Неуправляемый ребенок – причины и что делать
Воспитание детей – непростая и крайне важная задача, стоящая перед родителями. Все мамы и папы хотя бы раз встречали у ребенка сопротивление воспитательным мерам. Кому-то повезло меньше – взаимодействие с крохой каждый день сопровождается борьбой, стараниями усмирить бесконтрольное поведение. Неудачи, преследующие их тщетные попытки, приводят в недоумение и заставляют глубоко анализировать причины разрушительных действий ребенка. Сложность общения с детьми, не знающими слов «нет» и «нельзя» именно в трудности выражения здравой позиции и привитии социальных, гигиенических и других видов норм, правил. Часто заботливые и волнующиеся родители склонны сгущать краски и преувеличивать единичные случаи непослушания.
Чтобы понять, что есть проблема, требующая коррекции, необходимо ознакомиться с психологическим портретом неуправляемого ребенка:
-
Отсутствие простейших дисциплинарных навыков. Если он учится в школе, то может встать в классе посреди урока и выйти по своим делам. Почему он это делает? Потому что не усвоил и не принял правила поведения. Систематические и грубые нарушения дисциплины – это первый признак «трудного» ребенка.
-
Не способны принимать и анализировать замечания взрослых людей, направленных на коррекцию недопустимого поведения.
-
Истерики становятся обычной реакцией на попытки родителей ограничить их действия. Это не является манипуляцией, как думают многие взрослые. На самом деле, плач доставляет ему не меньше дискомфорта, чем вам. Но он не в силах сопротивляться наплыву негативных эмоций, так как не сформированы механизмы реагирования.
-
Полностью или частично отсутствуют навыки самоконтроля. Вероятно, ему самому не нравится, что постоянно прилетают замечания о его плохом поведении. Но проблема в том, что он не способен контролировать свои действия. Это связано с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы.
-
Не проявляют эмпатии. С двух лет малыши уже овладевают первичными навыками эмпатии – начинают распознавать чувства окружающих людей, анализировать их и давать ответную реакцию. Неуправляемые дети не демонстрируют попыток понять окружающих, и тем более не проявляют сочувствие, если сделали кому-то больно или обидели.
-
Намеренно не следуют социальным нормам и правилам. Известно, что дети раннего и дошкольного возраста не умеют совершать плохие поступки, чтобы навредить кому-то. Их открытый протест не преследует цели сделать больно родителям, друзьям и воспитателям. Трудными детьми движут иные мотивы.
-
С трудом устанавливают контакты с детьми и в группе сверстников чувствуют себя отстраненно. Невозможность сопротивляться желанию ударить, укусить обидеть товарища по играм заставляет других детей отвернуться от задиры. Малыши, знающие и понимающие правила поведения в обществе также знают, что за их нарушением следует наказание. Бойкот, нежелание вступать в игры – такими действиями знаменуются попытки показать недовольство разрушительными действиями непослушного товарища.
-
Воспитателям и педагогам трудно скрывать негативные чувства по отношению к ним. Работа этих специалистов заключается в оказании образовательных услуг, контроле над поведением и привитии простых норм и правил. Активное сопротивление ребенка этим действиям с явным негативным окрасом вызывает яркий эмоциональный отклик. Педагогическая этика не позволяет воспитателям и учителям открыто выражать свои эмоции, но дети тонко чувствуют оттенки настроения взрослых. Поэтому трудный ребенок иногда понимает, что к нему настроены враждебно.
Причины
Понять причины, толкающие вашего ребенка на те или иные поступки – первая задача на пути к коррекции нежелательного поведения. Здесь представлены причины, имеющие связь со стилем воспитания в семье и с подоплекой в других сферах жизни малыша. Сначала коснемся подробнее систем воспитания, в которых закладываются формы неуправляемого поведения, отраженных в следующей таблице.
Стиль |
Базовые характеристики |
Влияние на ребенка |
Педоцентрический |
Сосредоточение на потребностях ребенка с игнорированием потребностей остальных членов семьи. Построение семейных взаимоотношений вокруг единственно значимой фигуры – ребенка. Несформированная система ограничений и наказаний за несоблюдение правил поведения. Потакание любым желаниям. |
Осознает себя главным по отношению к остальным членам семьи. Всячески демонстрирует главенствующую позицию через неприемлемое для ребенка поведение. Видит возможность манипуляций над родителями и родственниками и активно их реализует. Не признает авторитет значимых взрослых и не принимает их слова всерьез. Игнорирует требования, попытки устранить явления деструктивного поведения. Считает, что его субъективные потребности важнее всего. Выйдя в общество других взрослых и сверстников, демонстрирует ту же модель поведения, что и в семье. Это создает трудности социальной адаптации. |
Гиперопекающий |
Ограничение самостоятельности, невозможность проявления детьми инициативы. Отсутствие права на самостоятельный выбор интересов, занятий и выполнение простых бытовых задач. Закладывание страхов о небезопасности окружающей среды, потенциального вреда от общения с другими людьми и т.д. Отказ ребенку в его базовых познавательных потребностях, потребностях в активности и общении. |
Зарождается агрессивность в ответ на неактуализированные потребности, присущие детям в определенные возрастные периоды. Малыши вырастают замкнутыми, безынициативными и не способными выстраивать отношения со сверстниками. Они не умеют самостоятельно справляться как с бытовыми задачами, так и с собственными эмоциями.
|
Попустительский |
Отсутствие сформированных границ допустимого поведения. Перекладывание воспитательных функций на образовательные учреждения (детские сады, школы). Несформированная система требований, регулирующая выполнения социальных, бытовых, гигиенических и других правил. Недостаточное проявление заботы, любви и внимания по отношению к ребенку. Отсутствие наказаний в ответ на неприемлемое поведение. |
Ребенок демонстрирует формы деструктивного поведения, чтобы привлечь внимание родителей, так как испытывает его острый дефицит. Не заложенная система требований и норм влечет отсутствие простейших дисциплинарных навыков. Наблюдается отсутствие представлений о недопустимом поведении.
|
Как видите, изначально поставленные стандарты воспитания, по которым происходит взаимодействие с детьми, во многом определяет будущие формы поведения детей. Нам, как родителям, крайне важно соблюдать баланс между попустительством и авторитарностью ограничений, чтобы обеспечить детям здоровое развитие по возрастным нормам и легкую адаптацию в обществе. Давайте рассмотрим иные причины, которые дают толчок неуправляемому поведению:
-
Кризисные периоды. Существуют нормативные кризисы, которые знаменуют переход малыша на новую ступень развития и качественные преобразования в психической сфере. Трудности, испытываемые ребенком в этот период, часто ведут к ситуативным проявлениям неконтролируемого поведения: агрессия, непослушание, физические меры воздействия, истерики и т.д.
-
Негативный пример родителей. Важность родительского примера в воспитании ребенка отмечена в трудах многих специалистов. Несоответствие требований взрослых с их актуальным поведением является источником внутренних противоречий детей, и, как следствие, деструктивного поведения.
-
Психические причины. Порой неважное поведение ребенка связано с недостаточной сформированностью психических процессов: памяти, мышления, внимания. Так, неспособность концентрировать внимание на словах родителей влечет недостаточное усвоение требований и их невыполнение. Чтобы выявить эту причину, необходимо пройти процедуру комплексной психологической диагностики у детского психолога.
-
Резкие перемены в жизненном укладе ребенка. Появление маленького брата или сестры в семье, переезд в другой город и многие другие травмирующие факторы иногда являются источником проблем в поведении. Эту причину демонстрируют дети с затрудненным адаптационным механизмом и просто чувствительные, ранимые дети.
Рекомендации родителям по коррекции неуправляемого поведения
Только после выяснения причин можно выбрать подходящие способы коррекции поведения. Здесь вы найдете основные рекомендации родителям «трудных» детей, призванные минимизировать и устранить негативные проявления деструктивных форм поведения.
Введите систему поощрений и наказаний
Лучше акцентироваться на положительных моментах, но иногда приходится вводить санкционирующие меры против бесконтрольного поведения. Есть несколько важных правил, с помощью которых организовываются эффективные и мягкие наказания, не травмирующие психику ребенка:
-
Никакого насилия (как физического, так и психологического). Далеко не образцовое поведение является следствием нарушений в воспитании, психологических проблем. Физические наказания и унижение лишь усугубят ситуацию, и заставят его испытывать чувство неполноценности.
-
Объясните, за что он был наказан. Забудьте фразы «Потому, что я так сказал/а», «так надо», «сам знаешь за что». Любое воздействие родителя, преследующее цель коррекции способов реагирования, должно быть обосновано. Иначе ваши усилия пройдут даром.
-
Несмотря на проступок, продолжайте проявлять к ребенку любовь. Да, сейчас он проступил плохо. Вы дали ему это понять через применение санкционирующих мер. Однако он продолжает оставаться вашим любимым и неповторимым малышом. Важно это отметить, чтобы он не принимал наказания на счет своей личности.
-
Откладывайте разборки с проказником до тех пор, когда окажитесь одни. Публичное обсуждение проступка и тем более наказание заставляют его многократно усилено переживать чувство вины, дискомфорт от присутствия посторонних людей. Он закрывается и станет еще труднее добраться до корня проблемы.
-
Наказания должны нести избирательный характер. Пришедший поздно с прогулки подросток лишается прогулок на срок, определенный вами. Он умеет определять время и при нем всегда есть телефон. То есть, он намеренно ослушался вас. Но если маленький ребенок опрокинул вазу – это не его вина. Этот поступок не носил умышленный характер, и малыш не хотел намеренно сделать вам неприятно. Речь о том, что, выбирая метод наказания, учитывайте возрастные особенности и многие другие факторы, требующие анализа.
-
Уважайте его личность. Ваше уважение покажет, что он хороший, но оступился и сделал неправильный выбор тактики поведения. Никогда критикуйте личность ребенка. Подбирайте формулировки, которые критикуют именно поступок.
-
Выслушайте его позицию. Даже в суде подсудимому дается возможность выразить свою позицию относительно обвинения. Проясните мотивационный аспект проступка ребенка, как он сам видит сложившуюся ситуацию. Услышанное вами сильно повлияет на выбор метода наказания.
-
Наказание не должно нести в себе утрату возможности реализовать базовые потребности. Никогда не лишайте провинившегося ребенка еды, воды, сна и т.д. Это не только неправильно с точки зрения психологии, это нарушает все человеческие права и свободы. Как он, повзрослев, сможет отстаивать свои права, если в детстве его тягу к справедливости подавляли самые близкие люди?
-
Вводите профилактические беседы. Предупрежден – значит вооружен. Если неоднократно сталкивались с трудным поведением, то предварительно обозначьте санкции, которые вы готовы и будете применять против того или иного нехорошего поступка.
Когда ребенок демонстрирует хорошее поведение, не оставляйте это незамеченным – похвалите, расскажите, что очень рады. Ваше положительное подкрепление в виде похвалы, приглашения в кафе-мороженое и других видов поощрения – это сильная мотивация продолжать хорошо вести себя.
Помогите ребенку пройти нормативный возрастной кризис
Это относится к нарушениям поведения в критические периоды развития. Например, кризис трех лет. В это время малыш стремится к автономности и самостоятельности. У него меняются способы общения, и трансформируется тип ведущей деятельности. Эти изменения длятся у каждого ребенка по-разному. Разнится и интенсивность негативных проявлений. Что может сделать родитель в таком случае:
-
Позвольте ему проявлять самостоятельность. Вовлекайте его в бытовые заботы. Если он хочет помочь вам пропылесосить, помыть посуду, протереть пыль – пожалуйста. Под вашим чутким контролем, малыш будет испытывать удовлетворение новой потребности в самостоятельности. Да, так будет уходить больше времени. Если есть возможность не спешить, позвольте ему проявить самостоятельность.
-
Умейте говорить четкое «нет». Поощрять все желания вопреки вашим делам и работе не получится. Поэтому ваша отрицательная позиция должна быть тверже гранита. Если вы дадите слабину и откажитесь от слов, ваш ребенок перестанет воспринимать их, как нерушимое, авторитетное мнение.
-
Выражайте свою негативную позицию относительно истерик. Много слез сопровождает течение кризиса. И слезы не всегда имеют серьезную причину. Когда малыш успокоится, сядьте напротив него так, чтобы ваши глаза были примерно на одном уровне, и расскажите о том, что не принимаете подобное поведение. И опять же, вы должны обозначить твердую позицию без поправок.
-
Терпение и еще раз терпение. Пока это время не закончится, вам придется проявить много терпения, чтобы не сорваться и не обидеть ребенка, которому, итак, сейчас сложно.
Чтобы выработать тактику поведения при других критических периодах, достаточно ознакомиться с его спецификой протекания и центральными задачами.
Советы относительно воспитания, которые помогут улучшить поведение
Как выяснилось, воспитание родителей – это основа поведенческих реакций, которые закладываются у ребенка с первых дней жизни. Далее представлены простые рекомендации, которые помогут вам воспитать гармоничную личность:
-
С уважением относитесь к чувствам ребенка, будьте готовы выслушать его переживания. Если он не открывается вам самостоятельно, попробуйте поинтересоваться его текущими делами. Постепенно вы выйдете на разговор о чувствах и эмоциях, в котором сможете его поддержать и понять.
-
Выработайте эффективный способ, как справляться с истериками ребенка. Тут не обойдется без проб и ошибок, но рано или поздно найдется ваша палочка-выручалочка от крокодильих слез. Например, когда малыш трех лет начинает истерить, отлично срабатывает тактика отвлечения. То есть, вы переключаете его внимание на любую другую цепкую деталь, которая не относится к предмету истерики. И начинаете рассуждать вслух о ней. Поверьте, любопытному ребенку станет интересно, и он забудет, о чем еще минуту назад плакал.
-
Если ребенок постоянно эмоционально возбужден, попробуйте его успокоить. Походите на релаксационный детский массаж, пейте специальные детские травяные чаи с успокоительным эффектом (только заранее согласуйте с врачом), давайте в дневное время много и активно двигаться.
-
Однажды сказанное вами условие не должно меняться. Постоянная перемена требований характеризуется как амбивалентное воспитание. Ребенок просто перестает понимать, где границы допустимого и начинает демонстрировать неуправляемое поведение.
-
Следите за тем, какие мультфильмы и кино смотрит ребенок. Есть сюжетные герои, демонстрирующие деструктивные формы реагирования. Самый лучший пример – это мультик «Маша и Медведь». Главная героиня не просто милая, смешная проказница. Она демонстрирует всевозможные формы недопустимого поведения – полное отсутствие послушания, неуважение авторитета значимой фигуры взрослого и т.д.
-
Демонстрируйте соответствующий пример. Станьте для ребенка эталоном тех качеств, которые хотите видеть в нем.
Заключение
Неуправляемые дети – это головная боль родителей. Но ваша мудрость, понимание и терпение помогут преодолеть эти трудности и покажут положительный пример адекватного реагирования маленькому проказнику. Нельзя решить проблему за день или два. Это комплексная работа, которую вы будете выполнять до обретения им полной независимости. В будущем ваши старания найдут отклик в здоровой, гармоничной и уравновешенной личности ребенка.
Оцените статью |
|
22.11.2024