Что должен знать и уметь ребенок в 10-12 лет
Содержание
Взрослея, ребенок полностью меняется и перестраивает свое мышление. По мере формирования нейронных связей и миелинизации участков головного мозга человек проходит пять возрастных этапов изменения личности. По сути, на каждом этапе взросления мы имеем дело с другим человеком, каждый из которых со своим способом взаимодействия с окружающим его миром. При этом физически это один и тот же ребенок.
Если взрослому кажется, что он таким в этом возрасте не был, то ему это только кажется. Память и сознание имеют интересное свойство, - рационализировать и упрощать воспоминания, отталкиваясь от текущей модели используемого нами способа мышления. Для того чтобы понять ребенка в любом возрасте, нужно первым делом понять, как он мыслит. С этого и начнем.
Мышление ребенка в возрасте 10 – 12 лет
Для усвоения каждой конкретной функции мозг ребенка должен «дозреть», все соответствующие пути нервных связей проходят формирование, отстраиваются и начинают работать. Принцип один, для всех навыков, - начинается с внешнего воздействия - метод проб и ошибок - фиксация выработанного навыка - закрепление.
Это то, что происходит «снаружи» при обучении навыкам и умениям. «Внутри» же, нужный для этого навыка нервный путь, соединяющий очень большое множество клеток и их отростков, выстраивается в мозге и изолируется фиксацией клетками глии. На каждый возрастной период только ограниченное количество ресурса, единое для всех людей. В общем, - выше головы прыгать не стоит, - это следует усвоить сразу.
Только к 10 годам у ребенка появляется способность к «заучиванию» чего-либо, до этого времени работает врожденная способность к «запоминанию», основанная на заинтересованности, если интереса нет, - навык не усвоится. Раньше мозг ребенка в нужный «формат» не войдет, чисто физически.
Внимание ребенка будет рассеянным и не сконцентрированным, он будет отвлекаться на все внешние раздражители и «считать ворон» до 12 лет. Только в этом возрасте у ребенка сформируются те центры головного мозга, которые отвечают за «произвольное внимание», т.е. ту способность, которая позволяет отсечь все второстепенное и сосредоточится на том, что сейчас важно. Однако скоро и оно будет подавлено периодом полового созревания, но об этом подробнее будет дальше.
Возраст от 10 до 12-14 лет, т.е. до пубертата (полового созревания и появления «вторичных половых признаков») обусловлен формированием у ребенка достаточно четких представлений о себе самом и о происходящем вокруг, а также о других людях. Именно с этого момента мозг ребенка позволяет ему стать «личностью», в нашем представлении об этом термине. С детьми в этом возрасте можно разговаривать и договариваться исходя из логики и здравого смысла, а не путем торга «ты мне это– я тебе то».
С одной стороны, взрослому так легче говорить с ребенком, с другой стороны, как всякая личность, ребенок становится «сам себе на уме». Дети начинают пытаться выстроить свою жизнь независимо от взрослых, больше не пользуясь их мнением как непреложным авторитетом. Детям ясно, что от них хотят взрослые, в целом на данный момент, без перспективы в будущее, это им пока не доступно. Ребенок понимает, чего хочется ему самому, а дальше идет игра, за то, чтобы «выиграть» у взрослого.
Как хорошо сказал писатель Борис Замятин: «Сколько человека ни воспитывай, он все равно хочет жить хорошо».
В этом возрасте ребенок может, начать защищаться от императивных требований родителей используя сознательно ложь, выстраивая обман по всем правилам стратегии и тактики. Однако не стоит его обвинять, даже если жизнь его внешне благополучная. Вспомним, всякая независимость, а для ребенка во сто крат больше, потому как для него это первый опыт, не дастся даром. Сейчас у него начинается самостоятельный путь, на котором будут неудачи, горести ошибок и неизбежные травмы.
Будет полезно почитать по этой теме, по возможности, ученицу знаменитого психолога и практика Выготского Л.М. Божович Л.И.«Проблемы формирования личности: избранные психологические труды», в интернете и того же доктора А. Курпатовпа «Счастливый ребенок».
Половое созревание и его влияние на детей
Родители зачастую не замечают проблем и трудностей, с которым сталкивается ребенок этого возраста на этом этапе взросление. Происходит это потому, что трудности у ребенка не в отношениях с родителями, родители отходят для него на второй план. Начинается его взаимодействие с социумом, а именно со сверстниками. Это очень серьезная проблема для детей, решением которой они будут заниматься вплоть до 14 лет, при этом постепенно входя в период полового созревания.
Из наблюдений психологов установлено, что именно в этом возрасте основной потребностью ребенка становится поиск своего места в группе. Внутри класса начинается деление на группы, в них возникают «пацаны с понятиями», «ботаны», «девочки – няшки» и «девочки – надежда – школы».
Потребность группироваться является базовой потребностью социализации ребенка. Для того, чтобы чувствовать себя нужным и востребованным, нужно «обнаружить» себя в среде себе подобных. Зачастую это довольно непросто сделать, далеко не всем детям удается занять место в соответствующей группе или ощущать себя комфортно в той группе, в которую пришлось «вписаться».
На этом фоне и в этой нелегкой борьбе за «место под солнцем» начинает стремительно нарастать различие между полами. У девочек уже с 9 – 10 лет идет половое созревание, к 11 годам у некоторых уже появляется менструальный цикл, начинает формироваться грудь. Мальчики идут с «опозданием» у них процесс начнется в 11-12 лет. Пока мальчики продолжают играть и пребывать в своих фантазиях девочки уже начинают формироваться как девушки. Таким образом, девочки уже начинают копировать поведение женщин, стремятся походить на девушек и женщин постарше. В классе между повзрослевшими барышнями и мальчишками, еще не вступившими в период пубертата, нередко возникают конфликты.
В этом возрасте у мальчишек развивается креативность и оригинальность мышления. При решении задач они ищут нестандартные способы, могут ярко проявлять творческое начало. Девочки более консервативны, используют шаблоны и решения по изученным и хорошо знакомым способами.
При достижении возраста 11-12 лет расстановка приоритетов вновь меняется, мальчишки больше начинают интересоваться противоположным полом. В их среде начинает расти конкуренция и желание выделится. У обоих полов на фоне роста гормональных изменений наблюдается повышение возбудимости нервной системы, нарастает психологический дискомфорт, теряется возможность контролировать свои эмоции.
Подробней про особенности возрастной психологии можно прочесть здесь.
Что способен усвоить и чему может научиться ребенок в 10 -12 лет
Хорошие родители, - это в первую очередь адекватные родители, прочитав все вышеизложенное, необходимо понять какие большие трудностями столкнется ребенок в этом периоде взросления. Поэтому, хороший родитель, помогая преодолеть эти трудности, прокладывает дорогу для каждого, отдельного шага к успехам своего чада положительными, мотивирующими подкреплениями.
Действуя так можно стимулировать ребенка на усвоение школьной программы, хотя это не суть главного. Здесь главное, чтобы ребенок научился схватывать мысль и умел сконцентрироваться на решении задач, большего от этого возраста не требуется. Еще было бы не плохо вовремя обнаружить таланты ребенка и направить их с помощью развивающих кружков, секций и мастер – классов.
В бытовом же плане, при правильном подходе к обучению и воспитанию ребенок способен делать следующие вещи:
-
Убрать в квартире, пропылесосить, помыть полы, протереть пыль.
-
Пользоваться стиралкой и стирать вручную мелкие вещи.
-
Готовить блюда простые и средней сложности, пользуясь плитой, духовкой, микроволновой и некоторыми кухонными приборами, мыть посуду.
-
Ухаживать за домашними питомцами.
-
Помогать по уходу за младшими детьми.
В плане социализации и планирования повседневной деятельности вполне реально и полезно обучить ребенка:
-
Контролировать время, распределяя задачи на текущий день.
-
Отстаивать свое мнение, опираясь на аргументы и доводы.
-
Адекватно принимать справедливую критику и делать выводы.
-
Стоять за себя при возникновении острых ситуаций.
-
Находить выход и решение в конфликтах.
-
Проявлять ответственность, выполнять поручения.
-
Распоряжаться деньгами, научиться копить.
-
Оставаться самостоятельно дома, обходиться без родителей на небольшой промежуток времени.
-
Выбирать товар в магазине исходя из усвоенных характеристик, информации на упаковках и цены.
Очень важно выразить доверие своему ребенку в этом возрасте, признать его как личность, выполнением самостоятельно вышеперечисленных вещей подчеркнуть это доверие. Через ощущение доверия со стороны, близкого взрослого человека, ребенок подсознательно будет стремиться, соответствовать ожиданиям, которые возлагают на него взрослые.
Статья составлена на основании собрании трудов - Божович Л.И.«Проблемы формирования личности: избранные психологические труды», авторов работ по возрастной психологии chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru, книги Андрея Курпатов «Счастливый ребенок» и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.
Оцените статью |
|
22.11.2024