Домашние обязанности детей по возрастам

Обновлено: 22.11.2024 13:27:36

Развиваясь, ребенок претерпевает просто огромные изменения, трансформируясь по всем параметрам. Этот процесс можно сравнить с имениями, происходящими с бабочкой, - сначала малыш просто маленькая и беспомощная личинка, затем происходит превращение в гусеницу, потом мы видим кокон и уже затем прекрасную бабочку, то есть того самого «homo sapiens».

На свет ребенок является дважды неготовым к жизни. Первая его неготовность заключена в банальной физиологической беспомощности. Человеческий ребенок развивается физически медленнее всех других существ рождающихся в этот мир.

Второй неготовностью можно считать полное отсутствие понятий о «социуме». По мере взросления ребенка произойдет множество эпохальных перемен в его внутреннем мире психического развития, прежде чем он станет именно «человеком разумным», но и это не все! В этом разуме должна отпечататься вся человеческая «социализация» - язык, умение вести себя в обществе, социальные роли, образование и ещё многое другое не достаются человеку по наследству. Всему этому предстоит учиться.

Роль взрослого, - это по сути роль известного Папы Карло, который будет из полена «выстругивать» ребенка, пока он не станет тем самым веселым и находчивым Буратино. 

Возлагая обязанности на ребенка, взрослый, с одной стороны не должен нанести травму его психике, с другой стороны не должен упустить момент, когда та или иная функция станет доступна ребенку. Из правильно построенных обязанностей складывается существенная часть личности будущего взрослого человека. Об этом и будет речь в статье.

Домашние обязанности для дошкольников

Домашние обязанности для дошкольников

Первый год жизни малыш тратит на освоение собственного тела. Это можно сравнить с обучением работе в скафандре, он как бы «одевает на себя» себя самого. Обучаясь сначала держать головку, потом переворачиваться, садиться, ползать, вставать и наконец ходить. Ко всему прочему разбирается со своей первичной системой сигналов, - чувствами голода, боли, удовольствия, усталости и прочими.

От года до 3-4 лет действительность ребенок воспринимает непосредственно и нераздельно от себя. Причем реальность, существует для него только, пока она находится в сфере её восприятия самим ребенком. Стоит ему отвлечься на что-то ещё и все прежнее просто «перестает для него существовать».

Приближаясь к рубежу трех лет, ребенок переживает свой первый возрастной кризис. Мир разделится для него на него самого и тех людей, которые находятся во внешнем мире. С этого момента он всячески будет «позиционировать» себя утверждая свое существование среди этих людей. 

С этого возраста уже можно рассматривать вопрос начальных навыков, как обязанностей по дому:

  1. Самостоятельное посещение туалета и одевание после этого.

  2. Способность надеть нижнюю часть одежды самостоятельно, понимание различия между правым и левым ботинком (сандалией, кроссовкой и т.п.) и их отношением к ногам.

  3. Различение своих вещей, умение взять их со своего места и уложить, обратно разложив по местам (одежду, игрушки, зубную щетку и т.п.)

  4. Аккуратно есть, используя ложку иногда вилку, умеет пользоваться зубной щеткой, вытирать салфеткой испачканное лицо, помыть руки перед едой и после прогулки, вытереть их.

  5. Раздевается, вернувшись с прогулки, усвоив разницу между верхней и нижней одеждой.

Кажется, что это не так уж и много, практически ничего, но это только кажется. Произошел «скачок» из одного состояния в другое. Ребенок начинает социализироваться. Однако этот процесс не сопоставим с взрослыми понятиями об этом явлении. Ему еще не интересны другие люди с точки зрения их чувств и вообще их внутреннего мира. Суть его социализации состоит в том, чтобы найти свое место в этом мире и место это желательно должно быть максимально комфортным. Окружающие его люди начнут получать оценку, «хорошими» станут те, с кем ему комфортно, «плохими» вызывающие дискомфорт. При этом, до 7 лет ребенок себя «плохим» считать не будет, что бы он не натворил, он всегда будет «хорошим». Этот феномен детской психики сильно сужает возможности взрослого по его воспитанию.

До семи лет малыш устремлен на усвоение слова «надо», а следом за ним «можно», «нужно» и то самое – «нельзя». Другими словами, он принимает «правила игры» социума и учиться не отвлекаться сиюминутными желаниями, а руководствоваться необходимостью, исходящей из желания. Путем выполнения усвоенных действий, утвердится в своей социальной среде (семье, детском саду). Учитывая эту особенность можно продолжить привлекать ребенка к домашним делам более активно.

К 4 годам ребенок уже осваивается с основными навыками самообслуживания:

  1. Ребенок в состоянии убраться за собой (игрушки, одежда, обувь, личные вещи).

  2. Выполнять все гигиенические процедуры (умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды и т.п.).

  3. Самостоятельно одеваться и раздеваться (верхняя и нижняя одежда, обувь, головной убор).

К 5 годам социальные правила еще не до конца понятны ребенку, но он уже способен проявить самостоятельность, и инициативу в элементарных вопросах домашних дел:

  1. По собственной инициативе убирать игрушки.

  2. Выполнить простейшие трудовые обязанности (подмести пол, протереть стол, помыть за собой посуду).

  3. Четко усвоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки в помещении и использование всех предметов и аксессуаров, которые сопровождают их действия (полотенце, средства гигиены, салфетки, платок, столовые приборы). Очень детально об особенностях дошкольного возраста можно узнать здесь.

По мере взросления диапазон действий будет расширяться и в 7 лет наступит очередной «прыжок» в психическом развитии. В его жизни случится великое открытие, он узнает, что у него есть чувства. Конечно чувства он испытывал всегда, но вот классифицировать их ребенок научиться только в этом возрасте. Для него появится «я радуюсь», «я расстроился», «я добрый» и прочая гамма чувств, классифицированная людьми. Научить ребенка правильно классифицировать чувства — это очень важная задача для взрослого. Упущения в этом вопросе приводят к пограничным нарушениям психики.

В дополнении ко всему ребенок идет в школу и там он столкнется с оценкой посторонних ему людей, - учителей и сверстников. Всё это подстегнет его потенциал и возможности.

Домашние обязанности детей

В 7 лет ребенок уже вполне может:

  1. Выносить мусор и пылесосить в своей комнате.

  2. Ухаживать за домашними питомцами.

  3. Стирать мелкие вещи.

  4. Гладить простые вещи.

  5. При наличии участка или дачи, проживании в доме, - собирать граблями опавшую листву, подметать двор.

8-9 лет ребенок способен:

  1. Пылесосить, подметать и мыть полы.

  2. Поддерживать и наводить порядок в своих вещах и отделах шкафов.

  3. Делать мелкий ремонт одежды, - пришивать пуговицу, зашить распоротый шов.

  4. Вымыть посуду.

  5. Может совершать небольшие покупки (2-3 наименования).

  6. В загородных условиях, собирать фрукты, побелить бордюры, выкрасить заборчик.

К 10 годам ребенок становится тем самым человеком, которого принято считать «личностью». У него уже сформированы определенно ясные представления о себе самом, об устройстве окружающей его действительности и о людях. С ребенком этого возраста уже вполне можно договориться, используя логику и общепринятые модели поведения, не прибегая к торгу, - «ты мне – я тебе».

Ребенок 10 – 11 лет в состоянии:

  1. Помогать в уходе за младшими детьми (присмотреть, поиграть, уложить спать)

  2. Менять постельное белье, перестилать кровать, стирать используя стиральную машину.

  3. Приобретать продукты и прочие товары руководствуясь списком.

  4. Готовить еду (начиная с простых блюд себе, к более сложным для всех)

  5. Помогать взрослому при строительстве и ремонте.

  6. Выполнять большую часть работ по саду – огороду (копать, боронить, сажать, подстригать и спиливать при необходимости кусты, ветви деревьев, даже пользоваться газонокосилкой).

  7. Вымыть ванну и туалет.

  8. Обеспечить мелкий ремонт и обслуживание своего велосипеда.

При надлежащем воспитании ребенок к 12 годам становится вполне адекватной и самостоятельной личностью и способен стать полноценной заменой взрослому на любом участке выполнения обязанностей по дому.

Очень много и подробно о делах, которые доступны к исполнению детьми различных возрастов, здесь.

Однако радоваться рано, именно с этого момента произойдет ещё один «скачок» и связан он с периодом полового созревания. У девочек чуть раньше у мальчиков попозже, но «цунами» гормональных и половых изменений унесет только – только сформировавшееся сознание дитя в «пубертатный океан» ощущений и переживаний. Ничего не поделаешь, - это жизнь.

Во всяком случае, если взрослый успеет привить все вышеперечисленные навыки ребенку, до времени появления «вторичных половых признаков» их выполнение ребенком пойдет на «автомате», с небольшими поправками на бури чувств и эмоций свойственных молодости.

Статья составлена на основании материалов с сайтов и форумов для родителей: kanal-o.ru, www.molnet.ru, media.price.ua ; книги А. Курпатова «Счастливый ребенок. Универсальные правила» и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...