Ребенок в год не ходит, что делать родителям


Содержание


  1. Возможные причины
  2. Когда стоит обращаться за медицинской помощью
  3. В чем заключается принцип медицинского обследования
  4. Что следует предпринять если ребенок не ходит или ходит очень плохо
Обновлено: 08.11.2022 15:58:27

После первого в своей жизни дня рождения перед ребенком открываются совершенно новые перспективы, связанные с тем, что ребенок начинает ходить. Спектр его возможностей расширяется просто колоссально, и он переходит от изучения себя самого к изучению своего мира. Который он воспринимает именно как свой, а не как внешний мир.

Однако к году ребенок может не начать ходить. Насколько эта ситуация критична, стоит ли сразу бить тревогу и где в этом случае та самая «норма» развития. Об этом и пойдет речь в статье.

Ребенок в год не ходит

Возможные причины

В среднем большинство детей начинает ходить именно на двенадцатом месяце своей жизни. Этому событию должны предшествовать некоторые предварительные этапы подготовки. Они не обязательно должны быть, но их наличие в процессе роста и взросления малыша весьма желательно. Это следующие действия:

  1. Освоил переворачивание;

  2. Умеет хорошо садиться и уверенно сидеть;

  3. Ползает проворно;

  4. Умеет вставать при помощи опоры и шагать вдоль нее.

Теперь следует вспомнить, в каком возрасте малыш осваивал все эти навыки последовательно. Если все вышеперечисленные навыки или некоторые из них ребенок освоил позже своих сверстников и задержка составляет от 4 до 6 недель, значит его время просто не пришло, и он пойдет в ближайшие 2-3 месяца.

Есть второй вариант, - ребенок попросту боится делать первые шаги. Следует внимательней проследить за малышом, вполне вероятна ситуация, когда после нескольких неудачных падений у него пропадает стремление ходить самостоятельно.

В обоих случаях вопрос решается систематической тренировкой навыка ходьбы. Необходимо ходить с малышом держа его за руку.

Следующим этапом для определения причины и решения вопроса будет установить, а есть ли у малыша предпосылки к самостоятельной ходьбе. Это означает - имеет ли ребенок навык самостоятельно вставать у опоры и двигаться, перешагивая вдоль нее. Если он это делает легко и тренирует себя в этом навыке, то значит все в пределах нормы и ребенок скоро пойдет. Если же отсутствуют даже попытки — это делать, это должно вызвать у взрослых обеспокоенность и вполне может стать поводом для обращения к врачу.

Однако прежде чем обращаться за медицинской консультацией надо выяснить ряд моментов:

  1. Взрослые не дают возможности для самостоятельного перемещения ребенка по квартире.

  2. Малыш просто «прописан» в кровати, в лучшем случае манеже и живет там постоянно из-за мнимых страхов холодного пола, опасностей, которые он таит и отсутствия на нем гигиены.

  3. Ребенку не дают «тренироваться» и он постоянно окружен своими игрушками, а те вещи, на которые он укажет пальчиком ему тут же подают, не дав ему возможности попытаться «добыть» их самостоятельно.

  4. Отсутствуют и другие стимулы, не только для того, чтобы встать или ходить, но даже пытаться заговорить. Всё попадает к нему сразу и взрослые наперебой стремятся угадать все его желания.

Если все так и есть, то нужно по пунктам менять свое отношение к развитию дитя. Окружающая обстановка и сам склад характера ребенка имеют решающую роль в сроках начала самостоятельной ходьбы. Спокойные дети пойдут позже, а те, которым позволено много лениться ещё позже. Раньше всех начинают самостоятельно ходить маленькие непоседы.

Когда стоит обращаться за медицинской помощью

Если условия для того, чтобы малыш стремился двигаться самостоятельно соблюдены, а он не пытается сидеть или начать ползать, следует обратиться к медицинским специалистам. В этом случае причинами могут быть:

  1. Генетические особенности организма ребенка, обусловленные наследственными или приобретенными изменениями;

  2. Слабо развитая мускулатура;

  3. Нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата;

  4. Проблемы, связанные с головным мозгом, обусловленные различного рода поражениями центров, отвечающих за движение, либо самих клеток мозга или гипоксии;

  5. Неправильное или плохое питание малыша.

Когда у ребенка слабые мышцы ног, он в большей степени начинает использовать в качестве опоры руки, при попытках вставать. Нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата приводят к тому, что малышу трудно сохранять равновесие и визуально это заметно в том, что ребенок сидит криво. О факте гипоксии, женщина как правило уже знает, так как она развивается во время беременности. Остальные перечисленные причины могут быть установлены при медицинском обследовании.

В чем заключается принцип медицинского обследования

Ребенок в год не ходит

Потребуется визит к врачу, который помимо осмотра скорее всего назначит обследование и сдачу необходимых анализов.

При медицинском обследовании производиться оценка врачом роста, веса, размеров окружностей головы и грудной клетки с использованием специальных, центильных таблиц. При помощи них выстроен «коридор», который в процентном соотношении устанавливает сколько детей имеют идентичные показания физического развития по сравнению с обследуемым. Показатели по ним подразделяются на:

  1. средние;

  2. выше или ниже среднего;

  3. высокие и низкие;

  4. атипично высокие и атипично низкие.

При наличии последних показателей будет назначено более детальное обследование ребенка.

Вторым пунктом обследования является оценка гармоничности развития малыша. Устанавливается соотношение антропометрических показателей между собой. Самым простым и понятным примером является соотношение веса к росту, то есть вес может быть или слишком мал для такого роста или наоборот слишком велик. А также соотношение размеров частей тела по отношению друг друга, например, слишком увеличена окружность головы по отношению к окружности груди и росту ребенка. В общем различные варианты.

Проведя комплексную оценку общефизического развития выноситься общее медицинское заключение. Может быть установлено, что антропометрические параметры в норме и причины в чем-то другом, либо есть дисгармония связанная, например, с излишним весом. В случае выявленных нарушений врач на основании получения результатов анализов и исследования должен установить причину и дать правильные рекомендации.

Что следует предпринять если ребенок не ходит или ходит очень плохо

Ребенок в год не ходит

После того как лечение было назначено, родители, посоветовавшись с врачом, могут помочь процессу.

Для того, чтобы ребенок стал быстрее ходить самостоятельно:

  1. Необходимо укрепить ноги, в этом возрасте поможет массаж, желательно проводимый профессиональным массажистом. Отлично укрепит мышцы, а также повысит их тонус занятия плаванием.

  2. Тренировки ребенка, помогая ему вставать, используя как опору предметы интерьера и мебели. Мотивируя его похвалой, давать возможность сделать это уже самому, без помощи взрослого.

  3. Пока малыш не начал предпринимать попытки вставать самостоятельно, ни в коем случае нельзя пытаться ставить его на ножки и учить ходить.

  4. Как только попытки стоять становятся регулярными, можно начинать брать малыша за ручки, и «выгуливать» его так по комнате или на детской площадке. Поначалу нужно будет крепко держать его за обе руки, потом только за одну ручку. Через несколько занятий, когда будет заметна уверенность малыша, придерживать его только за пальчики, и потом, наконец-то, отпустить его.

  5. Оставив малыша, держащегося за опору недалеко от себя и раскрыв объятия, выказывая свой призыв улыбкой и ласково его, призывая, мотивировать идти к взрослому самостоятельно. Обязательно фиксировать успехи похвалой, и ни в коем случае не выражать агрессии и тем более ругать ребенка если он не идет.

Следует продумать как мотивировать ребенка. Здесь помогут маленькие уловки, например, можно расставить игрушки в кресле или на диване, на некотором удалении от малыша и попросить его дать их вам. В первые разы надо будет ему помочь в этом.

На этом этапе лучше сократить ношение ребенка «на ручках» до минимума. Если он будет плачем стараться упросить взрослого покататься на нем, стоит продумать как его отвлечь, заинтересовав чем-нибудь другим. Можно организовать поиски какой-то его любимой игрушки, заблаговременно спрятанной самим взрослым. Поиск нужно вести, естественно пешком, топая собственными ножками. Если нужно его отвлечь прямо сейчас, то подойдет метод переключения внимания на какой-нибудь предмет в квартире.

Отлично помогают прогулки на детской площадке. Где малыша может вдохновить пример других детей его возраста. Человек остается существом социальным, и желание подражать сверстникам лежит в его природе.

А вот прибегать к помощи ходунков в этой ситуации не стоит. Ребенок быстро привыкнет к ним, тяжело будет отказываться и день начала самостоятельной ходьбы — это приспособление только отложит. В качестве вспомогательного приспособления для ребенка можно приобрести толокар. Эта универсальная игрушка наверняка может заинтересовать юного исследователя и помочь освоить навыки ходьбы, хотя и им злоупотреблять не следует.

Самим взрослым не стоит слишком уж зацикливать свое внимание, на том моменте, когда же наконец ребенок самостоятельно начнет ходить. От взрослого требуется – помощь и поддержка, забота и похвала. Торопить ребенка и показывать своим видом раздражение, - это делу только навредит.

Статья составлена на основании книг: Есаков С.А. «Возрастная анатомия и физиология», Андрея Курпатова «Счастливый ребенок. Универсальные правила» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...