Как научить ребенка пересказывать

Обновлено: 09.10.2024, просмотров: 3137

Не всегда ребенку просто дается пересказ прочитанного текста. Взрослыми же довольно часто эта проблема недооценивается. Зачастую «весомой рекомендацией» со стороны родителя будет, - «Почитай внимательней», на чем, пожалуй, вся работа по исправлению сложившейся ситуации и завершается.

Однако любящим родителям следует принять непреложный педагогический факт, способность к пересказу – это сложный навык на формирование, которого нужно время и правильно приложенные усилия и техники.

Для чего нужен ребенку этот навык, в чем причины трудностей и как его формировать и будет рассказано в статье.

Как научить ребенка пересказывать – эффективные техники.

В чем заключается важность умения пересказывать и не только для ребенка

Суть навыка пересказа заключается в умении изложить своими словами заданный текст, соблюдая логику повествования, ключевые детали излагаемого материала и передать близко к замыслу автора картину описываемого события или явления. Характеризующей особенностью удачно воспроизведенного пересказа можно считать умелое использование рассказчиком выражений и оборотов, применяемых автором произведения, с помощью которых был передан основной смысл повествования, без заучивания его целиком и дословно.

Твердо усвоенный навык пересказа позволяет:

  1. существенно расширить общий словарный запас;

  2. улучшает память;

  3. совершенствует внимание и восприятие материала;

  4. тренирует дикцию и произношение;

  5. обучает составлению и грамотному изложению предложений;

  6. формирует умение критического и аналитического мышления посредством способности находить причинно-следственные связи.

Умение пересказывать можно отнести к базовым навыкам, позволяющим человеку успешно обучаться и гармонично развиваться. На нем основано не только умение в будущем быстро и качественно выполнять изложения, но и успешная подготовка и сдача гос. экзаменов. В повседневной же жизни это позволит человеку успешно строить диалог, непринужденно общаться и уметь доступно и в полном объеме выражать свои мысли и пожелания.

Что находится в основе причин трудностей с пересказом

Корнем затруднений при пересказе является банальное непонимание смысла текста, прочитанного ребенком. Сосредоточенность ребенка на правильном прочтении слов и скорости самого чтения не дает ему заострить внимание на смысле прочитанного. Из этого образуется ошибочный навык, - автоматическое чтение, без проникновения в суть читаемого.

Почвой для развития такого дефекта в восприятии читаемых текстов служит низкая способность к концентрации при чтении и ограниченный словарный запас ребенка.

Ругать или давить на ребенка в этой ситуации нельзя. Это может только усугубить ситуацию и вызвать на подсознательном уровне отвержение к усвоению этого необходимого навыка.

Главное в этом деле, как и во многих других вопросах, связанных с обучением и воспитанием – это терпение. Терпение и принятие того факта, что все сугубо индивидуально для каждого отдельного ребенка. Кто-то «схватывает на лету», а с кем-то придется позаниматься более углубленно.

Необходимо постоянно уточнять есть ли в тексте незнакомые для ребенка слова. Их нужно разъяснять, возможно даже завести ребенку свой собственный «толковый словарь» и записывая слова рисовать напротив понятную ему картинку. Это будет помогать ребенку развивать лексику и легче узнавать новые для себя слова в текстах.

Для тренировки концентрация внимания используют шесть базовых вопросов к тексту, - «кто?», «что?», «где?», «когда?», «зачем?», «почему?». Задавая их по тексту, ребенок легко может зафиксировать свое внимание на смысле прочитанного.

Работая с детьми по вопросам концентрации внимания и расширением лексикона, параллельно нужно практиковать эффективные методы обучения пересказу.

Обучение пересказу на базе алгоритма эффективного чтения

Как научить ребенка пересказывать – эффективные техники.

Этот метод позволяет подойти к вопросу обучения пересказу на более осознанном уровне, через структурирование прочитанного с определением главного и второстепенного в полученной информации, понимание построения текста и логических взаимосвязей в нем.

Прочтение текста с применением этого алгоритма заключается в разложении поступающей информации на сегменты:

  1. название произведения, статьи, параграфа, кому принадлежит авторство или к какому разделу знаний относится;

  2. фактический материал, который можно извлечь из прочитанного;

  3. описание действий;

  4. суть содержания текста и вывод, который можно сделать после прочтения.

Перечисленная последовательность работы над пересказом текста может изменяться или дополняться новыми пунктами исходя из содержания текста и задач для пересказа.

Для детей более свойственно образное мышление, поэтому можно предложить им представить этот алгоритм в виде стеллажей, где на каждом находится отдельная часть по тексту исходя из названой структуры. Ребенок должен мысленно «осмотреть полки» и убедится в наличии на каждой необходимой части текста.

Для удобства пояснений взрослый, вначале может подключить и визуализацию образования алгоритма. Для этого все ключевые слова в тексте необходимо будет отмечать цветными карандашами, где каждому цвету будет соответствовать свой стеллаж, - сегмент информации. В дальнейшем это образное мышление мозг трансформирует в абстракции и будет автоматически «маркировать» информацию текста в нужном порядке готовя её к пересказу.

Следующим этапом в работе по подготовке пересказа станет составление плана. В будущем он будет формироваться в мыслях, пока же стоит его прописать.

Чтобы составить план нужно:

  1. разбить текст на части исходя из смысла или просто по абзацам;

  2. озаглавить каждую часть или привязать к ключевому слову в ней;

  3. ключевое слово должно вызывать в памяти ассоциативный ряд фрагмента текста к которому оно относится, поэтому может быть любым легко запоминающимся для ребенка;

  4. к каждому фрагменту нарисовать небольшую схематическую картинку отражающую его смысл;

  5. мысленно представить себе всю структуру планы и пройти по всему созданному каркасу;

В заключении стоит обсудить прочитанное с ребенком, если произведение художественное поинтересоваться его мнением о героях и происходящих в нем событиях. Если текст из области школьных предметов, - биологии, истории и т.п. спросить, что его в нем заинтересовало.

Обучение пересказу с использованием визуализации абстрактной информации

Техника пересказа применима для подготовки к пересказу заданного параграфа по естественным наукам, - биология, разделы географии и т.п.

Для того, чтобы быстро и качественно подготовиться к пересказу параграфа необходимо применить следующую технику запоминания:

Начать прочтение материала не с чтения всего заданного к изучению параграфа, а с прочтения вопросов к нему, которые обычно размещены в конце текста. Поскольку на основе этих вопросов и построен план пересказа тех ключевых моментов, которые необходимо изложить при ответе, мозг ребенка «настроится» на поиск этих «ключей» при изучении темы.

Построение «древа пересказа». Структура пересказа должна быть визуализирована, как дерево, где есть ствол, ветви, листья или плоды. Выглядит это так:

  1. Изображаем дерево, за ствол берется общее название темы, которое на нем и записывается.

  2. В виде ветвей, которые следует изобразить разноцветными фломастерами, берутся подзаголовки, выделенные в параграфе.

  3. Визуализация на картинке дает понимание ребенку из какого количества блоков состоит предлагаемая к пересказу тема.

  4. В виде плодов или листьев на дереве пишутся ключевые слова, которые отражают базовые характеристики информации содержащейся в каждом блоке. Слова можно сокращать и их не должно быть слишком много, но они должны отражать суть того, о чем написано в разделе, обозначенном в тексте подзаголовком.

Прочитать текст полностью один раз и опираясь на картину «древа» попробовать пересказать.

Такой способ визуализации абстрактного материала в виде обыденного представления, в этом случае «древа» позволяет ребенку намного быстрее усвоить и достаточно быстро и качественно пересказать текст. Имеются и другие приемы графического изображения текста, предназначенного для пересказа:

  1. «Гамбургер» - текст структурируется в образе всем известного фаст- фуда. Верхний слой – это тема и основная мысль текста, промежуточные слои – это базовые блоки с ключевыми словами или фразами и нижний слой – общий вывод из текста. Использование цветных карандашей или фломастеров приветствуется.

  2. «Рыба» - шпаргалка, замаскированная под изображение скелета рыбы. Голова будет нести название темы, а кости вдоль позвоночника состоять из коротких фраз или ключевых слов, которые отвечают на вопросы в конце параграфа. Если ребенок отнесся ответственно к созданию «рыбы» обычно одного взгляда на нее, лежащую на парте достаточно, чтобы хорошо пересказать тему в неё «зашифрованную» или «зафаршированную», как кому больше нравится. Для подготовки к зачетам или контрольным срезам можно создать «аквариум» в виде рабочей папки с «рыбами» по каждой теме.

  3. «Паук в паутине» - аналогии те же, изображаются немного по-другому. В центре паутины паучок, его тело – это название параграфа, в клеточках паутины вокруг него записаны аргументация и факты, изложенные в теме.

7 дополнительных упражнений для тренировки навыка пересказа

Как научить ребенка пересказывать – эффективные техники.

Эти упражнения помогут быстрее развить навык пересказа у детей:

  1. Напечатанное на листе предложение или небольшой фрагмент текста разрезается на несколько кусочков. Ребенку необходимо собрать части по смыслу.

  2. Ребенок должен описать событие из пересказываемого текста от лица одного из героев повествования.

  3. Взрослый должен подготовить пространный текст и предложить ребенку вычеркнуть «лишние» слова, так, чтобы смысл текста сохранился.

  4. Совместно с ребенком найти и выделить ключевые слова в каком-либо рассказе и на их основе составить свой рассказ, близкий по содержанию.

  5. В каком ни будь тексте найти с ребенком самые короткие предложения и пусть он «расширит» их изложение, используя прилагательные или глаголы, где это возможно, не меняя смысла самих предложений.

  6. В интернете и детских журналах поискать текстовые задачи на логическое мышление. Решение подобных головоломок развивает мышление и концентрацию внимания на смысле прочтенного.

  7. Дать волю фантазии ребенка предложив ему придумать как бы он поступил, попав в ситуацию, описанную в тексте.

Если следовать всем изложенным здесь рекомендациям и путем проб подобрать оптимальные варианты для конкретного ребенка результат будет гарантирован. Школьник сможет пересказывать любые предложенный ему тексты легко и качественно.

Статья составлена на основании книги: Ренаты Кирилиной «Как научить ребенка пересказывать текст» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Загрузка комментариев...