Как выучить дни недели
Понятие времени относится к абстрактным величинам. Время нельзя воспринимать при помощи пяти чувств имеющихся у человека. Для ребёнка в возрасте до 3 лет, когда в его восприятии мир неотделим от него самого, понятие о времени недоступно. Он в состоянии постичь, только то, что воспринимается им при помощи имеющихся у него органов чувств, то, что можно потрогать, увидеть или послушать.
В каком возрасте начинать учить
Когда происходит «кризис трехлетнего возраста» и ребенок в своем мышлении начинает отделять себя от окружающего его мира, тогда у него возникает интерес к его устройству. Однако малыша больше интересует, какое место он займет в этом мире и как себя в нем обозначить. Для возраста 3-4 лет можно и нужно изучить такие простейшие понятия о времени как части суточного ритма, - «ночь – день», «утро – вечер», а также понимание значений таких временных отношений как завтра, сегодня и вчера.
Только к 4 – 5 годам у детей начинается формироваться способность мыслить абстрактно и что важнее, - желание это делать. Именно в этом временном интервале и стоит начинать учить дни недели. Эти знания нужны ребенку, для того, чтобы начать ориентироваться во времени, привязав это знание к событиям, происходящим в окружающем мире. В восприятии ребенка и неделя, и месяц, и даже год могут продлиться и час, и день, либо вообще «когда мама с магазина вернется». Для ориентирования и планирования своих действий необходимо чтобы ребенок четко уяснил для себя временные рамки, обозначенные этими словами и начинать нужно с недели.
С чего начать обучение
Для человека с самого раннего возраста важно, чтобы любое понятие было привязано к нарративу, - истории объясняющей происхождение того или иного понятия. Так будет легче привязать свое сознание к отправной точке, поэтому бытовые навыки и знания усваиваются большинством людей лучше, чем абстрактные научные дисциплины.
Соответственно, эффективней будет начать обучение с короткого познавательного экскурса в историю происхождения самого понятия временного отрезка названого неделей и значения каждого дня в ней.
Современное название неделя означает временной промежуток равный семи суткам или, для простоты понимания ребенком, дням. После прихода христианства на Русь, длительное время неделю называли седмицей и первым её днем считался день Воскресения Христа, называли его «неделя», потому как в этот день не следовало делать ни каких дел. В большинстве славянских языков за воскресным днем так и закрепилось название «неделя», то есть день, когда «не делают», не работают.
Поэтому день, идущий за «неделей» стал зваться понедельником, то есть после «недели», которую теперь принято называть воскресенье. В русском же языке все семь дней получили название от главного дня – неделя. Название вторник, произошло от слова второй, а среда – от слова середина, четвергом день стал от слова четвертый и пятница от слова пятый. Суббота же имеет намного более древние корни, чем славянский язык и берет название от древнего еврейского слова «Шабат». Который был у евреев днем седьмым и днем покоя, после которого начиналось их ведение недели.
Чтобы ребенок получил привязку к будням современного ему времени, а не только руководство по истории происхождения недели, необходимо сопровождать рассказ детальными характеристиками каждого дня понятные конкретно этому ребенку. Например, в субботу и воскресенье мы отдыхаем, а в понедельник папа идет на работу, а ребенок в детский сад, во вторник занятие в кружке или секции, в среду поход к бабушке и т.п.
Вступительный экскурс необходим для ребенка, чтобы привлечь его внимание к играм и иллюстрациям, которые ему будут предложены, для того, чтобы выучить дни недели. В противном случае может оказаться так, что его это может не заинтересовать.
Наглядно – игровое оформление календаря
Изучение любой новой для ребенка информации, в том числе и дней недели, рациональней всего оформить в виде увлекательной игры. Усвоение необходимого материала при этом будет в разы эффективней.
Начинать можно с наглядного и яркого календаря с которым ребенок будет иметь визуальный и тактильный контакт – закрашивать, приклеивать, закреплять и т.п. на нем что-нибудь, чтобы задействовать помимо зрительной, еще и механическую память.
В качестве дидактического материала можно изготовить из цветной ткани или картона календарь в виде цветных ячеек, где каждому дню недели соответствует свой цвет ячейки. Можно взять за основу цвета радуги, может ещё потом для чего-нибудь пригодится. Даже если ребенок не умеет читать, следует подписать и пронумеровать ячейки. В ячейку помещают фигурку какого-нибудь персонажа, для девочки это может быть куколка, для мальчика более мужественный типаж героя. Фигурку помещают в ячейку, соответствующую дню начала обучения, например – «Понедельник». Ребенку показываем весь макет календаря и поясняем, что цветные ячейки — это Дни недели и сегодня фигурка живет в этой, допустим, красной ячейке, а завтра будет вторник и персонаж переезжает в следующий домик-ячейку оранжевого цвета и пробудет там весь день пока малыш будет в садике. После пояснений необходимо будет, чтобы ребенок сам «переселял» фигурку по мере смены дней и поправлять его если он поторопится или наоборот забудет это сделать.
Если ребенок увлечется идеей переезда героя «недельного путешествия» из ячейки в ячейку, то есть все шансы, что дни недели он выучит сразу же после первой недели занятий. В качестве бонуса он может запомнить ещё и цвета спектра радуги.
Это один из вариантов оформления первого календаря для ребенка, можно также выполнить его как:
-
ступени лестницы;
-
план всей недели, где на каждом дне изображено основное событие этого дня в жизни ребенка, например, понедельник – бассейн, вторник – кружок рисования, суббота – выезд на природу и т.п.;
-
сказочный цветок цветик – семицветик со съемными лепестками;
-
поезд с семью разноцветными вагончиками;
-
окружность, разбитая на семь секторов со стрелкой как на часах.
Когда наступивший день недели был найден в импровизированном календаре, нужно будет порассуждать с ребенком на предмет того будний этот день или выходной. Если родители стандартно работают по пятидневной схеме, а ребенок ходит в детский сад эти знания усвоятся быстро и легко.
В этом возрасте долгая концентрация на каком-то одном деле или предмете невозможно, так устроен мозг и мышление, это позволяет человеку развиваться именно как «человеку разумному». Из-за этого, высока вероятность того, что через пару недель интерес ребенка к календарю начнет падать и он все реже и реже начнет обращать на него внимание. Будет правильно убрать его на какое-то время, но обязательно вернуться к этому занятию позднее.
4 игры, которые помогут детям выучить дни недели
Каждой игрушке – по дню недели
Для игры потребуется семь разных игрушек и семь кружочков разных цветов, по числу дней недели.
Перед ребенком выставляют эти семь различных игрушек, каждой из которых ребенок должен раздать кружочек по цвету соответствующий одному из дней недели. Название цвету дня недели присваивает сам ребенок, называя, например, - «Мишке – понедельник» и выдает красный кружок, «Зайке – вторник» и выдает зеленый и т.д. Потом кружочки собираются и перемешиваются. Ребенок должен раздать их в той же последовательности вспоминая какому дню недели какого цвета кружок соответствовал и какой игрушке он его дал.
Игра. Собрать неделю наперегонки
Для проведения игры необходимо изготовить карточки с названиями дня недели по одному комплекту с понедельника по воскресенье на каждого участника игры.
По команде ведущего игроки должны на скорость, соревнуясь друг с другом сложить последовательно эти карточки. Кто быстрее и правильней соберет все семь дней недели, тот и становится победителем.
Игра. Викторина на знание дней недели
Для проведения викторины необходимо подготовить жетоны. Ведущий викторины задает вопросы, к примеру:
-
Назовите первый, седьмой или, допустим, пятый день в недели?
-
Назовите какой день недели находится между средой и пятницей?
-
Какие соседи у дня недели вторник?
-
Какие дни рабочие? А какие выходные?
-
Какой по счету день вторник, среда или пятница?
-
Какой день недели находится перед воскресеньем?
Тот, кто первым называет правильный ответ, - получает жетон. Побеждает набравший наибольшее количество жетонов.
Игра. Какой день недели исчез?
Для проведения игры также потребуются карточки с названиями дней недели.
При первом варианте игры они раскладываются на столе в ряд в случайном порядке. Ребенок должен развернуться спиной к ним, после того как он это сделал ведущий убирает одну или две карточки и дает сигнал ребенку повернуться обратно. Ребенок должен вспомнить и назвать те дни недели, которые «пропали».
Второй вариант игры предполагает по сигналу ведущего правильно собрать дни недели путем замены мест местами карточек с названием дней недели которые ведущий предварительно разложил в произвольном порядке.
Такие несложные игры, помогут ребенку быстро и незаметно усвоить себе знание дней недели.
Стихи в помощь
Хорошо усваивается ребенком информация, поступающая к нему в стихотворной форме. Разучивая стишки можно выучить, в том числе и дни недели. В творчестве детских поэтов можно найти немало произведений посвящённых и дням недели, и месяца, и временам года. Это такие авторы как, например, Агния Барто «Трудная неделя», всем известный Маршак С.Я. «Как быстро дни недели пролетели…» или Михалков С.В. «Моя неделя», «Круглый год».
Заучив несколько стихов из этой серии ребенок легче запомнит название дней недели путем проговаривания их в стихотворном контексте. Можно воспользоваться и стихами менее известных, а то и вовсе не известных авторов на эту тему или попробовать придумать самому стишки для ребенка, привязав их к близким по содержанию ребенку событиям:
Ровно семь в недели дней,
Их запомни побыстрей:
Понедельник – первый день,
Начинается он с дел,
Вторник – день у нас второй,
Ох, не скоро выходной!
Середина будет в среду,
Надо спечь пирог к обеду;
В день четвертый – на четверг,
Запланируем бассейн;
Пятница – наш пятый день,
И идти нам в сад не лень;
В день шестой – привет суббота,
Вот, закончилась работа.
День воскресный – он седьмой
Здравствуй – здравствуй выходной!
Помощь народного творчества
Кроме уже перечисленного неплохим подспорьем могут стать пословицы и поговорки, которые можно употреблять по случаю при ребенке для лучшего усвоения названия дней недели:
Дело, начатое в пятницу, будет пятиться.
Что среда, что пятница – четвергу не указница.
Как во пятницу мужик не пашет, а баба не прядет.
Не лезь, среда, вперед, четверга.
А после дождичка, да в четверг.
Статья составлена на основании книг: Татьяна Дубовкина «Дни недели: Для детей 4-5 лет», «Читаем и запоминаем времена года, месяцы, дни недели» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.
Оцените статью |
|