Как повысить самооценку подростку
Ребенок приходит мир с уверенностью в том, что он прекрасен. Независимо от типа темперамента, талантов, способностей, маленькие дети ощущают себя совершенными созданиями. Почему случается так, что они перестают верить в себя и утрачивают чувство собственной значимости? Под воздействием массы внешних факторов – мнение других, оценка уровня успешности, ожидания близких людей – самооценка трансформируется и приобретает субъективный характер. Особенность подросткового возраста в том, что он характеризуется чрезмерной чувствительностью в совокупности со сменой социальных ориентиров и ценностей. Поэтому колебания самооценки подростка – это не редкое явление. В научной статье А. Кашкуш «Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте» выделены основные критерии, по которым она формируется:
-
Ощущение собственной ценности;
-
Самоуважение;
-
Наличие значимых достижений;
-
Признание обществом (особенно ценно мнение сверстников);
-
Наличие привлекательной внешности;
-
Успешная адаптация в коллективе и т.д.
Родители, наблюдающие сложно протекающий подростковый период, стремятся помочь детям справиться с преодолением трудностей. Прежде, чем активно браться за помощь, стоит понять, что позиция влияния родителей уже не так сильна, как раньше. Поэтому взаимодействовать со страдающим ребенком нужно мягко, без активного прессинга. В данной статье подростки и их родители найдут рекомендации, как повысить самооценку, и научиться лучше понимать себя.
Признаки низкой самооценки у ребенка
Родителям сложно понять, что именно происходит с их ребенком в подростковом периоде. Это происходит потому, что у него меняется система отношений с собой и миром, появляются новые ценности и взгляды на жизнь. Педагоги и психологи выделили основные признаки, по которым переживающие родители смогут определить наличие низкой самооценки:
-
Подросток отчаянно стремится везде занимать лидирующие позиции. Он хочет быть первым в школе, в спортивной секции, в любом другом кружке. В обществе сверстников он также отвоевывает лидерство и пытается быть лучшим членом группы. Тогда откуда низкая самооценка, если он так уверен в себе, спросите вы? Занимая главенствующую, лидирующую позицию подросток пытается доказать себе, что он значимый, а значит может себя уважать и ценить. Малейший промах, неудача влекут сильные переживания, стресс и дальнейший упадок самооценки.
-
Подражание экранным образам и создание кумира. В целях сохранения внутреннего комфорта, подросток перенимает черты образа, который уверен в себе и любим окружающими. Поэтому в подростковой культуре так силен культ подражания кумирам.
-
Подростки, обладающие низкой самооценкой, меняют свой внешний вид. В зависимости от особенностей личности, смена имиджа проходит по двум сценариям. В первом сценарии, ребенок превращается в «серую мышь». Израненное самолюбие требует оставаться в тени. Они избегают повышенного внимания к себе, чтобы не получить новых психологических травм. Во втором сценарии, подросток становится чрезмерно ярким – красит волосы в экстремальные цвета, надевает яркую, выразительную одежду. Девочки начинают ярко краситься, меняют прическу и т.д. Их цель – привлечь внимание, обозначить в кругу друзей и преподавателей свою «оригинальность» и неповторимость.
-
Повышение вербальной агрессии. Ребенок меняется в поведении, становится менее чувствительным по отношению к вашим переживаниям и просьбам. Грубость возникает как реакция защиты на возможные травмирующие слова. Избегание личных диалогов через резкий, грубый ответ – не только признак низкой самооценки, но и, в общем, кризиса.
-
Чувствительность к критике. Замечание, сделанное подростку по поводу плохо сделанного задания, внешнего вида, сильно его задевают. То есть характер реакции ребенка не соответствует замечанию (она чрезмерно интенсивная и может сопровождаться слезами).
-
Избегание разговоров с вами. Дело не в том, что вы стали ему неприятны. Ему невыносимо проговаривать вслух свои проблемы. Одни мысли о них причиняют ребенку страдания. Если подростку захочется обсудить проблемы, то, скорее всего, они обратятся к своим друзьям. Мнение взрослых теряет актуальность, когда дети вступают в подростковый период.
Это список наиболее частых признаков проблем с самооценкой подростка. Сюда еще можно отнести привычку постоянно извиняться, смену тембра голоса на тихий, повышенную самокритичность, занятие «закрытой позиции» (скрещивание рук и ног), избегание зрительного контакта и т.д.
Частые причины заниженной самооценки у подростков
Не только родителям, но и самим подросткам, трудно понять причины существующих личностных проблем. Но ведь понимание причин явления значительно упрощает выбор тактики действий, чтобы устранить трудности. Исследование Д.А. Бухаленковой и О.А. Карабановой направлено на изучение влияния понимания успешности подростками на формирование самооценки. Дети, понимающие успех как выполнение внешних социальных требований (их количество в выборке составило 13,3%), показали тенденцию к низкой самооценке. Они с трудом выстраивают взаимодействие со сверстниками, поэтому часто избегают общения. Понимание успеха, как социального признания, присуще подросткам с высокой самооценкой. По их мнению, успех – это ярко обозначенная лидирующая позиция и признание в обществе. Почти половина респондентов понимает успех, как самореализацию и самосовершенствование. Такие подростки находятся в гармонии с собой и, как правило, не испытывают трудностей с самооценкой.
Какие еще причины низкой самооценки наблюдаются у подростков:
-
Наличие выделяющегося внешнего вида. Подростки стремятся безупречно выглядеть, чтобы не вызывать негативной оценки сверстников. Наличие лишнего веса и других особенностей, выделяющих их из основной массы детей, делает их потенциальным объектом буллинга.
-
Подверженность мнению других (внешний локус-контроль). Максимализм детей этого возраста не позволяет прощать себе оплошностей. Критика со стороны сверстников (и родителей) заставляет легко усомниться в своей значимости, интеллекте, ценности. Ориентация на мнение других – самая частая причина низкой самооценки подростка.
-
Особенности воспитания. Родители с аскетичным, отвергающим и авторитарно-попечительным стилем воспитания зарождают в ребенке склонность к низкой самооценке. Стремление не выделяться, быть сдержанным и следовать социальным нормам заставляет детей забывать про собственную значимость, индивидуальность.
-
Советы подросткам по повышению самооценки
-
Дети сильно страдают от того, что не в силах принимать себя в позитивном ключе. Следующие рекомендации помогут им собственными усилиями прийти к адекватному самовосприятию:
-
Займитесь физическим самосовершенствованием. Если чувствуете, что испытываете дискомфорт относительно внешнего вида и состояния здоровья, то необходимо обратиться к их коррекции. Скорректировать фигуру помогут умеренные физические нагрузки и пересмотр питания. После спортивных занятий вы почувствуете себя сильнее, здоровее и научитесь ценить собственное тело.
-
Ведите дневник достижений и успехов. Если чувствуете, что вам не за что себя ценить, ведите запись своих успехов. Получили пятерку, встали пораньше и приготовили сами завтрак, убрались в комнате, сделали тренировку – запишите в дневник. Спустя несколько дней сядьте и перечитайте свои успехи. Вы удивитесь, как много полезного и важного вы делаете.
-
Составьте список достоинств. Если чувствуете, что не достойны собственной любви, запишите на листке бумаги свои достоинства. Оценивайте объективно. Какими положительными чертами характера, умениями, способностями обладаете? Как вам это помогает в жизни? Когда снова почувствуете прилив негатива, обращенного к себе, перечитайте список.
-
Прочитайте тематическую литературу или посмотрите фильм. Существует масса литературы и кино, которые учат нас любви к себе. Например, книга Н. Губановой «Я поживу еще немного», учит нас бороться с непреодолимыми трудностями и видеть, что из любой ситуации есть выход. Книга Д. Карнеги «Как преодолеть тревогу и стресс» поможет справиться с негативными чувствами и перенаправить энергию в позитивное русло.
-
Ежедневные аффирмации и аутотренинг. Встаньте перед зеркалом, расслабьтесь и произнести все то, что хотели бы видеть в себе. Только произносите это так, будто вы уже обладаете этими чертами. Например, «я прекрасно выгляжу, я отлично справляюсь с трудностями и очень горжусь своими достижениями». Текст для аутотренинга составляйте сами, исходя из ваших идеальных представлений. Со временем вы поверите в свою уникальность и совершенность.
Способы повышения самооценки подростка: рекомендации родителям
Родителям непросто контактировать с подрастающими детьми в кризисный период. Чтобы помочь детям, важно избегать активного вмешательства в их жизнь и стать наставляющим другом. Далее представлены действия, способы и модели поведения, которые помогут подростку, с вашей помощью, поднять самооценку.
Не скупитесь на похвалу
Ориентация на мнение других, недостаток уверенности в себе, изменения в теле заставляют детей видеть и оценивать себя в негативном ключе. Станьте для ребенка поддержкой, мотиватором, который отмечает любые успехи. Важно, чтобы похвала, как и критика, была обоснована. Не стоит хвалить подростка за несуществующие достижения, это не поможет в формировании здорового самопринятия.
Цените автономность ребенка и признавайте его личные границы
Острая потребность возрастного периода – приблизиться к пониманию «взрослый человек». Родители, которые бесконечно лезут в личное пространство подрастающего ребенка, портят отношения в основании. Как показать ему, что вы цените его автономность:
-
Спрашивайте его мнения. Относительно выбора ужина, штор на кухню, места для отдыха. Советуйтесь и вербально отмечайте, что его мнение ценно для вас.
-
Не заходите в его комнату без стука. Если вы не будете уважать его личные границы, ребенок посчитает это нормой. Когда другие люди, с разными намерениями, попытаются влезть в его личное пространство, он не сможет отстоять границ.
-
Давайте «взрослые» поручения. Так вы покажете, что полностью доверяете ему. Это сильно повысит уровень самоценности подростка и поможет поправить пошатнувшуюся веру в себя.
-
Разговаривайте с ним на равных. Избегайте нравоучительного тона, типичных родительских клише («своих родишь, потом поймешь», «молчи, когда мать говорит» и т.д.). Такое поведение не только отдалит ребенка от вас, но и зародит в нем чувство неполноценности.
Дайте подростку понять, что вы считаете его взрослым
Когда вы обозначите рамки ответственности и прав подростка, согласовав их с ним, он почувствует себя взрослым. Это на порядок поднимет его ценность в собственных глазах и поможет понять, что вы верите в его силы и способности.
Будьте ему поддержкой и опорой
Если весь мир воспринимается подростком, как враждебный, то родители должны стать «тихой гаванью». В непростых ситуациях выслушайте ребенка. Без перебивания дайте ему высказать свое мнение и примите его. Только потом выразите свою точку зрения, максимально корректно и аккуратно сформулировав ее. Дайте ему понять, что вы всегда рады поговорить с ним. Такая мощная поддержка в лице родителей поможет ощутить собственную значимость и уверенность.
Избегайте резкой критики
Резкие слова больно ранят неуверенных в себе детей, особенно если исходят от близких, родных людей. Научитесь формулировать мысли в позитивном ключе. Замечание о плохо сделанной задачке можно выразить иначе. Например, «я вижу, что ты старался, но в определенный момент расчеты пошли неправильно. Пересмотри задачу и ты увидишь, где ошибка. Я уверен/а в этом». Это позитивная формулировка, которая:
-
Отмечает его старания.
-
Отражает наличие трудностей без перехода на личность ребенка.
-
Выражает веру в его способности, возможности.
По такой схеме стоит формулировать любые критические замечания по отношению к подростку.
Как избежать проблемы до ее появления
В научной статье Т.С. Павловой «Влияние родителей и структуры семьи на самооценку ребенка» отражены принципы воспитания, которые помогут сформировать положительную, адекватную самооценку ребенка:
-
Дарить любовь и заботу. Любовь со стороны самых близких людей укрепляет веру в себя, чувство безопасности. Неокрепшая психика подростка заставляет его чувствовать постоянные колебания в системе самовосприятия. Только безусловная любовь родителей поможет ему ориентироваться на положительные самоощущения.
-
Верить в ребенка. Верьте в него, он, свою очередь, начнет поступать так же.
-
Поощрять инициативу. Часто инициатива детей пресекается резкими замечаниями и немотивированными отказами родителей. Такое поведение зарождает мысль о неправильности, неуместности порывов и желаний ребенка. Вина, стыд за стремления порождает избегание достижений и низкую самооценку.
-
Говорить ребенку о том, что он сможет. Когда он сомневается, что у него получится, скажите обратное мнение. Ваша уверенность создаст почву для формирования уверенности в себе.
-
Вербально отмечать значимость. Вы можете молча любить и ценить ребенка, но он этого не поймет. Поэтому важно выражать словесно то, как вы им гордитесь, цените, любите и верите в него.
-
Научить ребенка объективно оценивать свои достоинства и недостатки. Сформированные адекватные критерии оценки себя и других являются залогом будущей здоровой самооценки. Покажите ребенку на своем примере, что у людей есть набор достоинств и недостатков. Но важно принимать и любить все стороны своей личности.
Заключение
Подростковый период – это сложное время для детей и их родителей. Но поддержка родителей, понимание специфики протекания кризисных процессов, поможет избежать личностных проблем и трудностей во взаимоотношениях с подростком.
Оцените статью |
|