Что такое сольфеджио: полное объяснение для родителей
Содержание
- Что вообще представляет собой этот предмет – сольфеджио?
- Разделы сольфеджио как дисциплины обучения
- Навыки, которые развивает занятие сольфеджио
- Что в этой дисциплине вызывает неприятие на начальном этапе обучения
- Можно ли научиться играть музыку без сольфеджио?
- Психофизиологические аспекты, которые следует учитывать у детей при изучении ими сольфеджио
- Что следует считать главным в этих знаниях
Многие взрослые первый раз в своей жизни вынуждены столкнуться с термином сольфеджио, когда их дети начинают заниматься музыкой профессионально, при обучении в музыкальной школе. Если родители не могут похвастаться музыкальным образованием, а понимание предмета им необходимо для того, чтобы иметь представление о том, что будет изучать их ребенок. Для того чтобы как всякий любящий родитель, иметь возможность поучаствовать в процессе, которым заняты их дети, тогда эта статья поможет им в этом.
Что вообще представляет собой этот предмет – сольфеджио?
Если результаты обучению игры на музыкальном инструменте определить просто – это наличие умения играть на нем, то результаты по изучению этой дисциплины совершенно не так очевидны. Несмотря на это смысл курса сольфеджио в развитии у обучаемого основных навыков музыканта, - чувства ритма и специфической музыкальной памяти. Именно эти качества ложатся в основу усвоения других музыкальных дисциплин, входящих в программу музыкального обучения.
Само слово «сольфеджио» пришло из итальянского языка и буквально его можно перевести как «петь по нотам». Целью при освоении этого предмета ставится развить у музыканта или вокалиста такое качество как музыкальный слух. Само искусство музыки, связанное с созданием произведений или с их исполнением, непосредственно опирается на него.
Активное восприятие звуков имеет ключевое значение для любого исполнителя музыки, будь он певцом или музыкантом. Развивает этот навык уроки сольфеджио. Невозможно исполнять музыкальное произведения, не попадая в ноты.
Овладеть новыми навыками за максимально короткое время позволяет развитое активное восприятие музыкальных звуков. Известно это ещё со времен изобретения нотной грамоты, поэтому уроки сольфеджио обязательны при обучении по программе музыкальной школы или класса, не важно начинающий ли это музыкант или певец.
Разделы сольфеджио как дисциплины обучения
Сольфеджио, как отдельная область музыкальных знаний и навыков включает несколько разделов, каждый из которых необходим к изучению и освоению:
-
Пение, при котором необходимо произносить ноты – называется сольфеджирование.
-
Диктанты по музыке. Они чем-то напоминают написание диктанта в общеобразовательной школе, только при выполнении музыкального диктанта ученику приходится на слух воспринимать ноты или все произведение, которое исполняет педагог. При исполнении последовательности звуков обучаемый должен записать все в виде нот, отмечая длительность и высоту каждой, а также интервалы между звуками, называемые в нотной грамоте – музыкальные паузы.
-
Любой музыкант может считаться им только в случае если он на слух может определить лады, темп, структуру, особенности ритма и общий характер услышанного музыкального произведения. Этому обучает раздел слухового анализа.
Навыки, которые развивает занятие сольфеджио
Несмотря на кажущуюся, сугубо творческую и неустойчивую структуру музыкальных произведений в их основе лежит строгие, во многом математические принципы, которые переложены на своего рода письменность, в виде нотной грамоты.
Обучаясь музыке человек усваивает себе ещё один тип мышления – музыкальное мышление. Для обеспечения, которого в головном мозге выстраиваются специальные нейронные связи, которых нет у человека, не владеющего музыкальным образованием. Такой дополнительный «ресурс» позволяет человеку мыслить более разносторонне и быть эффективней и при повседневной деятельности. Не зря, в прежние времена, музыка входила в обязательную программу образования аристократической элиты.
-
Как и всякую письменную грамоту, сольфеджио необходимо начинать с изучения букв. В случае с музыкой, - нот и других музыкальных знаков, посредством которых музыка записывается.
-
В дальнейшем уроки сольфеджио позволяют выработать навык чисто исполнить голосом любую мелодию не репетируя.
-
Музыкальные диктанты развивают у музыкантов умение в мысленных образах представлять структуру произведения для подбора его на слух на инструменте и последующей правильной нотной записи мелодии, которая была услышана. К тому же развивается навык подобрать на слух аккомпанемент к любой мелодии.
Что в этой дисциплине вызывает неприятие на начальном этапе обучения
Безусловно высокий результат, который дают уроки «пения по нотам», не всегда находит отклик в сердцах юных учеников. На начальном этапе профессионального обучения музыке сольфеджио зачастую не вызывает энтузиазма у ребенка.
Основных причин этого три:
-
Для достижения по-настоящему заметных результатов требуется регулярное, достаточно длительное выполнение специальных упражнений. Ребенку просто не хватает терпения и настойчивости, от этого кажется, что сольфеджио просто нудное занятие.
-
В свою очередь такое отношение может сформироваться от простого непонимания, что такое есть – это сольфеджио. Какие ценные навыки оно может дать если проявить упорство в его освоении.
-
Специфическая особенность этой программы, ориентированная именно на профессиональное освоение музыки также может вызывать непонимание и непринятие его. Помимо диктантов и пения с листа эта программа изобилует исполнением и построением гамм, обучением исполнению аккордов от заданных нот, а ещё такие специфические термины и музыкальные особенности как, например, - трезвучие, интервалы, одноголосие, тональности…Здесь требуется четкое осознание, того что музыка профессионалов – это сугубо свой мир знаний и опыта в основе которого лежит база многих сотен лет.
Одним словом, ученика нужно настраивать на то, что без сольфеджио невозможно усвоить массу понятий, без которых стать профессионалом в мире музыки просто нереально.
Можно ли научиться играть музыку без сольфеджио?
Научиться игре на инструменте, например, на той же гитаре в принципе, конечно, можно. Однако без занятий сольфеджио процесс понимания музыки будет поверхностным, более на уровне чувств. Активизация глубинных процессов, которые сформируют абстрактные мысленные формы и связи, позволяющие осознать музыку доступно лишь музыканту, усвоившему эту дисциплину.
Даже на примере той же гитары можно отметить, что формирование устойчивых мысленных образов в сознании связывающих закономерности звуковых сочетаний, которое позволит облегчить обучение игре смешивая их и предоставляя возможности повторять или даже самому сочинять композиции и новую музыку намного легче будет даваться при условии изучения сольфеджио.
Техника игры на гитаре молодых любителей музыки, которые пренебрегают изучением сольфеджио, довольно быстро переходит к банальным «трем аккордам». Исполнение становится достаточно примитивным и однобоким, а процесс освоения чего-то нового для подобных «любителей», так же, как и их переучивание крайне сложным, а зачастую и вовсе не возможен.
Психофизиологические аспекты, которые следует учитывать у детей при изучении ими сольфеджио
Сольфеджио представляет собой дисциплину, которая основана на теоретической базе, требующая от обучаемого умения оперировать абстрактными величинами и отвлеченными понятиями. По своей сути они близки к принципам математических функций, - интервалы, тоника и т.п.
Ученикам младших школьных классов, в силу особенностей их мышления и уровня интеллекта, это не всегда доступно. Некоторые моменты при обучении сольфеджио можно сравнить с обучением речевой деятельности, - чтение текстов с чтением нот, разговорная речь с пением по нотам, пересказ с прослушиванием и точным воспроизведением музыкального фрагмента, обучение письму с обучением написанию нот. Поэтому первоклассник, идущий в детскую музыкальную школу, обучается как бы параллельно одному и тому же, но в разных областях человеческих знаний и навыков. Если школьник к первому классу пока не умеет ни читать, ни писать обычным способом – буквами, то процесс получения одновременно музыкального образования в музыкальной школе или классе может вызвать определенные трудности для него.
Имеют место случаи, когда имеющий музыкальные дарования ребенок, страдает нарушениями речевой деятельности, например, дисграфией или дислексией. В этом случае он столкнется с теми же проблемами и при изучении нотной грамоты.
Для того чтобы ребенок развивался нормально ему нужно достичь понимания, того, что абстрактные знаки, - буквы, цифры или схематические картинки служат для обозначения реальных предметов или явлений этого мира. Необходимо работать над формированием у детей старшего дошкольного возраста знаковой функции сознания. Когда постепенно, переходя от рисунков-чертежей, к более условному изображению у ребенка усваивается принцип абстрагирования реальности знаками. Наличие таких опор в сознании ребенка позволяет детям решать более сложные задачи в их учебной деятельности, развивает их память и внимание. При таком подходе ребенку будет легче усвоить принцип обозначения звуков какими-то условными символами и перевода их при исполнении опять в звуки мелодии.
Кроме того, у ученика должны быть развиты способности сосредотачиваться на выполнении определенных инструкций и умение подчинить свои желания и побуждения наставлению педагога принимая, и понимая поступающие от него задания.
Кроме этого важно учесть и двигательное развитие ребенка, так как оно имеет большое психологическое значение. Мышцы руки должны быть достаточно крепки, мелкая моторика хорошо развита. Ребенок должен хорошо и правильно удерживать карандаш и авторучку и не уставать быстро при письме. К началу обучения у него должно быть сформирована внимательность при рассмотрении картины или предмета. Он должен уметь выделять отдельные детали в увиденном. Важна также зрительно – двигательная координация, связанная с согласованностью действий руки и глаз, при которой пальцы чувственно воспринимают сигналы, поступающие от глаз.
Все перечисленные аспекты физиологии и психической организации влияют на усвоение такой музыкальной дисциплины как сольфеджио ребенком, который связал свою жизнь с профессиональным занятием музыкой.
Что следует считать главным в этих знаниях
Самым главным моментом из всего изложенного станет тот факт, что новые нейронные связи сформированные в процессе обучения создадут возможность для ребенка обладать ещё одним способом строить модели реальности. Это значительно повысит эффективность его мышления. Даже если сами знания не пригодятся в будущей профессиональной деятельности, навыки безусловно будут адаптированы мозгом для решения других задач стоящих перед человеком.
Для самого же успешного усвоения материала, главное – терпение, настойчивость, не «спускать на тормозах» то, что не было понято и устойчивая связь с педагогом!
Статья составлена на основании книг: Барабошкина А. «Сольфеджио. 1 класс. Методические рекомендации для педагогов», Вахромеев В. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах», Блонский П.П. «Психология младшего школьника», Дьяченко Н.Г. «Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях»,и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024