Как определить готовность ребенка к школе

Обновлено: 08.11.2022 15:58:07

Готовность ребенка к школе определяется не только умением читать, писать. Это, прежде всего, его физические, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, личностные качества, которые позволяют адаптироваться ему к новым условиям, справляться с появившимися обязанностями.

Что такое готовность ребенка к школе

Ортопедический стул для школьника

Готовность ребенка к школе определяется не формальным овладением навыков чтения, счета, письма. Это результат общей психической зрелости, комплексный показатель умственного, социального, эмоционального, физического развития. Считается, что к 7 годам у детей должны быть сформированы все сферы, которые ему позволят успешно учиться в школе. Но, развитие ребенка – это процесс индивидуальный. Некоторые дети готовы к переменам в 6,5 лет, некоторым еще требует годик посидеть в детском саду.

Определяем уровень готовности ребенка к школе

Поступление ребенка в школу является важным жизненным этапом. От того, насколько он готов к нему, зависит успешность обучения. Подготовку детей к школе нужно начинать заблаговременно, не менее, чем за год до поступления в школу.

Известный детский психолог Лев Выготский не отделял школьное обучение от предыдущих этапов развития детей. Воспитательный процесс должен быть подчинен этапам взросления ребенка. Детсадовская программа обучения должна формироваться с учетом зоны ближайшего развития. Тогда переход в школу будет мягким, естественным процессом, с формированием к 6-7 летнему возрасту необходимых знаний, умений.

Психологами выделяются несколько критериев, которые позволяют определить готовность к школе.

Физическая готовность

Прежде всего ребенок должен быть физически готов к школе. Этот критерий определяется соответствием организма и основных возрастных норм. В физическую готовность к школе входят следующие показатели:

  1. Биологические особенности, масса тела, рост, утомляемость, работоспособность, зрелость мочевыделительной, пищеварительной системы, устные словесные реакции.

  2. Общее физическое здоровье, сила, скорость, ловкость, координация движений.

  3. Развитие основных видов движений, наклоны, прыжки, ползание, приседание, бег.

  4. Развитие мелкой моторики, умение держать карандаш, перекладывать мелкие предметы с места на место, проводить четкие линии.

  5. Навыки самообслуживания, умение одеваться, завязывать шнурки, убирать за собой посуду, пользоваться основными столовыми приборами, следить за своим внешним видом, мыть руки, пользоваться туалетом.

Для определения уровня физической готовности перед поступлением в школу нужно пройти медицинский осмотр. Ребенок считается физически готовым к обучению в школе, если:

  1. его рост и вес соответствуют возрастной норме;

  2. паспортный и биологический возраст совпадает;

  3. нет хронических заболеваний в острой стадии;

  4. нет функциональных и психических отклонений, которые не поддаются коррекции.

Принято считать, если у детей началась смена молочных зубов на постоянные, то это является знаком готовности костной системы. В антропологии есть простой тест определения физической готовности к обучению. Попросите ребенка поднять вверх руку и дотронуться кончиками пальцев до уха на противоположной стороне головы. При этом рука должна проходить через макушку головы. Если это у него получится, то он готов к школе, если не получается, то нет.

Понять физическую готовность поможет тест «Поза Ромберга». Предложите малышу встать на одну ногу, другая должна быть согнута, ступня прижата к коленям. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Если ребенок простоит 8-10 секунд, то он считается готовым. Если нет, то это является показателем незрелости скелета.

Личностная готовность

советы по выбору школьной формы

Личностная готовность включает в себя сформированное у детей принятие новой для него социальной позиции. Она определяется отношением ребенка к себе, как к ученику, к учителям, другим ученикам. В эту сферу готовности входит не привлечение школы внешней атрибутикой, портфелем, тетрадками, учебниками, новыми карандашами, ручками, красивой формой, а возможностью получения новых знаний. Что говорит о развитии познавательного фактора. Психологически готовый к школе ребенок хочет идти в школу, чтобы узнать что-то интересное, а не потому что ему за это купят робота.

Обычно личностная готовность идет в совокупности с социальной и определяется следующими показателями:

  1. понимание, что такое «хорошо», что «плохо»;

  2. коммуникабельность, способность общения со взрослыми и детьми;

  3. умение решать вопросы без агрессии;

  4. понимание авторитета учителя;

  5. умение слушать учителя;

  6. способность задавать вопросы;

  7. адекватно реагировать на замечания;

  8. оценивание своих действий и чужого поведения.

У ребенка должна быть развита учебная мотивация. Позадавайте ему следующие вопросы:

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?

  2. А зачем тебе учиться?

  3. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Если он хочет идти в школу, чтобы носить красивую форму, яркий ранец, то считается личностно неготовым. А, если хочет пойти в школу, чтобы стать врачом или даже «заработать много денег», то вполне даже осознающим важность получения знаний.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у детей кругозора, запаса конкретных знаний. В возрасте 6-7 лет у них еще образное мышление, которое опирается на реальные действия с предметом. У готового к школе ребенка начинается формирование аналитического мышления, способности нахождения связей между предметами, явлениями, воспроизведения образца. Под интеллектуальной готовностью понимается умение воспринимать на слух информацию, запоминать ее. Считается, что дети, готовые к обучению, должны уметь удерживать внимание на поставленной задаче в течение 15-20 минут.

Чтобы определить интеллектуальную готовность к школе, психологи используют тест Керна-Йирасека, который несложно провести в домашних условиях. Он состоит из следующих заданий:

  1. Попросите малыша нарисовать мужчину. Родители не вмешиваются в процесс, выступают в виде сторонних наблюдателей. Готовый к школе ребенок не только нарисует туловище, голову, ноги, руки, но и выделит ступни, лицо, на котором присутствует рот, глаза, брови, нос. На лице могут быть борода, усы, на голове – волосы, шляпа, на руках пять пальцев. Фигура должна быть цельной, части тела должны быть «прикреплены» друг к другу, а не «висеть» в воздухе.

  2. Предложите несложную фразу письменными буквами. Здесь оценивается подражание образцу, величина букв, отклонение от горизонтальной линии, соотношение маленьких и больших букв.

  3. Срисовывание группы точек. В этом задании производится оценка сохранения количества точек, расположение их в пространстве. Допускается незначительное отклонение одной точки из столбца или ряда. Допустимо уменьшение рисунка, увеличение – нет.

В области интеллектуальной готовности малыш должен уметь:

  1. отгадывать простые задачки;

  2. находить в группе лишний предмет;

  3. добавлять недостающие предметы;

  4. находить отличные и похожие признаки;

  5. восстанавливать последовательность событий.

Педагогическая готовность

Готовность ребенка к школе

Педагогическая готовность не является основным показателем готовности ребенка к школе. Тем не менее, предполагается, что дети к 6-7 годам должны владеть следующими навыками в области математики:

  1. считать до 10 и обратно;

  2. увеличивать и уменьшать предметы на один, два;

  3. знать простые геометрические фигуры;

  4. знать понятия «больше-меньше», «шире-уже», «равно»;

  5. сравнивать предметы;

  6. делить предметы на равные части.

Необходимые навыки письма:

  1. правильно держать ручку;

  2. обводить по линиям;

  3. рисовать по клеточкам;

  4. штриховать рисунок;

  5. копировать с образца.

Навыки чтения:

  1. отличать согласные звуки от гласных;

  2. отличать буквы от звуков;

  3. подбирать слова на заданный звук;

  4. делить слово на слоги.

Конечно, никто не требует от ребенка умения читать. Но, сейчас все больше детей приходят в школу уже читающими. Как говорят педагоги: «Умение читать – это требование времени».

Умственная готовность

Умственная готовность включает в себя:

  1. знания об окружающем мире;

  2. умение оперировать имеющимися знаниями;

  3. любознательность;

  4. устойчивое внимание;

  5. развитая память;

  6. развитый словарный запас.

Тест на проверку памяти:

Слуховая память начинает формироваться к 6 годам жизни малыша. Ранее у него было только образное запоминание. Но, как известно, в школе большинство информации детьми воспринимается именно на слух.

  1. В медленном темпе зачитайте ребенку 10 несвязанных между собой слов.

  2. Слова зачитываются 4 раза.

  3. Если ребенок запомнил 7-8 слов, это является показателем развитой слуховой памяти.

Если ребенок назвал 3-4 слова, то это говорит о незрелости его слуховой памяти.

Тест на проверку мышления и речи

Готовность ребенка к школе

Предложенные задания позволят выявить понимание множественности предметов на примере существительных в единственном числе. Задача ребенка будет в том, чтобы предложенные слова из единственного числа перевести во множественное. Например:

  1. книга-книги;

  2. игрушка-игрушки;

  3. ребенок-дети;

  4. брат-братья;

  5. город-города.

На обдумывание ответа дается не более 10 секунд. Дети, которые из 10 слов в 7 допустили ошибки нуждаются в дополнительной работе по развитию речи и мышления.

Тест на проверку умозаключений

Методика позволяет выявить способность детей к умозаключениям с предлагаемым образцом. Ребенку дается аналогия, например, огурец-овощ. Затем дается задание подобрать аналогию к слову «тюльпан». Подберем к слову «тюльпан» такое слово, как слово «огурец» относится к слову «овощ». И предлагается следующий ряд слов:

  1. земля;

  2. цветок;

  3. роса;

  4. сад;

  5. сорняк.

Малыш с первого раза может не понять задание. Помогите ему найти подходящее слово. Следующую пару слов он находит сам. Чем быстрей он откажется от помощи взрослого и справится самостоятельно с заданием, тем выше его обучаемость.

Какой ребенок считается неготовым к школе

Психологи считают, что ребенок не готов к школьному обучению, если он:

  1. Не может высидеть на уроке около 30 минут.

  2. Не способен к длительному сосредоточению.

  3. Часто отвлекается, быстро утомляется.

  4. Не может подружиться с классом, конфликтен или, наоборот, замкнут.

  5. Не хочет ходить в школу.

  6. Начал часто болеть.

  7. Боится разговаривать со взрослыми.

Психологически неготовых детей не стоит отдавать в школу, таким образом на их детскую психику наносится неповторимый вред.

Что должен знать ребенок к 6-7 годам

Считается, что к моменту обучения в школе ребенок должен знать следующее:

  1. Как зовут маму, папу, ближайших родственников.

  2. Свои данные, то есть имя, фамилию, отчество.

  3. Домашний адрес.

  4. Свою страну, город.

  5. Распространенных в его местности животных, растений, насекомых.

  6. Времена года, месяцы, дни недели.

  7. Основные цвета.

  8. Популярные виды спорта.

  9. Уметь отличать диких животных от домашних, хищников от травоядных, деревья от кустарников, овощи от фруктов.

  10. Ориентироваться во времени.

  11. Иметь представление о погоде.

  12. Обобщать понятия, например, огурец – это овощ, роза-цветок, малина-ягода.

  13. Различать «право»-«лево».

Это лишь примерный список того, что должен знать ребенок к школе. Необходимые умения и знания формируются постепенно, в ходе занятий с малышом в детском саду и дома.

Чтобы ребенку было комфортно обучаться в школе, важна готовность всех факторов. Только в этом случае он сможет справиться с систематической нагрузкой, успешно усвоит школьную программу, легко адаптируется к новому жизненному этапу, найдет себе друзей.


Оцените статью

 
Всего голосов: 3, рейтинг: 1.67
Комментарии
Загрузка комментариев...