От чего зависит интеллект

Обновлено: 09.10.2024, просмотров: 3260

От чего же зависит этот самый интеллект? Что вообще он из себя представляет, каким способом его измерить и что это дает? Итак, интеллект - это от латинского intellectus, что можно перевести как восприятие, уразумение, рассудительность, понимание.

Ещё его можно назвать коротким, русским словом – ум. Он в свою очередь представляет собой такое качество человеческой психики, которое позволяет осознать возникающие ситуации, иметь возможность обучаться и запоминать ряд вещей и явлений на основе полученного опыта, умение понять абстрактные умозаключения с их применением, а также применять полученные знания с целью изменения окружающей реальности. Достаточно пространное, но не охватывающая всего того значения, которые люди вкладывают в это понятие, пояснение. Теперь обо всем поподробней.

От чего зависит интеллект.

Зависимость интеллекта от показателя IQ

Широко распространённое сейчас понятие IQ принято ассоциировать с уровнем интеллекта человека. Насколько это оправдано? Можно иметь очень высокий уровень IQ, но совершенно не реализовать себя в жизни. В то же время сплошь и рядом присутствуют примеры, когда обладатель среднего потенциала исходя из тестов на определение уровня IQ, достаточно успешно развивается в выбранной им сфере деятельности.

Что же вообще представляет собой этот IQ. С легкой руки разработчиков этого теста ему присвоили категорию определяющую уровень интеллекта. Отталкиваясь от рассмотрения некоторого набора способностей у испытуемого, выявляемых и измеряемых посредством специального теста.

При этом техник и методов на настоящий момент достаточно много. За «классику» принято считать тесты Айзенка и Векслера которые известны уже ни одно десятилетие. Однако в психологии, как в научной, так и в практической они не имеют общепринятого признания показателя интеллектуальных способностей человека.

Все тесты для определения IQ имеют стандартное построение и состоят из серии задач, заданий или вопросов при выполнении которых испытуемый должен на них сосредоточиться, опираясь на опыт и память сопоставить известные из них данные и вывести закономерности. Чем больше было решено правильно задач, тем выше выводится уровень IQ. На решение теста отводится определенное время.

Практика жизни показывает, что существует как бы два вида уровня интеллекта и тот уровень который определяется через решение теста IQ отнюдь не доминирует в жизни индивида. Это как бы потенциальная возможность реализовать ресурсы, имеющиеся в мозге исследуемого. Однако если среда в которой будет осуществлять свою деятельность человек с высоким IQ по какой-то причине будет ему некомфортна, этот показатель так и останется цифрой, выведенной по результатам проведённого теста и никак не отразится на будущем росте и развитии человека как самодостаточной личности.

Гораздо более важным в жизни человека является так называемый практический интеллект. Вот о нем то и стоит рассказать в дальнейшем повествовании.

«Зефирный» тест

Эта неординарная методика была разработана в конце 60-х годов в Стэнфордском университете, а её автор был профессор Уолтер Мишел, который первым провел зефирный эксперимент с детьми.

Экспериментатор приводит ребенка в возрасте от 3 до 5 лет в комнату, где на столе лежит аппетитная на вид зефирка и ставит перед ним условие, - если он дождется его возвращения, то получит вторую зефирку. Если же съест раньше возвращения экспериментатора, то больше ничего не получит. После чего экспериментатор уходит и проводит наблюдение за дитем через расположенное в комнате зеркало – стекло.

Дети при этом проявляют чудеса изобретательности, чтобы преодолеть соблазн съесть зефирку. Некоторые прячут от глаз подальше саму зефирку, а после сами укрываются кто где, - под столом, за спинкой кресла, просто в углу, чтобы не смотреть на неё.

Другие ребятишки наоборот пристально смотрят на объект своего «вожделения». Сжимая кулачки и заламывая руки при этом что-то бормоча себе под нос. Иные начинают петь или насвистывать песни и мотивы, чтобы отвлечь свое внимание от сладости. Короче говоря, - кто во что горазд!

На нейрофизиологическом уровне происходит жесткий конфликт. Между подкоркой головного мозга, которая отвечает за «страстные» позывы мышления к немедленному удовлетворению человеком его желания. С «хладнокровной» и расчетливой корой головного мозга, которая предназначена для контроля импульсов, поступающих в отделы мозга отвечающие за принятие решения.

При этом мозг ребенка, который участвует в эксперименте Мишела, совсем не занимается торможением возникающего в нем влечения, как это может показаться. Он, напротив, повышает свою активность, в это время в мозгу создаются всё новые и новые участки дополнительного возбуждения. Этот конфликт интересов приводит к сосредоточению дополнительного напряжения в лобных долях головного мозга.

Именно лобные доли головного мозга отвечают за то, чтобы не были реализованы спонтанные желания подкорки, что может в итоге принести большую прибыль. Таким образом, чем больше конкурирующих между собой зон мозга способен активировать ребенок, тем выше шанс реализации им своих долгосрочных планов путем сдерживания сиюминутных порывов.

Ребенок не просто «зависает» в режиме ожидания. Ему приходится обдуманно и настойчиво искать аргументы в пользу того, что получение удвоенной награды – это хорошо, подогревать в себе это желание, находится в ожидании получения «приза» и т.п. Именно такая работа, проделываемая на уровне интеллекта и такое мышление, позволяет человеку стать максимально эффективным.

Эксперимент безусловно необычный и деток можно было бы пожалеть, но результаты его крайне важны. Наблюдения велись за всей группой детей, принявших участие в эксперименте, а их было 32.

Когда эти дети выросли, то те из них, кто смог контролировать своё влечение и ожидать получение второй зефирки больше двадцати минут показали настоящую успешность в своей взрослой жизни. Проявленная при эксперименте большая стойкость в дальнейшем вылилась в поступление этих детей в университеты. Они достигли видимых успехов и после их окончания, а также они показали большую устойчивость в подверженности различным родам зависимостей, вредным привычкам. Кроме того, эти люди проявляли большую стрессоустойчивость.

Результаты детей, съевших зефирку раньше, оказались намного ниже. В обучении они были посредственны, итоговые экзамены сдавали слабо. Не мало из них приобрели вредные привычки, имели склонность к депрессиям и с трудом справлялись со стрессовыми ситуациями.

Многие эксперты долгое время считали, что этот тест самый точный в долгосрочном прогнозировании интеллектуальных возможностей человека. Позже тест был подвергнут проверке уже на 900 испытуемых, из-за увеличения количества участников эксперимента, разница в их дальнейшей жизни не была столь явной. Некоторым психологам это позволило заявлять об опровержении результатов первого исследования, но споры не прекращаются и по сей день.

Если малыш просто не любит зефир или не готов к тому, чтобы отложить для себя желание получить удовольствие здесь и немедленно – это еще не повод для расстройства. Ситуации, которые складываются в жизни каждого человека уникальны и судьба непредсказуема. Главное – это любовь к ребенку, но повод для усиления воспитательной и педагогической работы с ним этот эксперимент может дать.

Тесты креативности Элиса Торренса

В том же прошлом веке, тех же счастливых для науки 60-х годах, другой исследователь Элис Торренс разработал «Тесты креативности», названые сейчас его именем. Сами тесты просты, как и все гениальное. Вот описание одного из них. Вниманию ребенка предлагается несколько геометрических фигур. К которым он должен дорисовать всё, что посчитает нужным, для того, чтобы придать геометрической фигуре какой-то смысл. При этом изображение на картинках может стать интересным, а, следовательно – креативным, а может получиться простеньким и посредственным.

Уровень креативности определяется по тому, насколько полученная в результате творчества ребенка картинка оригинальна и какой у ней уровень сложности. Выглядит этот тест так:

Может показаться, что в этом тесте нет ничего выдающегося. Однако многочисленные исследования, проведенные экспертами многих стран, доказали, что эта несложная методика позволяет прогнозировать достижения человека в будущем, значительно лучше пресловутых IQ – тестов и не только их, но и результатов выпускных экзаменов в школе, а также мнения о человеке в среде его сверстников. Это ещё один тест с высокой предсказательной силой возможности интеллекта ребенка.

Влияние «цифровой среды» на уровень интеллекта

В продолжении затронутой темы теста Торренса нельзя не затронуть современную картину состояния интеллекта у подрастающего поколения.

В этот раз ученый из Южной Кореи Кюнг Хи Ким проделал огромную исследовательскую работу и проанализировал триста тысяч тестов Торренса пройдённых с детьми с момента его создания, до наших дней, охватив полсотни лет жизни человечества.

Исследование показало крайне интересную тенденцию, с 60-х годов и вплоть до 1984 года шел неуклонный рост креативности мышления у детей из года в год показывая всё лучшие и лучшие результаты. В 1984 году наступает некоторое плато и показатели креативности у детей перестают расти, так продолжается до 1990 года после чего наступает неуклонный спад показателей творческого мышления у исследуемых детей, который и продолжается в наше время.

От чего зависит развитие интеллектуальных возможностей у ребенка в наши дни? Оказывается, все просто и сложно одновременно. Период начала спада показателей креативности совпал с вхождением в новую «информационную эпоху» человечества и легкодоступная, не требующая осмысления и фантазии информация обрушилась на подрастающее поколение с «голубых экранов», а появление интернета и всевозможных гаджетов сделало этот процесс лавинообразным.

Из этого следует, что сейчас уровень развития интеллекта у ребенка во многом будет зависеть от того соблюдается ли им «цифровая диета» и какими педагогическими практиками будут пользоваться родители ребенка при его воспитании. В случае если всё будет основано на рафинированной и обезличенной информации, облечённой в цифровые образы ни о каком интеллектуальном развитии у такого ребенка речи быть не может.

Для полноценного развития интеллекта родителям следует минимизировать время, отведенное «экранному информированию» и сделать упор на образовании, связанном с получением реального жизненного опыта, дополнительных занятий творчеством, спортом и другими практиками в «реале».

Статья составлена на основании книг: А. Курпатова «Чертоги разума. Убей в себе идиота», «Счастливый ребенок. Универсальные правила» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Загрузка комментариев...