Как подготовиться к изложению.

Обновлено: 09.10.2024, просмотров: 3302

Изложение входит сейчас в обязательную программу сдачи ЕГЭ за 9 класс и результаты его написания школьниками, как показывает статистика оставляют желать лучшего.

Само изложение, если охарактеризовать его коротко и доступно для понимания – эта работа занимающее промежуточное место между строгим диктантом и полностью творческим сочинением. Готовый текст следует внимательно прослушать, понять смысл и суть и изложить близко к тексту письменно. Если посмотреть на процесс изложения вдумчиво, то это безусловно легче, чем диктант. Поскольку слова, вызывающие в правописании сомнения, можно заменить теми в которых уверен, но близкими по смыслу. К тому же дополнительных творческих литературных усилий, как этого требует сочинение, здесь прилагать не придется.

В статье пойдет речь о том, какие приемы и техники позволят подготовиться к написанию изложения на максимально высоком уровне.

Как подготовиться к изложению.

Общий план подготовки к изложению

Эти советы перед написанием изложения дают многие учителя и они не являются какой-то областью «тайных знаний», но за ворохом общих дел и других поучений от педагога они могут «пройти мимо» ученика и не быть им зафиксированы. В статье они будут представлены в виде следующего плана:

  1. Уделить максимум внимания на прослушивание текста, предлагаемого к изложению. В процессе необходимо постараться определить тему и стилистическое написание текста, выделить для себя ключевые предложения.

  2. Принять активное участие в обсуждении текста. Если будет предоставлена такая возможность, нужно будет участвовать в пересказе текста. При таком подходе, усвоение материала в сознании будет идти значительно лучше, а подробности долго будут сохраняться в памяти. Сам процесс пересказа и участия в обсуждении на аудиторию создаст дополнительный заряд в виде повышения уровня гормонов мобилизующих более активную работу головного мозга.

  3. После этого все ученики в классе составляют план изложения. План необходимо записать в черновике, чтобы подключить работу зрительной и механической памяти. Рациональней всего план составить в виде ключевых подзаголовков, оставив между ними значительные интервалы. В эти интервалы, после второго прочтения текста, следует вписать ключевые слова, фразы и предложения, относящиеся к темам подзаголовков.

  4. Ни в коем случае не стоит пытаться все записывать слово в слово за учителем. Скорость чтения при изложении значительно выше возможности для конспектирования, а мозг при любой интеллектуальной работе выполняет только одну задачу. Поэтому пока мышление будет зафиксировано на записывании одного предложения, последующие два, а то и три прочитанных сознанием не зафиксируются. В план, под наименованием пунктов следует вносить имена, места и ключевые описания событий. Такой формат записи позволит легче воспроизвести весь текст.

  5. После проделанной подготовительной работы следует записать текст сначала в черновике. По окончании этого процесса следует несколько раз внимательно его прочесть, чтобы обнаружить те факты и детали, которые были упущены.

  6. Иногда, после написания всеми текста изложения в черновик, учитель вызывает одного из учеников и предлагает ему прочесть вслух, для всего класса, текст составленного им изложения. Следует крайне внимательно слушать одноклассника, возможно им будут озвучены те детали, которые были пропущены в записанном в черновик тексте.

  7. Проверка «техники выполнения» - орфография и пунктуация. Даже отлично составленное и близкое к первоисточнику изложение не будет достойно высокой оценки при его безграмотном исполнении. Если есть сомнения в написании каких-либо слов или в правилах выполнения пунктуации можно воспользоваться преимуществом изложения заменив слова на близкие по смыслу, но не вызывающие вопроса по части орфографии и упростить предложение, решив спорные вопросы с пунктуацией.

  8. Спокойно и вдумчиво, с максимальной аккуратностью переписать текст в чистовик, всячески стараясь избегать помарок в тексте.

Приемы в написании изложения

В написании изложения допустимы следующие приемы:

  1. Замена – это прием, при котором отдельные слова заменяются общими по смыслу. Например, - «школьники и школьницы – ученики», «мама и папа – родители».

  2. Слияние – это прием, при котором допускается соединения двух предложений в одно, при условии того, что смысл изложенного в тексте не меняется. Например, - «Саша пришел в школу раньше всех. Однако, по непонятным причинам, на первый урок опоздал» - «Хотя Саша и пришел в школу раньше всех, но на первый урок все равно опоздал».

  3. Исключение – это прием, при котором, в случаи наличия длинных рядов однородных членов и повторов в предложении они исключаются, и предложение представляется в сокращённом виде без потери смысла. Например, - «Любой ответственный и грамотный работник должен в полной мере выполнять свои должностные обязанности», сокращается до «Любой работник должен выполнять свои обязанности».

Как избежать ошибок

Вся подготовительная работа перед изложением проводится не ради самого действия, а как подстраховка от возможных ошибок. Поэтому следует уделить ей внимание и не относится к ней формально, ради «галочки».

  1. Необходимо придерживаться составленного плана. План изложения составляется не ради самого факта планирования, а как руководство к выполнению изложения. Если количество абзацев в тексте будет меньше или больше количества пунктов, предусмотренных планом, оценка за содержание может быть снижена.

  2. Не следует украшать текст своими личными «литературными изысканиями». Нужно исключить добавление в материал изложения слов или речевых оборотов, которые точно не были в самом тексте и не подходят под категории метода замены. Изложение – это не формат сочинения и об этом следует помнить.

  3. Обычно у педагогов практикуется записывать на доске сложные слова, которые присутствуют в изложении и не изучались в программе. Надо обязательно использовать их при написании текста изложения, желательно не пропуская ни одного.

  4. Заменять слова если есть сомнения в правильности их написания. Также следует подумать над заменой конструкции предложения если возникают сомнения с расстановкой знаков препинания.

  5. Тщательно проверять текст, внимательно читая слова, вспоминания правила их написания, а также правила пунктуации и построения предложений. Если необходимо и текст сразу не усвоился к осознанию, стоит прочитать его несколько раз.

  6. Следует избегать спешки и суеты при написании изложения, а также не стоит отвлекаться на посторонние мысли и дела при выполнении этой работы.

Самые распространённые ошибки, допускаемые современными школьниками при написании изложения

У современных детей, в силу особенностей восприятия ими информации вызывает сложность передать письменно тексты, которые им были озвучены. Хотя написание изложений предусматривается программой обучения с начальной школы, базовые проблемы и ошибки сохраняются практически для всех учеников. Основных проблем, связанных с ошибками в написании изложения три, рассмотрим их.

Часто ученики стараются воспроизвести письменно полностью весь текст, записывая вводные слова, не пропуская второстепенные построения конструкций в тексте и дублируя служебные части речи. Как результат – ребенок перестает успевать писать за читающим текст, суть излагаемого ему по ходу чтения материала теряется и сам смысл написанного утрачивает свою целостность.

Эта ошибка является самой распространённой. Обычно тексты, которые используются для проведения изложений, подразумевают в своей смысловой части некоторые пространные рассуждения о сути вещей и проблемах с ними связанных, изложенные с позиции их видения автором произведения. Соответственно сохранить нить построения мысли по ходу изложения текста крайне важно.

В попытке «стенографировать» за читающим весь текст, неминуема теряется одна или даже несколько смысловых связок. К тому же экзаменационные требования к изложению подразумевают под собой именно краткость в изложении предложенного текста. Исходя из этого, все попытки повторить текст слово в слово заранее обречены на низкий оценочный балл при проверке.

Таким образом, даже если ребенок поднаторел в навыках быстрой «стенографии» текста на «сверхзвуковых» скоростях и успеет записать все подряд за чтецом максимальные баллы за его труд ему не получить. Потому как по критериям смыслового сжатия им текста результат будет равен нулю. Такой пункт в экзаменационные оценки изложения предусмотрен и экзаменующая сторона обязана его учитывать при начислении баллов.

Из этого следует главное правило во избежание этой ошибки, - воспроизведение текста слово в слово не решает задачи изложения. При подготовке к изложению следует научиться формулировать другими словами, то, что было услышано. Для тренировки этого навыка, если таковая проблема имеет место, необходимо использовать короткие тексты объемом от 100 до 150 слов и читать их ребенку, предлагая потом ему изложить их письменно своими словами.

Словарный запас и набор выражений современного школьника крайне далеко отстоит от языка тех произведений и авторов, которые предлагаются к исполнению в виде изложений. Исходя из этой реальности, сам смысл некоторых фраз элементарно «непереводим» для современного ребенка и совершенно ему непонятен. Зачастую они представлены цитатами, которые автор приводит в доказательство идей, изложенных им в тексте.

Иносказания, аллегории, ссылки на знаменитых мыслителей прошлых веков, и их афоризмы у современного школьника ничего кроме грустного недоумения сейчас, во многих случаях, вызвать не могут.

Советов по этому поводу может быть два. Первый призывает привлекать ребенка к чтению классики литературы, а второй мобилизовать усилия близких к ученику взрослых на разъяснение всех тех речевых оборотов и фраз, которые применяли знаменитые авторы прошлого в своих текстах.

Последняя проблема связана с тем, что мышление современных детей более связано со зрительными и эмоциональными образами, облечёнными в короткие фразы и междометия, к тому же обильно «приправленные» искаженными англоязычными словами современного сленга. Из этого складывается элементарное неумения ребенка соединить разные предложения и «связать» из них цельный текст. Эти предложения, обрывками отдельных мыслей повисают в «вакууме» сознания которое привыкло оперировать визуальными образами. Такова плата за эпоху массовости «оцифрованной» получаемой информации и засилья гаджетами всего времени жизни человека.

Вывод из этого один и другого быть не может, - только в ходе тренировки мышления работать с текстовым материалом возможно формирование навыка по составлению связанного текста. Суть заключается в том, что нельзя ограничиваться программой школы по подготовке к изложению. Сама программа предусмотрена для ребенка «до цифровой» эпохи, когда страна считалась по праву самой читающей страной в мире. Теперь у педагогов, из-за необходимости больше времени уделять научению писать сочинения и правильно вести текстовую часть, времени отработать навыки написания изложений не остается физически.

Родителям, подавляющее большинство которых окончили школу в предыдущее массовой «оцифровке» время, вполне знаком навык владения связанной речью. Этому навыку и нужно будет потренировать собственных детей. Для успешного написания ими экзаменационного изложения.

Статья составлена на основании книг: Джон Медина «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», А. Курпатов «Счастливый ребенок. И материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Загрузка комментариев...