Как повысить самооценку подростку

Обновлено: 22.11.2024 13:27:44

Ребенок приходит мир с уверенностью в том, что он прекрасен. Независимо от типа темперамента, талантов, способностей, маленькие дети ощущают себя совершенными созданиями. Почему случается так, что они перестают верить в себя и утрачивают чувство собственной значимости? Под воздействием массы внешних факторов – мнение других, оценка уровня успешности, ожидания близких людей – самооценка трансформируется и приобретает субъективный характер. Особенность подросткового возраста в том, что он характеризуется чрезмерной чувствительностью в совокупности со сменой социальных ориентиров и ценностей. Поэтому колебания самооценки подростка – это не редкое явление. В научной статье А. Кашкуш «Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте» выделены основные критерии, по которым она формируется:

  1. Ощущение собственной ценности;

  2. Самоуважение;

  3. Наличие значимых достижений;

  4. Признание обществом (особенно ценно мнение сверстников);

  5. Наличие привлекательной внешности;

  6. Успешная адаптация в коллективе и т.д.

Родители, наблюдающие сложно протекающий подростковый период, стремятся помочь детям справиться с преодолением трудностей. Прежде, чем активно браться за помощь, стоит понять, что позиция влияния родителей уже не так сильна, как раньше. Поэтому взаимодействовать со страдающим ребенком нужно мягко, без активного прессинга. В данной статье подростки и их родители найдут рекомендации, как повысить самооценку, и научиться лучше понимать себя.

Как заниженная самооценка влияет на нашу жизнь

Признаки низкой самооценки у ребенка

Родителям сложно понять, что именно происходит с их ребенком в подростковом периоде. Это происходит потому, что у него меняется система отношений с собой и миром, появляются новые ценности и взгляды на жизнь. Педагоги и психологи выделили основные признаки, по которым переживающие родители смогут определить наличие низкой самооценки:

  1. Подросток отчаянно стремится везде занимать лидирующие позиции. Он хочет быть первым в школе, в спортивной секции, в любом другом кружке. В обществе сверстников он также отвоевывает лидерство и пытается быть лучшим членом группы. Тогда откуда низкая самооценка, если он так уверен в себе, спросите вы? Занимая главенствующую, лидирующую позицию подросток пытается доказать себе, что он значимый, а значит может себя уважать и ценить. Малейший промах, неудача влекут сильные переживания, стресс и дальнейший упадок самооценки.

  2. Подражание экранным образам и создание кумира. В целях сохранения внутреннего комфорта, подросток перенимает черты образа, который уверен в себе и любим окружающими. Поэтому в подростковой культуре так силен культ подражания кумирам.

  3. Подростки, обладающие низкой самооценкой, меняют свой внешний вид. В зависимости от особенностей личности, смена имиджа проходит по двум сценариям. В первом сценарии, ребенок превращается в «серую мышь». Израненное самолюбие требует оставаться в тени. Они избегают повышенного внимания к себе, чтобы не получить новых психологических травм. Во втором сценарии, подросток становится чрезмерно ярким – красит волосы в экстремальные цвета, надевает яркую, выразительную одежду. Девочки начинают ярко краситься, меняют прическу и т.д. Их цель – привлечь внимание, обозначить в кругу друзей и преподавателей свою «оригинальность» и неповторимость.

  4. Повышение вербальной агрессии. Ребенок меняется в поведении, становится менее чувствительным по отношению к вашим переживаниям и просьбам. Грубость возникает как реакция защиты на возможные травмирующие слова. Избегание личных диалогов через резкий, грубый ответ – не только признак низкой самооценки, но и, в общем, кризиса.

  5. Чувствительность к критике. Замечание, сделанное подростку по поводу плохо сделанного задания, внешнего вида, сильно его задевают. То есть характер реакции ребенка не соответствует замечанию (она чрезмерно интенсивная и может сопровождаться слезами).

  6. Избегание разговоров с вами. Дело не в том, что вы стали ему неприятны. Ему невыносимо проговаривать вслух свои проблемы. Одни мысли о них причиняют ребенку страдания. Если подростку захочется обсудить проблемы, то, скорее всего, они обратятся к своим друзьям. Мнение взрослых теряет актуальность, когда дети вступают в подростковый период.

Это список наиболее частых признаков проблем с самооценкой подростка. Сюда еще можно отнести привычку постоянно извиняться, смену тембра голоса на тихий, повышенную самокритичность, занятие «закрытой позиции» (скрещивание рук и ног), избегание зрительного контакта и т.д.

Частые причины заниженной самооценки у подростков

Не только родителям, но и самим подросткам, трудно понять причины существующих личностных проблем. Но ведь понимание причин явления значительно упрощает выбор тактики действий, чтобы устранить трудности. Исследование Д.А. Бухаленковой и О.А. Карабановой направлено на изучение влияния понимания успешности подростками на формирование самооценки. Дети, понимающие успех как выполнение внешних социальных требований (их количество в выборке составило 13,3%), показали тенденцию к низкой самооценке. Они с трудом выстраивают взаимодействие со сверстниками, поэтому часто избегают общения. Понимание успеха, как социального признания, присуще подросткам с высокой самооценкой. По их мнению, успех – это ярко обозначенная лидирующая позиция и признание в обществе. Почти половина респондентов понимает успех, как самореализацию и самосовершенствование. Такие подростки находятся в гармонии с собой и, как правило, не испытывают трудностей с самооценкой.

Какие еще причины низкой самооценки наблюдаются у подростков:

  1. Наличие выделяющегося внешнего вида. Подростки стремятся безупречно выглядеть, чтобы не вызывать негативной оценки сверстников. Наличие лишнего веса и других особенностей, выделяющих их из основной массы детей, делает их потенциальным объектом буллинга.

  2. Подверженность мнению других (внешний локус-контроль). Максимализм детей этого возраста не позволяет прощать себе оплошностей. Критика со стороны сверстников (и родителей) заставляет легко усомниться в своей значимости, интеллекте, ценности. Ориентация на мнение других – самая частая причина низкой самооценки подростка.

  3. Особенности воспитания. Родители с аскетичным, отвергающим и авторитарно-попечительным стилем воспитания зарождают в ребенке склонность к низкой самооценке. Стремление не выделяться, быть сдержанным и следовать социальным нормам заставляет детей забывать про собственную значимость, индивидуальность.

  4. Советы подросткам по повышению самооценки

  5. Дети сильно страдают от того, что не в силах принимать себя в позитивном ключе. Следующие рекомендации помогут им собственными усилиями прийти к адекватному самовосприятию:

  6. Займитесь физическим самосовершенствованием. Если чувствуете, что испытываете дискомфорт относительно внешнего вида и состояния здоровья, то необходимо обратиться к их коррекции. Скорректировать фигуру помогут умеренные физические нагрузки и пересмотр питания. После спортивных занятий вы почувствуете себя сильнее, здоровее и научитесь ценить собственное тело.

  7. Ведите дневник достижений и успехов. Если чувствуете, что вам не за что себя ценить, ведите запись своих успехов. Получили пятерку, встали пораньше и приготовили сами завтрак, убрались в комнате, сделали тренировку – запишите в дневник. Спустя несколько дней сядьте и перечитайте свои успехи. Вы удивитесь, как много полезного и важного вы делаете.

  8. Составьте список достоинств. Если чувствуете, что не достойны собственной любви, запишите на листке бумаги свои достоинства. Оценивайте объективно. Какими положительными чертами характера, умениями, способностями обладаете? Как вам это помогает в жизни? Когда снова почувствуете прилив негатива, обращенного к себе, перечитайте список.

  9. Прочитайте тематическую литературу или посмотрите фильм. Существует масса литературы и кино, которые учат нас любви к себе. Например, книга Н. Губановой «Я поживу еще немного», учит нас бороться с непреодолимыми трудностями и видеть, что из любой ситуации есть выход. Книга Д. Карнеги «Как преодолеть тревогу и стресс» поможет справиться с негативными чувствами и перенаправить энергию в позитивное русло.

  10. Ежедневные аффирмации и аутотренинг. Встаньте перед зеркалом, расслабьтесь и произнести все то, что хотели бы видеть в себе. Только произносите это так, будто вы уже обладаете этими чертами. Например, «я прекрасно выгляжу, я отлично справляюсь с трудностями и очень горжусь своими достижениями». Текст для аутотренинга составляйте сами, исходя из ваших идеальных представлений. Со временем вы поверите в свою уникальность и совершенность.

Способы повышения самооценки подростка: рекомендации родителям

Способы повышения самооценки подростка

Родителям непросто контактировать с подрастающими детьми в кризисный период. Чтобы помочь детям, важно избегать активного вмешательства в их жизнь и стать наставляющим другом. Далее представлены действия, способы и модели поведения, которые помогут подростку, с вашей помощью, поднять самооценку.

Не скупитесь на похвалу

Ориентация на мнение других, недостаток уверенности в себе, изменения в теле заставляют детей видеть и оценивать себя в негативном ключе. Станьте для ребенка поддержкой, мотиватором, который отмечает любые успехи. Важно, чтобы похвала, как и критика, была обоснована. Не стоит хвалить подростка за несуществующие достижения, это не поможет в формировании здорового самопринятия.

Цените автономность ребенка и признавайте его личные границы

Острая потребность возрастного периода – приблизиться к пониманию «взрослый человек». Родители, которые бесконечно лезут в личное пространство подрастающего ребенка, портят отношения в основании. Как показать ему, что вы цените его автономность:

  1. Спрашивайте его мнения. Относительно выбора ужина, штор на кухню, места для отдыха. Советуйтесь и вербально отмечайте, что его мнение ценно для вас.

  2. Не заходите в его комнату без стука. Если вы не будете уважать его личные границы, ребенок посчитает это нормой. Когда другие люди, с разными намерениями, попытаются влезть в его личное пространство, он не сможет отстоять границ.

  3. Давайте «взрослые» поручения. Так вы покажете, что полностью доверяете ему. Это сильно повысит уровень самоценности подростка и поможет поправить пошатнувшуюся веру в себя.

  4. Разговаривайте с ним на равных. Избегайте нравоучительного тона, типичных родительских клише («своих родишь, потом поймешь», «молчи, когда мать говорит» и т.д.). Такое поведение не только отдалит ребенка от вас, но и зародит в нем чувство неполноценности.

Дайте подростку понять, что вы считаете его взрослым

Когда вы обозначите рамки ответственности и прав подростка, согласовав их с ним, он почувствует себя взрослым. Это на порядок поднимет его ценность в собственных глазах и поможет понять, что вы верите в его силы и способности.

Будьте ему поддержкой и опорой

Если весь мир воспринимается подростком, как враждебный, то родители должны стать «тихой гаванью». В непростых ситуациях выслушайте ребенка. Без перебивания дайте ему высказать свое мнение и примите его. Только потом выразите свою точку зрения, максимально корректно и аккуратно сформулировав ее. Дайте ему понять, что вы всегда рады поговорить с ним. Такая мощная поддержка в лице родителей поможет ощутить собственную значимость и уверенность.

Избегайте резкой критики

Резкие слова больно ранят неуверенных в себе детей, особенно если исходят от близких, родных людей. Научитесь формулировать мысли в позитивном ключе. Замечание о плохо сделанной задачке можно выразить иначе. Например, «я вижу, что ты старался, но в определенный момент расчеты пошли неправильно. Пересмотри задачу и ты увидишь, где ошибка. Я уверен/а в этом». Это позитивная формулировка, которая:

  1. Отмечает его старания.

  2. Отражает наличие трудностей без перехода на личность ребенка.

  3. Выражает веру в его способности, возможности.

По такой схеме стоит формулировать любые критические замечания по отношению к подростку.

Как избежать проблемы до ее появления

В научной статье Т.С. Павловой «Влияние родителей и структуры семьи на самооценку ребенка» отражены принципы воспитания, которые помогут сформировать положительную, адекватную самооценку ребенка:

  1. Дарить любовь и заботу. Любовь со стороны самых близких людей укрепляет веру в себя, чувство безопасности. Неокрепшая психика подростка заставляет его чувствовать постоянные колебания в системе самовосприятия. Только безусловная любовь родителей поможет ему ориентироваться на положительные самоощущения.

  2. Верить в ребенка. Верьте в него, он, свою очередь, начнет поступать так же.

  3. Поощрять инициативу. Часто инициатива детей пресекается резкими замечаниями и немотивированными отказами родителей. Такое поведение зарождает мысль о неправильности, неуместности порывов и желаний ребенка. Вина, стыд за стремления порождает избегание достижений и низкую самооценку.

  4. Говорить ребенку о том, что он сможет. Когда он сомневается, что у него получится, скажите обратное мнение. Ваша уверенность создаст почву для формирования уверенности в себе.

  5. Вербально отмечать значимость. Вы можете молча любить и ценить ребенка, но он этого не поймет. Поэтому важно выражать словесно то, как вы им гордитесь, цените, любите и верите в него.

  6. Научить ребенка объективно оценивать свои достоинства и недостатки. Сформированные адекватные критерии оценки себя и других являются залогом будущей здоровой самооценки. Покажите ребенку на своем примере, что у людей есть набор достоинств и недостатков. Но важно принимать и любить все стороны своей личности.

Заключение

Подростковый период – это сложное время для детей и их родителей. Но поддержка родителей, понимание специфики протекания кризисных процессов, поможет избежать личностных проблем и трудностей во взаимоотношениях с подростком.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...