Занятия по системе Монтессори
Мария Монтессори родилась в Италии, в середине ХIХ века, и стала первой женщиной в истории этого государства окончившей медицинский курс и удостоенной ученой степени доктора наук в области медицины.
Она вошла в историю как великий педагог посвятивший всю свою жизнь разработке и внедрению в практику прогрессивных методов обучения и воспитания детей. Позже её работы получат название педагогической системы Монтессори, а её разработки будут внедрены во многих педагогических учреждениях по всему миру.
Ей принадлежит авторство системы образования, основанной на построении своей личности самим ребенком, за счет своего внутреннего потенциала. В своих наблюдениях за детьми, Мария Монтессори выделила и досконально изучила особенности психического развития детей, - возрастную чувствительность (сензитивность) и впитывающее мышление.
Принципы построения занятий по системе Монтессори
Педагогическая система, созданная ей основана на максимальном приближении ситуации к тому идеалу, при котором ребенок будет обучаться самостоятельно. Система трехсоставная и включает в себя, - ребенка как такового, окружающую его среду и учителя. Центральное место в системе занимает ребенок.
Вокруг ребенка создается специфическая окружающая среда, посредством её он получает возможность обучаться самостоятельно просто, живя в ней. Благодаря созданным условиям среды дети получают возможность формировать навыки крупной и мелкой моторики и сенсорного восприятия, в соответствии с их возрастом, накапливают опыт жизненных ситуаций, совершенствуются физически, обучается сопоставлению и упорядочению разнообразных вещей, а также явлений, относящихся к ним, получая знания из собственного опыта.
В задачу педагога входит наблюдение за ребенком и оказание ему помощи, когда в этом возникает необходимость. Суть педагогической системы Монтессори, заключен в её девизе – «Помоги мне это сделать самому».
Упражнения, используемые в повседневной жизни
Для первых лет пребывания в этом мире детям свойственно заложенное в них природой желание двигаться. Детям нравится процесс перемещения в окружающем их пространстве с целью лучше узнать те предметы, которые их окружают и научиться осмыслено их использовать. Этот период назван в системе сензитивным периодом развития точности движений.
Изначально все движения ребенка лишены ловкости, зачастую хаотичны и не имеют цели, в них отсутствует гармония. Обучающий процесс включает в себя активную моторику. Овладения начальными действиями детей переводят их в разряд контролируемых путем осуществления целенаправленных упражнений.
Для достижения этих целей, а также повышения точности выполняемых детьми движений создается подготовленная среда, с учетом моторных потребностей дитя. В этом окружении, соответствующем физическим возможностям и росту ребенка, ему предлагается различные упражнения, способствующие развитию координации и совершенства выполняемых действий. Материалы и вещи в среде подбираются с учетом того, чтобы они соответствовали умениям применимым в бытовом обиходе. Смыслом этого метода является осознанное выполнение детьми действий при четком представлении преследуемой ими цели. Кроме этого упражнения должны приносить веселье и удовольствие от их выполнения.
Помимо индивидуальных занятий предусмотрены групповые упражнения и упражнения подразумевающие совместную деятельность детей. Эти занятия формируют социализацию детей и образуют навык высказывать свое мнение, выражать просьбы, находить общее решение, вообще повышать свои навыки коммуникации.
В своей системе Монтессори находит упражнения в повседневной жизни, которые частично являются делами общепринятыми в повседневном обиходе. За тем как будет действовать ребенок должен следить взрослый. Позже, когда ребенок обучается делать что-то самостоятельно у него возникает ощущение собственного достоинства и самодостаточности, потому что он научился выполнять важные в бытовом плане вещи самостоятельно.
Подбор материальной базы для проведения занятий в части касающейся этой методики должен по своей цветовой гамме, формам, размерам быть удобны и притягательны для детей. Особенно нравятся ребенку те элементы занятия, которые он встречает в своей домашней обстановке. Для совсем маленького малыша сами действия являются целью их совершения, - он будет вытирать только из желания просто тереть, не привязывая это к ожиданию результатов. С возрастом результат станет во главу угла совершаемого действия.
Обобщим цели, которые ставятся при организации занятий на базе бытовой жизнедеятельности ребенка:
-
Организовать желание и потребность к деятельности у детей на разумной основе.
-
Привести в гармонию, скоординировать и совершенствовать их поведение.
-
Повышать самостоятельность, развивать у ребенка чувство независимости, через это воспитывая чувство собственного достоинства и укреплять его самооценку.
-
Через привитие у ребенка ощущения необходимости взаимодействовать с остальными в социуме сформировать устроение внутреннего духовного мира, привить понимание специфики культуры и общечеловеческих общественных норм поведения.
Далее в статье будут рассмотрены некоторые занятия по методике Монтессори касающейся повседневной жизни, которые вполне доступны к выполнению всеми.
Переливание воды
Упражнение предназначено для детей около трех лет, развивает у ребенка координацию движений, обучает ориентированию в окружающем пространстве.
Для его выполнения понадобятся:
-
лейка, изготовленная из прозрачного пластика с разметкой уровня жидкости в ней;
-
емкость с широким горлышком;
-
поднос;
-
тряпочка для вытирания воды.
Порядок выполнения упражнения. Подкрашенной водой набрать лейку до линии разметки, поскольку если набрано будет «под завязку» переливать её станет неудобно. Установить емкость и лейку рядом. На столе для занятий должен быть порядок.
Обучающий должен взять лейку держа за ручку, поднять и наклонив её над емкостью потихоньку лить воду до наполнения емкости. Легким отрывистым движением лейка возвращается им в исходное положение. Взяв тряпочку другой рукой вытереть капли воды, которые были пролиты перед переливанием. После этого надо поставить лейку назад на стол и взяв теперь уже наполненную емкость перелить из нее воду назад в лейку, после чего вновь вытереть то что пролилось тряпочкой и вернуть емкость в исходное положение.
Упражнение обучающему следует демонстрировать размеренно, не торопясь и тщательно проделывая каждое движение. Для создания интереса со стороны ребенка, все операции необходимо проделать, демонстрируя максимально свою крайнюю заинтересованность выполняемыми действиями. Вводную часть занятия не должна прерываться, пока весь порядок действий не станет понятен малышу.
После чего учитель должен предложить ему самостоятельно выполнить упражнение, наблюдая при этом за его действиями. Когда усвоение базовых приемов ребёнком закончится, занятие может быть наполнено некоторыми вариациями, например, - увеличить количество емкостей, либо взять емкость к примеру, с меньшим отверстием для залива воды.
Чистка (натирание) металлической поверхности
Упражнение ориентировано на возраст от трех лет, развивает координацию движений.
В качестве учебного материала необходимы:
-
специальная жидкость или гель для чистки металлических деталей и поверхностей в емкости для её хранения;
-
поднос, накрытый тряпкой;
-
коробка с ватой;
-
две емкости, - одна под чистящую жидкость, вторая под использованную вату;
-
ветошь полировать поверхность;
-
сама деталь для полировки, - изготовленная из латуни, без украшений.
Последовательность проведения занятия. Вместе с ребенком, обучающий готовит место занятия, чтобы создать необходимую стимуляцию к предстоящим действиям по заданиям. Рабочее место должно быть подготовлено с учетом того, чтобы используемые в занятии предметы были в зоне непосредственной видимости. Жидкость для чистки следует взять в небольшой по размеру бутылке, чтобы ее размер не доставлял дополнительных трудностей ребенку при работе с ней. Взрослый двигает ее к ребенку, держа рукой поверх крышки. Затем выставляет на тряпку, расстеленную для занятия, открывает крышку (откручивает), наливает из нее немного жидкости (геля) для чистки в емкость и снова закрыв возвращает на поднос. Следует зафиксировать внимание ребенка на:
-
открывание бутылки;
-
наливание жидкости;
-
закрытие (завинчивание).
Взяв шариком из ваты немного чистящей жидкости из емкости, продемонстрировать её ребенку и начать медленно, и равномерно растирать жидкость вращательными движениями по плоскости латунной детали. Испачканная вата помещается в предназначенную для этого вторую емкость. Внимание ребенка необходимо сосредоточить на навыке взять чистящее средство пропорционально площади ватного шарика, не больше и не меньше.
Когда наступит время действия жидкости для чистки металла обучающий сливает то, что осталось обратно и опять закрывает бутылку. Стерев ватным тампоном жидкость с поверхности, обучающий демонстрирует оставшуюся на нем загрязнение ребенку, протирание ватными тампонами поверхности продолжается пока он не будет оставаться чистым после протирки.
Когда это случится необходимо зафиксировать для ребенка переход к полировке металлической поверхности ветошью или сукном для полирования металла. Учитель полирует его до состояния блеска и демонстрирует результат обучаемому. При проведении занятия обучающий должен выражать заинтересованность своими действиями, проделывать их тщательно, не торопясь и непрерывно. После этого учитель предлагает проделать те же операции с другим металлическим предметом, а сам наблюдает за действиями обучающегося ребенка.
Занятие позволяет ребенку, не только освоить ход и последовательность приемов улучшающих координацию движений, но и установить причинно-следственную взаимосвязь в выполняемых приемах и действиях в ходе упражнений.
По окончанию занятия обучающему необходимо показать, как очистить используемые предметы и материал, убрать их и место проведения занятия. Только после этого можно считать проведение занятия оконченным.
В дальнейшем можно усложнить проведение занятия применяя более мелкие, либо деформированные, либо украшенные чем-либо металлические предметы. На практике это могут стать столовые приборы или дверные ручки.
Сохранение и уход за живыми цветами, которые срезали
Занятия организуется с ребенком возраста от 3-х лет. Занятие формирует эстетические начала, координацию движений, общие представление ребенка об условиях произрастания растений и ознакомление со способами формирования букета.
Для проведения занятий будут нужны:
-
сами живые цветы, срезанные недавно;
-
небольшое ведерко;
-
совочек для мусора;
-
ножницы;
-
лейка;
-
несколько разных по форме и величине ваз;
-
клеенка для подстилки на поднос;
-
емкость для «отходов производства»;
-
тряпка.
Порядок работы с ребенком. Подготовить место для занятия вместе с малышом, не затягивая процесс и выполняя часть действий самому, чтобы у ребенка сохранилось чувство заинтересованности к тому, что ему предстоит делать.
Учитель выкладывает срезанные цветы на клеенке и размещает прочие предметы в пределах поля зрения ребенка, их упорядоченное размещение позволяет облегчить ребенку дальнейшие действия.
По просьбе обучающего ребенок наполняет водой лейку до половины. Вместе с ребенком выбирается подходящая для цветов ваза. Учитель, взяв в одну руку лейку, другой берет сложенную тряпку легко прижав её к передней части лейки, для того, чтобы на нее стекали капли воды и льет воду в вазу столько, сколько необходимо для срезанных цветов. После этого нужно показать ребенку количество воды в вазе, для того, чтобы он понял сколько цветам нужно воды. Ту воду, которая была пролита на клеенку, учитель вытирает.
Далее, обучающий берет цветы по одному удаляя с них нижние листья, а затем обрезая под углом конец стебля, ставит их в вазу, продолжая свои действия пока в вазе не будет сформирован букет. Цветов для занятия нужно взять столько, чтобы ребенок потом мог самостоятельно проделать все действия уже с другой вазой. По окончанию занятия проводится уборка места выполнения упражнений совместно с обучающим.
Продолжить занятия по уходу за цветами можно и после того как они долго простоят в вазе. В качестве иного формата занятия можно применить вариант составления букета с использованием пропитываемой водой подложки, в которую цветы втыкаются.
В повседневной практике эти занятия пригодятся для украшения цветами праздничного стола или помещений по случаю, например, празднования дня рождения.
Объем статьи не позволяет изложить всю полноту методов педагогики Монтессори, но вполне можно использовать эту информацию для того, чтобы попробовать заниматься с ребенком и в дальнейшем продолжить свое развитие в этом направлении. Практика педагогики Марии Монтессори ведет к процессу саморазвития не только самого ребенка, но и взрослого практикующего эти методы приводя его духовное устроение к пониманию ребенка и возможности по-другому взглянуть на его развитие и обучение.
Статья составлена на основании книг: В. Г. Дмитриевой «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет», «Педагогика Монтессори» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.
Оцените статью |
|