Польза рисования для детей – влияние на развитие

Обновлено: 22.11.2024 13:27:40

Взрослому, который пока «не в теме», детский каракули в потугах малыша что-то изобразить кажутся не имеющим большого смысла занятием. Однако, прочитав статью, таким людям должно стать понятно, что умение думать и анализировать, используя ресурсы и работоспособность мозга, во многом берут начало в этих попытках изобразительного творчества.

Польза от рисования подтверждена не только опытом родителей, педагогов и родителей, но и научно обоснованными фактами исследований, которые проводились в этом направлении.

Польза рисования для детей – влияние на развитие

7 научных доводов в пользу рисования для детей

Развитие мелкой моторики

О развитии навыков мелкой моторики для успешного развития речи в раннем возрасте у ребенка знают многие родители, но на этом дело с ней не заканчивается. Навык выполнения пальцами небольших, но разнообразных движений способствуют развитию многих качеств. Исследовательской группой Техасского университета A& M была проведена серия экспериментов по изучению детей, выполнявших задания по рисованию. В ходе исследования было установлено, что чем выше успехи в качестве владения навыком рисования у ребенка, тем:

  1. Лучше будет его каллиграфия и вообще способность писать;

  2. Выше показатели по таким характеристикам вестибулярного аппарата как координация, чувство равновесия и ловкость движений;

  3. Более расширен спектр возможностей пространственного мышления и общие творческие способности.

Помимо этого, связь между навыками пользоваться карандашом при изображении картинки и способностями четко ориентироваться во времени с умением планировать исходя из этого, также установлена экспертами при проведении этого исследования.

Влияние рисования на речь

Посредством обучения владением фломастером и карандашом, можно решить ещё две немаловажные задачи сразу:

  1. На кончиках пальцев у человека сконцентрировано огромное количество рецепторов осязания. От них к головному мозгу поступают постоянные сигналы об ощущениях, чем шире диапазон и разнообразней сигналы, тем раньше в головном мозге начнут развиваться и укрепляться нейронные связи, находящиеся в отделе головного мозга, отвечающего за речь, поскольку этот отдел находиться в непосредственной близости с областью, в которую поступают сигналы от рецепторов, находящихся на руках. Чем больше стимуляция этой области мозга, тем выше её влияние на активизацию нейронных связей, отвечающих за развитие речи.

  2. Помимо этого, процесс рисования создает стимул для ребенка проявлять большую речевую активность. У детей присутствует потребность рассказать о том, что ему хотелось бы изобразить, а продемонстрировав результат получить на него отзывы. Взрослому следует активно участвовать в обсуждении процесса рисования, задавая направляющие и сопутствующие процессу вопросы и выражая заинтересованность действиями ребенка. Делая это, взрослый тренирует у детей развитие речи и их креативности мышления.

Развитие интеллекта посредством рисования

В трудах таких ученых как К. Лампрехта, Ж. Люка, З. Левинштейна, Ж. Рума, К. Риччи, К. Бюлла, ещё в конце XIX века было дано подробнейшее пояснение, что рисунок, сам по себе, является сложнейшим продуктом формирующейся высшей деятельности человеческого интеллекта. Эта деятельность имеет основой интенсивный характер мыслительных процессов, связанный с необходимостью мозга сопоставлять и выводить сравнения между большим количеством образцов, выводя с помощью наблюдений заключения ассоциативного характера с реальностью, что требует от ребенка, даже совсем маленького, выстраивать концепцию создаваемого изображения.

Эта деятельность связана с интуитивным формированием ассоциативного мышления, которое позже формирует логические умозаключения. Таким образом первые очертания напоминающие, хотя бы отдалено, тот объект, который пытался изобразить ребенок – уже значительный шаг в этом направлении. При этом легко осуществимый в домашних условиях, без всяких дополнительных занятий с ребенком.

Рисование и память

Другим немаловажным бонусом от практики рисования ребенка является развитие у него памяти. Даже самый простой рисунок любого объекта потребует задействовать память, чтобы вспомнить как он должен выглядеть. Процесс, при котором будет задействованы одновременно память, ассоциативно-образное мышление и внимания называется концептуальная визуализация и без него рисование невозможно. Активнее всего при рисовании задействована именно память.

Соответственно, чем больше времени будет отдано ребенком на работу с красками, фломастерами, мелками и прочими «средствами изобразительного мастерства» - тем больше его будет затрачено на тренировку памяти, которая будет извлекать все детали изображения для воплощения их в рисунке.

Рисование и креативное мышление

Слово креативность вошло в наш обиход относительно недавно. Впрочем, те качества о которых говорил знаменитый советский ученый – психолог 30-40-х годов прошлого столетия Л.С. Выготский в своих работах, описывающих процесс рисования у детей, как формирующий у них развитие фантазии и воображения вполне можно отнести к этому определению.

Особо подчеркивал он важность игрового момента. Для того, чтобы что-то изобразить ребенку нужна яркая эмоциональная идея или история, которую он нарисует. Затем он делится ею со взрослым и рассчитывает на обратную связь.

Ответная информация и будет влиять на развитие этого самого креативного мышления. Если проигнорировать рисунок или отделаться парой дежурных фраз для похвалы, то эффективной динамики развития творческого воображения у ребенка ожидать не приходится. Если же проявить участие, активно заинтересоваться сюжетом, а позже помочь с составлением новых сюжетов для зарисовок, то можно добиться неплохих результатов в этом направлении.

Пространственное восприятие и рисование

Умение срисовывать и копировать изображения приходят к ребенку позже, а способность повторить узоры, предложенные в рисунке, является одним из признаков готовности к школе. Чтобы изобразить что-то самостоятельно, потребуется «включить» воображение.

То, что называется таким простым для нас словом, на самом деле заключает в себе сложнейшие процессы, происходящие в головном мозге, которому необходимо соотнести между собой причинно-следственные связи. Которые строятся, в свою очередь на зрительно – пространственном восприятии и даже сориентированы по времени.

Сейчас рисование и арт-терапия рассматриваются как эффективное и актуальное средство даже для детей, имеющих проблемы со зрением, как это можно увидеть из материалов научно – практической конференции «Наука и социум» проходившей в 2019 году.

Также эксперты утверждают, что большинство детей, любивших много рисовать, повзрослев проявляют способности в освоении точных, от математики до физики, а также в дисциплинах естествознании, - от химии до географии.

Влияние рисования на самооценку

Во многом взрослые конечно забыли, как это – быть ребенком. Поэтому зачастую, когда дитя с известной долей гордости демонстрирует свое «бессмертное полотно» на котором не очень-то и понятно, что изображено реакция взрослых оставляет желать лучшего.

Специалисты по арт – терапии утверждают, что похвала и поддержка усилий и стремлений ребенка со стороны взрослых должны быть выражены однозначно и уж точно не должна звучать критика его художественных возможностей. В этом случае самооценка у ребенка и его уверенность в своих силах будет формироваться нужным путем.

В детской психологии известен такой факт, - до возраста школы завышенная самооценка для ребенка является нормой. По мере взросления самооценка выравнивается под адекватное восприятие себя в социуме. Малыш же должен считать себя лучшим и чемпионом!

Специалисты междисциплинарного научного форума Empirical Studies of the Arts считают, что детей дошкольного возраста нет необходимости специально обучать рисованию. Изображаемое ими есть воспроизведение их личностных черт характера, эмоций и переживаний, а не попытка точного изображения окружающего их мира.

С какого возраста следует начать «погружение в живопись»

Польза рисования для детей – влияние на развитие

Слишком спешить с вопросом рисование не стоит. Большинство специалистов советуют познакомить малыша с рисованием не ранее восьмимесячного возраста, при условии, что кроха будет уметь уверенно сидеть. Сразу следует настроиться на то, что карапуз перепачкает все вокруг, а начинать «практику живописи» лучше с пальчиковых красок, лист же бумаги лучше подобрать максимально большого формата.

Многие психологи, практикующие арт – терапию придерживаются мнения о том, что до возраста школы обучать ребенка изображать предметы окружающего мира, - тучки, цветочки, домик или геометрические фигуры не желательно, чтобы не пропало настроение рисовать.

Дошкольник все равно не в состоянии передать изображение сделав рисунок по образцу. Долгое время, пока малыш не достигнет очередного возрастного «скачка» в формировании у него мышления, который наступает как раз в 7-8 лет рисунок для детей – это способ передачи им своих зрительно – тактильных впечатлений, полученных от изображаемого предмета и зафиксированных в памяти о нем. Ребенок до 7-8 лет рисует именно «по памяти», а не «с натуры». Если какие-то детали предмета или, например, лица человека у детей в этом возрасте не зафиксировались в памяти, то они их на рисунке пропустят, сколько ни старайтесь крутить изображением или самим лицом перед ними.

То время, когда ребенок только-только начинает осваивать «художество» получило название периода рисования каракулей и делится на возрастные этапы. Важно при этом избежать блокировки этих процессов у ребенка:

  1. Каракули имеют хаотичность в их изображении, - до одного года. Период, в котором ребенок едва-едва научился держать в руках карандаш и просто тычет им в лист получая искреннюю радость от того, что карандаш оставляет свой след. В этот период близкие малышу взрослые должны своей ярко выраженной положительной реакцией на происходящее образовать с ним обратную связь и простимулировать его к дальнейшему продвижению в вопросах «изобразительного искусства».

  2. Каракули становятся циркулярными, - возраст 1-2 года. Это время, когда ребенок начинает осознавать взаимосвязь между своими осознанными движениями и тем, что получается под их управлением на листе бумаге от карандаша. Как результат имеем, - кружочки, линии и завитушки с закорючками. Если взрослые начнут торопить события и попытаются ребенка в этом возрасте учить рисовать предметы правильно, – дом квадратом, солнце кругом, то это приведет к блокировке развития образного мышления у малыша.

  3. Каракули переходят в разряд «продвинутых», - возраст 3 лет, реже 2. Последний период перед началом, рисования которое станет уже изображением реального мира. Как правило, он, начинается непосредственно перед или во время первого возрастного «кризиса трех лет», когда ребенок меняет мышление и начинает воспринимать себя отдельно от этого мира.

В нарисованных им самим загогулинах, линиях и неровных окружностях он начинает открывать для себя смысл и присваивать им какое-то значение и толкование. Чтобы процесс рисования продолжал приносить радость и удовольствие малышу, взрослым необходимо стимулировать его самооценку. Устроить «экспозицию его работ» дома на стене, даже если это каракули «ни о чем». Демонстративно восхищаясь и любуясь ими и с гордостью показывая их всем знакомым и друзьям, приходящим в гости.

Осознанное желание изображать реальный вид предметов окружающего мира будет связан со следующим возрастным кризисом 7-8 лет и новым изменением в мышлении ребенка. О всех этапах взросления и связанных с этим изменением в мышлении можно почитать у психотерапевта А.Курпатова в его книге.

В этот период у ребенка появляется потребность получения оценки своей работы от взрослого с целью улучшения результатов работы. В этот период можно задуматься о целесообразности заняться обучением рисованию на профессиональной основе, в кружке, изостудии или художественной школе.

Статья составлена на основании книг: Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», А. Курпатов «Счастливый ребенок. Универсальные правила» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...