Ребёнок не хочет идти в школу — нормально ли это
Многим родителям приходится сталкиваться с тем, что ребенок не хочет идти в школу. Прежде всего нужно разобраться с причинами данного поведения, они могут быть различными. Каждый случай индивидуален. Одни причины могут возникнуть на каком-то этапе обучения, другие – в любое время, причем не важно, первоклассник это или ученик старшей школы.
Как может проявляться нежелание учиться
Дети могут проявлять нежелание учиться по-разному. Чаще всего оно проявляется следующим образом:
-
открытым протестом, отказом посещать школу;
-
прогулами;
-
невыполнением домашнего задания;
-
снижением успеваемости;
-
психосоматикой, повышением температуры тела, проблемами с желудком, головной болью.
В основе каждого этого вида лежит полное отсутствие или снижение мотивации учебы.
Как определить степень серьезности проблемы
Если подросток сообщает о нежелании ходить в школу, то эти слова могут иметь разный смысл. Возможно он устал от «обязаловки». В этом случае даже его любимое занятие не радует. Здесь нет никаких проблем, ведь взрослые тоже не всегда хотят идти на работу. Оставьте ребенка на денек дома, одобрите его прогул. В этом случае он имеет возможность не переутомиться, поймет, что его любят, успеет соскучиться по любимым предметам и одноклассникам. Если же дочь или сын изменились, стали агрессивными, более серьезными, замкнутыми, под любым предлогом стремятся прогулять школу, нужно бить тревогу. Необходимо срочно выяснять причину этого состояния, ликвидировать ее. Чем быстрей справитесь с ситуацией, тем меньше пострадает психика ребенка.
Причины нежелания учиться
Психологи не связывают проблемы с учебой с ленью или нежеланием прилагать усилия. Они выделяют следующие причины:
-
Возрастные особенности.
-
Чрезмерный родительский контроль.
-
Конфликтная ситуация с учителем.
-
Серьезные нагрузки.
-
Личностные особенности.
Попробуем подробно разобрать каждую причину.
Возрастные особенности
Нередко нежелание учиться проявляется в подростковом возрасте. Это выход на новый уровень взаимоотношений в социуме. Ребенок начинает искать себя и свое место в обществе. Наибольшую важность для него приобретает общение со своими сверстниками. У него формируются собственные цели и ценности. Это усиливает независимость подростков от влияния взрослых. В этот же период происходят серьезные физиологические и гормональные изменения, которые оказывают определенное воздействие на эмоциональную нестабильность детей. В связи с этими возрастными особенностями учеба уходит на второй план, что влечет за собой вполне понятное снижение успеваемости.
Этот этап придется только пережить. Обычно он длится с 12 до 14 лет. Как правило, к 15-17 годам все успокаивается. Ребенок уже готов проявлять интерес к учебе на новом, более качественном уровне, внутренней мотивации. Родители могут помочь подростку следующими способами:
-
Спокойно обсудите с ребенком важность обучения. В этом возрасте мотивация может быть и внешней. Сходите в престижный ВУЗ, пройдитесь по огромным аудиториям, пусть он больше общается со сверстниками в школе. Попробуйте связать учебу с удовольствием, выстроить ряд позитивных ассоциаций. Далее мозг самостоятельно наладит систему стимулов и поощрений.
-
Предъявляйте четкие и логичные требования по отношению к учебе. Ведь учеба – это обязанность ребенка. Качество обучения можно оценить по школьной успеваемости. За невыполнение своих обязанностей подростка могут ждать вполне объяснимые последствия. Например, отмените прогулки с друзьями, компьютерные игры в часы отдыха. На это место можно поставить занятия с репетитором, по тому предмету, с которым проблемы у ребенка.
-
Не подавляйте желание ребенка к самостоятельной учебной деятельности. Учеба должна быть его обязанностью. Родителям ее результаты лучше оценить в школьной успеваемости. В подростковом возрасте нормально периодически не выполнять домашнее задание, «учитель не проверяет», «меня спрашивали на том уроке», он вполне может и списать, и сбежать в кино. Это нормально. Но результаты такой «самостоятельности» не должны влиять на успеваемость ребенка. Заостряйте внимание детей на последствиях принятых решений.
Повышенный контроль со стороны родителей, гиперопека
Нередко родители берут «на свои плечи» выполнение части домашнего задания. Они вместе учат уроки, полностью контролируют учебный процесс ребенка, решают все вопросы за него, а не вместе с ним. Поэтому не удивительно, что к подростковому возрасту сын или дочь не умеет принимать собственное решение. А обучение в старшем и среднем звене требует от детей определенной ответственности и уже самостоятельности.
В подростковом возрасте ребенок стремится к независимости, а гиперопека провоцирует к протесту, который обычно направлен на учебу, поскольку именно этот вид деятельности находится под неусыпным влиянием взрослых. Задача подросткового возраста – приобретение независимости. Если она не будет решена, то или ребенок всю ответственность передаст в руки родителей, которые так и будут тянуть эту «лямку» до пенсии, а то и дальше, или у ребенка вызовется буря протеста. Причем второй вариант выхода из повышенного контроля родителей будет предпочтительней. Ведь детям необходимо жить самим и принимать решения за свои поступки тоже самим. В этом случае родители могут помочь сыну или дочери следующим образом:
-
Проведите анализ своего отношения к обучению ребенка. Подумайте, возможно вы перегибаете палку.
-
Постарайтесь быть для своих детей не учителями, а родителем.
-
Постепенно переносите ответственность за учебу на плечи детей, при этом обозначая четкие рамки ожидаемых результатов и последствий.
Конфликт с педагогами
Любой человек является личностью, которая имеет свой характер, интересы. Причем это относится как к подростку, так и к учителю. Может быть конфликт организовался на фоне несовпадения характеров. В этом случае будет непросто провести конструктивный диалог. Если к этому добавить возрастные особенности, то конфликт уже находится в острой стадии. В связи с этим редко у каких детей появится желания идти в школу. Родителям необходимо вмешаться в ситуацию и помочь своему ребенку.
-
Обязательно идите в школу, не оставляйте без внимания этот вопрос, последствия будет довольно серьезными, от нежелания учиться до психического срыва.
-
Поговорите с учителем. Отнеситесь серьезно к этому шагу. Дайте понять педагогу, что пришли поговорить, а не нападать. Заявите о своем желании найти оптимальный выход для обоих сторон. Спокойно выслушайте позицию учителя, сравните ее с позиций ребенка. Затем только делайте выводы.
-
Доверительно поговорите с ребенком. Пусть он расскажет свое отношение к ситуации. Не повышайте голос, ведите беседу в спокойной обстановке. Искренне поддержите своего ребенка, но не ругая и учителя.
-
Проведите анализ ситуации. Попросите подростка вспомнить, с чего все началось, что вызывает неприятную реакцию со стороны учителя. Попытайтесь воссоздать истинную картину происходящего, попробуйте поговорить с одноклассниками и их родителями. Возможно такая проблема не только у вашего ребенка.
Тревожным симптомом конфликта с учителем является снижение успеваемости по определенному предмету, нежелание посещать эти уроки, делать по нему домашнее задание, резкое изменение в поведении ребенка.
Конфликт с одноклассниками
Ведущая деятельность подростка – общение, причем общение со сверстниками. Если ведущий вид деятельности не удовлетворен, то вполне понятно, что ребенок не хочет идти в школу. Вряд ли кому нравится находиться в конфликтной обстановке. Родители могут помочь детям следующим образом:
-
Окажите эмоциональную поддержку ребенку. Покажите, что вы понимаете его и сочувствуете, выслушайте подростка, обсудите с ним ситуацию, попробуйте найти выход из нее.
-
Помогите наладить отношения с одноклассниками, если ребенок согласен. Но, защищая подростка вопреки его согласию, родители лишают его возможности отработать навыки противостояния жизненным трудностям.
-
Помогите ребенку найти ту сферу деятельности, в которой он будет более успешен. Это повысит его самооценку, что положительно скажется на отношениях с одноклассниками.
-
Вместе подумайте, как выйти из создавшейся ситуации.
Выясните причину конфликта со всех сторон. Всегда будьте на стороне ребенка. Не обсуждайте прилюдно его действия. Отложите «разбор полетов» до дома.
Неадекватные нагрузки
В форме неадекватных нагрузок могут выступать, как чрезмерная занятость, так и ее недостаток. Из-за чрезмерной занятости у детей возникает агрессия. Детская психика включает защитный механизм – избегание. У ребенка накапливается усталость, пропадает желание учиться. В результате недостатка нагрузок появляется скука, которая также негативно воздействует на стремление к получению знаний и учебную мотивацию. Помощь родителей заключается в анализе нагрузок ребенка с учетом времени, проведенного в школе, потраченного на выполнение домашнего задания, посещение кружков и секций, чтение книг. У подростка должно быть не менее 2-3 часов, которые он может потратить как хочет, и 8 часов на сон.
Личностные особенности
К личностным особенностям относятся следующие факторы:
-
незрелая эмоционально-волевая сфера;
-
негативное эмоциональное составляющее;
-
повышенная тревожность;
-
трудности с учебой;
-
низкая или через чур высокая самооценка;
-
повышенный или пониженный уровень притязаний.
Особенности развития подростка, как личности, влияют на все сферы его жизни, не исключением является и учебная мотивация. В этом случае родителям нужно провести следующие мероприятия:
-
Проанализировать учебную деятельность ребенка, определить, какие его черты характера влияют на успеваемость в школе.
-
Проанализировать свое отношения к ребенку, насколько адекватны их ожидания.
-
Поговорить с подростком в спокойной обстановке. Поработайте над его самооценкой.
Советы родителям
Если ребенок отказывается идти в школу, в этой ситуации психологи дают следующие советы родителям:
-
Будьте всегда рядом с ребенком, не мешайте утолять возрастные потребности, общение со сверстниками и познание себя.
-
«Подсуньте» ребенку книги о современных подростках, которые говорят с ним на одном языке, их интересуют одинаковые вещи.
-
Рассказывайте о своем подростковом периоде.
-
Позволяйте периодически вместе с друзьями учить уроки.
-
Посидите вместе с ребенком за компьютером, поищите полезные ресурсы, где обсуждаются важные темы для подростков.
-
Разрешайте ребенку приводить друзей домой.
-
Поощряйте увлечения детей.
Если родители столкнулись с трудностями воспитания подростков, мы советуем почитать книгу семейного психолога Людмилы Петрановской «Как ты себя ведешь?». Кроме того, она в своем блоге дает много действенных советов родителям.
Если ребенок не хочет идти в школу, то не нужно его ругать. Важно понять, какие причины вызвали подобное поведение и постараться помочь подростку.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024