Как тренировать память ребенка: 20 простых и веселых игр для дома

Обновлено: 09.10.2024, просмотров: 2452

Память является наиболее важным психическим процессом человека. Хорошая память важна как для взрослых людей, так и для детей. Развивать ее никогда не поздно. Мы предлагаем подборку доступных и веселых упражнений для детей на развитие двигательной, зрительной, слуховой, тактильной памяти.

Как тренировать память ребенка: 20 простых и веселых игр для дома

Фото: hearinghealthfoundation.org/

С какого возраста начинаем развивать память ребенка

Начинать развитие памяти ребенка можно с самого рождения. Пока носите младенца на руках, напеваете ему потешки, рассказываете веселые стихи, называете название разных предметов. Для лучшего запоминания сопровождайте слова нехитрыми движениями. Чем чаще вы будете это делать, тем быстрей малыш начнет запоминать за вами.

До пятилетнего возраста у детей развита непроизвольная память. Они впитывают информацию без каких-либо усилий, не ставя сознательную цель. А это значит, что малыш запомнил то, что его действительно заинтересовало, вызвало положительные эмоции. В этом возрасте попытки родителей заставить малыша зазубрить информацию обречены на неудачу. Развивать память у детей дошкольного возраста можно только игровым путем. Поскольку игра-это основной вид деятельности ребенка.

Особенности развития памяти у детей разных возрастов

В развитии памяти важным фактором является возраст ребенка. Его необходимо учитывать при выборе способа тренировки. Особенности памяти детей:

  1. Дети до 2 лет не помнят события, которые происходили в их жизни. Бытует мнение, что младенцы не в состоянии запомнить информацию. Но, психологи утверждают, что, начиная с 6-месячного возраста, у малышей появляются начальные признаки запоминания. Дети помнят некоторые звуки, стремятся их воспроизвести.

  2. У детей с 2 и до 6 лет происходит запоминание событий, связанных с каким-либо сюжетом, а не с голым фактом. В этом периоде у них наиболее развита кратковременная память. Все запомненное при условии частого воспроизведения переходит в долговременную память.

  3. С 6 до 12 лет дети способны решать сложные задачи. На фоне учебы в школе у них происходит развитие долговременной памяти. Процесс запоминания информации облегчается. Но, сохранение важной информации, которая выпадает из интересов ребенка, вызывает трудности и требует колоссальных усилий.

  4. У подростков старше 12 лет мозг работает наравне со взрослыми людьми. Память у них развивается путем получения знаний, навыков, опыта. В этом возрасте помимо школы детям нужно посещать различные кружки и секции.

Советы по развитию памяти у детей

Как тренировать память ребенка: 20 простых и веселых игр для дома

Фото: neefusa.org/

Следующие общие советы родителям помогут развить память у детей:

  1. Сконцентрируйтесь на чем-нибудь одном. Если вы занимаетесь с ребенком, то не отвлекайте его по мелочам. Если же ему не интересно занятие, то постарайтесь заинтересовать его.

  2. Для развития мозга важно правильное питание. Не допускайте перекусов на ходу, не кормите детей фосфудами. Это вредит мозгу. Для мозга полезно в рацион детей включать сухофрукты, фрукты, орехи, мед, молочные продукты, злаки, зелень.

  3. Не перегружайте мозг ребенка. Если он начал отвлекаться, оставьте его. Дайте ему отдохнуть. Повторите пройденный материал вечером, чтобы он его лучше усвоил. На уставший фон плохо усваивается информация.

  4. Не перегружайте мозг ребенка ненужной информацией.

  5. Обязательно гуляйте на свежем воздухе. Для развития мозгу нужен кислород. Лучше, если эти прогулки будут сочетаться с активным отдыхом. Поиграйте в активные игры.

Игры для развития памяти ребенка

Чтобы знать способы развития памяти, нужно понимать, что каждый человек по-своему воспринимает информацию. Есть визуалы, у которых лучше развита зрительная память. Есть аудиалы с более развитой слуховой памятью. Кинестетикам легче дается запоминание информации через ощущения. В детском возрасте трудно понять, к какому типу запоминания информации относится ребенок. Да, и в этот период полезней развивать все виды памяти. Конечно, какой-то вид запоминания будет ведущим согласно природным данным, но, и остальные виды памяти также будут более развиты.

Развиваем зрительную память

Для развития зрительной памяти мы предлагаем следующие игры:

  1. «Что пропало». Перед ребенком разложите несколько игрушек. Дайте на них посмотреть несколько секунд. Пусть он отвернется. Спрячьте одну из игрушек. Задача малыша – найти, какая из игрушек пропала. С детьми до 2-х лет играем с тремя игрушками. Постепенно задача усложняется, количество игрушек увеличивается, игрушки заменяются картинками.

  2. «Мемори». Это популярная игра среди взрослых и детей. Можно играть в нее всей семьей. Выкладываем парные карточки. Ребенку дается несколько секунд на их запоминание. Затем карточки переворачиваются. Выигрывается тот, кто соберет большее количество парных карточек. Можно сделать карточки самим, наклеив на крышки от детского пюре картинки с парными изображениями.

  3. «Рассказ по картинке». Дайте ребенку время на рассмотрение картинки. Потом уберите ее. Начните задавать вопросы по картинке, кто был изображен, сколько предметов, какая шапка у мальчика, какое время года, сколько бабочек летает над цветком? Затем сравните ответы с оригиналом. Детям в младшем возрасте предлагается более легкий вариант картинок. Для более старших детей можно усложнить задание, попросив их нарисовать картинку самим, воспроизведя как можно больше деталей.

Японский профессор Шичид предлагает следующие игры для развития фотографической памяти:

  1. Разложите перед ребенком несколько картинок, карточек. Дайте ему 5-6 секунд для запоминания. Переверните карточки. Попросите ребенка вспомнить, где находится какой предмет. С увеличением возраста играющих увеличивается и количество карточек.

  2. «Цепочка памяти». Перед малышом разложите несколько карточек, попутно сочиняя с ним сюжет. Затем перемешайте карточки. Задача заключается в воссоздании истории и разложении карточек в необходимой последовательности. Причем, чем абсурдней получается история, тем лучше происходит запоминание.

  3. «Похожие картинки». Для этой игры потребуются похожие картинки, но с незначительными отличиями. Покажете ребенку одну картинку. Затем достаньте обе, пусть он отгадает, какую картинку показывали ему в первый раз.

  4. «Мандала». Это картинка с геометрическим рисунком внутри. Покажите мандалу малышу в течение нескольких секунд. Затем предложите такую же только в черно-белом варианте и цветные карандаши. Его задача – раскрасить мандалу, как в предложенном оригинале. Начните с легких вариантов, например, желтый круг внутри синего квадрата.

Развиваем слуховую память

Как тренировать память ребенка: 20 простых и веселых игр для дома

Фото: gesundes-lernen.info/

Слуховая память является ведущей в школьном обучении. Чтобы детям легче давалась учеба, важно уделять внимание развитию запоминания на слух. Для этой цели мы предлагаем следующие игры:

  1. «Звуковое лото». Имеется множество вариантов игры. Можно соотносить пение птиц с их изображением, звуки музыкальных предметов с их картинками. Сделайте вместе с ребенком шумовое лото. Возьмите контейнеры от киндер-сюрпризов, наполните их различными крупами в двух экземплярах. Попросите малыша найти пару «шумелки» и отгадать, что находится внутри контейнера.

  2. Разучивание стихов, потешек. Пока малыш не умеет читать, разучивание стишков и песенок находится на слуховом уровне.

  3. Прочитайте детям 6 чисел. Задача ребенка заключается в том, чтобы повторить названные числа в том же порядке. Начинайте с однозначных, затем переходите на двузначные и трехзначные.

  4. Можно вместо чисел проговаривать слова. Детям предлагается цепочка из 10 слов. Их задача заключается в воспроизведении слов по памяти. Взрослые также могут поучаствовать в процессе. Путь родители назовут одно слово, следующее называет уже ребенок.

  5. «Давайте знакомиться». Участники игры встают в круг. Первый называет собственное имя. Второй должен уже назвать его имя и свое, третий – предыдущие два имени и свое и т. д.

  6. «Супермаркет». Взрослый отправляет ребенка за «покупкой», просит его запомнить все, что нужно купить. Начинаем с 2 предметов, постепенно увеличивая их.

Как облегчить процесс запоминания стихов

Нередко дети испытывают трудности с запоминанием стихов. Для облегчения этого процесса мы предлагаем следующие мнемонические приемы:

  1. Рассказывайте стих с намеренной путаницей в фактах, заменяйте одного персонажа на противоположный. Обычно это вызывает бурю эмоций, и дети начинают поправлять родителей.

  2. Рассказываем стихи сначала шепотом, затем громко. Рассказываем, как будто едем по кочкам, затем нараспев. Рассказываем с зажатым носом, затем басом, далее тоненьким голоском. Веселимся как можем.

  3. Рисуем стихотворение. На каждое слово пытаемся подобрать рисунок. Дети школьного возраста могут делать это самостоятельно. Получается своеобразная схема стиха.

  4. Представляем стихи в картинках. На каждую фразу мысленно рисуем образ. Проработав так четверостишие, воспроизводим в памяти образы и связанные с ними слова.

Развиваем тактильную память

Для развития тактильной памяти мы предлагаем следующие игры:

  1. «Волшебный мешочек». Положите перед ребенком несколько предметов, отличающихся своими тактильными свойствами, гладкое и шершавое, твердое и мягкое, теплое и холодное. Все сложите в мешочек, хорошенько перемешайте. Попросите ребенка с закрытыми глазами из мешочка достать предмет и отгадать его.

  2. «Тактильные шарики». Наполняем не надутые воздушные шарики крупами, водой, мукой, сахаром. Задача малыша заключается в том, чтобы наощупь отгадать, что находится в шарике.

  3. Завяжите глаза малышу, кладите в его руки поочередно предметы. Затем попросите назвать предметы в том порядке, в котором они были ему предложены.

  4. Ребенку завязывают глаза, вкладывают в его руки предмет. Его задача заключается в том, чтобы на ощупь отгадать, что вложено в его руку. После того, как он отгадал 3-5 предметов, попросите малыша назвать вещи в том порядке, в каком они ему были предложены.

Сложность последних двух заданий заключается в том, что ребятам нужно выполнить одновременно две мыслительные операции, узнавание и запоминание. Дети более старшего возраста могут тренировать тактильную память завязыванием морских узлов.

Развитие двигательной памяти

Как тренировать память ребенка: 20 простых и веселых игр для дома

Фото: nurseryworld.co.uk/

Развитию двигательной памяти хорошо способствуют танцы. Выполняя утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность движений, во время танцев – целые двигательные связки. Предложите малышу сделать зарядку с повадками животных. Таким образом он лучше запомнит необходимое движение. Развить двигательную память помогут следующие игры:

  1. Взрослый называет несколько движений, не показывая их. Задача детей заключается в том, чтобы воспроизвести названное движение.

  2. Завяжите глаза ребенку, водите его, как куклу в полном молчании. Сделайте два шага вперед, три – вправо, один – назад, поворот налево. Попросите малыша воспроизвести маршрут.

  3. Взрослый показывает движение, задача ребенка заключается в его воспроизведении. Усложните задание, попросите малыша показать движение, которое было до этого, как бы с запозданием.

Развивайте память ребенка ежедневно. Спросите его, что он кушал в детском саду, попросите рассказать, в каком порядке привели детей в группу, что видел на прогулке, какой цвет одежды был у его друзей. Попросите малыша использовать в повседневных делать не привычную для него руку, то есть правша пусть попробует чистить зубы левой рукой, левша – взять ложку в правую руку. Это веселое занятие выступает в качестве отличной тренировки мозга.


Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Загрузка комментариев...