Как научить ребенка быстро читать
Навык быстрого и осмысленного чтения является важнейшем в начальной школе. Без него трудно представить успешную учебу в старших классах. Поэтому, перед многими родителями стоит вопрос, как научить ребенка быстро читать. Подробный на него ответ мы дадим в нашей статье, изучив мнения экспертов.
Основные рекомендации
Нередко родители думают, чем больше ребенок будет читать страниц за один раз, тем быстрей он научится скорому чтению. Но это не так. Заставляя детей читать, увеличивается риск столкновения с нежеланием учиться и яростным сопротивлением. Подавление их воли может привести к ухудшению детско-родительских связей, вызвать замкнутость и депрессию.
Чтобы получить ожидаемый результат, нужно вызвать искренний интерес к чтению. Не используйте форму принуждения. Читайте вместе, причем везде, а не только в определенное время. Пусть ребенок читает вывески на магазинах, рекламных плакатах, остановках. Если тренировка чтения будет ежедневной, то быстрей появится результат.
Не стоит заставлять малыша читать через силу, возможно он плохо себя чувствует или устал. В этом случае все силы у него уходят на восстановление. Положительного результата вы все равно не добьетесь. Иногда родители видят, что у ребенка улучшилось чтение, и забрасывают тренировку. Этого делать нельзя. Не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте заниматься.
Упражнения для улучшения скорости чтения
Ниже мы предложим упражнения, которые улучшают скорость чтения и проверены временем.
Чтение с пересказом
Начинаем читать с одного или двух абзацев. Пусть ребенок прочитает текст, осознает его, передаст смысл. После того, как он стал справляться с несколькими абзацами, переходите на чтение одной страницы, затем и нескольких. Увеличивать объем прочитанного нужно постепенно. Если вчера ребенку удалось пересказать смысл двух абзацев, завтра ему можно дать на чтение и пересказ три абзаца. Если сразу дать детям две-три страницы, то им сложно будет перестроиться на нужный лад. Это не даст ожидаемого результата.
Не нужно заставлять ребенка дословно пересказывать прочитанный текст, передать все подробности. В противном случае он быстро потеряет интерес к занятиям. Прогресс застопорится. Пусть он расскажет о происходящих событиях. Кто из героев принимал участие в этих событиях. Чем все закончилось. Если малыш плохо читает, то пусть самостоятельно прочтет один абзац, оставшуюся страницу прочтите вы. Но ему нужно будет пересказать не только прочитанное самим, но и услышанное от родителей.
Читаем отрывками
Данное упражнение подразумевает чтение отрывками. Если скорость чтения ребенка 40 слов в минуту, то к его норме нужно еще прибавить около 30 слов. В итоге малышу предстоит работа с отрывком в 70 слов. Если малыш читает 70 слов в минуту, то для него отрывок увеличивается до 100 слов.
Предложенный отрывок ребенку нужно вдумчиво прочитать два раза. Если такие занятия начинаются впервые, то он чувствует себя неуверенно. Чаще всего дети за минуту не прочитывают отрывок до конца. Обычно успевают прочитать примерно половину текста.
Но упражнение ставит перед ребенком конкретную задачу: прочитать норму за минуту. Поэтому работа с выбранным текстом происходит до тех пор, пока малыш его не прочтет за минуту. Возможно цель будет достигнута с третьего захода. Если он справится с заданием меньше, чем за минуту, то оно выполнено. Если больше – работа продолжается. Работа с текстом должна происходить вслух, а не про себя. Ребенок читает текст вслух, родители сидят с секундомером. Чтение про себя не позволит правильно оценить скорость чтения малыша.
Читаем с рассуждениями
Это задание подходит для детей от 8 до 10 лет. Ребенок читает небольшой текст. Важно, чтобы в нем содержался вопрос, мысль, идея, проблема. Задача заключается в том, чтобы произошло осмысление прочитанного. После чего идет рассуждение по тексту. Родителям нужно проследить, чтобы высказывания были связаны между собой и логичны. Предложений должно быть не менее 12. Дайте ребенку время на обдумывание. Через 15 минут пусть он приступает к рассуждению.
Волнообразное чтение
Это упражнение подойдет для детей, техника чтения которых не менее 55 слов в минуту. Сначала ребенок читает отрывок в привычном для него положении. Затем родители переворачивают текст на 90 градусов. Малышу нужно прочитать текст в непривычном для него положении как можно быстрей. Далее текст располагается кверху ногами. Упражнение выполняется с нескольких абзацев. После чего, постепенно, объем текста увеличивается до страницы.
Читаем таблицы
Это упражнение помогает развить скорость чтения детям, которые читают около 35 слов в минуту. Оно помогает перейти с послогового на пословное чтение, позволяет ребенку быстро распознавать слоги. Малышу предлагается слоговая таблица, которую можно найти в интернете. Чтобы работа дала результаты, нужно соблюдать определенные правила. Читать нужно только столбики и за определенное время.
На одну таблицу детям дается примерно 3-40 секунд. Полученные результаты лучше записывать. Таким образом родители увидят динамику и сделают выводы. Работа начинается с одной таблицы. После чего за одно занятие ребенок сможет прочитать до 3-4 таблиц. На одном выдохе он должен произносить не менее половины столбика. Это в дальнейшем ему поможет отработать правильную интонацию при чтении.
Вычеркиваем лишние буквы
Благодаря этому упражнению можно научить быстрому чтению тех детей, кто еще путает буквы. Возьмите напечатанный на листе бумаги легкодоступный текст, попросите ребенка найти на нем найти и вычеркнуть любую букву, например, «Б». Если малыш путает какую-нибудь определенную букву, то это может быть и она. На выполнение этого задания дается не более 3 минут. Задача упражнения заключается не в том, чтобы ребенок вычеркнул как можно больше «лишних» букв, а в том, чтобы он не пропустил ни одной «лишней» буквы в указанном тексте.
Затем задание можно немного усложнять. Предложите малышу вычеркивать одну букву, другую обводить в кружок, или одну букву вычеркивать красным карандашом, другую – синим, третью – зеленым. Например, «С» вычеркиваем красным цветом, «М» - синим, «К» - зеленым, «Ж» обводим в кружок. Если нет времени распечатывать текст, то можно воспользоваться детским журналом. Мы советуем не использовать для этих целей книгу. Так как ребенок должен понимать, что в книгах нельзя рисовать. Не записывайте ему задание, пусто он его «держит» в голове. Постепенно заменяйте одни буквы на другие.
Чтение с паузами
Данное упражнение поможет ребенку научиться быстрому чтению и прокачать навык поиска. Пусть он читает текст в своем темпе. Как только взрослый скажет «Стоп», малыш прекращает читать, отрывает глаза от книги, на несколько секунд закрываем глаза. Затем родитель говорит слово «Старт». Задача ребенка найти место, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Место остановки в тексте нужно искать глазами без привлечения рук. Это упражнение выполняется ежедневно по 10 минут.
Чтение с подстройкой
Благодаря этому упражнению можно повысить общую скорость чтения. Возьмите любую книгу ребенка. Пусть взрослый водит пальцем по строкам и читает про себя. Задача ребенка читать вслух, подстраиваясь под ритм взрослого, успевая за его пальцем. Чтобы упражнение было по-настоящему эффективным, родители не должны подстраиваться под темп ребенка. Это малыш должен подстраиваться под темп взрослого. Таким образом он не только научится быстрому, но и вдумчивому чтению.
Ищем в тексте слова
Это упражнение на прокачку навыка быстрого чтения. Суть задания заключается в том, чтобы малыш быстро находил определенное слово в тексте. Маленьким детям можно предложить найти слово в сказке на одной странице, большим уже можно дать задание посложней, найти загаданное слово в объемном тексте.
«Послание в бутылке»
Данное задание направлено на улучшение скорости чтения, повышение орфографической зоркости, расширение словарного запаса, развитие творческих способностей, внимания. Родителям нужно заранее подготовить все необходимое: напечатанное от руки «послание» со стертыми некоторыми буквами и бутылку.
Буквы стираем с ориентировкой на возраст малыша. Чем старше дети, тем больше букв можно стирать. Наиболее оптимальный вариант – одна стертая буква на 2 слова. Стертая буква должна находиться в конце или середине слова. Не должно быть пропуска букв в соседних словах. Повышаем сложность задания стиранием первых букв или нескольких букв подряд.
Написанное послание помещаем в бутылку и рассказываем сказку о том, что у вас удивительным образом оказалось письмо. Здесь, как говорится, на что хватит фантазии, «передал Зайчик, Нептун, старый моряк». Вода «съела» некоторые буквы, нужно понять, что написано, вставив недостающие буквы.
Чтение по корешкам
Это задание нравится детям младшего школьного возраста. При ежедневном его выполнении в последствии не возникает проблем с чтением. Берем линейку, прикрываем ей нижнюю половину букв. Таким образом ребенку придется читать по «вершкам». Затем закрываем верхнюю половину букв. Теперь ребенок читает по «корешкам». Постепенно он привыкает и быстро справляется с заданием.
Странные буквы
Для этого задания понадобятся заранее подготовленные карточки с написанными на них крупными буквами прибаутками, стихотворениями. Несколько букв на карточке должны быть написаны по-другому, перевернуты вверх ногами, выделены другим цветом, заменены рисунком. Расскажите, что волшебник передал магические карточки, нужно их прочитать. Задача ребенка-найти «странные» буквы, заменить их «нормальными».
Читаем задом-наперед
Даем малышу небольшой текст, просим его прочитать задом-наперед, справа на лево. Чтение сначала дается трудно, зато вызывает массу восторга. Затем задание дается детям легко и просто. К тому же, при выполнении этого упражнения они весело и с пользой проводят время с родителями.
Буксир
Это задание предполагает чтение вместе с родителями. Взрослый выбирает такой темп, чтобы малышу было не слишком легко и не слишком сложно. Вместе, хором, они прочитывают 2-3 предложения. После чего родитель замолкает и продолжает читать про себя. Малыш делает тоже самое. Через 2 предложения они начинают читать вслух. Если ребенок не замедлился, то они с родителем будут читать на одном месте.
Наиболее частые ошибки
Родители при отработке навыков быстрого чтения с детьми, чаще всего допускают следующие ошибки:
-
Не делают разминок. Речь идет не о чтении, а о физической нагрузке. Глаза малышей быстро устают. Поэтому делайте обязательно несложную зрительную гимнастику. Попросите ребенка «нарисовать» глазами восьмерку, круг.
-
Нерегулярность занятий. Скорочтение работает только при регулярных занятиях.
-
Перегружают ребенка. Занятия не должны быть более 15 минут.
-
Осваивают одновременно несколько методов. Лучше полноценно освоить один метод, затем приступить к знакомству с другим.
При регулярных занятиях в спокойном темпе, без принуждений ребенок может освоить быстрое чтение. Этот навык облегчит его обучение в старшей школе и в университете.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024