш услышал слово, когда он уже и сам рад про него забыть, заставят брани крепко осесть в речи. Ваша бурная реакция, будь то гнев или смех, не станут сдерживающим фактором в привитии культуры речи.
-
Проведение воспитательных мер без объяснения своей позиции. Любимая родительская фраза «Я так сказал/а» на логичный вопрос ребенка «Почему» не укрепляет доверие к вашим словам. Если решили провести беседу, то будьте готовы аргументировано выразить свою позицию без излишней эмоциональности.
-
Проведение разъяснительных бесед при других людях. Что случается, когда вы прилюдно отчитываете своего ребенка? В нем зарождается чувство стыда, замкнутость, глубокая вина, что впоследствии негативно влияет на становление личности. Любая беседа с элементами указания на недопустимость поведения должна проводиться наедине.
-
Резкое негативное реагирование на ситуацию использования мата. Спокойное реагирование и аргументированное объяснение сработают куда лучше, чем ваши крики и гневные попытки здесь и сейчас исключить матерное слово из речи. Научитесь владеть собой, а после займитесь воспитанием этих качеств в ребенке.
-
Переносить негативные характеристики использования брани на личность ребенка. Малыши раннего и дошкольного возраста очень остро переносят критику. Поэтому важно правильно подбирать слова, чтобы те характеризовали поступок, а не личность. Иначе формируются негативные представления о себе и дальнейшие трудности с самооценкой.
Как отучить ребенка ругаться матом
Теперь мы плавно перешли к тем мерам, которые помогут мягко и эффективно искоренить из речи вашего ребенка мат. Важно, что для каждой возрастной группы варианты действий разнятся. Что подойдет для малыша-трехлетки, то будет неэффективно для младшего школьника или подростка. Представленные далее рабочие методы распределены по возрастным группам.
Коррекция ненормативной лексики в раннем возрасте
Как уже говорилось, в этом возрасте дети слабо понимают характер слова, которое повторили и его содержание. Какие меры помогут избавить кроху от бранных слов:
-
В раннем возрасте еще не сформированы критерии оценки своего поведения. Поэтому разъяснительные беседы не окажут должного влияния. Что может сделать родитель в данном случае? Покажите сторонний, внешний пример. Когда кто-то использует мат, отметьте это в своем высказывании негативным окрасом: «Как некрасиво говорит эта девочка. Наверно, ее маме очень неприятно слышать такие слова».
-
Старайтесь не вдаваться в разъяснения о единичном акте использования крепкого словца. Ваша бурная реакция – это фактор интереса малыша. Чтобы вызвать в вас вновь эту эмоцию, он будет снова и снова повторять нежелательное слово. Поэтому сохраняйте спокойствие, старайтесь не реагировать. Так вы сможете пресечь в корне единичный акт детской брани.
-
Используйте выражение собственных эмоций. В момент, когда услышали мат, сделайте грустное, печальное выражение лица. Маленькие дети очень остро реагируют на эмоциональное состояние родителей и ваши чувства не останутся в стороне. Когда малыш отреагировал на ваши действия, расскажите ему, как вас расстраивает тот факт, что он говорит «плохие» слова. Важным критерием действенности метода является отношение ваших чувств к поступку ребенка, а не его личности. Манипуляции с его любовью к вам, угрозы прекратить любить его в случае повторения мата, приведут к негативным последствиям в построении детско-родительских отношений.
-
Внимательно следите за своей речью. Сейчас вы пример для ребенка, нить, связывающая его с остальным миром. Ваши действия и слова усваиваются им как вариант нормы. Если вы грешите использованием мата, не удивляйтесь, что ваш малыш повторяет эти слова.
Коррекция ненормативной лексики в дошкольном возрасте
В этом возрасте можно применять методы, работающие в раннем возрастном периоде. С 4 лет малыш уже усваивает нормы культуры речи и правила поведения, поэтому к ним добавляют новые способы отучения от мата:
-
Укажите на то, что использование бранных слов по отношению к людям сильно обижает их. Дети 4-5 лет начинают осознавать механизмы взаимодействия людей. Они понимают, что совместные игры – это весело. А если с ними не поделились игрушкой – это обижает их. Способствуйте формированию лексических норм через этот критерий. Расскажите, что определенное слово характеризует человека, как плохого, что заставляет его грустить.
-
Отметьте тот факт, что бранными словами пользуются определенные категории людей, принадлежность к которым нежелательна. Расскажите, что мат используется людьми, которые не умеют вести себя, вредят окружающим, что к ним негативно настроены другие. Зарождающееся желание ребенка нравиться и вызывать положительные эмоции заставит его отказаться от использования мата.
-
Переведите ситуацию в форму поучающей сказки. Сказкотерапия – отлично зарекомендовавший себя метод коррекции психологических нарушений детей дошкольного возраста. Через сюжет прослеживается реализация нежелательных паттернов поведения, их негативное влияние на жизнь главного героя, затем его исправление и восстановление положительных характеристик.
-
Уделяйте ребенку время на совместные игры и беседы. Часто недостаток внимания заставляет кроху реализовать нежелательные формы поведения (ругаться, кусаться, ломать игрушки и т.д.). Так они пытаются вызвать к себе внимание, но для них не имеет значения характер этого внимания. Малышу необходимо 1,5-2 часа в день, которые мама и папа проводят с ним, не отвлекаясь на домашние заботы, работу и телефоны.
Коррекция ненормативной лексики в школьном и подростковом возрасте
Подобные проблемы приобретают новые краски, когда ребенок вступает в подростковый кризис. Использование мата здесь выступает как форма протеста, деструктивного поведения, обращенного на враждебный им мир. Поэтому методы эффективной коррекции приобретают новые формы:
-
Ваш пример сохраняет актуальность для подростков. В этом возрасте ребенок переходит от детской к взрослой позиции. Поэтому ваши навыки по выражению негативных эмоций, как взрослого человека, и общения в целом, влияют на формирование способов его реагирования. Покажите пример правильной культуры речи, и это поможет ребенку сформировать свои конструктивные методы выражения чувств.
-
Не оставляйте акт бранных высказываний без внимания. Ваше бездействие выступает как негласное разрешение деструктивных форм поведения. Поэтому придется разъяснить свою позицию в аккуратной, корректной форме.
-
Не пытайтесь воззвать к его морали через лекции и нравоучения. Это только разозлит подростка и заставит его действовать вам назло. Тогда что делать, спросите вы? Отметьте то, что ваш ребенок наделен потрясающим умом и выдающимся характером. Также скажите, что при наличии таких достоинств негоже выражаться с помощью недостойной лексики.
-
Не заставляйте его отказаться от способов защиты интересов. Покажите, что существуют другие формы, с помощью которых он может даже лучше выразить свою позицию и отстоять мнение. Приведите примеры литературных героев или героев кино, которые с помощью культурной лексики умеют достичь большего эффекта, чем с использованием отборного мата.
-
Уважайте его право на выражение чувств и эмоций. Вместо того, чтобы пресечь попытки ребенка вылить накопившийся негатив с помощью мата, отметьте, что понимаете и уважаете его чувства. Но также укажите на нежелательность использования бранных слов для данной цели.
Заключение
Существует масса способов, как отучить ребенка ругаться матом. В зависимости от возрастной группы, необходимо избирательно подходить к методам коррекции нежелательного поведения. Но в первую очередь важно запомнить, что все эти способы объединяет одно – пример родителя как эталон для усвоения норм реагирования. Если хотите, чтобы ваш ребенок перестал использовать мат, работайте над своим лексиконом.
Оцените статью |
|