Как научить ребёнка говорить букву «р»
Из всех звуков «р» считается наиболее проблемным. Он самый сложно произносимый и осваивается детьми к пяти-шести годам. Логопеды говорят, что если ребенку меньше этого возраста, то не стоит торопить события. В нашей статье мы расскажем, какие бывают отклонения при произношении звука «р», почему они возникают и, как поставить звук в домашних условиях.
Почему дети не выговаривают звук
Звук «р» вызывает сложности в произношении на фоне его звонкости. Детям трудно дается соединение сонорных звуков между собой, с глухими, с гласными. Эта артикуляционная проблема, которая решается тренировочными упражнениями. Если ребенок не может выговорить отдельный звук «р», то следует понять причину этого. Малышу нередко трудно дается рычание из-за анатомического снижения подвижности языка на фоне:
-
слабых мышц языка и губ;
-
неправильного прикуса;
-
особенностей подъязычной связки.
Решаются анатомические проблемы массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки.
Бывает, что у малыша в речи то и дело запутываются звуки, они постоянно меняются местами, порой полностью выпадают из слов. В этом случае можно заподозрить нарушение фонематического слуха. С другой стороны, ребенок может подражать кому-то из знакомых. Иногда причина отсутствия «рычания» у детей кроется в лор-заболеваниях:
-
полипах;
-
рините;
-
ангине;
-
тонзиллите;
-
аденоидах.
Отдельным пунктом выделяются неврологические причины. Нарушение связи мышц с нервной системой влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произнесения звуков. Замечено, что сложности с «рычанием» чаще всего возникают у девочек и у недоношенных детей. Логопеды этот факт связывают со слабым выдохом. В этом случае ребенка нужно научить сильному выдоху. Здесь в ход идет надувание шариков, умение сильно плеваться.
Как мы видим, много причин сложности произношения звука «р». Поэтому мы советуем обратиться к логопеду хотя бы на разовую консультацию для выяснения источника проблемы, чтобы домашние занятия принесли пользу.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения нужно выполнять систематически, ежедневно, не менее 3 раз за день. Давайте малышу короткие, несложные инструкции.
Дыхательные упражнения
Предложенные ниже упражнения позволят ребенку развить сильный выдох, необходимый для «рычания».
-
«Свечи». Представь, что у тебя день рождения, перед тобой торт со свечами. Покажи, как ты будешь задувать все свечи, как по одной.
-
«Снежинка». Положите ребенку на руку кусочек ваты, пусть он представит, что это снежинка и попробует ее сдуть. Вдох идет через нос, выдох – через рот. Выдох должен быть более длительным и плавным.
-
«Мыльные пузыри». Приобретите малышу мыльные пузыри. Предложите ему как можно больше выдуть пузырей на выдохе. Пусть ребенок сделает глубокий вдох, выдох должен быть длительным и сильным.
После того, как у детей отработается сильный выдох, они, как правило, быстро начинают «рычать».
Упражнения для губ
Предложенные ниже упражнения при систематическом выполнении позволяют укрепить мышцы около губ.
-
«Заборчик». Дайте малышу задание крепко сомкнуть зубы и раскрыть губы, но не рот, показав таким образом свой заборчик из зубов. Затем ему нужно спрятать «заборчик» обратно.
-
«Хоботок». Показываем, какой длинный хоботок у слона, вытягивая для этого губы, как можно вперед.
-
«Лягушка». Малышу нужно максимально растянуть губы в улыбке, показывая, насколько широк рот у лягушки.
-
«Кит». Надуваем щеки, как можно сильней, показывая, как плывет кит в море.
Упражнения для языка
Артикуляционные упражнения для языка тренируют его мышцы, что в последующем позволит языку встать на нужное место для произношения звука «р».
-
«Иголка». Показываем языком острую иголку, открываем широко рот и вытягиваем узенький язык вперед.
-
«Лошадка». Открываем рот, поднимаем как можно выше к небу язычок и в твердом состоянии ставим его к небу. Стараемся произвести щелчок.
-
«Варенье». Пусть ребенок представит, что у него на губах вкусное варенье, откроет ротик и оближет языком сначала верхнюю, затем нижнюю губу.
-
«Качели». Малышу нужно открыть рот, сделать язык острым, потянуться им сначала к носу, как можно выше, затем к подбородку, как можно ниже. Повторяем упражнение до первой усталости языка, вверх-вниз.
-
«Маляр». Кончик языка – это наша кисточка, которой нужно покрасить потолок, он находится в расслабленном состоянии. Им нужно водить по небу вперед-назад.
Чтобы артикуляционная гимнастика принесла пользу, ее нужно делать сидя за столом. Логопеды советуют перед собой поставить большое зеркало, чтобы ребенок спокойно видел в нем себя и взрослого, который показывает правильность выполнения задания.
Упражнения для растяжки уздечки языка
Если у ребенка короткая уздечка языка, то ее можно растянуть специальными упражнениями в домашних условиях. Обычно систематические занятия помогают растянуть уздечку и обойтись без хирургического вмешательства.
-
«Котенок». Задача малыша – показать, как котенок кушает молочко, зачерпывая его языком.
-
Достаем до носа языком, как можно дальше, и до подбородка, как можно ниже.
Обратитесь на консультацию к логопеду, чтобы он показал, как делать в домашних условиях массаж уздечки. Таким образом родители помогут растянуть уздечку языка ребенку. Малышу нужно широко открыть рот и поднять кончик языка вверх. Чистыми пальцами взрослый массирует уздечку, она находится под языком. Можно ее легкими движениями немного подтягивать вверх. Ребенку не должно быть больно. Массаж делается дважды в день по 3 минуты.
Усложненные упражнения
После того, как ребенок освоил предложенную артикуляционную гимнастику, включаем более сложные упражнения, которые позволяют включить звук «р».
-
«Заводим автомобильный двигатель». Ребенок ставит язык в широком расслабленном состоянии на верхние бугорки неба и проговаривает часто «д-д-д-д-д». В это же время помогите малышу указательным пальцем передвинуть языком вправо-влево. Указательный палец должен стоять под кончиком языка. Постепенно звук «д-д-д-д» перейдет в «д-д-р-р». Вместо указательного пальца можно использовать чайную ложку. После того, как звук станет устойчивым, постепенно уберите посторонние предметы.
-
У некоторых детей легче звук «р» переходит не с «д», а с «ж». Ребенок произносит длительный «ж-ж-ж-ж», при этом его язычку нужно помочь при помощи посторонних предметов встать к верхним бугоркам. При этом постепенно «ж-ж-ж-ж» переходит в «ж-ж-ж-р-р». Затем малыш сам произносит устойчивый переход звуков.
После того, как дети научатся произносить устойчивый звук, им нужно снизить частоту произношения первого звука «д-д-д» или «ж-ж-ж», затем постепенно полностью отказаться от вспомогательных звуков.
Мягкий звук «р»
Часто после того, как малыш освоил артикуляционную гимнастику, у него подключается мягкий «р». Логопеды говорят, что перейти с мягкого звука на твердый не составит труда. Если на появление звука «р» уходит обычно 5 занятий, то на отработку твердого звука хватит и одного. Мягкий звук «р» появляется потому, что дети изменяют расположение языка. Они его ставят неправильно на небе, ближе к зубам, уголки губ растягиваются шире положенного. Важно еще раз объяснить ребенку расположение языка и губ, отработать этот момент перед зеркалом.
После этого идет отработка буквосочетаний и слогов в предложенном ниже порядке:
-
ри;
-
ре;
-
ря;
-
ре;
-
рю;
-
ре.
Если дети хотят пропевать звуки, пусть поют. Можно петь звуки в гаммах. Отличный вид отработки дикции, многократное повторение слогов, «ри-ри-ри», «ре-ре-ре». Далее идет отработка звука в словах, причем вначале нужно включать такие слова, где предложенные звуки будут в первом слоге:
-
рифма;
-
репа;
-
редька;
-
Римма;
-
речка.
Затем звуки встают в середине слова:
-
гречка;
-
три;
-
двери;
-
берет;
-
орет;
-
варенье;
-
карета.
Далее идет подключение звука «р» с парными согласными:
-
трюм;
-
три;
-
дряблый;
-
дрема;
-
тряпка;
-
зарядка.
При правильных занятиях на этом этапе у детей уже неплохо ставится твердый звук «р». Теперь пришла пора переходить к предложениям и словам на автоматизацию проблемного звука.
Отработка навыка
Автоматизация звука – доведение его путем многократного выполнения до такого состояния, когда малыш не задумывается об его произношении. Мы предлагаем следующие занятия, которые позволят отработать навык произношения звука «р»:
-
«Разминка». Повторяем все слоги: «ра»-«ро-«ре»-«ри»-«ря»-«ры»-«рэ».
-
Затем приступаем к пословицам и поговоркам, которые содержат проблемный звук. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». «Где тонко, там и рвется». «Река начинается с ручейка».
-
Подключаем скороговорки. Большое количество скороговорок можно найти в специальных пособиях, которые имеются в большом количестве в книжных магазинах для занятий по логопедии.
-
Чистоговорки в отличии от скороговорок имеют задачу не быстрое, а чистое говорение. Ребенок должен четко проговорить каждый звук. «Жует поросенок морковку спросонок». «Замерла ворона: «Карл, разрисован тротуар». «Барашек грызет спозаранку баранку».
Разделение звуков
После того, как у малыша отработался звук «р», необходимо его дифференцировать от других звуков. Особенно остро стоит вопрос его сочетания с сонорными согласными. Для этой работы используют слова, которые отличаются друг от друга на одну букву:
-
рак-лак;
-
раз-лаз;
-
рожь-ложь;
-
рек-век;
-
рис-лис.
Попробуйте с детьми поиграть в метаграммы, превращение одного слова в другое путем изменения одной буквы. Например, из «реки» перейдем в «море»: «река»-«рука»-«лука»-«лужа»-«ложа»-«лоза»-«поза»-«пора»-«гора»-«горе»-«море».
Как должны проходить занятия
Занятия должны проводиться ежедневно, только систематически можно добиться скорого успеха. Каждый день необходимо выделать примерно 30 минут на дикцию. Это время нужно разбить на небольшие эпизоды, с обязательными переменками. Выбирайте правильное время для занятий. Малыш должен быть в хорошем расположении духа и быть готовым к сотрудничеству. Взрослому нужно набраться терпения, не ожидать скорого результата.
Важно помнить о том, что дети быстро перенимают плохие примеры. Если какой-то ребенок нарочно картавит, то, вполне вероятно, что и ваш малыш может находиться под влиянием этого примера. Поэтому произношение окружающих ребенка людей, должно быть четким. В процессе становления звука воспользуйтесь книжками с яркими картинками, кубиками. Попросите малыша назвать картинку, в названии которой присутствует буква «р».
Распространенные способы постановки звука
Российские логопеды пользуются несколькими методиками постановки звука «р», которые мы вам предлагаем.
По Хватцеву
Советский педагог предложил следующую систему постановки звука «р»:
-
Использование словосочетаний с объяснением разницы между словами, которые позволяют развить фонематическое восприятие, «жалко-жарко», «вор-вол», «ложки-рожки».
-
Получение механическим путем вибрации, постукиваем по деснам, работаем с воздушной струей.
-
Ставим «р» путем перехода с длительного «д-д-д-д».
-
Автоматизируем звук через вставку гласного, «ды-ы-ы-ра».
По Левиной
Советский логопед разработала систему упражнений по постановке звука «р»:
-
Получение звука при помощи упражнений без вибрации.
-
Переход на «р» с длительного «ж-ж-ж-ж» с сильным выдохом воздуха.
-
Использование звуков «д» и «т» для перехода на «р», «д-р», «т-р».
По Богомоловой
Советский педагог-логопед предложила свой метод постановки проблемного звука. Зубы ребенка открыты на расстоянии двух пальцев. Язык прижат к небу, уздечка максимально растянута. Взрослый сдвигает пальцами к небу кончик языка. Малыш делает глубокий вдох и производит резкий выдох, при этом подключая голос. Если все правильно сделано, то должно получиться «тж». Упражнение повторяется, напор воздуха увеличивается, постепенно получается «тле», которое впоследствии меняется на «тр». После того, как закрепилось короткое «тр», таким же образом отрабатывается раскатистый «т-р-р-р».
Неправильное произношение звука «р» до 5 лет считается нормой. Если звук после этого возраста не «встал» на место, то пора присоединять артикуляционные упражнения, которые помогут справиться с проблемой.
Оцените статью |
|
22.11.2024