Как разговорить ребенка в 2 года
Как показывает практика, - даже если начать занятия по развитию речи сразу после рождения ребенка это ещё не будет гарантией того, что ребенок опередит норму своего развития или хотя бы будет соответствовать этой норме.
Рассказ в статье пойдет о развитии разговорной речи у обычных детей, рождённых в относительно нормальных условиях. Если имеют место серьезные родовые травмы или специфические диагнозы у самого ребенка – это поле деятельности специалистов и статья, прочитанная в интернете, скорее всего не поможет.
Для прочих же детей и в особенности любящих их родителей информация, изложенная здесь, может пойти на пользу и дать необходимый результат.
Причины самой проблемы и общие правила развития речи для ребенка с рождения
Многие педагоги, имеющие солидный стаж работы в логопедических группах для детей дошкольного возраста, подтверждают данные статистики и исследований о том, что, то, что дети 70-80 годов прошлого века умели делать в полтора годика, сейчас не умеет большинство и после двухлетнего возраста.
Особенно это заметно в области развития речи. Если рассматривать причины, связанные с патологиями при развитии плода, генетическими предпосылками, родовспоможением и сложностью самих родов, на которые сейчас приходится до половины случаев этого явления, то потребуется консультация не только логопеда. Этот специалист обучает говорить звуки, составлять устные предложения и выполнять упражнения, направленные на улучшение дикции. Помимо него нужны будут консультации и осмотр:
-
дефектолога;
-
невропатолога;
-
детского психолога.
Вторая половина причин, связанная с задержкой речи у детей ложиться виной на самих взрослых. Здесь наблюдается широко распространённое упущение родителей, обозначаемое таким термином у современных педагогов, как «педагогическая запущенность». Возникает она в силу недостатка общения родителей с собственным ребенком. Которое в свою очередь связано с «эпидемией» зависимости всех и вся от вездесущих «гаджетов». По этой причине, ещё до рождения ребенка родителям следует запомнить и применять на практике после его рождения ряд простых правил:
-
Ограничение времени проведенного возле любого экрана. Не устраивать просмотра телевизора, мультфильмов на компьютере или «общения» с телефоном. Конечно, будет контакт с ними при посещении гостей или в общественных местах, но этим для ребенка все должно и ограничиться. Это ограничение соответствует возрасту 0 до 3 лет. Подробней можно узнать в этом материале.
-
Когда звучит музыка или песенки или включена сказка на аудио режиме, то взрослые должен избегать разговоров. Для ребенка не должно быть звукового фона, звучать должно что-то одно.
-
В присутствии ребенка нужно много и четко разговаривать. Проще всего проговаривать все бытовые действия, которые совершаются взрослым. Однако если присутствует раздражение или усталость, лучше этого не делать, эффект может получиться обратный задуманному.
-
Необходимо читать ребенку вслух книги.
-
Во время всех действий, которые взрослый проделывает с ребенком, - купает, одевает, кормит, массажирует и прочие, необходимо активно исполнять стишки, песенки, а также потешки.
-
При разговорах с ребенком большое значение имеет зрительный контакт, при котором должна присутствовать эмоциональная стимуляция, для того, чтобы привлечь внимание дитя к лицу говорящего. Стишки и потешки отлично подходят для этой цели. Ещё многие логопеды рекомендуют женщинам пользоваться яркой помадой перед занятиями по развитию речи с ребенком.
-
Активно применять игры для развития мелкой моторики.
-
Поддержка и полное одобрение различных подвижных игр. Активность работы головного мозга ребенка напрямую зависит от активного участия крупной моторики, которая имеет место при физической активности детей.
По окончанию первого года жизни в обиходе ребенка должно быть около 10-15 слов – это средняя норма «словарного запаса» для большинства детей.
5 советов логопедов при работе по развитию речи с детьми до 2 лет
Советы носят обще рекомендательный характер, их легко применить в повседневной жизни, а польза от них проверена многолетним опытом специалистов:
-
Режим «Поэт Востока», - на древних просторах Великой степи, среди кочевников были популярны поэты-акыны, которые пели обо всем, что попадалось им на глаза. В общении с ребенком эта практика всегда себя оправдывает. Взрослому нужно озвучить все свои действия и называть все предметы, которые участвуют в процессе того, что взрослый делает. Например, собравшись помыть ребенка, следует комментировать все свои действия, - «снимаем штанишки, снимаем маячку, набираем ванну, садимся на ручки, опускаемся в водичку и т.п.».
-
По возможности следует избегать сюсюканья. Ребенку важен пример четкой, выразительной и правильно произносимой речи.
-
На начальном этапе освоения речи, сложные слова обозначающие предметы или существ можно заменять звуками, которые они издают, - автомобиль – это би-би, кошка – мяу, лошадка – иго-го. Это облегчает ребенку процесс освоения речи, но к полутора, максимум к двум годам на смену им должны прийти полноценные слова.
-
При чтении вслух лучше всего дети воспринимают стихи, таких детских авторов как Чуковский, Маршак или Агния Барто, или простые детские сказки. Чтение серьезных произведений, которые нравятся самим родителям, лучше отложить до более старшего возраста.
-
При использовании в занятиях по развитию речи песенок или потешек, для большей эффективности их стоит совместить с подражательными и пальчиковыми играми. Это позволяет развивать пространственную координацию, которая в свою очередь стимулирует развитие активности процессов в головном мозге ребенка.
Сколько слов должно быть в разговорном «арсенале» ребенка к 2 годам
Если опираться на авторитетное мнение мэтра отечественной психологии Выготского Л.С. озвученное в его работе «Мышление и речь», то к возрасту полутора, максимум 1 год и 7 месяцев ребенок должен уже начать говорить предложениями.
Однако, на сегодняшний момент это нереально и можно не пугаться. Это наблюдение ученого ещё раз подтверждает тот неутешительный факт, что человечество потихоньку уходит в регресс. Впрочем, сейчас о другом, итак, на сегодня норма составляет от 200 до 300 слов к 2 годам. При этом говорить ребенок должен фразами, состоящими хотя бы из двух слов.
Чтобы разобраться достиг ли, конкретно этот ребенок, установленной наукой современной нормы, следует внимательно понаблюдать за его речью и словарным запасом. Лучше других сделать это в состоянии только мама. Зачастую в том, что говорит ребенок этого возраста, разобраться может лишь она. Вооружившись блокнотом и запасаясь терпением, следует записывать все слова, которые будут услышаны от ребенка в течение недели, все, что вспомнятся. Возможно, большая часть слов будет двухсложная и многие из них будут словами заменяющими значение, например, собака – гав-гав, а фраз будет не так много, к примеру «Папа, дай», «Мама, ням-ням». Для проведения «лингвистического анализа» важно количество.
Даже если количество слов будет ниже нормы, - особой паники быть не должно и следует продолжить занятия. Сейчас уже существует множество примеров, когда дети начинают говорить и в три года, не имея при этом нарушений или отклонений в развитии.
Теперь коротко о том, что делать категорически нельзя, чтобы не нанести психологического и эмоционального вреда ребенку:
-
Проводить сравнения с другими детьми своих знакомых, родственников или соседей, одного возраста, но лучше разговаривающих. Каждый малыш уникален и индивидуален в своем развитии, и оно строится по его личному, «персональному» графику.
-
Если признаки задержки развития речи имеют место не принимать во внимание эту проблему. Рассчитывая на то, что «все само пройдет» и оттягивать время посещения специалистов.
-
Фиксировать все свое внимание на этой единственной проблеме. Зачастую у матерей начинается настоящее отчаянье, когда их дитя в 2 года еще не начал говорить и все их мысли заняты только этим.
Если обобщить эти рекомендации, то вывод прост – не впадать в крайности и продолжать работать над проблемой разумно и соразмерно с ситуацией. Далее пойдет рассказ о некоторых упражнениях с дыханием и артикуляцией и немного подробней будут раскрыты приемы развития мелкой моторики для детей этого возраста. Все описанное должно положительно сказаться на развитии речи у малыша.
Приемы артикуляционной гимнастики и дыхательные упражнения.
Тренировки артикуляционного аппарата имеют своей целью обучить ребенка правильному и четкому произношению звуков, что способствует развитию навыков правильного произношения самих слов в будущем.
Все тренировки нужно проводить в игровой форме, демонстрируя и поясняя ребенку их выполнение. Малышу должна нравиться эта затея и занятие нужно организовать весело.
-
«Заборчик». Зубки плотно сомкнуты, чтобы язычок остался за ними как за «заборчиком». Когда это сделано, нужно улыбнуться как можно шире.
-
«Маятник». С открытым ртом нужно двигать языком как маятником с одной стороны в другую, касаясь им уголков рта.
-
«Пятачок». Губы вытягиваются трубочкой и начинают движение ими по кругу, вверх-вниз, вправо-влево.
-
«Веселый хомячок». Изображаем хомячка, набирая воздух в рот и надувая щеки. Сдуваем правую и левую щеку поочередно. Затем в обратном порядке, – втянуть щеки посильней, после опять надуть и ладонями сдуть.
-
«Утенок». Губки вытягиваем трубочкой вперед и дышим через них.
-
«Открываем – закрываем ротик». На несколько секунд задержать положение с открытым ртом, потом закрыть его.
-
«Ловкий язычок». Тренируемся дотягиваться языком до подбородка, кончика носа, щек.
Некоторые упражнения для развития мелкой моторики.
Зона коры головного мозга, отвечающая за функцию речи, расположена в непосредственной близости от зоны обеспечивающую движение пальцев и мелкую моторику в целом. Стимуляция этой зоны позволяет передавать импульсы в речевые центры, от которых зависит развитие речи. Вот некоторые упражнения предназначенные для этого:
-
Поиск предметов. Мелкие игрушки и другие небольшие предметы помещаются в глубокую емкость, наполненную любыми крупами или бобовыми, - горох, рис, фасоль и т.п. Задача малыша состоит в том, чтобы окунув руки в посуду «добыть» из неё все предметы.
-
Занятие лепкой. Пластилин, художественная глина или простое тесто – отличный «тренажер» для развития гибкости и подвижности пальчиков.
-
Пальчиковая зарядка. Хорошо знакомая и известная многим поколениям Сорока – Ворона с её детками, Коза рогатая, идущая за малыми ребятами и конечно ладушки, исключительно эффективно влияют на всестороннее развитие дитя, в том числе и на развитие речи.
-
Аппликация и все виды рисования имеют свойство благоприятно воздействовать на движение пальцев и кисти рук ребенка.
Кроме названого списка можно добавить сюда, - мозаику, игры со шнурками, застегивание и расстёгивание пуговиц, игру с бусами, крупами, и другие занятия. Главным принципом должна стать новизна занятий для малыша. Если все игры и занятия будут повторяться изо дня в день, то развитию речи это способствовать не будет.
Основной момент – развитие речи ребенка пускать на самотек категорически нельзя. Весь сенситивный период ее развития проходит в промежутке от 0 до 3 лет, времени ни так уж много. Однако давить на ребенка и излишне за него переживать, тоже не стоит. Залогом успешного развития речи станут регулярные занятия, изучение родителями соответствующей литературы и своевременное обращение к логопеду.
Статья составлена на основании книг: Выготского Л.С. «Мышление и речь», Андрея Курпатова «Счастливый ребенок», Елены Янушко «Помогите малышу заговорить», О.А. Новиковской «Малыш учится говорить», Е. Ершовой «Без паники! Мой ребёнок не говорит» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.
Оцените статью |
|