Ребенок не хочет ходить на горшок: советы молодым родителям

Обновлено: 08.11.2022 15:57:51

У молодых родителей нет ещё опыта воспитания ребенка, соответственно они повержены сомнениям и зачастую страх и неуверенность, опасения сделать что-то не так порождают комплекс «плохого родителя». Который в свою очередь мешает объективно и разумно подойти к вопросу воспитания детей, заставляя сравнивать своё чадо с другими и не фильтруя выслушивать мнения родных, знакомых и вообще непонятных «экспертов» в области обучения и воспитания ребенка.

Типична ситуация, когда молодые родители узнали, что – «у других то вон дочка/сын, внук/внучка и т.п. уже во всю горшком пользуются, а ваш то вон в памперсах ещё…». И начинается ускоренное форсирование естественных процессов у ребенка. Между тем, практика «раннего приучения» бытовавшая в советское время давно себя дискредитировала и многочисленные медицинские наблюдения доказали, что подобные методы способны вызвать многочисленные отрицательные последствия.

Зачастую этот процесс строится на принуждении малыша взрослыми, что в свою очередь порождает соматоневрологические дисфункции, которые зачастую вызывают запоры, недержание, невротические проблемы (логоневроз, различные нервные тики и прочие). В более позднем возрастном периоде переходящие в энурез, энкопрез и гиперактивный мочевой пузырь. Словом, оно вам надо?! Во избежание проблем следует отложить свои комплексы и поступить разумно.

5 правил того, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел пойти на горшок

Ребенок не хочет ходить на горшок

  1. Начать этот процесс нужно не ранее, чем в 1,5 года. В этом возрасте мозг малыша разовьется до такой степени, что ему станет доступна причинно-следственная связь между тем событием, что он справил нужду и здесь стало мокро. Все что делается ранее этого возраста можно называть «высаживанием на горшок», когда родители садят дитя, чтобы он «сделал дело», но никакой взаимосвязи между самим «делом» и помещением его на горшок у малыша в мозге не возникает. Подобная ранняя практика только будет мешать ему усвоить новый навык. Следует помнить, что все дети разные и по данным Американской Академии Педиатрии, здоровый малыш подходит к необходимому физическому порогу в период от 18 до 24 месяцев. То есть это может случиться и позже полутора лет, но никак, ни раньше:

  2. Сам горшок должен быть удобен и даже приятен ребенку, не маловажно – он должен быть теплым. Садиться и вставать с горшка должно быть легко и просто, линии должны соответствовать изгибам тела и не вызывать дискомфорта, не помешает наличие спинки, в продаже они именуются как физиологичные. Внешне он тоже должен вызывать расположение малыша.

  3. Очень важно хвалить и восхищаться успехами при удачном осуществлении надлежащих действий с горшком со стороны ребенка. При этом, даже если попытка была не совсем удачной или попадание не очень точны на похвалы скупиться всё равно не стоит, с внесением небольшой поправки – «в следующий раз надо непременно постараться достичь цели и точности попадания».

  4. На самом начальном этапе следует отказаться от одежды, мешающей исполнить «операции» с горшком, то есть исключить не только памперс, но и трусики, штанишки, колготки и прочую одежду. Ребенок пока не очень различает разницу между подгузниками и другой одеждой. Поэтому выбираем теплое время года и тренируемся пока с «голой попой». Позже, как элемент игры, подключаться трусики – штанишки.

  5. Метод эффективного обучения пользоваться горшком должен быть основан на формировании когнитивного умения. Опыт приобретается осознано, его усвоение сосредотачивается на личности самого малыша. Строится обучение на основе игры, которая вызывает позитивные эмоции и познавательна для карапуза.

Сценарием и ходом игры должны стать фиксация внимания малыша помимо горшка, ещё на всех процессах - предварительных, сопровождающих и завершающий процедуру по его «эксплуатации». Горшок достается, открывается, трусики опускаются, «дело делается», трусики поднимаются, содержимое горшка «уходит» в унитаз и т.п. Всё это должно стать игрой.

Ошибкой является применение рефлекторного метода, который в основу ставит выработку условного рефлекса (на подобии обучения пользоваться лотком домашних животных). Процесс строится на распознавании взрослым признаков готовности к мочеиспусканию или дефекации и высаживании на горшок с характерными сигналами «пи-пи» или «а-а». По причине отсутствия ключевых этапов научения и исключение основ приобретения навыка на ассоциациях результат такого «умения» будет неустойчивым и может исчезнуть при любой достаточно стрессовой ситуации. Если же к тому же ребенок был «научен» этому рано, то с достижением 1,5 лет он может начать «отстаивать свои права» и избегать горшка, что создаст дополнительные трудности при «переподготовке».

В таблице можно наглядно сопоставить плюсы и минусы когнитивного и рефлекторного освоения этой «науки»:

Когнитивное обучение ( не ранее полутора года и старше)

Рефлекторный (метод может применяться ранее полутора лет)

Сознательный контроль процесса

Процесс подчинен только рефлексу

Опыт закрепляется навсегда и не утрачивается

Любые изменения могут вызвать утрату навыка

Ребенок учиться без трудностей и достаточно быстро

Приучается дольше и дается с трудом

Успехи и сам процесс дает ребенку получение положительных эмоций

Из-за ошибок и непонимания того, что от него хотят ребенок получает стресс



5 правил того, что НЕ надо делать, приучая ребенка ходить на горшок

  1. Ребенка не нужно ругать, стыдить и самому нужно оставаться как можно спокойней. Негативная реакция вызывает отторжение и процесс освоения горшка может затянуться или вовсе придется отложить это дело.

  2. Если ребенок упирается, протестует или по любой другой причине негативно настроен по отношению к горшку или даже боится его категорически не стоит его принуждать. Принуждение вызовет отторжение и процесс станет ещё и опасен дополнительным стрессом, не говоря уже о том, что он застопорится. Если горшок не принимается ребенком его, следует убрать и забыть о нем дней на 10 или на 2 недели, чтобы потом попробовать снова.

  3. Не следует воспитывать ребенка через страдание, оставляя его в мокрой одежде для того, чтобы он прочувствовал как это плохо не сходить на горшок. Подобная практика может вызвать не только отторжение горшка, но и психологические травмы которые могут выразиться, например, запорами. В этих случаях уже может потребоваться помощь специалиста-психолога.

  4. Не заставлять ребенка убирать за собой следы своей «жизнедеятельности» в горшке. Если он к этому лоялен и готов делать – прекрасно. Если это вызовет отторжения - настаивать пока не стоит. Иначе последствия негативных реакций тоже могут быть плачевными.

  5. Этот совет прежде всего для взрослых. Терпение и ещё раз терпение. Как было написано на кольце премудрого Соломона «Всё пройдет – пройдет и это». Каждый ребенок проходит свой путь по-своему, придет время, и этот конкретный малыш станет способен освоить горшок и многое другое в этой сложной, но интересной жизни.

Как определить, что ребенок готов научиться сознательно пользоваться горшком

Как определить, что ребенок готов научиться сознательно пользоваться горшком

Чтобы эта наука «вошла» ребенку как можно более гладко, а взрослые не потратили «свой последний нерв», необходимо усвоить основные признаки, того что дитя «дозрело».

  1. Ребенку уже есть 18 месяцев – время, когда мозг теоретически готов усвоить эти навыки.

  2. Установился относительно устойчивый временной график дефекации, и малыш способен дольше двух часов «держать» неувлажнённым свой памперс

  3. Понимание значения слов «писать – какать», знание частей своего тела и наименований элементов гардероба которые он носит.

  4. Стремление самому одеться и раздеться, и быть похожим на взрослых.

  5. Отсутствие негативного отношения к горшку, проявление интереса к туалету и творящимся там «событиям».

  6. Главный критерий, обозначающий «полную решимость» усвоить обучение, – любым методом словесно, жестикуляцией или мимикой сказать «хочу». Значит диалог установлен и малыш готов общаться на эту тему.

Немного lifehack –ов

  1. Многим детям нравится выливать в унитаз продукт своей деятельности в унитаз и смывать это. Наблюдение за «уходом в небытие» их «произведений» доставляет малышам неподдельный восторг, туда же можно позволить им отправить туалетную бумагу, - для дополнительного интереса.

  2. Некоторые дети процесс дефекации привыкли осуществлять стоя, так как в подгузниках они, так и делали. Нужно им позволить это делать как они привыкли, но над горшком. Очень скоро они поймут выгоду от осуществления этого процесса «традиционным» методом.

  3. Можно «играть в туалет» используя резиновые игрушки с отверстиями. Набирая в них воды и отправляя их «пописать на горшок», - нажимая на игрушку над горшком и из её отверстия в горшок будет литься вода.

  4. Из цветной или белой бумаги вырезать фигурки рыбок, снежинок, конфет и т.п., когда ребенок будет писать фигурки будут всплывать, что тоже вызывает бурный восторг, особенно у мальчиков, писающих стоя.

Статья составлена на основании книги Мег Цвейбек «Воспитание двухлетнего ребенка»; сайтов и родительских форумов: odbhmao.ru, letidor.ru/ rd2mgn74.ru, youtube канала «AnnfGap» и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...