Чем пусковой конденсатор отличается от рабочего
Одна из основных проблем при использовании электромоторов в быту заключает в том, что практически все достаточно производительные модели двигателей предназначены для включения в трёхфазную сеть, а в квартирах, жилых домах и гаражных кооперативах протянута однофазная. Но и эту проблему можно решить. Трёхфазные моторы включаются в однофазную сеть через конденсаторы.
Подобное подключение не приводит ни к снижению эксплуатационных качеств электродвигателя, ни к уменьшению его надёжности. Потери, если и наблюдаются, то совсем незначительные. Но, опять же, не стоит подключать к бытовой сети высокомощные электромоторы – то, что это в принципе возможно, не гарантирует устойчивости хотя бы тех же проводов или розеток.
Для подключения трёхфазного электродвигателя к одной фазной сети требуется использовать систему из двух конденсаторов – рабочего и пускового. Разница между ними довольно заметна. И в этой статье мы разберёмся, чем пусковой конденсатор отличается от рабочего.
Отличия между пусковым и рабочим конденсатором
Главное различие между этими элементами сети заключается в их предназначении. Так:
-
Рабочий конденсатор используется при сдвиге фаз. Он также может называться «первым». Используется он постоянно в течение всего периода эксплуатации двигателя – и поэтому не исключается из цепи. Подключается он, как правило, последовательно со вспомогательной обмоткой. Поскольку он используется при переключении фаз, его ёмкость должна быть сравнительно маленькой. Это поможет избежать перегрева мотора, замедления роста мощности и торможения крутящего момента;
-
Пусковой конденсатор используется при старте двигателя. После того, как мотор достигает необходимых частоты и мощности, его исключают из цепи. Ёмкость повышает стартовый момент мотора, обеспечивая его более быстрый выход на обычный эксплуатационный режим.
Рассмотрим эти ёмкостные элементы более подробно – с точки зрения эксплуатационных и электротехнических характеристик.
Характеристика |
Пусковой |
Рабочий |
Где применяется |
В асинхронных электромоторах |
В асинхронных электромоторах |
Как подключается |
Параллельно рабочему |
Последовательно со вспомогательной обмоткой |
Для чего нужен |
Для создания стартового магнитного поля, которое повышает крутящий момент двигателя при запуске |
Для создания вращающегося электромагнитного поля, необходимого для приведения ротора в движение |
Когда используется |
В процессе всего времени работы двигателя |
При старте двигателя |
На какие условия рассчитан |
На стандартные, для 220 В мотора нужен ёмкостной элемент на 220 В |
На «жёсткие» с превышением напряжения. Для 220 В мотора нужен ёмкостной элемент на 500-600 В |
Подходящий тип |
Бумажные или маслонаполненные |
Электролитические |
Вышеуказанная разница в условиях работы обусловлена элементарными физическими процессами, протекающими во время эксплуатации деталей. Рабочий подключается в обмотку электромотора, которая являет собой простейший колебательный контур. Как следствие, в некоторые периоды времени на выводах этой цепи образуется напряжение, которое в 2-2,5 раза превышает таковое на входах. Из-за этого нерассчитанные на такое воздействие детали просто сгорают.
Пусковые детали работают в менее жёстких условиях. Напряжение, которое прикладывается к этим элементам, практически не превышает основное – а если и превышает, то незначительно, примерно в 1,15 раза. Этим можно пренебречь и использовать 220-вольтовые варианты – особенно если учесть их непродолжительный период эксплуатации в процессе включения цикле станка или иного устройства.
Как следствие, в качестве включающихся последовательно с обмоткой конденсаторов необходимо выбирать варианты, выдерживающие продолжительное воздействие повышенных напряжений. Практика показывает, что таковыми являются бумажные или маслонаполненные варианты (марки МБГЧ, МБГО). Причём, если судить по опыту отечественных пользователей, элементы российского производства характеризуются большей долговечностью и надёжностью.
Впрочем, они не лишены и недостатков. В частности, МБГЧ и МБГО отличаются большими размерами. Из-за этого подключить их в компактные устройства не получится. Можно, конечно, использовать более компактные оксидные, но в этом случае потребуется устанавливать диоды по определённой схеме.
Электролитические модели, хотя и могут быть рассчитаны на значительные эксплуатационные напряжения, применяются только в качестве пусковых. Это обусловлено ещё одной особенностью электромоторов. В сетях, куда они включены, при их работе возникает реактивное напряжение. Электролитические ёмкости под его действием очень быстро закипают, что приводит к повреждению самого устройства, а также оборудования, и является источником опасности для обслуживающего персонала.
Оцените статью |
|