Сравниваем DirectX 9 и Direct 11 | Важные отличия

Обновлено: 08.11.2022 16:01:35

Даже покупаемые «для учёбы» компьютеры то и дело используются для игр. И разработчики операционной системы Windows прекрасно это понимают, интегрируя прямо в код ядра библиотеки и механизмы взаимодействия с видеокартой. И DirectX – как раз такой инструмент.

Вообще, DirectX – это набор интерфейсов прикладного программирования, которые предназначены для взаимодействия приложений с «железом». Например, входящий в него пакет алгоритмов Graphics нужен для работы с видеокартой, а DirectMusic – со звуковой картой. В целом, в него входят девять пакетов интерфейсов, направленных на воспроизведение и вывод различного мультимедийного контента.

DirectX развивается одновременно с операционной системой Windows. Каждые 1-3 года выходят новые его версии, направленные на улучшение работы периферийного оборудования. И поэтому многим начинающим геймерам может быть непонятно, чем отличается одна итерация от другой.

Разберёмся, чем отличается Direct 9 от DirectX 11 и других версий.

Игра

DirectX 9

Интерфейс DirectX 9 был представлен одновременно с операционной системой Windows Server 2003 и входит в неё в качество основного API взаимодействия с графическим и звуковым оборудованием.

Главным достоинством интерфейса стала поддержка шейдеров. Шейдеры – это специальные подпрограммы, которые необходимы для определения геометрических свойств объекта. Так, благодаря ним предметы в играх могут отбрасывать реалистичные тени, в них могут отражаться другие вещи и так далее. Шейдеры делают игры более красивыми и кинематографичными, виртуальные миры кажутся более натуральными.

Пока не особо понятно, почему компания Microsoft решила имплементировать DX9.0 в серверную операционную систему. Однако в 2004 году она же выпустила Windows XP SP2, и этот API входил в неё. Именно так и началось распространение DX9.0 среди домашних пользователей.

По сути, все игры, выпущены в период с 2004 года по 2009 год, ориентированы на использование DirectX 9. Это же справедливо и для видеокарт. Как настольные, так и мобильные (предназначенные для ноутбуков), они предназначены для работы именно с этим интерфейсом.

Достоинства

  • Поддержка шейдеров;

  • Повышенная производительность на очень старых компьютерах.

Недостатки

  • Сравнительно узкое распространение (нативно встроен только в Windows XP SP2);

  • Ограниченная производительность за счёт не самой правильной работы с многопоточностью.

Кстати! Казалось бы, куда делся DirectX 10? А он никуда и не девался, он есть. Десятая версия интерфейса вышла в 2006 году вместе с операционной системой Windows Vista. Но сама эта среда была настолько «тормознутой» и «глючной», что о ней предпочли побыстрее забыть и создатели, и разработчики игр.

DirectX 11

Интерфейс DirectX 11 был представлен в 2009 году вместе с операционной системой Windows 7 и тут же «принят на вооружение» как производителями видеокарт, так и разработчиками компьютерных игр. Причина такой популярности очень проста – многопоточность.

Одиннадцатое поколение принесло расширенную поддержку многопоточных вычислений. Теперь видеоданные разделялись на несколько отдельных потоков, каждый из которых обрабатывался на отдельном ядре. Благодаря этому взаимодействие с многоядерными видеокартами стало намного лучше.

После реализации этого интерфейса многоядерные видеокарты стали производиться чаще и активнее. Например, у NVIDIA в последних моделях графических ускорителей вычислительный блок может состоять из 3-4 тысяч ядер CUDA! Благодаря этому скорость обработки визуальной информации увеличивается многократно.

В целом, главными преимуществами одиннадцатой версии интерфейса стали:

  1. Поддержка многопоточности на многоядерных графических ускорителях;

  2. Увеличение КПД одноядерных и старых видеокарт;

  3. Снижение интенсивности нагрева графических ускорителей.

Кроме того, это API принесло нативную поддержку «вытянутых» мониторов формата 16:9. Благодаря этому внешний вид операционной системы в целом и рабочего стола в частности стал намного привлекательнее. Иконки перестали наезжать друг на друга!

Однако для работы DX11 требуется больше ресурсов. Поэтому в некоторых случаях на старых играх производительность с DX11 будет ниже, чем с DX9 – если, конечно, игра позволяет выбрать интерфейс, через который будет взаимодействовать.

Достоинства

  • Повышенная производительность при использовании многоядерных видеокарт;

  • Повышение КПД при работе со старыми и слабыми графическими ускорителями;

  • Поддержка новых визуальных эффектов.

Недостатки

  • Повышенное потребление ресурсов компьютера, не связанных с графической подсистемой – например, процессора или оперативной памяти;

  • Отсутствие обратной совместимости – предыдущие версии «винды» не поддерживают одиннадцатое поколение даже после установки распространяемого пакета.

Преемником DX11 стал DirectX 12. Этот интерфейс был представлен вместе с операционной системой Windows 10 в 2005 году и принёс поддержку шейдерной модели 5.1, которая обеспечивала ещё большую реалистичность при отображении текстур, теней и свечения.

Различия между DirectX 9 и DirectX 11 – и что выбрать

Итак, основным различием между DX9 и DX11 стала поддержка многопоточных вычислений. Впрочем, этим разница не ограничивается.

Параметр

DirectX 9

DirectX 11

Основная поддерживающая операционная система

Windows XP SP2

Windows 7

Поддержка шейдеров

Да

Да

Шейдерная модель

2.0

5.0

Оптимизация для многопоточных вычислений

Слабая

Сильная



Таким образом, DX11 показывает лучшие визуальные результаты и повышенную производительность на современных видеокартах.

Что выбрать?

Если установленная компьютерная игра позволяет выбрать API для взаимодействия с «железом» (такое допускается в лончерах WoT и некоторых других проектов), то принимать решение следует исходя из нескольких параметров:

  1. Установленная операционная система. На Windows 7 DX11 является нативным интерфейсом, DX9 поддерживается, но его нужно устанавливать отдельно. На Windows XP SP2 нативный – DX9, а вот DX11 не поддерживается вообще;

  2. Установленная видеокарта. Если графический ускоритель ориентирован на работу с DX11 – стоит выбирать именно DX11;

  3. Желание получить впечатляющие визуальные эффекты. Если оно есть – лучше выбирать DX11.

В целом, по состоянию на апрель 2019 года – а именно тогда был написан данный материал – даже DX11 является устаревшим интерфейсом. Лучше выбирать DX12, так как он поддерживает наиболее свежую шейдерную модель и даже способен работать с трассировкой лучей – технологией, аппаратная реализация которой была представлена в 2018 году, и которая сделала игры невероятно реалистичными за счёт отражений, отблесков и длинных теней.


Оцените статью

 
Всего голосов: 9, рейтинг: 4.56
Комментарии
Загрузка комментариев...