Как научить ребенка читать в 4 года

Обновлено: 11.06.2021 15:38:02

Большинство детей в школу идет уже читающими. Возраст 4-5 лет вполне подходит для обучения их чтению. Но, чтобы домашние занятия дали результаты и не отбили у ребенка «охотку» читать, родителям следует ознакомиться с правилами обучения чтению детей, которые мы подробно осветим в нашей статье. К тому же предложим на выбор мам и пап методики, проверенные временем, с помощью которых можно без особого труда научить ребенка читать.

Как научить ребенка читать в 4 года

Тест на готовность ребенка к обучению чтению

Не все дети в одном и том же возрасте готовы к обучению чтению. Кто-то и в 3 года уже проявляет активный интерес к буквам, а кому-то нужно подождать еще годик-два. Для того, чтобы понять, готов ли ваш малыш к занятиям, мы предлагаем пройти несложный тест. На некоторые вопросы ответьте сами, на некоторые пусть ответит ребенок. За каждый положительный ответ дается один балл, отрицательный – ноль баллов.

  1. Любит ли ребенок, когда ему читают.

  2. Внимательно ли он слушает, когда ему читают.

  3. Сможет ли пересказать, о чем читали.

  4. Рассматривает ли книгу.

  5. Интересует ли его больше содержание, чем картинки.

  6. Подражает ли малыш чтению, то есть садится, водит пальчиком по тексту и пересказывает содержание.

  7. Чему ребенок отдаст предпочтение, почитать с вами книгу, посмотреть мультик.

  8. Делает ли малыш книги из комиксов, журналов.

  9. Есть ли на его полке книги.

  10. Обширный ли у ребенка словарный запас.

  11. Говорит ли он развернутыми полными предложениями.

  12. Знает ли он небольшие стихи, песенки, сказки.

  13. Может ли на заданную букву подобрать слово.

  14. Проявляет ли желание выучить буквы.

  15. Если знает буквы, то пытается ли их соединить в слоги.

  16. Хорошо ли малыш выговаривает звуки.

  17. Понимает ли разницу между словами «Мак» и «Рак».

  18. Просит ли научить читать.

Далее происходит суммирование баллов.

  1. Если ребенок набрал 0-5 баллов, то приступать к обучению рановато. Чтение, как вид деятельности, его не интересует. Если малышу менее 5 лет, то не нужно тревожиться, если более 5 лет, развивайте у него заинтересованность книгами. Сначала увлекайте картинками. Затем постепенно переходите на содержание. Чаще читайте ребенку перед сном, читайте сами.

  2. Если ребенок набрал 6-12 баллов, то у него неустойчивое стремление к чтению. Обратите внимание, есть ли в домашней библиотеке детские книги, сходите вместе в книжный магазин, предложите малышу самому выбрать книгу. Больше читайте ребенку вслух, но не дочитывайте до конца. Остановитесь на самом интересном месте. Посетуйте, что пока он сам дочитать не может, а вам пора заниматься своими делами.

  3. Если ребенок набрал 13-18 баллов, то он готов к чтению, жаждет новой информации, стремится получать ее. Не откладывайте обучение, начните учить ребенка читать прямо сегодня.

Методы обучения чтению

Как научить ребенка читать в 4 года

На сегодняшний день имеется множество методов для обучения чтению детей. Мы предложим некоторые методики, которые, по мнению педагогов, позволяют в короткие сроки научить малышей читать.

Кубики Чаплыгина

Кубики Чаплыгина – прогрессивная методика обучения чтению детей от 4 до 7 лет. Автор – преподаватель Евгений Чаплыгин совместил несколько уже имеющихся методик, и на их основе создал свою. Набор кубиков состоит из 10 двойных кубиков, которые могут поворачиваться вдоль своей оси, 10 одинарных кубиков, на которых находится по 4 буквы. Они выполнены из экологически чистого материала, дерева. Гласные звуки нарисованы красным цветом, синие – черным. Из двух динамических кубиков можно составить 20 слов, а из трех – уже 500.

Простые занятия с кубиками:

  1. Возьмите в руки динамический кубик и покажите на нем любой слог, например «ма». Дайте ребенку второй динамический кубик, предложите ему найти такой же слог. Затем усложните задание. Дайте малышу два динамических кубика, причем нужный слог имеется только на одном. Попросите его найти интересующий вас слог.

  2. Подставляем букву. Возьмите динамический кубик, покажите на нем ребенку слог, например, «ма», теперь подставьте буквы из одиночного кубика, «к», «л». Пропевая прочитывайте вместе, что получилось.

  3. Далее пробуйте прочитывать слова из слогов в двух динамических кубиках. Сложите знакомые слова, «мама», «деда», «лапа».

  4. Последующее занятие начните с повторения. Вспомните, как вы складывали слова на прошлом «уроке».

  5. Научите ребенка определять знакомые буквы в словах. Попросите малыша найти в одинарных кубиках буквы из знакомых слов, например, ищем «м», «а», «л», «д», «е». После того, как он нашел подходящие буквы, просим малыша составить из них знакомые слова.

  6. Покажите ребенку, как работают двойные кубики. Пусть он покрутит кубики со словом «мама». Покажите, что можно из него составить слово «Маша». Замечено, что при складывании имен, процесс обучения ускоряется.

Затем приступайте к введению новых слов. Начинаем с коротких слов, при этом постепенно добавляя более сложные слова.

Кубики Зайцева

Педагог Николай Зайцев считает, что читать по слогам детям сложно. Он предложил методику чтения по складыванию букв, по формированию образа через наглядные примеры с использованием конкретно-наглядного мышления. Кубики Зайцев наполнены глухостью, звонкостью, мягкостью. Они разные по содержанию, цвету и размеру. В комплекте имеются следующие кубики:

  1. большие с твердыми складами;

  2. маленькие с мягкими складами;

  3. двойные с сочетанием гласной и согласной;

  4. белый для обозначения знаков препинания;

  5. железные для обозначения звонких согласных;

  6. деревянные – глухих;

  7. голубые – гласные;

  8. синие – согласные;

  9. зеленые – мягкий и твердый знаки.

У детей формируются четкие образы, на основе ощущений, без опоры на образ. Они слышат склады, видят их, действуют по примеру. Простые занятия по кубикам Зайцева:

  1. Повесьте таблицу, входящую в набор.

  2. Покажите ребенку кубики. Отдайте весь набор сразу.

  3. Учитесь петь склады. Привяжите пение к разглядыванию кубиков. Не учите буквы и не заучивайте склады. Просто пропевайте.

  4. Покажите склады в таблице. Задача ребенка – взять нужный кубик, взрослого – показать склад на таблице. Пойте вместе.

  5. Учитесь писать указкой по таблице складов, не читая, а пропевая.

  6. Научитесь складывать свое имя, пропевая его, Нас-тя, Пе-тя, Ми-ша,

  7. Предложите игру. Настя поехала летом отдыхать к родственникам. Сначала она погостила у дяди Пети, затем у бабушки, потом у папы и у мамы. Соберите слова из кубиков, разложите их в разных углах комнаты. Проговаривая историю, малыш бегает из угла в угол к тому родственнику, которого вы назвали.

Играйте каждый день, неважно сколько времени, 10 минут или 30. Главное, заинтересовать ребенка.

Букварь Жуковой

Обучение по методике Надежды Жуковой очень популярно среди родителей. Педагог использует принцип выделения слога, а не отдельного звука при произношении слова. Обучение чтению по Жуковой:

  1. Не стоит учить с ребенком сразу все буквы. Начинаем знакомство с гласных. Объясняем, что их можно пропевать. Сначала малыша знакомим с гласными «А», «О», «У». Затем учим его складывать «АУ», «УА», «АО», «ОА», «ОУ» «УО». В таком сочетании родителям легче объяснить принцип слогов. Пусть ребенок сам ведет пальчиком по «дорожке» от одной буквы до другой, пропевает их. Таким образом он научится прочитывать сочетание двух гласных букв.

  2. Затем приступаем к знакомству с согласными. Причем ребенок также поет первый гласный звук, постепенно ведет пальчиком по «дорожке» и приходит к согласной, «УМ», «АМ».

  3. После чего происходит знакомство с согласной в начале слога, «ПА», «МА».

  4. После того, как малыш научился сливать слоги, пришла пора приступить к прочтению слов из двух слогов, «ОСА», «МАМА», «РАМА».

Одновременно с обучением чтению, учите малыша определять сколько звуков находится в слове. Пользуйтесь магнитной азбукой Жуковой для складывания на холодильнике, доске выученных слогов, слов.

Упражнения для обучения детей чтению

Как научить ребенка читать в 4 года

Ниже мы предложим некоторые упражнения, которые помогут научить ребенка читать:

  1. «Квадрат». Чертим любой квадрат, в клетках прописываем слоги, которые умеет читать ребенок. Просим его прочитать заданный слог, прочитать на одном выдохе полстолбика, показать только гласные буквы, показать названный взрослым слог.

  2. «Цепочка». Принцип игры как в «Города». Взрослый называет слово, ребенок называет следующее таким образом, чтобы первая буква слова соответствовала последней букве предыдущего слова.

  3. «Карточки». Предложите малышу карточки с короткими словами и соответствующую картинку. Пусть ребенок прочитает слово, найдет нужную картинку.

Общие советы

При обучении чтению детей родители совершают одни и те же ошибки, чтобы их избежать мы дадим общие несложные советы:

  1. Не нужно с ребенком учить буквы. Учите с ним звуки. То есть не «Бэ», а «Б», не «ЭМ», а «М». Пока он не научится читать, никаких звуков.

  2. Если малыш проявил заинтересованность к чтению, показывайте буквы в контексте всего слова. Пусть он сразу знакомится с тем, что буква редко идет одна, рядом с ней расположены другие буквы.

  3. Если вы твердо решили научить ребенка читать, то следите за длительностью занятий. Ведь еще недавно он прыгал и скакал, а теперь пришлось сесть на «урок». Чтобы не произошло отторжения, в первое время занимайтесь на более 5 минут. Усидчивость придется также развивать.

  4. В 4-летнем возрасте для детей подойдет методика послогового чтения. Для уроков можно воспользоваться кубиками Чаплыгина, Зайцева, букварем Жуковой. Ребенку проще начинать читать слогами. Собирать в слова он слоги начнет чуть позже.

  5. Чтобы ребенок стал читать по слогам, должно пройти время. Наберитесь терпения. Ему нужно понять, что «П» -«А» — это «ПА». Для этого мы советуем пропевать звуки, без прерывания. Предложите ребенку представить гласную букву лифтом. И при переходе с одной буквы на другую, с одного этажа на другой, человек не должен упасть. Это, как правило, ускоряет процесс соединения букв в слоги.

  6. Не давайте малышу сразу слова с большим количеством слогов. При учебе слогам начинайте с 2-4 слогов. Например, сначала отчитываем слоги с гласной «А», затем подключаем гласную «У». После того, как ребенок освоил чтение с определенными гласными, подключаем другие.

  7. Начинаем составлять слоги только с гласных, «АУ», «УА», «ИА», «ОУ». После того, как малыш освоил послоговое чтение гласных, подключаем согласные.

  8. После понятия принципа послогового чтения, озвучивания слогов, сразу проверяйте прочитанное на осмысленность. То есть, малыш прочитал «МА-МА», понял ли он, что это «мама».

  9. Если ребенок научился прочитывать слово полностью, не нужно с него требовать чтения всего предложения. На начальном этапе он механически читает написанное. Для опознавания предложения, а то и текста, нужна техника, для наработки которой потребуется время.

  10. Занятия должны быть не от времени к времени, а регулярными. Таким образом малыш лучше усваивает пройденный материал и отрабатывает усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но короткими. Начинаем с 5 минут, далее постепенно увеличиваем время до 15 минут, но не более. Длительные «уроки» могут «отбить» желание читать у ребенка.

  11. Следите за количеством информации, которую прочитал ребенок. Нельзя его перегружать. Нередко бывает, что в букваре на одной странице идут слоги, на другой уже тексты. Не ставьте цель дочитать до конца, особенно если малыш сопротивляется.

  12. Не идите на поводу у ребенка. Если он говорит, что читать научился, заниматься больше не нужно, постарайтесь найти компромисс.

  13. Хвалите своего ребенка. Он должен понимать, что все делает правильно, родители рады. В этом случае результативность будет лучше. Не бойтесь перехвалить малыша.

  14. Обратите внимание на разные шрифты. Малыш привыкает к чтению одного шрифта, перестает видеть другой. Пишите сами пройденные слоги, составляйте их из магнитной азбуки.

  15. Занимайтесь с малышом только в позитивной обстановке. Если уже «накатывает» от того, что он чего-то не понимает, выйдите из комнаты, прервите занятие на время, сделайте небольшую переменку.

Научить ребенка дома читать может любой человек. Главное делать это проявив терпение, понимание, что перед вами ребенок, к которому только-только начали выдвигать требования.


Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...