Что такое логоритмика


Содержание


  1. Цель и задачи
  2. Основы и структура занятий по логоритмике
  3. В каких случаях логоритмика будет полезна
  4. Можно ли самостоятельно заниматься дома
Обновлено: 21.04.2021 15:14:46

Логоритмика – это система коррекции, состоящая из специальных упражнений, приемов, заданий и игр на основе слов, музыки и ритмичных движений, объединённых в единую программу действий. С помощью этого метода логопед, при проведении занятий, работает не только над постановкой правильной речи ребенка, но одновременно прорабатывает артикуляцию, мелкую и общую моторику.

Дети легко и за короткий промежуток времени могут развить речь, навыки движений, получают основные азы по преодолению трудностей, развивают творческий потенциал.

Правильно составленный «микс» из движений, слов и музыкальных композиций поможет детям правильно и красиво разговаривать, а в ряде случаев даже излечить заикание.

4032894029384021.jpg

Цель и задачи

Целью ставится укрепление у ребенка правильной мимики лица, установление оптимального ритма дыхания при произношении речи, формирование фонетической системы, тренировка мелкомоторной деятельности и крупной моторики. Детей обучают объединять подвижную деятельность и разговор объединяя их единым ритмом, учат координации движений и пространственной ориентации, вырабатывать и совершенствовать интонацию произношения.

Задачи метода:

  1. Коррекция осанки, формирование разных видов моторики при различных ритмах и скорости подвижных упражнений.

  2. Исправление и полная ликвидация скованности движений, напряжения в мышечных тканях тела и лица, согласование гармоничности взаимодействия конечностей.

  3. Обучение легкости, непринуждённости и естественности движений и жестикуляции.

  4. Отработка имитации действий.

  5. Речевая и слуховая тренировка внимания и его закрепление.

  6. Общее развитие речи (сила голоса, отчетливость, звучание), правильное произношение и ритмика дыхания.

Более детально с теоретической частью предмета можно ознакомиться в учебной литературе, к примеру: Шашкина Г.Р.  Волкова Г.А.

Основы и структура занятий по логоритмике

Продолжительность занятия составляет от 30 до 40 минут, зависит от возрастной группы детей. Занятия проводит логопед и музыкальный педагог, либо один логопед с использованием технических средств для воспроизведения музыки.

В качестве основных средств этой программы занятий используются:

  1. дыхательные приемы, тренирующие голос и само дыхание;

  2. разнонаправленная ходьба, различными способами;

  3. вокал;

  4. приемы, развивающие ритмичные музыкальное ощущения;

  5. приемы и практики, развивающие дикцию без аккомпанемента;

  6. ритмические тренировки;

  7. упражнения, на формирование всех навыков моторики.

Построение занятия должно быть оформлено как увлекательное для ребенка действие, основанное на единой сюжетной линии. Численность обучаемых составляет 4-5 ребенка, по возрасту может быть смешанной, либо одновозрастной от 2-3 до 6 лет.

Формирование группы происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка для достижения общей вовлеченности детей в процесс выполнения упражнений и достижения максимального эффекта. С заикающимися детьми занятия строятся по специфическим программам использующих специальные упражнения речевого дыхания, вырабатывающие синхронность между движением и речью. Можно посоветовать почитать на эту тему Лопатину Л.В.

В каких случаях логоритмика будет полезна

480239842011.jpg

Применять занятия по программе логоритмики стоит к следующей категории детей:

  1. заикающихся или расположенных к этому (передается по наследству);

  2. разговор, слишком замедленный / ускоренный («глотает» буквы, слоги), либо прерывистая;

  3. недоразвитый вестибулярный аппарат и моторика;

  4. задержки в речевом развитии, дефекты в произношении звуков, дизартрия;

  5. период активного формирования центров в головном мозге отвечающих за речь (средний показатель по возрасту от 2,5 до 4 годиков).

Основные методики и задания логоритмики, которые применяются для занятий с детьми:

  1. Гимнастика для пальцев, - исполнение песен и стихов в сопровождении движения рук, пальчиков. Тренирует мелкомоторную активность, улучшают слуховую и речевую память. Формирует гармоничность и отчетливость речи.

  2. Игры на основе музыкальной ритмики. Предназначены развивать речь, внимательность, ощущения ритма, способность пространственного ориентирования.

  3. Тренировка вокала на базе тренировки произношения и специальной логопедической гимнастики. Развитие подвижности и общее укрепление мышц артикуляционных органов (гортани, голосовых складок, языка и тд.)

  4. Постановка вокала и певческих навыков, - фонопедические упражнения, скороговорки, чистоговорки. Применяются для изучения идентичных звуков, корректировки произношения звуков, укрепления гортани, формируют речевое дыхание.

  5. Развитие словесного творчества. Увеличение словарного запаса.

  6. Формирование коммуникативных навыков на базе танцевальных и игровых упражнений. Развивают абстрактное, образно - вербальное мировосприятие и чувства взаимодействия с окружающими на уровне эмоций. Развивают у ребенка позитивное ощущение себя как личности и учат невербальному общению.

  7. Упражнения по тренировке общей моторики. Заключаются в создании и усвоении ребенком базовых основ мышечно – двигательной активности, улучшении координации движений.

  8. Занятия, развивающие мимику.

Можно ли самостоятельно заниматься дома

430294823091.jpg

Занятия логоритмикой дома проводить вполне реально и даже желательно, но в идеале эти занятия должны быть дополнительными к основной базе занятий, которые будет проводить специалист. Имеющий опыт и навыки, способный провести адекватную оценку результатов и внести корректировку. К тому же опытный преподаватель – логопед способен лучше поддерживать дисциплину. Занятия в группе для многих детей более приятны и занимаются малыши более охотно.

Впрочем, если со специалистами пока не сложилось, да и если ваши занятия с малышом носят дополнительный характер лучше учесть ряд ключевых моментов.

  1. Основой занятия должно стать подражание. Занятие выстраивается таким образом: взрослый показал – ребенок продублировал. Заучивание станет лишним в этом возрасте и совершенно не эффективным. Всё идет пошагово – от одного занятия к другому. Текст читается взрослым, располагая и стимулируя дитё к повторению, через некоторое время ребенок подключится. Научившемуся повторять в необходимом темпе и безошибочно все выражения и слова ребенку, нужно дать возможность проявить инициативу.
  2. Рассчитывать на быстрый результат не стоит. Занятия нужно проводить всего два раза в неделю. В случаях с заиканием детей, - четыре. Эффект наступит не сразу, нужно настроиться на ожидание от полугода до года.
  3. Любое занятие с детьми, логоритмика не исключение, должно проходить весело, приносить удовольствие ребенку, иначе не будет интереса. А не будет интереса и эффективность может снизиться даже до нуля. Необходимо использовать яркие, привлекающие внимание предметы и вещи - изображения, игрушки, броскую одежду, вплоть до карнавальных костюмов, если они не будут стеснять движений. Любое оформление занятия, которое доставит минуты радости ребенку.
  4. С одной стороны, нужно добиваться выполнения упражнения на отлично, постоянно совершенствуя мастерство. С другой стороны, нужно видеть меру и, если, что-то не получается освоить в течении нескольких попыток, лучше отложить на время выполнение этого задания. Однако позже следует обязательно к нему вернуться.
  5. К подбору музыки отнестись следует внимательно, выбирая лучше опираться на классику. Медленные элементы занятия хорошо сопровождать вальсами, для подвижной хорошо подойдут марши, для самой «бурной» части хорошо взять что-нибудь, например, из Моцарта. Стоит также создать подборку детских песен и записей звуков природы.
  6. Главным ориентиром в занятии является сам ребенок. Если что-то не пошло и не получается не стоит бояться эксперимента. Варьировать можно с упрощением задание, разделением его на более короткие части. В случае неудач при выполнении конкретных элементов мелкой моторики или звуков, можно увеличить количество соответствующих упражнений. Основной принцип, - объединить вместе музыку, подвижные упражнения и речевую практику, во всем прочем экспромт и фантазия только приветствуются.
  7. Речевые упражнения требуют скрупулезной тщательности. Текст стихов проговаривается таким образом, чтобы ребенку было наглядно и доступно соотношение движений тела (рук, ног, корпуса) с ритмом произношения. Последовательность проста, - повторение детьми «показа» за взрослым, а потом самостоятельно в заданном ритме напевая или проговаривая слова.
  8. Терпение и еще раз терпение! Дети, особенно маленькие, «считывают» эмоции взрослого. Не его слова, их они чаще всего даже не могут пока полностью осмыслить, а именно эмоции. Если при занятиях ребенок начнет чувствовать раздражение или недовольство взрослого он может «закрыться» и не будет выполнять упражнение. Не бросайте и не отказывайтесь от занятий, даже если результат будет казаться недостижимым.

Успех любых занятий с детьми и усвоение ими материала, не только в логоритмике, а вообще во всем процессе воспитания и обучения очень сильно зависит от заинтересованности им ребенка, получение от него удовольствия. Следует быть внимательным к малышу, подобрать соответствующий его темпераменту ритм и улучшения обязательно будут. Вышеуказанная литература Вам в помощь.

Статья составлена на основании материалов учебной литературы по логоритмике следующих авторов: Шашкина Г.Р.; Волкова Г.А.; Лопатиной Л.В. и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.


Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...