Лепка из пластилина для детей: занятие дома
Лепка для малышей считается чрезвычайно полезным занятием. Даже при выполнении таких простых, незамысловатых действий, как катание колбаски, происходит развитие мелкой моторики, что благотворно влияет на формирование речи, развитие воображения. Это занятие в целом положительно сказывается на интеллектуальный и эмоциональный фон ребенка.
Почему именно лепка
Лепка – это наиболее доступная для самостоятельных занятий, дома с мамой, техника, увлекательный и интересный вид творчества. Ребенок получает возможность ощутить себя творцом. Он сам создает, не важно что, берет это в руки, осязает, трогает, если есть необходимость, то изменяет. Порой родители даже не догадываются, насколько полезны занятия лепкой.
-
Происходит обогащение сенсорного опыта малыша, развитие мелкой моторики, которое является залогом развития речи.
-
Дети учатся доводить начатое дело до конца, что благотворно сказывается на формировании их характера. Они учатся усидчивости, самостоятельности.
-
Лепка пробуждает фантазию, развивает воображение.
-
Благодаря получению готового продукта, вылепленного изделия, малыш учится планировать свои действия.
-
Лепка учит анализу, развитию восприятия. Ведь прежде, чем получить готовый предмет, нужно увидеть его части, сопоставить их размер, пропорции, форму. Малыш знакомится с цветами.
-
Происходит уточнение и закрепление знаний об окружающем мире.
Занятия лепкой детям даются легче, чем рисование. Здесь орудием труда выступает рука ребенка. Тогда же, как в рисовании ему придется овладеть еще и кисточкой. Это своего рода подготовка детской руки к более сложному занятию – владению кисточкой, карандашом. Только лепка позволит ребенку почувствовать форму, скатать мячик и прощупать, что он круглый. Именно это занятие позволяет малышу понять движение своего пальца, вдавливаем в пластилин мелкие предметы, отрываем часть пластилина, и своей руки, сплющиваем шарик, катаем колбаску.
С какого возраста можно начинать занятия лепкой из пластилина
Принято считать, что пластилин – это для детей 3-4 лет. На самом же деле, его понемногу можно включать уже к концу первого года жизни. Но, родителям нужно помнить, чем раньше с ребенком начинаешь занятия, тем больше потребуется со стороны взрослых усилий и самоорганизации.
-
На первом году жизни происходит знакомство с пластилином, как с материалом. В этом возрасте дети все тянут в рот. Потому их руки должны всегда находиться в руках взрослых. Получается, что все манипуляции делает мама, но руками малыша.
-
На втором году жизни происходит знакомство с качествами пластилина. Малыш уже может поделить его на несколько частей, потом склеить их вместе.
-
На третьем году жизни происходит овладение базовыми приемами лепки, на основе которых строятся все фигуры в более старшем возрасте.
Какой выбрать пластилин
Пластилин является универсальным материалом для лепки. Он уже готов к использованию, не требует специальной обработки. Пластилин пластичен, имеет широкую цветовую гамму. Ребенок может смешивать разные цвета пластилина между собой, получая новые оттенки. Для детей нужно выбирать материал хорошего качества. Он должен быть не слишком мягким и не слишком твердым. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него будет невозможно. Если он через чур твердый, то детская рука не сможет его размять, да и будет трудно соединять детали.
Ребятам младшего возраста лучше приобрести восковый пластилин. За счет своей основы он более подходит к неокрепшим детским рукам, он более пластичный и мягкий. Обычный пластилин можно покупать с 3-х летнего возраста. Мы не советуем детям младше 5-6 лет давать ароматизированный пластилин. Если желтый пластилин будет пахнуть лимоном, красный-ягодами, оранжевый-мандарином, то у малыша возникнет одно желание – попробовать его. А это не то, чему следует учиться на уроках лепки.
Что еще понадобится на занятиях
На занятиях лепкой кроме пластилина потребуются следующие инструменты и материалы:
-
стек;
-
скалка для пластилина, можно с узорами;
-
доска для лепки;
-
формы для лепки;
-
картинки для «раскрашивания» пластилином.
С детьми старше 3-х лет можно лепить поделки с природными материалами. Для этого следует заранее подготовить камушки, шишки, веточки, семечки.
Лепим вместе с детьми
Прежде всего следует помнить, что во время занятий с ребенком взрослый играет важную роль. Он выступает не в качестве наблюдателя, а непосредственного участника процесса. Маме придется объяснять непонятное, помогать делать фигурки, давать совет, своевременно хвалить. Не забывайте о том, что ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Занятия лепкой малышам должны быть прежде всего интересными. Поэтому заранее продумайте наиболее занимательные для него идеи.
От года до двух
Для первых занятий с детьми от года до двух лет используем пластилин только одного цвета. В этом возрасте малыши являются большими консерваторами. Они только привыкли к тому, что все игрушки или твердые, или мягкие. Пластилин для них выступает в качестве новой консистенции. Он ставит под угрозу все их представления о мире. Поэтому, чтобы детей информационно не перегружать, не подключаем несколько цветов. Мы предлагаем для этой возрастной категории следующие виды занятий:
-
Знакомство с консистенцией. Кусочек пластилина положите малышу на ладошку. Покажите, как им можно манипулировать, помните его, прижимайте ладошками, потыкайте пальчиком. Разорвите на несколько частей пластилин, покажите, что он может приклеиваться обратно. На первый раз этих эмоций ребенку хватит. Не следует его перегружать информацией.
-
После того, как познакомили кроху с пластилином одного цвета, можно постепенно подключать другие. Лучше всего детям первых двух лет жизни подходит классическое сочетание, желтый-красный, зеленый-желтый, белый-черный. Покажите детям, что цвета можно смешивать. Они дают красивые сочетания. Мама может раскатать лепешку из одного цвета, нарвать из других цветов мелкие кусочки пластилина. Предложите малышу присоединить их на основную лепешку.
-
Оставляем следы на пластилиновой лепешке. Это могут быть как пальчики, так и различные штампы с рельефной поверхностью. В качестве штампов можно использовать формочки для теста или песочницы. Если мама приклеит формочку в пластилиновую лепешку, то процесс отклеивания у крохи вызовет массу эмоций и ликований.
Чтобы приобрести формирование даже самого незначительного навыка лепки пластилином, требуется получение удовольствия. Осознание результата в столь раннем возрасте невозможно. Поэтому маме не стоит ожидать от занятий особой радости со стороны малыша.
Сейчас есть много пособий для лепки, но во многих из них занятия не соответствуют возрасту ребенка. Мы советуем рассмотреть книги Елены Янушко серии «Новый ребенок гений с пеленок». Автор предлагает яркие пособия с увлекательными заданиями, с которыми справится годовалый кроха.
От 3 до 4 лет
Возраст 3-4 лет считается наиболее подходящим для овладения этого вида творчества. Прежде чем приступить к лепке фигур, научите ребенка разминать пластилин, делить его на части. На первом этапе предложите ему оторвать небольшие кусочки материала, приклейте их друг к другу.
На следующем занятии покажите малышу, как делать основные заготовки в виде «колбаски» и шара.
-
Отделите небольшой кусок пластилина от общей массы.
-
Разомните его в руках.
-
Поместите между ладонями.
-
Раскатайте массу в виде шара.
Чтобы получить «колбаску», размягченный материал положите на дощечку и катайте вперед-назад. Если у детей возникают затруднения, направляйте процесс своими ладонями.
Примеры занятий с детьми 3-4 лет:
-
Лепим поделки из простых элементов. Если это зима, то из белого пластилина выполняем шары и получаем снеговика, который несет письмо Деду Морозу. Летом можно смастерить гусеницу, улитку. Украшаем фигурки яркими глазами.
-
Детей в этом возрасте может заинтересовать пластилинография, создание картин на основе пластилина. Распечатайте на бумаге крупную картинку без мелких деталей, растяните на ней кусочек пластилина с одного края картинки на другой. Во время создания картины малышу следует задействовать кончики пальчиков.
У детей в этом возрасте игра все еще основана на тактильных ощущениях. Они будут с интересом превращать пластилинового верблюда в собаку, готовить блинчики, а затем их сминать в ком. Психологи рекомендуют с детьми играть в активные сказки. Рассказываем ребенку сказку, создаем вместе с ним главных героев, колобка, лису, медведя. В процесс творчества можно изменить сюжет сказки. Этот момент не только развивает творчески малыша, но и является видом психологической терапии.
От 5 до 6 лет
В этом возрасте ребятам лучше предлагать поделки по интересам. Это могут быть и машины, и космические корабли, и персонажи любимых мультфильмов, и еда. Для них все еще остается игра ведущим видом деятельности. Но, сейчас дети выступают уже не только в качестве ведомых, но и ведущих. Они с удовольствием будут придумывать сюжет, он может быть, как сказочным, так и бытовым, и вовлекать в него родителей.
Особенности занятий для детей 5-6 лет:
-
В старшем дошкольном возрасте ребенку можно предложить для поделки нож, разные стеки.
-
Теперь настало время лепить простых животных, цветов, людей.
-
Ребенок может справиться с объемной аппликацией, более сложным вариантом которой является присоединение плоских фигур к картону.
-
Пластилинография существенно усложняется. Предложите ребенку сделать фон из основного цвета и составить картинку из некрупных фигур. Например, летнее поле зеленого цвета с яркими цветами и бабочками.
-
Хорошим развитием считается лепка композиций разного времени года. Таким образом ребята лучше запоминают, знакомятся с характеристиками и различиями сезонов.
Лепка со стороны психологии
Детские психологи давно взяли за основу занятий с детьми лепку пластилином, как один из терапевтических методов. Полезные свойства этого вида творчества:
-
Пассивный диалог. Детские поделки расскажут о том, о чем дети чаще всего молчат.
-
Преодоление страхов. Придаем своему страху форму и вылепливаем из него что-то веселое.
-
Выражение негативных эмоций. При работе с пластилином дети учатся в социально приемлемой форме выражать тревогу, агрессию.
Замечено, что те дети, которые регулярно занимаются лепкой из пластилина, более спокойны, уравновешены, способны на глубокие эмоции.
Общие советы
Чтобы занятия дали благотворные результаты, педагоги дают следующие несложные советы:
-
Занимайтесь с малышом, когда он находится в хорошем настроении.
-
Лучшее время для занятий лепкой – вечер. Это спокойное времяпровождение, которое благотворно сказывается на засыпании.
-
Проследите, чтобы на столе у ребенка не было посторонних вещей. Приготовьте только то, что потребуется на занятии.
-
Перед занятием дайте малышу время для знакомства с предметами, чтобы у него немного угас интерес, и он мог слушать взрослого.
-
Начинайте с малого. Занятия не должны превышать 10 минут.
-
Если у ребенка пропал интерес, отложите пластилин. Возобновите занятие лепкой спустя некоторое время. Это может быть и через день, и через месяц. Ориентируйтесь по своему малышу.
-
Комната должна быть хорошо освещена. Если естественного освещения не хватает, то добавьте искусственное.
-
Обратите внимание на стол и стул ребенка. Посмотрите, чтобы ему было удобно, спина была прямая, не слишком наклонена над столом.
Лепка пластилином выступает в качестве способа развития ребенка, в процессе которого у него раскрывается возможность реализации фантазии. Занятия для детей должны быть интересными. И самое важное, не забывайте хвалить своего малыша.
Оцените статью |
|