15 игр на развитие речи.


Содержание


  1. Общие положения
  2. Пальчиковые игры на основе потешек
  3. Звуки и голоса
  4. Угадайка
  5. Игры тренирующие и развивающие артикуляционный аппарат
  6. Наоборот
  7. Завершить слово
  8. Шаг в три слова
  9. Подбор слов
  10. Краски этого мира
  11. Наперегонки
  12. Подбор слов по признаку предмета
  13. Создать слово
  14. «Поэтический» конкурс
  15. Завершить фразу
  16. Поиск слога
Обновлено: 11.03.2022 12:39:54

Развивать речь у ребенка, как и многие другие основные навыки следует начинать уже с самого рождения. Первые годы жизни ребенка по интенсивности развития во всех отношениях уникальны по своей насыщенности и скорости, происходящих с ним изменений. Кроме того, эти годы самый благоприятный период усвоения детьми своей родной речи. Если упустить этот момент на начальной стадии, дальнейшее обучение может потребовать усилий в разы больше!

Охотнее всего дети учатся играя. Наиболее эффективными способами обучения основам родной речи были и останутся игры, о которых и пойдет речь в статье.

15 игр на развитие речи.

Общие положения

Развитие речи ребенка идет по двум направлениям, - понимание речи и собственно развитие самой активной речи у детей.

Для развития речи ребенка должна быть создана благоприятствующая этому речевая среда. Создается благоприятная среда на следующих основах:

  1. Основой речи является реализованная потребность ребенка подражать и повторять за взрослым его действия, в том числе разговор, фразы и слова, - для этого с детьми с самого рождения необходимо говорить, как можно больше. Лучшим способом «найти текст» для «выступлений» перед малышом будет комментировать все действия, совершаемые взрослым в быту, при выполнении действий в организации режима дня ребенка и прочих моментах, связанных с событиями, происходящими в жизни ребенка, а также комментировать все совершаемые им действия.

  2. Должна быть выработана «единая политика» по отношению к речевому общению с малышом для всех близких ему взрослых людей, которые составляют его окружение.

  3. Постепенность увеличения сложности в речевом общении с ребенком.

  4. Систематичное и ежедневное проведение игр и упражнений на развитие речи.

Пальчиковые игры на основе потешек

Издревле знакомые славянам потешки «Сорока-ворона» и «Ладушки» - это великолепный игровой тренажер для развития речи. Играть в них можно начинать с возраста до года и продолжать лет до пяти. Помимо этого, на основе их, используя базовую акупунктуру можно проводить лечебно-профилактическую работу с ребенком. Пальчики следует сжимать массирую от основания до подушечки кончика пальца и обратно, изображать всей рукой персонажей или предметы, которые озвучивает игра, - коза, заяц, цветок и т.п.

Например, круговые движения в игре «Сорока – ворона», когда она «…кашу варила и деток кормила» позволяют провести стимуляцию работы ЖКТ ребенка. Каждый из четырех пальчиков малыша которые выполняют роль «накормленных деток» нужно брать за кончик слегка сжимая. Мизинец отвечает за сердечно-сосудистую деятельность, безымянный палец – относится к работе нервной системы, массаж подушечки среднего - благоприятно отразится на работе печени, указательный же палец стимулирует работу желудка. Большой палец, который был лишен каши, так как «…дров не рубил, воду не носил – на тебе!», не просто оставлен на финал игры. Этот палец отвечает за работу головного мозга, поэтому для активизации его работы недостаточно ограничиваться легким нажатием, а следует «побить».

Хорошо и весело проходят игры, с детьми, которые называются жестовыми потешками, такими как «Шарики – фонарики» или, например, «Хомка, хомка – хомячок». Можно также просто изображать самолет, автомобиль, поезд или каких-нибудь зверей и птиц.

Звуки и голоса

Эта игра подойдет для детей возраста трех лет. Игра базируется на применении метода подражания. Для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты и немного фантазии взрослого, который играет с малышом. Взрослый при помощи инструмента или голоса издает различные звуки, а ребенку предлагается повторить их за ним:

  1. постучать в детский бубен или барабан – бум-бум;

  2. позвонить колокольчиком – динь-дон;

  3. постучать ногами – топ-топ;

  4. похлопать в ладони – хлоп-хлоп;

  5. как кричат гуси – га-га-га;

  6. как чирикает воробушек – чик-чирик;

  7. как мяукает котенок – мяу-мяу. И т.п.

Угадайка

Игра также для детей трех лет. Для игры потребуются карточки с картинками любой тематики, с которой ребенок знаком. Взрослый дает словесное описание каждого изображения поочередно, а малыш должен узнать и дав правильный ответ показать картинку, которая соответствует описанию. Например, «большая, белая с черными пятнами, рогами и копытами, ест травку и дает детям молоко – корова».

Игры тренирующие и развивающие артикуляционный аппарат

15 игр на развитие речи.

Подобного рода игры актуальны для детей от двух лет и старше. Если у ребенка проблемы с нарушением речи, то лучше если их подберет логопед. Впрочем, и родителям под силу поиграть в них с ребенком весело и увлекательно. В качестве примера таких игр можно назвать «Маятник» - в ней ребенку предлагается двигать высунутым языком вправо и влево касаясь им краев рта.

Другая игра из этого же ряда – «Сила ветра». Эта игра улучшает силу выдоха, в игре могут принимать участие несколько игроков, и она имеет соревновательный принцип. Из бумаги, в стиле оригами, изготавливают птичек или зверушек и выставляют их на край стола. Участники, два и более, становятся напротив фигурок и по сигналу ведущего дуют на них. Обязательным условием для игроков будет не надувать при этом щеки, за этим внимательно следит взрослый. Еще одно правило – фигурку необходимо сдвинуть на одном вдохе, делать их несколько запрещается.

Наоборот

Игра для детей возрастом четыре года. Помогает расширять словарный запас, запоминать звуки, стимулирует речевое внимание и мыслительный процесс.

Участники игры выстраиваются в одну линию, ведущий бросает им мяч, либо поочередно, либо в произвольном порядке, при этом необходимо назвать слова. Задача игрока, поймавшего мяч ответить слово противоположное по значению названого ведущим: «далеко – близко», «высоко – низко», «красивый – страшный» и т.п.

Завершить слово

Игра также предназначена для четырехлетних малышей и направлена на развитие речевого внимания. Для игры потребуются картинки с изображениями различных объектов. Взрослый демонстрирует картинку ребенку и произносит начало слова, например, - «мыш-ка», «кош-ка», «ма –шина». Когда малыш заканчивает произносить слова, взрослый должен четко произнести его полностью

Шаг в три слова

Игра имеет соревновательный характер и предназначена для участников в возрасте 4 года. Игроки выстраиваются спиной к стене и в их задачу входит быстрее добраться до противоположной стены. Ведущий каждому поочередно задает вопрос, максимальное количество ответов – 3. Один правильный ответ – один шаг вперед. Если игрок дал один или два ответа его продвижение, естественно, замедляется.

Например, - «кто живет в море – рыбы, медузы, осьминог», «какие звери быстро бегают – заяц, лошадь, гепард», «что можно положить в суп – картошку, рис, лук». Победителем становится первый достигший стены, напротив.

Подбор слов

Эта игра будет актуальна для пятилетнего возраста, когда необходимо уже изучать звуки и состав слова, определять фонемы по звучанию, уметь подбирать определения и работать над увеличением словарного запаса. Только игры, в этом возрасте, могут сделать материал по занятиям развитием речи запоминающимся.

Взрослый называет прилагательное, а задачей ребенка является назвать 3-5 существительных учитывая окончания по роду. Пример:

  1. громкий – звук, смех, крик, выстрел;

  2. громкая – музыка, речь, труба;

  3. громкое – мычание, ржание, заявление.

Краски этого мира

Эта игра для пятилетних носит соревновательный характер. Ведущий называет цвета, а участники поочередно называют объекты окружающего мира, которые имеют такой окрас:

  1. белый – снег, мороженое, роза, свет;

  2. черный – уголь, сажа, ночь, экран;

  3. красный – помидор, закат, снегирь;

  4. оранжевый – мандарин, морковка, лиса;

  5. зеленый – листья, капуста, сад, виноград;

  6. желтый – лимон, утенок, яблоко;

  7. фиолетовый – сирень, баклажан, синяк.

Называющему ответ правильно ведущий вручает фишку. Победителем становится назвавший больше всех правильных ответов и соответственно получивший больше фишек.

Наперегонки

Для проведения этой игры необходимо заранее подобрать тематические картинки, изображающие существ или предметы, которые имеют способность двигаться. Изображения перемешиваются и демонстрируются ребенку парами. Посмотрев на картинку, игрок должен ответить на вопрос ведущего, - «Кто кого перегонит?». Ответ принимается в виде полного предложения, - «лошадка обгонит черепаху», «заяц обгонит муравья», либо «самолет обгонит велосипед».

Подбор слов по признаку предмета

15 игр на развитие речи.

Игра актуальна для детей шести лет, когда игры призваны помочь усвоить и закрепить познание о том, как образуются слова, как согласуются существительное и прилагательное, продолжить развитие способностей логически мыслить и выражать мысль речью, используя анализ и сопоставление.

Играет несколько участников, в их задачу входит называть слова отталкиваясь от названного признака. Слова называются поочередно каждым игроком, кто не смог продолжить – выбывает из игры. Победителем становится тот, кто остался последним. Например, следующая последовательность:

  1. что деревянное – стол, стул, дверь, скамейка, шкаф;

  2. что мягкое – подушка, кроватка, кресло, котик;

  3. что сладкое – конфета, сахар, малина, шоколадка, печенье.

Создать слово

Шестилетний ребенок должен придумать как поменять в сочетании слов существительное на прилагательное:

  1. каша из гречки – гречневая каша;

  2. сок из моркови – морковный сок;

  3. пюре из тыквы – тыквенное пюре;

  4. суп из гороха – гороховый суп.

«Поэтический» конкурс

Групповая игра для шестилетних детей построенная на принципе соревнования. Организатор называет слово, а дети пытаются его рифмовать, например: дом-том, кот – рот, лайка – чайка, мошка – кошка, лукошко – гармошка, картошка – окрошка. За каждый правильный ответ игроку выдается фишка. Выигрывает набравший больше фишек.

Завершить фразу

Эта игра предназначена для детей семи лет. В этом возрасте важно обучиться фразовой речи, получить навык создания предложений различной степени сложности. Ребенка нужно научить подбирать синонимы и научить исходя из обстоятельств регулировать скорость, громкость и эмоциональный фон речи.

Ребенок должен закончить предложенную фразу, например:

  1. смузи густой, а компот … жидкий;

  2. скала твердая, а трава … мягкая;

  3. нож острый, а ложка …тупая;

  4. виноград мелкий, а слива … крупная;

  5. озеро глубокое, а ручей … мелкий;

  6. молоко белое, а кофе … черный;

  7. сегодня солнечная погода, а завтра будет … пасмурно;

  8. с грядки в огороде картофель сырой, а на сковороде … жареный.

Поиск слога

Индивидуальная игра для детей 6-7 лет. Для игры необходимо заранее продумать и записать одно, двух и трехсложные слова. Называем их ребенку и просим его делить их по этому признаку, по окончании ребенок должен назвать слова, которые начинаются с одной буквы.

При всей кажущейся простоте эти игры способны весьма положительно повлиять на развитие речи ребенка. Взрослым главное не лениться и привлекать детей к речевым играм, с учетом их возраста.

Статья составлена на основании книг: Выготский Л.С. «Мышление и речь», Косинова Е. М. «Логопедические игры и упражнения для формирования правильной речи»,  и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.


Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...