Как помочь «трудному ребенку» учиться на отлично

Обновлено: 22.11.2024 13:27:39

«Трудные дети» встречаются в каждом классе. Они излишне подвижны, шумны, им сложно дается концентрация внимания. Соответственно им сложно дается и обучение в школе, хотя они нередко выше своих одноклассников по интеллекту. Американские психологи утверждают, что благодаря правильному подходу в обучении и воспитании возможно скорректировать поведение детей и, следовательно, улучшить успеваемость.

Кто такие «трудные дети»

Детская агрессия: причины и особенности, пути решения

Под трудными детьми принято считать детей, страдающих синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Это дети-холерики, которые не могут усидеть на одном месте, они часто невнимательны, их действия непоследовательны. Многие педагоги боятся таких детей, так как они постоянно отвлекают класс, причиняют им беспокойство. Но психологи отмечают, что гиперактивные дети – творческий народ. У них всегда множество идей, воображение их отличается богатством. Ум у них гибок.

«Трудные дети» умеют решать трудные задачи, которые ставит перед ними жизнь, они энтузиасты. Они энергичны и непредсказуемы. У них много сил на разные занятия. Бытует мнение, что таких детей невозможно занять. На самом же деле, если им дать непростое задание, которое полностью захватит их, то они смогут буквально забыть о времени. Часто такие ребята очень талантливы и умны. Но они не вписываются своим шумным нравом в стандартную систему образования.

Причины плохого поведения «трудных детей»

Неудобных детей принято обвинять. Нередко педагоги видят у них «злой умысел». На самом же деле такие ребята не «плохие», а через чур ранимые и чувствительные. Они болезней остальных реагируют на жизненные трудности, в результате «сходят с катушек». Такой ребенок не нуждается в критике и наказаниях. Ему нужна помощь. Причины плохого поведения следует искать в глубине его психики. Это только на поверхности видно, что ребенок просто не слушается и не желает учиться. На самом же деле лежит другая причина такого поведения. Психологами выделяются следующие причины нарушений поведения у «трудных детей»:

  1. Борьба за внимание. Когда ребенку не хватает необходимого для роста и развития внимания, он находит простой способ его получить – не слушаться никого, «портить всем жизнь». В результате все внимание обращено на него. Конечно не такое, какое хотелось бы. Но, уж лучше такое, чем никакого.

  2. Борьба за самоутверждение. Если ребенок находится под жесткой опекой и родительским контролем, то эта проблема обостряется в подростковом возрасте. Когда с ним общаются формой приказа, указаний, замечаний, то подросток в конце концов взбунтуется, восстанет против системы, в которой ему приходится жить. Взрослым кажется, что таким образом они держат «в руках» через чур активного ребенка, прививают ему правильные привычки, предупреждают ошибки, занимаются непростым делом – воспитанием. На самом же деле такой подход не правильный, он приведет к краху отношений.

  3. Жажда мести. «Трудные дети» часто обижены на взрослых, «учительница все время хвалит отличниц, к нему же, кроме замечаний, никак не обращается», «родители устали от чрезмерной его активности, постоянно дергают». Поэтому они принимают «единственно верное» решение, на которое способна детская психика – досадить всем, делать всегда всем «назло».

  4. Потеря в собственные силы. Нередко случается, что на «трудных» детей неудачи сыплются одна за одной: не складываются отношения с одноклассниками, учителями, следствием этого выступает запущенная учеба, непонимание дома. Вполне понятно, почему у них понижается самооценка. В результате горького опыта неудач и постоянной критики, теряется вера в свои силы. Подросток делает вполне обоснованный для его возраста вывод: зачем стараться, все равно я плохой, у меня ничего не получится. Внешне он показывает, что ему все равно.

Потребность «трудных детей» в понимании, уважении, успехе, внимании, тепле вполне естественна. Они своим поведением дают понять, что им плохо. Они единственным для них понятным способом сигнализируют о помощи. Выявить причину плохого поведения через чур активных детей не так уж и сложно, нужно только обратить на них внимание и окунуться в собственные чувства.

Что делать?

На вопрос, что делать, есть один общий ответ: перестать реагировать привычным для детей образом, вопреки их ожиданиям. Иначе образуется круг, чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что он достиг определенной цели. Задача взрослых – перестать реагировать на поведение детей привычным способом. Таким образом получится разорвать «заколдованный круг». Конечно эта задача не из легких. Эмоции включаются на «автомате», особенно, если речь идет про застарелый конфликт. И все же взрослые могут изменить характер общения. Если не получается остановить эмоцию, то можно устранить замечание или привычное для ребенка наказание.

Неплохо было бы в следующий раз поймать себя на мысли, что вы почувствовали. Если вы испытываете обиду, то спросите себя, что именно заставило ребенка ее причинить, какая у него боль, чем вы его постоянно обижаете. Таким образом можно понять причину его поведения. В след за этим можно будет и разобраться с проблемой ребенка, против чего он «воюет». После этого легче перейти на позицию взаимопомощи, что повлечет за собой интерес ребенка к учебе, и повышение его успеваемости.

Если ребенок требует внимания, то необходимо найти возможность оказать ему «положительное» внимание. Попробуйте обратиться к нему, когда «трудный» подросток никому не досаждает, когда он находится в спокойном расположении духа. Попробуйте это, и он обратиться к вам с благодарностью. Оставляйте без внимания привычные «выходки» детей. Спустя некоторое время они обнаружат, что их действия не приносят ожидаемого результата и надобность в них отпадет. Самая главная ошибка в этой ситуации – полное игнорирование. В этом случае у детей сформируется асоциальный контроль в поведении.

Если ребенок «бунтует» против жесткого контроля, стремится к самовыражению, то уменьшите контроль за его делами. В подростковом возрасте лучше воздержаться от таких требований, которые, скорей всего, он не выполнит. Не оспаривайте решение, которое принято подростком. Договоритесь о деталях его выполнения, избавьтесь от лишнего давления и диктата. Поймите, что упрямство детей – это лишь такая форма просьбы о позволении жить самому, своим умом. Перестаньте требовать от них «полагающегося» поведения, обнулите свои ожидания. Не предъявляйте претензии, в его адрес критики. Наверняка перед вами очень способный ребенок.

Выбирайтесь из создавшейся ситуации вместе. Одному ему не справиться. Вы заметите, как первые, даже незначительные успехи, окрылят подростка. Поощряйте его по любому поводу, отмечайте даже незначительный успех. Не ждите, что дисциплина наладиться моментально. Предстоит долгий путь, который требует от взрослых немалого терпения. Помните о том, что при первых попытках наладить взаимоотношения ребенок еще больше ухудшит свое поведение. Он не сразу поверит в искренность взрослых, будет ее проверять. Только наладив отношения между взрослыми и детьми, можно приступить к улучшению показателей в школе.

Как улучшить успеваемость в школе

Чем отличается лицей от обычной школы

Психологи дают несложные рекомендации, которые помогут «трудному» ребенку хорошо учиться в школе:

  1. Не давайте все задание целиком, делите его на небольшие части. Через чур активным детям сложно дается удерживание внимания длительное время. Чтобы выполнение задания не стало пыткой как для родителей, так и для детей, делите его. Постарайтесь придерживаться несложного правила: не выполняйте задание более 15 минут. В это время ребенок будет поглощен работой, а его концентрация – выполнением необходимых действий. Даже если по истечении этого времени он будет отвлекаться, предложите ему новую задачу.

  2. Составьте четкий распорядок дня и четко придерживайтесь его. В результате многолетних исследований, выяснилось, что гиперактивные дети с четким распорядком дня менее подвержены перепадам настроения. Четкий распорядок дня – это когда вся семья отходит ко сну и пробуждается в одно и тоже время. Кроме того, как дети, так и взрослые должны отказаться от просмотра телевизора и игры в компьютер в утренние и вечерние часы. Постарайтесь придерживаться в установленные часы приема пищи. Заведите привычку обсуждать за ужином прожитый день, обговаривать свои переживания. Посвятите время на прогулку вне дома. Ребенку нужно место, где он сможет выложить энергию, накопленную в течение дня.

  3. Снизьте число критики, хвалите ребенка. Согласно мнению американских психологов, нередко родители путают термин «наказание» и «дисциплина». Их исследования показали, что «трудные дети» невосприимчивы к негативным эмоциям окружения. Они игнорируют их запреты, но легко отзываются на положительные эмоции. Если ребенка хвалить за незначительные успехи, а не ругать за плохое поведение, то он еще с большим энтузиазмом возьмется за «хорошие» дела. Этот принцип позволит без особого труда повысить успеваемость в школе.

  4. Уделите повышенное внимание питанию детей. Недавние исследования показали, что «вредная» еда наравне с эмоциональными потрясениями усиливает симптомы гиперактивности. Помимо «быстрой» еды нужно отказаться и от неконтролируемого потребления сладкого. Конфеты, в чистом виде сахар лучше заменить на сладкие фрукты. Обычно дети с синдромом гиперактивности страдают от нехватки полиненасыщенных жирных кислот. Поэтому подключите в рацион рыбу. Целебное воздействие оказывает употребление витаминов омега-3 или капсул рыбьего жира.

  5. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, сравнивайте только с самим собой, со своими результатами.

Советы родителям

Детский психолог Юлия Гиппенрейтер дает следующие советы родителям «трудных» детей, подробней с информацией можно познакомиться в ее книге «Продолжаем общаться с ребенком ТАК?»:

  1. Обращайтесь к подростку за помощью, советом, пусть он учувствует в обсуждении семейных вопросов. Показывайте ценность его решения, общения с ним.

  2. Хвалите подростка, но будьте внимательны. Похвала обязательно должна быть заслужена.

  3. Не допускайте лжи. Если вы заметили, что ребенок сказал неправду, не молчите. Говорите об этом.

  4. Указывайте на неправильное поведение, не переходя на личность. Дайте ему понять, что вы принимаете его, как личность, но не одобряете его поступок.

  5. Определитесь с интересами ребенка, позвольте ему посещать те занятия, которые нравятся.

  6. Определитесь с обязанностями подростка, следите за их выполнением.

  7. Создайте ситуацию успешности. Пусть ребенок поверит в свои силы.

  8. Посмотрите, в каком виде деятельности у подростка возникла сложность. Может ему с трудом дается какой-то предмет, и он опустил руки.

На самом деле «трудных» детей не бывает, бывают взрослые, не способные понять боли ребенка. Если постараться найти «общий язык» с ним, то отношения нормализуются, ситуация в школе выровняется, что положительным образом скажется на успеваемости подростка.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...