Что такое логоритмика
Логоритмика – это система коррекции, состоящая из специальных упражнений, приемов, заданий и игр на основе слов, музыки и ритмичных движений, объединённых в единую программу действий. С помощью этого метода логопед, при проведении занятий, работает не только над постановкой правильной речи ребенка, но одновременно прорабатывает артикуляцию, мелкую и общую моторику.
Дети легко и за короткий промежуток времени могут развить речь, навыки движений, получают основные азы по преодолению трудностей, развивают творческий потенциал.
Правильно составленный «микс» из движений, слов и музыкальных композиций поможет детям правильно и красиво разговаривать, а в ряде случаев даже излечить заикание.
Цель и задачи
Целью ставится укрепление у ребенка правильной мимики лица, установление оптимального ритма дыхания при произношении речи, формирование фонетической системы, тренировка мелкомоторной деятельности и крупной моторики. Детей обучают объединять подвижную деятельность и разговор объединяя их единым ритмом, учат координации движений и пространственной ориентации, вырабатывать и совершенствовать интонацию произношения.
Задачи метода:
-
Коррекция осанки, формирование разных видов моторики при различных ритмах и скорости подвижных упражнений.
-
Исправление и полная ликвидация скованности движений, напряжения в мышечных тканях тела и лица, согласование гармоничности взаимодействия конечностей.
-
Обучение легкости, непринуждённости и естественности движений и жестикуляции.
-
Отработка имитации действий.
-
Речевая и слуховая тренировка внимания и его закрепление.
-
Общее развитие речи (сила голоса, отчетливость, звучание), правильное произношение и ритмика дыхания.
Более детально с теоретической частью предмета можно ознакомиться в учебной литературе, к примеру: Шашкина Г.Р. Волкова Г.А.
Основы и структура занятий по логоритмике
Продолжительность занятия составляет от 30 до 40 минут, зависит от возрастной группы детей. Занятия проводит логопед и музыкальный педагог, либо один логопед с использованием технических средств для воспроизведения музыки.
В качестве основных средств этой программы занятий используются:
-
дыхательные приемы, тренирующие голос и само дыхание;
-
разнонаправленная ходьба, различными способами;
-
вокал;
-
приемы, развивающие ритмичные музыкальное ощущения;
-
приемы и практики, развивающие дикцию без аккомпанемента;
-
ритмические тренировки;
-
упражнения, на формирование всех навыков моторики.
Построение занятия должно быть оформлено как увлекательное для ребенка действие, основанное на единой сюжетной линии. Численность обучаемых составляет 4-5 ребенка, по возрасту может быть смешанной, либо одновозрастной от 2-3 до 6 лет.
Формирование группы происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка для достижения общей вовлеченности детей в процесс выполнения упражнений и достижения максимального эффекта. С заикающимися детьми занятия строятся по специфическим программам использующих специальные упражнения речевого дыхания, вырабатывающие синхронность между движением и речью. Можно посоветовать почитать на эту тему Лопатину Л.В.
В каких случаях логоритмика будет полезна
Применять занятия по программе логоритмики стоит к следующей категории детей:
-
заикающихся или расположенных к этому (передается по наследству);
-
разговор, слишком замедленный / ускоренный («глотает» буквы, слоги), либо прерывистая;
-
недоразвитый вестибулярный аппарат и моторика;
-
задержки в речевом развитии, дефекты в произношении звуков, дизартрия;
-
период активного формирования центров в головном мозге отвечающих за речь (средний показатель по возрасту от 2,5 до 4 годиков).
Основные методики и задания логоритмики, которые применяются для занятий с детьми:
-
Гимнастика для пальцев, - исполнение песен и стихов в сопровождении движения рук, пальчиков. Тренирует мелкомоторную активность, улучшают слуховую и речевую память. Формирует гармоничность и отчетливость речи.
-
Игры на основе музыкальной ритмики. Предназначены развивать речь, внимательность, ощущения ритма, способность пространственного ориентирования.
-
Тренировка вокала на базе тренировки произношения и специальной логопедической гимнастики. Развитие подвижности и общее укрепление мышц артикуляционных органов (гортани, голосовых складок, языка и тд.)
-
Постановка вокала и певческих навыков, - фонопедические упражнения, скороговорки, чистоговорки. Применяются для изучения идентичных звуков, корректировки произношения звуков, укрепления гортани, формируют речевое дыхание.
-
Развитие словесного творчества. Увеличение словарного запаса.
-
Формирование коммуникативных навыков на базе танцевальных и игровых упражнений. Развивают абстрактное, образно - вербальное мировосприятие и чувства взаимодействия с окружающими на уровне эмоций. Развивают у ребенка позитивное ощущение себя как личности и учат невербальному общению.
-
Упражнения по тренировке общей моторики. Заключаются в создании и усвоении ребенком базовых основ мышечно – двигательной активности, улучшении координации движений.
-
Занятия, развивающие мимику.
Можно ли самостоятельно заниматься дома
Занятия логоритмикой дома проводить вполне реально и даже желательно, но в идеале эти занятия должны быть дополнительными к основной базе занятий, которые будет проводить специалист. Имеющий опыт и навыки, способный провести адекватную оценку результатов и внести корректировку. К тому же опытный преподаватель – логопед способен лучше поддерживать дисциплину. Занятия в группе для многих детей более приятны и занимаются малыши более охотно.
Впрочем, если со специалистами пока не сложилось, да и если ваши занятия с малышом носят дополнительный характер лучше учесть ряд ключевых моментов.
- Основой занятия должно стать подражание. Занятие выстраивается таким образом: взрослый показал – ребенок продублировал. Заучивание станет лишним в этом возрасте и совершенно не эффективным. Всё идет пошагово – от одного занятия к другому. Текст читается взрослым, располагая и стимулируя дитё к повторению, через некоторое время ребенок подключится. Научившемуся повторять в необходимом темпе и безошибочно все выражения и слова ребенку, нужно дать возможность проявить инициативу.
- Рассчитывать на быстрый результат не стоит. Занятия нужно проводить всего два раза в неделю. В случаях с заиканием детей, - четыре. Эффект наступит не сразу, нужно настроиться на ожидание от полугода до года.
- Любое занятие с детьми, логоритмика не исключение, должно проходить весело, приносить удовольствие ребенку, иначе не будет интереса. А не будет интереса и эффективность может снизиться даже до нуля. Необходимо использовать яркие, привлекающие внимание предметы и вещи - изображения, игрушки, броскую одежду, вплоть до карнавальных костюмов, если они не будут стеснять движений. Любое оформление занятия, которое доставит минуты радости ребенку.
- С одной стороны, нужно добиваться выполнения упражнения на отлично, постоянно совершенствуя мастерство. С другой стороны, нужно видеть меру и, если, что-то не получается освоить в течении нескольких попыток, лучше отложить на время выполнение этого задания. Однако позже следует обязательно к нему вернуться.
- К подбору музыки отнестись следует внимательно, выбирая лучше опираться на классику. Медленные элементы занятия хорошо сопровождать вальсами, для подвижной хорошо подойдут марши, для самой «бурной» части хорошо взять что-нибудь, например, из Моцарта. Стоит также создать подборку детских песен и записей звуков природы.
- Главным ориентиром в занятии является сам ребенок. Если что-то не пошло и не получается не стоит бояться эксперимента. Варьировать можно с упрощением задание, разделением его на более короткие части. В случае неудач при выполнении конкретных элементов мелкой моторики или звуков, можно увеличить количество соответствующих упражнений. Основной принцип, - объединить вместе музыку, подвижные упражнения и речевую практику, во всем прочем экспромт и фантазия только приветствуются.
- Речевые упражнения требуют скрупулезной тщательности. Текст стихов проговаривается таким образом, чтобы ребенку было наглядно и доступно соотношение движений тела (рук, ног, корпуса) с ритмом произношения. Последовательность проста, - повторение детьми «показа» за взрослым, а потом самостоятельно в заданном ритме напевая или проговаривая слова.
- Терпение и еще раз терпение! Дети, особенно маленькие, «считывают» эмоции взрослого. Не его слова, их они чаще всего даже не могут пока полностью осмыслить, а именно эмоции. Если при занятиях ребенок начнет чувствовать раздражение или недовольство взрослого он может «закрыться» и не будет выполнять упражнение. Не бросайте и не отказывайтесь от занятий, даже если результат будет казаться недостижимым.
Успех любых занятий с детьми и усвоение ими материала, не только в логоритмике, а вообще во всем процессе воспитания и обучения очень сильно зависит от заинтересованности им ребенка, получение от него удовольствия. Следует быть внимательным к малышу, подобрать соответствующий его темпераменту ритм и улучшения обязательно будут. Вышеуказанная литература Вам в помощь.
Статья составлена на основании материалов учебной литературы по логоритмике следующих авторов: Шашкина Г.Р.; Волкова Г.А.; Лопатиной Л.В. и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.
Оцените статью |
|