Как быстро и легко отучить ребенка кусаться
Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, развитие ребенка происходит в зависимости от способа получения удовольствия, удовлетворения базовых и социальных потребностей через определенный физиологический анализатор. Так, с момента рождения примерно до двух лет ребенок проходит оральную стадию развития. Что это значит? Малыш, прикладываясь к груди матери, не просто утоляет голод. В момент кормления образуется прочная связь между ребенком и матерью, формируется базовое доверие к миру, закладываются понятия зависимости и независимости, внутренней опоры и эмоциональной сломленности и т.д. Через рот малыш пробует новый для себя мир, экспериментирует со своими возможностями и функциями окружающих вещей.
По мере взросления, необходимость кусаться (именно психологическая потребность) исчезает. Однако случается, что придя в общество других взрослых людей и детей, малыш начинает кусать их и проявлять другие виды физического воздействия. На этой основе возникают конфликтные ситуации, нарушается качественная сторона социализации ребенка. Порой дети не против покусать своих же родителей, исходя из субъективных соображений. Что делать обеспокоенным маме и папе? Сначала, обратиться к источнику проблемы. После выяснения причины станет понятно, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы отучить малыша кусаться.
Причины
На самом деле, причин, почему малыш кусается, существует масса. Каждую из них необходимо прорабатывать в индивидуальном порядке через совместную работу родителей и психолога (для деток от двух лет и старше). В следующей таблице отражены основные причины подобного поведения в зависимости от возраста.
Возрастной период |
Причины |
Описание |
0 месяцев – 9 месяцев |
Патологическое течение беременности |
Испытание матерью стресса, переживаний, а также болезни во время беременности влияют на адаптационные ресурсы малыша. Эта причина слабо выражена в данном возрастном периоде в силу отсутствия осознанности ребенка. Наиболее точно она диагностируется уже после 2-3 лет. |
Родовые травмы |
В совокупности с постоянной потребностью в укусах, у малыша наблюдается беспокойность, нарушения сна, напряженные мышцы и т.д. То есть, данную причину рассматривают только в совокупности с другими неврологическими признаками болезни. |
|
Физический дискомфорт |
В возрасте 4-5 месяцев, у большинства детей начинают прорезываться зубки. На этом этапе им все равно что грызть – игрушки, вещи, пеленки или грудь матери. Так они пытаются избавиться от зуда и боли в деснах. |
|
Нарушение оттока молока из груди, недостаток молока. |
Физическими манипуляциями (укусами в данном случае) ребенок старается добыть больше молока, чтобы утолить голод. Проверьте, наедается ли кроха. |
|
9 месяцев – 1,5 года |
Выражений эмоций и потребностей. |
Неумение говорить осложняет процесс выражения чувств и эмоций подрастающего малыша. Обратите внимание на то, когда он пытается вас укусить. Может, это сопровождается грустью, злостью или наоборот радостью. В этом возрасте они слабо дифференцируют свои чувства, и не делят на положительные или отрицательные эмоции. |
Физический дискомфорт. |
9-11 месяцев – время интенсивного роста зубок. Кроха, как и в предыдущем возрастном периоде, пытается избавиться от боли и зуда через укусы. |
|
Познавательный интерес. |
Повышается активный интерес к окружающему миру, который усиливается обретением навыков передвижения в пространстве (ползание, ходьба). Знакомство с новыми предметами и людьми происходит через оральный анализатор. |
|
Привлечение внимания взрослых. |
В арсенал способов привлечь внимание (плач, взгляд, активность, резкие крики) добавляется физический контакт, в том числе укусы. |
|
2 – 3 года |
Укусы как способ справиться со стрессом. |
Адаптация в детском саду сопровождается стрессом. Каждый воспитанник переживет его по-своему, в зависимости от имеющихся особенностей темперамента и внутрисемейного воспитания. |
Попытки общаться с людьми. |
Неимение достаточного объема словарного запаса возмещается многозначительными укусами детей и взрослых. |
|
Отголоски завершения оральной стадии развития. |
В момент, когда ребенок переходит на новую стадию развития, образуется «окно» – он уже отходит от старых способов реагирования, но еще не обрел новые. Укусы выступают, как способ плавно завершить этот период и перейти к следующему. |
|
От 3 лет и старше |
Защита собственных интересов. |
Забрать понравившуюся игрушку у другого воспитанника, отбить место за обеденным столом и многие другие социальные потребности нередко реализуются через укусы. |
Невозможность вербально выразить чувства, эмоции. |
Малыш уже разговаривает, но не имеет достаточного словарного запаса для выражения всей гаммы испытываемых чувств. |
|
Борьба за лидерство в детском коллективе и отстаивание своих позиций. |
На уровне инстинктов, ребенок с лидерскими задатками борется за позицию через физическое превосходство. |
|
Оральный психотип. |
Согласно постулатам системно-векторного психоанализа В.К. Толкачева, есть определенный тип детей, которые справляются с психологическими травмами и переживаниями через рот – сосут пальцы, грызут ногти и т.д. Укусить другого для них равнозначно отстаиванию границ. Их нельзя сурово наказывать и тем более шлепать по губам. |
|
Психические заболевания, родовые травмы, органические поражения головного мозга. |
Если есть подозрения на эту причину, то необходимо проконсультироваться с неврологом или психиатром, чтобы определить обоснованность переживаний. |
Как видите, причин много и далеко не каждая затронута в представленном описании. Разобравшись с причиной неприятных поступков малыша, вы сможете найти подходящий способ для мягкой и эффективной борьбы с негативным паттерном поведения.
Рекомендации психолога как отучить ребенка кусаться
Они отличаются в зависимости от возрастной группы маленького кусаки. Если он еще совсем кроха (0-9 месяцев), то простым и эффективным решением станет покупка специальных прорезывателей. Они изготовлены их мягких и прочных материалов, позволяющих пытливым малышам удовлетворять потребность в кусании. Детям в указанной возрастной группе очень важен физический контакт с родителями – объятия, поцелуи. В такой форме он чувствует любовь к себе и в нем зарождается чувство уверенности. Чтобы избежать в будущем необходимости краснеть в саду за то, что ваш ребенок покусал другого, окружите его заботой и любовью с первых дней жизни. Здоровый, крепкий, уверенный малыш с меньшей долей вероятности станет применять физическую силу для достижения своих целей. Если он кусает грудь во время кормления, то отнимите ее. Нельзя кричать на ребенка и тем более бить. Закрепите реакцию: укусил – получил негативный опыт (лишился груди).
Повзрослевший малыш демонстрирует иные причины подобного поведения. Соответственно, и способы их коррекции будут отличаться. Далее познакомимся с ними, а также рассмотрим основные родительские ошибки.
Коррекция поведения кусающегося ребенка 1-3 лет
Есть несколько методов, которые помогут вам качественно и эффективно исправить поведение кусающегося ребенка. Например, вместо себя в качестве предмета укусов предложите достойную альтернативу – игрушки-грызунки, палочки из хрустящих овощей и фруктов. Когда он будет грызть их, удовлетворится его физическая потребность в кусании. Чтобы сформировать сильные жевательные мышцы и усовершенствовать артикуляционный аппарат, выполняйте следующие упражнения:
-
«Кораблик». Сложите из бумаги кораблик, налейте в тазик воды и пустите его туда. Предложите ребенку дуть, чтобы привести в корабль в движение и отправить его в далекое путешествие.
-
«Пузыри». Для выполнения упражнения необходимо взять пластиковую соломинку и стакан, наполовину наполненный водой. Поставьте соломинку в стакан и на своем примере покажите, как вы дуете через трубочку, а на поверхности воды возникают пузыри. Предложите малышу повторить за вами.
-
Надувание воздушных шаров подойдет для деток 3-4 лет. Возьмите не тугие воздушные шары и предложите малышу надуть их.
Достаточная нагрузка на жевательные и артикуляционные мышцы устранит потребность кусать окружающих. Этот метод подойдет только в том случае, если причины кусания обусловлены физическими факторами (зубы, слабые жевательные мышцы и т.д.)
Следующий метод – демонстрация недопустимости поведения через игнорирование. Запомните, что игнорирование в минутах должно соответствовать возрасту малыша. Это оптимальное время для понимания, что его наказали. Увеличение этого времени приводит к ощущению депривации и изоляции. Подобные переживания закладывают негативное самовосприятие. Когда видите, что ребенок подходит к вам с намерением укусить, отойдите от него и не проявляйте физического контакта несколько минут. После расскажите, что вы чувствуете, когда он так себя ведет. С двух лет появляются задатки эмпатических навыков – дети чувствуют эмоции окружающих, улавливают их реакцию и способны сопереживать.
Важным моментом является родительский пример. Демонстрация родителями бесчувственности по отношению к окружающим и проявление агрессии закладывают соответствующие представления в картине мира малыша. Будьте уважительны к личности другого человека, ведите себя достойно в стрессовых ситуациях. Только тогда ваш ребенок станет таким, каким вы хотите его видеть.
Коррекция поведения кусающегося ребенка от 3 лет и старше
Это сознательный возраст для малыша. В этот период происходит активная социализация и адаптация к обществу других взрослых и сверстников. Если ребенок продолжает или начал кусаться в этом возрасте, предлагаю познакомиться со следующими методами:
-
Повысьте уровень физической активности малыша. Переизбыток энергии, который не находит выход, трансформируется в возбужденное состояние. Ребенок начинает плохо спать, плохо есть, становится плаксивым или агрессивным и может начать кусаться. Найдите интересное занятие, которое скрасит досуг и поможет выплеснуть энергию – спортивные секции, танцевальные кружки, длительные прогулки, утренняя зарядка и т.д.
-
Ролевые игры. Если ваш малыш упорно демонстрирует агрессивную тактику решения вопросов, попробуйте провести ролевую игру с проигрыванием различных сценариев. Например: «у тебя забрали игрушки, что ты будешь делать?». Пусть он встанет в роль обидчика, а вы – жертвы. Покажите на своем примере, что решить вопрос можно без криков и физического контакта.
-
Терапевтические сказки. Детские психологи пишут сказки, где в игровой форме демонстрируется пример поведения, которое требует коррекции и способы решения, помогающие герою избавиться от него.
-
Пересмотрите ваш стиль воспитания. Подумайте, как вы общаетесь с ребенком? Имеют место крики, наказания и манипуляции? Если есть, то работайте над собой и меняйте взгляды относительно воспитания.
-
Когда обсуждаете случай, где ваш ребенок укусил кого-то, отразите свои чувства. Расскажите, что вы чувствуете. Покажите, что вы уважаете чувства малыша и готовы ему помочь справиться с ними. Отметьте недопустимость подобного поведения, но не переходите на личность. Отрицательно высказывайтесь только относительно поступка («так нельзя делать, это заставляет других чувствовать боль»), а не самого ребенка («ты плохой»).
Что делать нельзя
Мы разобрались, что можно сделать, чтобы отучить ребенка кусаться. Здесь представлены действия, которые категорически нельзя совершать в процессе коррекции поведения:
-
Наказание и обсуждение проблемы в людном месте. Публичный «разбор полетов» и тем более наказание – недопустимая родительская мера в любом случае. Так вы закладываете в нем агрессию, стыд, застенчивость, скрытность.
-
Применение физических наказаний. Все педагоги как один говорят о недопустимости физического аспекта наказания. Если бить ребенка, в нем появляется страх, беспомощность и недоверие к самым близким людям. Повзрослевшему ребенку будет трудно выстраивать свои семейные отношения с заложенными представлениями и ценностями.
-
Изоляция в случае недопустимого поведения. Так он чувствует, что взрослые от него отвернулись, и теряет ощущение опоры, поддержки. Покажите, что его поведения недопустимо, но не выгоняйте его в другую комнату.
Заключение
В каждом возрастном периоде свои причины, почему малыш кусается. Соответственно, к ним применимы разные пути решения. Во многом реагирование малыша зависит от поведения его родителей – безразличие и агрессия порождают подобную реакцию в его поведении. Чтобы не пришлось проводить работу над ошибками в воспитании, проявляйте к ребенку любовь, искренность, внимание и заботу и подавайте свой положительный пример. Коррекция детского поведения начинается с работы над поведением их родителей.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024