10 правил развития речи у ребенка

Обновлено: 08.11.2022 15:58:17

Наша статья о том, как помочь ребенку овладеть речью, какие занятия дома можно использовать, чтобы ускорить этот процесс. Если начинать заниматься с самого рождения при помощи предложенных ниже правил, то ребенок быстро начнет говорить и перейдет к экспрессивной речи.

10 правил развития речи у ребенка, которые многие не знают или игнорируют

Основные правила

Исследования ученых показали, что на седьмом месяце внутриутробного развития у плода зарождается активность в тех участках головного мозга, которые отвечают за речевую функцию. Поэтому педиатры рекомендуют разговаривать с ребенком еще до его рождения. После его появления на свет нужно уделать внимание речи ребенка, тогда он заговорит быстрей своих ровесников. Логопеды дают следующие несложные правила молодым родителям:

Начинайте как можно раньше

Развитием речи нужно заниматься как можно раньше, с периода новорожденности. Ведь формирование речевой функции происходит задолго до того, как ребенок начинает понимать и произносить первые слова. В развитии речи младенцев особую важность приобретают не слова, а интонация, прикосновения, зрительный контакт, жесты. В результате происходит формирование невербальной речи и невербального общения, которое впоследствии дает толчок для дальнейшего развития вербальной речи.

В связи с этими особенностями занятия для развития речи нужно проводить с периода новорожденности. Речь каждого ребенка проходит через определенные этапы: гуление, с 2-х месячного возраста, лепет, с 5-6 месячного возраста, экспрессивная речь. Если какой-то этап отсутствует или вялый, то родителям лучше насторожиться и посоветоваться с педиатром. Если же все этапы прошли своим чередом, то формирование речи идет по правилу и постепенно перейдет к слогам, затем к словам и в последствии к предложениям.

Начинайте обучение с односложных, простых слов. Привязывайте слова к ситуации. Что-то упала, говорим «бах», удивились – «ах» и т. д. Одновременно следует подражать звукам животных, кошка говорит «мяу», корова - «му», собака – «гав». Озвучиваем звуки окружающих предметов, машина «говорит» «би-би», поезд – «ту-ту» и т.д.

Не будьте красноречивыми

Если ребенок только осваивает речь, то взрослым не нужно быть с ним красноречивыми. Логопеды предлагают запомнить одно несложное правило: при обращении к ребенку говорите на одно слово больше, чем может говорить он, чтобы не перегрузить его своим красноречием. Если малыш говорит только «дай», «пить», «мама», «гулять», то родителям при обращении к нему нужно использовать словосочетание, «пойдем гулять», «папа спит», «пойдем пить». Если он научился складывать словосочетания, теперь подключаем коротенькие предложения из трех слов. Если разговаривать доступным образом для ребенка, то он быстрей осваивает речь и начинает говорить.

Длинные красочные предложения лучше оставить на потом. На данном этапе они могут перегрузить малыша. Если родители обращаются к нему красочными длинными предложениями, то может произойти торможение развития речи. Детской психике сложно справиться с таким объемом информации. Поэтому, пока ребенок еще маленький, нужно быть поосторожней со сложными выражениями и красочными словами. Упрощенная речь позволяет малышу повторять за взрослыми слова и усвоить их.

Покажите, как влиять на других словами

Покажите малышу, как на практике используются слова, как с их помощью возможно оказывать влияние на людей. Для этой цели учим ребенка привязывать слова к действиям. Покажите, что можно подойти к сидящему папе, потянуть его за руку и сказать «пойдем», «иди». Потом папа встает и идет за малышом. Такая реакция папы покажет ребенку магию слова, их связь с действиями.

Развивайте моторику

10 правил развития речи у ребенка, которые многие не знают или игнорируют

Психологи говорят, что речь ребенка находится на его пальчиках. В конце 20 века физиолог Марионелла Кольцова проводила эксперимент. В одной группе дома малютки занималась пальчиковый гимнастикой. У этих детей речевое развитие, да и общее психическое, было выше, чем у детей в тех группах, где занятия не проводились.

Чем быстрей начнется развитие мелкой моторики, тем быстрей заговорит малыш. Для этой целью нужно воспользоваться массажем пальчиков и ладошек, пальчиковой гимнастикой с самого рождения. Ребенка постарше можно занимать мозаикой, лепкой, рисованием, шнуровкой, сенсорными коробками.

Помимо развития мелкой моторики важно и развитие крупной моторики. Стимулировать речь помогает спорт, музыка, прогулки, танцы, плавание. Эти занятия помогают развивать моторное планирование, понимание человеком того, что ему нужно делать дальше, как составить предложение, связать между собой части речи и друг с другом предложения.

Спортивные занятия в целом важны для развития психики, когнитивной функции. Они формируют и запускают новые связи нейронов в головном мозге. В результате происходит положительное воздействие на речевую функцию. Конечно, не стоит забывать про занятия, развивающие память, воображение, мышление, внимание.

Пойте

Если родителям кажется, что малыш не так быстро овладевает речью, то подключайте упражнения на мелодику. Для этого рекомендуется чаще петь, можно при обращении к малышу пропевать слова. Играйте в ладушки, пойте пропевки, детские песенки, частушки, колыбельные. Причем не имеет значение наличие музыкального образования, да и голоса и слуха. Имеет важность плавность речи, напевность. Для развития фонематического слуха, чувства ритма рекомендуется читать стихи и потешки. Они также оказывают благотворное влияние на процесс становления речи.

Развиваем фантазию

Придумывайте вместе с ребенком небылицы из тайной жизни вещей, игрушек, сочиняйте вместе с ним, про жизнь зубной щетки, любимой игрушки, фиксиков, рюкзачка. С детьми полезно играть в игру «А что если…». А что, если б люли умели летать, а что, если б кошка умела лаять, а что, если б рыба умела ходить и т.д. Придумайте другой конец недавно прочитанной книги. Это очень эффективно развивает речь малыша.

Слушайте и говорите

Почаще разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы, выключите телевизор, уберите смартфон. Не нужно общаться через посредников. Проводите качественно время с ребенком. Лучше один час с ним перед сном поболтать, расспросить о произошедших событиях за день, чем находиться рядом, не выпуская из рук телефон.

Проявляйте последовательность

Также, как и в любом другом виде деятельности, главный ключ к успеху – последовательность и регулярность. Если на полке лежит сенсорная коробка, то она не принесет существенной пользы. Если с ее помощью заниматься каждый день, то польза будет явной. Поэтому занятия должны быть систематическими, но не продолжительными по времени, чтобы ребенок не утомился. Инструменты для развития мелкой моторики должны лежать на видном месте. Чаще разговаривайте с малышом.

Тренировка моторного планирования

Моторное планирование – способность понять, сделать план и реализовать его в двигательной активности. Это связь между планом и введением его в жизнь. Для речевой активности требуется сложное моторное планирование. Для его развития необходимо развитие мелкой моторики, крупной моторики, артикуляционной гимнастики. Все упражнения должны быть заранее спланированы взрослым и непривычны для ребенка. Примерная структура занятия:

  1. Развитие мелкой моторики, хватательные движения, пальчиковая гимнастика, трудовые поручения, убрать вещи, игрушки. Как можно чаще с детьми лепим, рисуем, сортируем мелкие детали, крупы. Выполняем движения с сопровождением текста: «Мы капусту мяли, мяли…», «Идет коза рогатая».

  2. Двигательные упражнения. Учим ребенка преодолевать препятствия, зеркально копировать движения, развивать координацию.

  3. Артикуляционная моторика. Ежедневно делаем с ребенком артикуляционную гимнастику, развиваем мышцы языка, щек, губ.

При тренировке моторного планирования быстро пропускаются те упражнения, которые хорошо отработаны ребенком. Занятие проводится регулярно, но продолжительностью не более 5 минут.

Когда обратиться к логопеду

10 правил развития речи у ребенка, которые многие не знают или игнорируют

Если на каком-то этапе родители поняли, что что-то не то, не откладывайте визит к логопеду. Но, помните, что консультация не панацея. Для того, чтобы добиться необходимого результата, нужны ежедневные занятия. К логопеду следует обратиться в следующих случаях:

  1. В 4 месяца не появилось гуление, в 7 месяцев – лепет. В этом случае придется получить также консультацию невролога, пройти некоторое обследование. Специалист соберет информацию о течении беременности, процессе родов, заболеваниях малыша.

  2. До 1,5 лет не появились отдельные слова. К этому возрасту дети уже составляют простые предложения из двух слов, «дай пить», «хочу гулять». Они запоминают основные глаголы, предметы быта.

  3. До 2 лет ребенок не начал говорить предложениями из 3-4 слов. Обычно речь детей уже связана, из нее уходят сокращенные формы слов. Они овладевают местоимениями.

  4. В 2,5 года не появились вопросы, союзы, предлоги. В этом возрасте быстро увеличивается словарный запас слов, дети хорошо запоминают четверостишия, усваивают новые выражения и фразы, общаются не только со взрослыми, но и сверстниками.

  5. В 3 года дети не понимают смысл речи. В этом возрасте они говорят правильно с учетом предлогов, падежей, числительных. Источником информации служат родители.

Если что-то беспокоит, не ждите, когда это пройдет «само». Лучше сразу получить профессиональную помощь.

Причины задержки речи

На формирование речи оказывают влияние разные факторы: социальные, психологические, физиологические. Причины задержки развития речи:

  1. Родители мало разговаривают с ребенком. Общаться с детьми нужно с самого рождения. Описывайте им окружающий их мир, читайте стихи, пойте песни. Проблема современности в том, что родители мало общаются с малышом, дают ему в руки телефон. Он сидит тихо, никому не мешает. Поэтому не удивительно, что такой ребенок заговорит позже своих сверстников, с которым активно общаются родители.

  2. Лень ребенка. Нередко родители сами не дают возможности ребенку говорить. Они их чрезмерно опекают, понимают его с взгляда, жеста удовлетворяют все его желания еще до тех пор, пока малыш их озвучит. Поэтому ему нет необходимости утруждаться и что-то говорить. Его и так превосходно понимают. Начните слушать ребенка. Пусть он скажет словами, что ему нужно.

  3. Индивидуальное развитие. Каждый ребенок индивидуален. У каждого свой темп и способность к обучению. У детей, способных к раннему развитию, формируется разговор предложениями уже в год. Но, таких малышей немного. Есть и другая крайняя граница нормы, дети, которые начинают говорить в 3 года. В этом случае нужно обратить внимание, когда заговорили мама, папа, бабушка, дедушка. Генетика здесь играет важное значение. Если родители заговорили позже своих сверстников, то поводов беспокоиться нет. Продолжаем заниматься с ребенком, читаем ему стихи, книги, активно разговариваем с ним. У него идет пассивное накопление словарного запаса.

  4. Стрессы. Не всегда детям приходится расти в спокойной обстановке. Критика в сторону ребенка, ссоры между родителями способствуют задержке речевого развития. Эти же факторы вызывают психическую задержку.

  5. Заболевания. Бывает, что методики по развитию речи не работают. Это связано с физической возможностью ребенка говорить. Причины могут крыться во врожденной глухоте, неправильном прикусе, задержке интеллектуального развития.

Источниками проблем могут быть не только перечисленные причины. Нередко к нарушению речевого развития приводит дефицит внимания. Важно помнить о том, что первые три года наиболее важные в плане формирования речи.

Если с детьми активно заниматься дома, то, при условии отсутствия физиологических проблем, у них происходит активное накопление новых слов, правильное становление речи.



Оцените статью

 
Всего голосов: 1, рейтинг: 1
Комментарии
Загрузка комментариев...