Чему можно научить ребенка в 1 год
Начать статью нужно с напоминания о том, что всему своё время. Для того, чтобы дети научились держать под контролем физиологические процессы своего организма, научились вставать, садиться, да хотя бы просто улыбаться, их мозг должен «созреть» до этих действий.
Твердо следует уяснить, что на разных этапах своего роста и взросления ребенок что –то не делает или делает не из-за капризов, нежелания или упрямства, а элементарно из-за того, что он ещё не может этого.
Речь здесь идет не только о элементарных навыках, но и о внимании, памяти, мышлении, абстрагировании и сложной, целенаправленной работе.
Как «покоряет» мир ребенок до одного года
В первый год своей жизни, ребенок тратит большую часть своего времени на то, чтобы «адаптироваться» в своем собственном теле, «одеться в него», научиться осознавать свои ощущения и чувства в нем (например, отличать страх от голода, боль в пальце от почесывания и зуда в шее), а главное – научиться им управлять, всем телом вообще и во всех частностях от опорно-двигательного аппарата до голосовых связок.
Кроме этого малышу нужно научится «считывать» множество звуков и зрительных образов, сопоставлять собственные действия с реакцией окружающих (например, крик и плач), определится с собственными ощущениями от окружающего внешнего и собственного внутреннего мира, - холода, жары, голода, жажды и т.п.
Вначале это все для ребенка царство хаоса и сплошной «винегрет» из чувств и ощущений, без отношения одного к другому, без представления о них, при полном непонимании того, что в отдельности с каждым нужно делать.
Для сравнения можно привести человека, который даже не научился управлять велосипедом и вдруг оказался за штурвалом звездолета. Вроде все в наличии и органы управления, и все приборы на месте, двигатели работают, турбины разгоняют аппарат, штурвал бери и в путь! А вот что нажать, за что потянуть и как это все получится, здесь проблема.
Вот и дергает за все подряд, методом тыка, проб и ошибок. А звездолет болтает, кренит, поднимает – роняет. Вообще, - родителям только кажется, что их ребеночек только спит, ест и отвлекает постоянно своими криками. Нет! Он трудится, он занят и загружен как крестьянская лошадь на пашне.
Самое важное, во всем сказанном, что в должной мере ребенок сможет управлять самим собой только к ЧЕТЫРЕМ годам. Процессы миелинизации участков головного мозга, отвечающих за эти функции, закончится именно к этому времени. Перескочить, ускорить или любым другим способом форсировать этот процесс невозможно физиологически.
Как устроено мышление годовалого ребенка
Как раз до возраста 3-4 лет мир самого ребенка и мир вокруг едины и не отделены друг от друга. Родители или воспитатели — это только часть этого мира, за ними не признается наличие собственных чувств, каких-то интересов, вообще собственной жизни. Если взрослый куда-то исчез на время, отлучился он временно «вычеркивается» в какое-то странное место «работа», «дела».
Вся его Вселенная – это пока то, что он сам видит, чувствует и фантазирует. Круг его интересов очерчен только тем, что связано с ним лично. Даже пространственная ориентация для него применима только по отношению к нему самому. То есть все эти «над», «под» и прочие «сверху – снизу» воспринимаются ребенком только по отношению к нему самому, в противном случае малыш просто не усвоит значение этих слов. Иначе он, пока, не способен понимать.
Любые способы «вторжения» в реальность ребенка со стороны взрослых с целью «причинить благо» будут восприняты им как одно из «событий его мира», а не как диалог с «иным разумом». Пока он не осмысливает это как диалог с некими отдельными сущностями, это еще впереди.
В этом возрасте мир ребенка похож на некую замкнутую, прозрачную сферу, все знания о том, что происходит вне этой сферы ограничены теми сведениями, которые малыш получает при «перекатывании» этой сферы вместе с ним в пространстве, сталкиваясь с какими-то объектами или препятствиями. Там снаружи, какие-то люди что-то делают, о чем-то пытаются говорить, но это конечно занимательно и не более того. В мире ребенка, как вы понимаете, на этот момент есть только один человек – это он сам. Конечно, если действие «снаружи» было достаточно сильным в учет оно безусловно принимается, но с учетом только той отдельной реальности в которой сейчас живет малыш.
Ещё одна немаловажная особенность ребенка, в отличии от взрослого он не умеет отличить реальность от вымысла. Он не разделяет объективную реальность от снов, игры воображения, фантазий. Реальное и нереальное будут переплетены в сознании дитя нераздельно. Не разделены четкими границами то, что является фантазией или игрой воображения и то что есть на самом деле или может быть реальностью. Это все пока для него единая действительность. Этот период сказки и реальности, - два в одном, длится аж до 6 лет. Только после шести он сможет проводить границу между тем и этим.
Об особенностях детского мышления можно почитать у доктора А. Курпатова, профессора Выготского Л.С
На что уже способен ребенок в первый год своей жизни
Теперь рассмотрим, что уже доступно ребенку в первый год пребывания в этом сложном мире:
-
Способность к узнаванию всех близки, проявление радости при их появлении.
-
Проявляет активную эмоциональность, при расположении к взрослому целует и обнимает, может выразить недовольство в ответ на запреты или строгий тон голоса.
-
Появляется реакция на музыку, движение в такт и «подпевание» в ритм.
-
Большинство детей быстро ползает, встает, забирается на мебель (диван, кресла и т.п.), ходит держась за руку взрослого или самостоятельно, но пока не очень уверенно.
-
Овладевает простейшими бытовыми навыками, - откусывать и жевать хлеб и печенье, пытается есть ложкой, пьет из бутылочки иногда и из кружки. Может помогать взрослому себя умывать и одевать, подставляя ноги и руки. Может собирать игрушки в коробку
-
Овладевает пониманием слова «нельзя», но не всегда ему следует.
-
Способен различать основные цвета, узнавать и показывать на картинках животных и предметы обихода.
-
Способность сосредоточиться на одном занятии не выше 5 минут.
-
Словарный запас от 3 -4 до 10-15 слов, хотя может и не говорить вовсе. Речь наполнена междометиями, эмоциями, звуками. «Общается» ребенок чаще всего сам с собой, но при обращении и «участии в разговоре» взрослого активно откликается.
Пожалуй, это обрисовывает общую картину, но если нужны сугубые детали их можно прочесть здесь.
Чему учиться будем?
Без усвоения предыдущего материала обучение годовалого ребенка может носить перегибы в обе стороны. Для того, чтобы не «занижать планку» и не «перегибать палку» воспитатель должен иметь представление с каким человеком ему «придется иметь дело» и как можно построить свою воспитательную деятельность.
Все современные методики раннего развития, которые имеют место быть на вооружении системы образования и обучения детей младшего дошкольного возраста не являются полностью полными и завершенными для малыша. Опираться в своей основе лучше на классику, а именно Водовозова Е.Н. - «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста».
Развитие ребенка, вне зависимости от возраста, строится на удовлетворении его возрастных потребностей, игры, игрушки и другие подсобные материалы предлагаются ребенку в расчете на ближайшую возможную перспективу его ожидаемых потребностей.
Развитие ребенка желательно построить по всем основным направлением, всего их три. Далее рекомендации практических занятий в контексте этих направлений.
Физиологическое направление
-
Потребность в физической активности, развитие крупной моторики. Обычно ребенок сам удовлетворяет эту потребность, залезая на все и под все предметы домашнего интерьера, а при прогулке на все доступные элементы детской площадки. От взрослого требуется только пристальное внимание и своевременная страховка юного исследователя. Но если взрослый не желает довольствоваться малым, а жилая площадь и кошелек позволяет, что же, сейчас есть масса различных спортивных комплексов для малышей.
-
Наряду с изучением «рельефа» местности и занятиях на спортивном комплексе развитию крупной моторики способствуют активные игры и игрушки (мячи, «попрыгуны», крупные машинки).
-
Развитие мелкой моторики – формируется и закрепляется при играх с конструкторами, пазлами, кубиками и другими играми с использованием мелких деталей (размер с поправкой на возраст), а также кинетическим песком и глиной, книги с использованием наклеек, игры с пальчиками. Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, при стимуляции пальцев, стимулируются и центры речи ребенка.
-
Формирование и развитие слуха, строится на основе игр и мелодий, которые издают знакомые малышу предметы.
-
Тактильные ощущения. Предоставлять ребенку попробовать и изучить как можно больше различных текстур, не только ручками, но и ножками.
Например, взяв две пары носочков, первые одеть ребенку, во вторые насыпать мелкую крупу и одев на ноги равномерно распределить по стопе. Дать ребенку походить. Это и массаж и очень нравится ребенку, а также незаметная работа множества мышц в стопе. В этом же ключе есть игры на раскрытие свойств температуры объектов, - на полу разложены полотенца, смоченные в теплой и холодной воде, ребенку предлагается походить по ним, сравнивая ощущения и обучая понятию горячо/холодно.
Интеллектуальное направление
-
Расширение кругозора через рассмотрение окружающей среды, визуально и тактильно.
-
Игры с карточками, можно посмотреть методику Шичида.
-
Сейчас есть масса интересных книг для годовалых детей, при правильной подборке они станут «дверью» в радость будущего чтения.
-
Начиная со второго года ребенок в состоянии воспринимать простейшие логические цепочки и понятия, а также хорошо усваивает изучение цветов.
-
Рекомендуется начинать занятия рисованием и лепкой, пока в качестве ознакомления. Сильной заинтересованности они пока не вызовут, но для ознакомления и с заделом на будущее это полезно.
Социальное направление
-
Развивать отношения с близкими людьми. Искать пути установления гармонии отношений и полного доверия ребенка, для этого потребуется понимание ребенка. Здесь потребуется изучение серьезной литературы. В том, числе и по ссылкам в этой статье.
-
Потребность в общении с другими детьми в этом возрасте отсутствует, она появится не раньше 6-7 лет, поэтому не о какой социализации сейчас беспокоится не стоит.
Стоит резюмировать, ребенок психологически устроен совершенно не так, как взрослый. Его мир состоит из других понятий и элементов, поэтому работать с ним и взаимодействовать не легко.
Однако, просто ожидать, когда ребенок доберется до нашего уровня осознания и мышления и ничего не делать – это значит допустить столько ошибок, что, когда он дорастет, то просто не захочет поддерживать с нами отношения. Поэтому стремится понять ребенка, есть основная задача в его адекватном воспитании со стороны взрослого.
Статья составлена на основании книг Л.С. Выготского «Мышление и речь», А. Курпатова «Счастливый ребенок», Водовозовой Е.Н. «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста»; материалов с сайтов и родительских форумов: mamazanuda.ru, razvivalo4ki.ru, elib.vsmu.by/bitstream и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.
Оцените статью |
|