Как определить готовность ребенка к школе
Готовность ребенка к школе определяется не только умением читать, писать. Это, прежде всего, его физические, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, личностные качества, которые позволяют адаптироваться ему к новым условиям, справляться с появившимися обязанностями.
Что такое готовность ребенка к школе
Готовность ребенка к школе определяется не формальным овладением навыков чтения, счета, письма. Это результат общей психической зрелости, комплексный показатель умственного, социального, эмоционального, физического развития. Считается, что к 7 годам у детей должны быть сформированы все сферы, которые ему позволят успешно учиться в школе. Но, развитие ребенка – это процесс индивидуальный. Некоторые дети готовы к переменам в 6,5 лет, некоторым еще требует годик посидеть в детском саду.
Определяем уровень готовности ребенка к школе
Поступление ребенка в школу является важным жизненным этапом. От того, насколько он готов к нему, зависит успешность обучения. Подготовку детей к школе нужно начинать заблаговременно, не менее, чем за год до поступления в школу.
Известный детский психолог Лев Выготский не отделял школьное обучение от предыдущих этапов развития детей. Воспитательный процесс должен быть подчинен этапам взросления ребенка. Детсадовская программа обучения должна формироваться с учетом зоны ближайшего развития. Тогда переход в школу будет мягким, естественным процессом, с формированием к 6-7 летнему возрасту необходимых знаний, умений.
Психологами выделяются несколько критериев, которые позволяют определить готовность к школе.
Физическая готовность
Прежде всего ребенок должен быть физически готов к школе. Этот критерий определяется соответствием организма и основных возрастных норм. В физическую готовность к школе входят следующие показатели:
-
Биологические особенности, масса тела, рост, утомляемость, работоспособность, зрелость мочевыделительной, пищеварительной системы, устные словесные реакции.
-
Общее физическое здоровье, сила, скорость, ловкость, координация движений.
-
Развитие основных видов движений, наклоны, прыжки, ползание, приседание, бег.
-
Развитие мелкой моторики, умение держать карандаш, перекладывать мелкие предметы с места на место, проводить четкие линии.
-
Навыки самообслуживания, умение одеваться, завязывать шнурки, убирать за собой посуду, пользоваться основными столовыми приборами, следить за своим внешним видом, мыть руки, пользоваться туалетом.
Для определения уровня физической готовности перед поступлением в школу нужно пройти медицинский осмотр. Ребенок считается физически готовым к обучению в школе, если:
-
его рост и вес соответствуют возрастной норме;
-
паспортный и биологический возраст совпадает;
-
нет хронических заболеваний в острой стадии;
-
нет функциональных и психических отклонений, которые не поддаются коррекции.
Принято считать, если у детей началась смена молочных зубов на постоянные, то это является знаком готовности костной системы. В антропологии есть простой тест определения физической готовности к обучению. Попросите ребенка поднять вверх руку и дотронуться кончиками пальцев до уха на противоположной стороне головы. При этом рука должна проходить через макушку головы. Если это у него получится, то он готов к школе, если не получается, то нет.
Понять физическую готовность поможет тест «Поза Ромберга». Предложите малышу встать на одну ногу, другая должна быть согнута, ступня прижата к коленям. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Если ребенок простоит 8-10 секунд, то он считается готовым. Если нет, то это является показателем незрелости скелета.
Личностная готовность
Личностная готовность включает в себя сформированное у детей принятие новой для него социальной позиции. Она определяется отношением ребенка к себе, как к ученику, к учителям, другим ученикам. В эту сферу готовности входит не привлечение школы внешней атрибутикой, портфелем, тетрадками, учебниками, новыми карандашами, ручками, красивой формой, а возможностью получения новых знаний. Что говорит о развитии познавательного фактора. Психологически готовый к школе ребенок хочет идти в школу, чтобы узнать что-то интересное, а не потому что ему за это купят робота.
Обычно личностная готовность идет в совокупности с социальной и определяется следующими показателями:
-
понимание, что такое «хорошо», что «плохо»;
-
коммуникабельность, способность общения со взрослыми и детьми;
-
умение решать вопросы без агрессии;
-
понимание авторитета учителя;
-
умение слушать учителя;
-
способность задавать вопросы;
-
адекватно реагировать на замечания;
-
оценивание своих действий и чужого поведения.
У ребенка должна быть развита учебная мотивация. Позадавайте ему следующие вопросы:
-
Хочешь ли ты пойти в школу?
-
А зачем тебе учиться?
-
Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Если он хочет идти в школу, чтобы носить красивую форму, яркий ранец, то считается личностно неготовым. А, если хочет пойти в школу, чтобы стать врачом или даже «заработать много денег», то вполне даже осознающим важность получения знаний.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у детей кругозора, запаса конкретных знаний. В возрасте 6-7 лет у них еще образное мышление, которое опирается на реальные действия с предметом. У готового к школе ребенка начинается формирование аналитического мышления, способности нахождения связей между предметами, явлениями, воспроизведения образца. Под интеллектуальной готовностью понимается умение воспринимать на слух информацию, запоминать ее. Считается, что дети, готовые к обучению, должны уметь удерживать внимание на поставленной задаче в течение 15-20 минут.
Чтобы определить интеллектуальную готовность к школе, психологи используют тест Керна-Йирасека, который несложно провести в домашних условиях. Он состоит из следующих заданий:
-
Попросите малыша нарисовать мужчину. Родители не вмешиваются в процесс, выступают в виде сторонних наблюдателей. Готовый к школе ребенок не только нарисует туловище, голову, ноги, руки, но и выделит ступни, лицо, на котором присутствует рот, глаза, брови, нос. На лице могут быть борода, усы, на голове – волосы, шляпа, на руках пять пальцев. Фигура должна быть цельной, части тела должны быть «прикреплены» друг к другу, а не «висеть» в воздухе.
-
Предложите несложную фразу письменными буквами. Здесь оценивается подражание образцу, величина букв, отклонение от горизонтальной линии, соотношение маленьких и больших букв.
-
Срисовывание группы точек. В этом задании производится оценка сохранения количества точек, расположение их в пространстве. Допускается незначительное отклонение одной точки из столбца или ряда. Допустимо уменьшение рисунка, увеличение – нет.
В области интеллектуальной готовности малыш должен уметь:
-
отгадывать простые задачки;
-
находить в группе лишний предмет;
-
добавлять недостающие предметы;
-
находить отличные и похожие признаки;
-
восстанавливать последовательность событий.
Педагогическая готовность
Педагогическая готовность не является основным показателем готовности ребенка к школе. Тем не менее, предполагается, что дети к 6-7 годам должны владеть следующими навыками в области математики:
-
считать до 10 и обратно;
-
увеличивать и уменьшать предметы на один, два;
-
знать простые геометрические фигуры;
-
знать понятия «больше-меньше», «шире-уже», «равно»;
-
сравнивать предметы;
-
делить предметы на равные части.
Необходимые навыки письма:
-
правильно держать ручку;
-
обводить по линиям;
-
рисовать по клеточкам;
-
штриховать рисунок;
-
копировать с образца.
Навыки чтения:
-
отличать согласные звуки от гласных;
-
отличать буквы от звуков;
-
подбирать слова на заданный звук;
-
делить слово на слоги.
Конечно, никто не требует от ребенка умения читать. Но, сейчас все больше детей приходят в школу уже читающими. Как говорят педагоги: «Умение читать – это требование времени».
Умственная готовность
Умственная готовность включает в себя:
-
знания об окружающем мире;
-
умение оперировать имеющимися знаниями;
-
любознательность;
-
устойчивое внимание;
-
развитая память;
-
развитый словарный запас.
Тест на проверку памяти:
Слуховая память начинает формироваться к 6 годам жизни малыша. Ранее у него было только образное запоминание. Но, как известно, в школе большинство информации детьми воспринимается именно на слух.
-
В медленном темпе зачитайте ребенку 10 несвязанных между собой слов.
-
Слова зачитываются 4 раза.
-
Если ребенок запомнил 7-8 слов, это является показателем развитой слуховой памяти.
Если ребенок назвал 3-4 слова, то это говорит о незрелости его слуховой памяти.
Тест на проверку мышления и речи
Предложенные задания позволят выявить понимание множественности предметов на примере существительных в единственном числе. Задача ребенка будет в том, чтобы предложенные слова из единственного числа перевести во множественное. Например:
-
книга-книги;
-
игрушка-игрушки;
-
ребенок-дети;
-
брат-братья;
-
город-города.
На обдумывание ответа дается не более 10 секунд. Дети, которые из 10 слов в 7 допустили ошибки нуждаются в дополнительной работе по развитию речи и мышления.
Тест на проверку умозаключений
Методика позволяет выявить способность детей к умозаключениям с предлагаемым образцом. Ребенку дается аналогия, например, огурец-овощ. Затем дается задание подобрать аналогию к слову «тюльпан». Подберем к слову «тюльпан» такое слово, как слово «огурец» относится к слову «овощ». И предлагается следующий ряд слов:
-
земля;
-
цветок;
-
роса;
-
сад;
-
сорняк.
Малыш с первого раза может не понять задание. Помогите ему найти подходящее слово. Следующую пару слов он находит сам. Чем быстрей он откажется от помощи взрослого и справится самостоятельно с заданием, тем выше его обучаемость.
Какой ребенок считается неготовым к школе
Психологи считают, что ребенок не готов к школьному обучению, если он:
-
Не может высидеть на уроке около 30 минут.
-
Не способен к длительному сосредоточению.
-
Часто отвлекается, быстро утомляется.
-
Не может подружиться с классом, конфликтен или, наоборот, замкнут.
-
Не хочет ходить в школу.
-
Начал часто болеть.
-
Боится разговаривать со взрослыми.
Психологически неготовых детей не стоит отдавать в школу, таким образом на их детскую психику наносится неповторимый вред.
Что должен знать ребенок к 6-7 годам
Считается, что к моменту обучения в школе ребенок должен знать следующее:
-
Как зовут маму, папу, ближайших родственников.
-
Свои данные, то есть имя, фамилию, отчество.
-
Домашний адрес.
-
Свою страну, город.
-
Распространенных в его местности животных, растений, насекомых.
-
Времена года, месяцы, дни недели.
-
Основные цвета.
-
Популярные виды спорта.
-
Уметь отличать диких животных от домашних, хищников от травоядных, деревья от кустарников, овощи от фруктов.
-
Ориентироваться во времени.
-
Иметь представление о погоде.
-
Обобщать понятия, например, огурец – это овощ, роза-цветок, малина-ягода.
-
Различать «право»-«лево».
Это лишь примерный список того, что должен знать ребенок к школе. Необходимые умения и знания формируются постепенно, в ходе занятий с малышом в детском саду и дома.
Чтобы ребенку было комфортно обучаться в школе, важна готовность всех факторов. Только в этом случае он сможет справиться с систематической нагрузкой, успешно усвоит школьную программу, легко адаптируется к новому жизненному этапу, найдет себе друзей.
Оцените статью |
|