15 лучших стратегий всех времен на ПК

Обновлено: 05.09.2019 17:04:33

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Стратегии...некогда великий жанр, захватывающий умы миллионов людей по всему миру, сегодня переживает не самые лучшие времена. Перенос акцентов со вдумчивого геймплея на интерактивность действий, огромное количество экшна и оказуаливание игровых механик стали причиной того, что многие просто разучились играть в тактико-стратегические проекты, и, соответственно, интерес к ним начал постепенно угасать.

Смотря на текущее состояние рынка игровой индустрии, становится понятно, почему все игры-стратегии начала 2000-х годов носят звание культовых – ведь именно на тот момент пришелся расцвет жанра, и именно тогда проектам уделялось куда большее внимание. Памятуя о прошедшем десятилетии, но уверенно смотря в будущее, журнал Expertology подготовил для вас рейтинг самых лучших стратегий на ПК всех времен, название которых прочно закрепились на страничках истории мирового геймдева.

Рейтинг лучших стратегий всех времен на ПК

Номинация место игра рейтинг
Рейтинг лучших стратегий всех времен на ПК      1 Warcraft III      5.0
     2 Starcraft      4.9
     3 Company of Heroes      4.8
     4 Warhammer 40k: Dawn of War      4.8
     5 Heroes of Might & Magic III      4.7
     6 Total War: Shogun II      4.7
     7 Total War. Warhammer      4.7
     8 Sid Meier’s Civilization III      4.6
     9 Age of Empires      4.5
     10 Stronghold Crusader      4.4
     11 The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth      4.3
     12 Blitzkrieg      4.3
     13 Command & Conquer: Red Alert 3      4.2
     14 Anno 1404      4.1
     15 Казаки II: Наполеоновские войны      4.0


Warcraft III

Рейтинг игры: 5.0

WARCRAFT III

Говоря про Warcraft III как об отдельной части великой серии, мы подразумеваем и оригинальную игру под названием Reign of Chaos, и вышедшее к ней дополнение The Frozen Throne, добавившее к основной кампании увлекательное продолжение.

История 3-ей части Warcraft развивается спустя 12 лет после событий Warcraft II: Beyond the Dark Portal, и повествует о вторжении в Азерот демонов преисподней. Сюжетная линия разбита на 5 частей, каждая из которых дает игроку возможность взглянуть на происходящие события со стороны различных рас. Начинается же все с обучающей кампании за Орду, состоящей из 2 миссий: здесь игрока знакомят с интерфейсом и основами управления войсками, а также с возможностями базы и взаимодействию с отдельными постройками.

Парадигма проекта Warcraft III была гораздо глубже, нежели у предшествующих ей игр серии. Так, разработчики из Blizzard уделили особое внимание разнообразию рас, в связи с чем каждая из них (Альянс, Орда, Нежить, Темные эльфы) получила уникальные характеристики, набор стратегических возможностей и методологию разворачивания базы. В “рецепте” игры не нашлось ничего сложного: интерфейс сделали интуитивно понятный и дружелюбный к игрокам, расы – разнообразили, придав строгой индивидуальности. Но все это настолько зашло игроками и критикам, что проект до сих пор упоминают как образец идеальной стратегии.

Starcraft

Рейтинг игры: 4.9

STARCRAFT

Еще одно великое детище компании Blizzard Entertainment, ставшее первым творением, в котором был реализован комплексный подход к балансировке рас. Отныне они различались не только визуально, но и выделялись сильнейшими характеристиками, а также подходом к тактике боевых действий. Терраны брались за персонажей, от которых баланс производится – это самая сбалансированная раса, имеюая усредненные значения стоимости, мощности и маневренности подготавливаемых юнитов. Зерги, в свою очередь, превосходили противников за счет большой скорости перемещения и численности войск, но обладали небольшой индивидуальной силой. Протоссы, напротив, представляли собой расу элитных и очень сильных войск, на обучение которых требовалось большое количество ресурсов.

Как и в случае с серией Warcraft, в Starcraft Blizzard постаралась максимально раскрыть каждую из сторон глобального конфликта. Сюжет содержит в себе 3 различных кампании, которые раскрывают некоторые события, происходящие с расами (сначала Терранов, а после Зергов и Протоссов). Эти кампании тесно связаны между собой, и в конце концов дают общую картину происходящего...которая становится отправной точкой к сюжету сиквела-трилогии Starcraft II.

Company of Heroes

Рейтинг игры: 4.8

COMPANY OF HEROES

Творение студии Relic Entertainment, основанное на механиках ранее вышедшей стратегии Warhammer 40k: Dawn of War, но имеющая ряд очень характерных и выгодных отличий. За основу игрового процесса в Company of Heroes была взята все та же модель борьбы за ресурсы, которая давала доступ к лучшему оснащению и поднятию боевой мощи войск. Под управление пользователя попадали обученные отряды, каждый их которых отныне имел 3 уровня опыта. Данный уровень повышался по мере того, как отряд проявлял себя на поле боя, и давал постоянные бафы в виде увеличения темпа стрельбы, точности и наносимого урона.

Как и в Dawn of War, в Company of Heroes войска подвергались специальному перевооружению. Вместо обычных винтовок и автоматов их можно было оснастить особым оружием, которое, после гибели оснащенного солдата, могло быть подобрано одним из членов отряда без специального вооружения. Такой подход к воплощению идеи позволил вывести стратегическую и тактическую составляющую на качественно иной уровень, даже по сравнению с игрой-предшественницей. Неудивительно, что в конечном итоге Company of Heroes удостоилась 93 баллов по версии Metacritic, основанных на 55 рецензиях игровых изданий. Проект до сих пор считается сильнейшим в своем жанре, за что и заслуживает почетное третье место в нашем рейтинге.

Warhammer 40k: Dawn of War

Рейтинг игры: 4.8

WARHAMMER 40K DAWN OF WAR

Первая игра в серии, разработанная по мотивам настольного варгейма компании Games Workshops, решившая взять за основу классические каноны жанра RTS. Как и в проектах основных конкурентов, в Warhammer 40k: Dawn of War реализована система крафта ресурсов и обустройства личной базы с целью улучшения технологий и обучения войск. Вот только акценты в геймплее расставлены таким образом, чтобы заставить игрока действовать тактически, особенно на высоких уровнях сложности. Игра в “раш” здесь не пройдет: есть большая доля вероятности, что без основательной подготовки войска попросту будут уничтожены группой противника.

Вторая геймплейная фишка связана с возможностью пополнять ряды отрядов прямо во время боя. Пускай эта возможность требует и времени, и ресурсов, зато значительно повышает динамику происходящего: войска не нужно отводить назад, чтобы перегруппироваться, да и тактика сдерживания от этого только выигрывает.

Сюжетная линия Warhammer 40k: Dawn of War повествует о запутанной войне тьмы и праведности: Космодесанта и Орды орков, наводнившей планету под названием Тартарус. В ходе ряда миссий выясняется, что засилье орками планеты – дело рук Космодесантников Хаоса, которые преследуют свои цели. Пройдя через волну предательств и заключения хрупкого перемирия с Эльдарами, Космодесанту удается выполнить конечную миссию, однако итоги неутешительны...и события плавно переносят нас во вторую часть серии.

Heroes of Might & Magic III

Рейтинг игры: 4.7

HEROES OF MIGHT & MAGIC III

Представитель жанра пошаговых стратегий с элементами RPG, не утративший своей актуальности и спустя 20 лет. На момент выхода в 1999 году Heroes of Might & Magic III произвел фурор в серии: качественно иной уровень графики, детализация мира, обилие интересных локаций, огромное количество контента и чистейший фан. Люди заигрывались в эту игру годами, выучивая каждый уголок карты, каждый ее сегмент, и пробовали различные тактические варианты для победы над врагами.

Но что конкретно стало причиной столь громкого успеха? Секрет прост: взяв за основу все то, что предлагали предыдущие части серии, New World Computing добавили в проект масштаба и графики. Вариативность выбора характеристик игрока отныне предопределяла весь тактический замысел пути к победе в кампании: мощный герой имел преимущество в битвах, но был очень нерасторопен и не мог за один ход покрывать большие расстояния. Быстрый герой, напротив, имел преимущество в передвижении, и, к тому же, часто оказывался в выигрыше в плане силы имеющихся юнитов. Это лишь 2 рассмотренных случая из великого множества...жаль лишь, что последующие части серии не смогли полноценно закрепить успех 3-ей номерной части.

Total War: Shogun II

Рейтинг игры: 4.7

TOTAL WAR SHOGUN II

Еще один представитель серии Total War, выход которого состоялся в 2011 году. Total War. Shogun II – это закономерная эволюция геймплейной системы предыдущих частей серии, которая совмещает в себе режимы тактической игры в реальном времени и пошаговой стратегии. Переключение между этими двумя составляющими происходит следующим образом: на глобальной карте игра ведется по правилам пошаговых стратегий, а сражения на локации стребуют проявления расторопных тактических ходов.

В Total War: Shogun II что битва в реальном времени отличалась от конкурентных проектов своей масштабностью: в определенные моменты число юнитов на карте могло доходить до 6 тысяч. Впервые за всю историю серии пользователи получили возможность совмещения сражений на воде и суше, используя все преимущества переходного ландшафта. Огромная ставка была сделана на командиров – адмиралов и генералов, – которые значительно повышали моральный дух подконтрольных войск и увеличивали, например, темп и точность стрельбы, а также урон, наносимый от боев на ближней дистанции. Но, вместе с этим, смерть командира могла стать причиной деморализации армии, и, как следствие, привести к ее полному истреблению.

После релиза, в течение года студия Creative Assembly выпустила 6 дополнений и DLC для Shogun II, чем продлила заинтересованность пользователей в игре, а также закрепила свой финансовый успех. По данным Metacritic, данный проект встал в один ряд с Warcraft III и Starcraft, собрав 90 баллов из 100 на основании 53 обзоров.

Total War. Warhammer

Рейтинг игры: 4.7

TOTAL WAR. WARHAMMER

Подобно всем играм серии Total War, Warhammer является “сплавом” стратегии в реальном времени и ее пошаговой разновидности. Очень удачный выбор сеттинга – мир Warhammer Fantasy, разработанный Games Workshop – позволил студии Creative Assembly отойти от привычных им канонов истории Земли. В результате пользователи получили великолепный фентезийный тактико-стратегический проект с большим набором контента и неограниченной свободой действия.

В изначальной версии Total War. Warhammer включала в себя всего 4 играбельные фракции: Гномы, Вампиры, Зеленокожие и клан Фон Карштайн). В дальнейшем, за счет расширения путем выпуска DLC к ним присоединились еще 9 сторон (среди которых были каноничные для Warhammer Воины Хаоса и Лесные Эльфы). Вообще, по части загружаемого контента данная игра стала своеобразным рекордсменом среди стратегий последних лет. Вплоть до августа 2017 года (а релиз оригинального проекта произошел в мае 2016 года) разработчики выпустили 13 дополнений различной величины и содержания, чем неплохо поддержали актуальность игрового процесса на годы вперед.

По текущим оценкам Total War. Warhammer входит в топ самых успешных стратегий новейшей истории игроиндустрии, имеет 87% рейтинга на Metacritic и рекорд по количеству продаж в первые несколько дней после релиза.

Sid Meier’s Civilization III

Рейтинг игры: 4.6

SID MEIER’S CIVILIZATION III

Аналогично Heroes of Might & Magic удостоилась попадания в число лучших и глобальная пошаговая стратегия серии Sid Meier’s Civilization III, выпущенная в 2001 году. Аналогично предыдущим частям серии, главный вектор игрового процесса был направлен на соревновательный компонент. Главная цель игроков (или игрока, если речь идет об однопользовательской игре) – привести свою цивилизацию к победе любым из доступных 6 способов:

  1. завоеванием – самый прямолинейный способ победы, заключающийся в уничтожении соперников путем ведения войны;
  2. доминированием – для победы необходимо захватить контроль над 66% всей территории активной карты;
  3. дипломатией – один из самых трудных способов победы, поскольку требует постройки специального чуда света, проведения выборов и налаживания дипломатических связей с большинством цивилизаций в игровой сессии;
  4. культурной победой – условие этого способа победы заключается в том, чтобы один или несколько городов цивилизации набрали определенное количество очков культурного уровня;
  5. по подсчету очков (историограф) – если симуляция времени дошла до своей крайней точки (2050 год), но ни одна из цивилизаций не одержала победу, то ведется подсчет очков по каждому из периодов исторического развития;
  6. космической гонкой – та цивилизация, что первой запустит космический корабль, победит в партии. Данная возможность выигрыша была унаследована у предыдущих частей серии.

Одно лишь это условие делает опыт игры в Civilization III очень разнообразным и уникальным. Да и ожидать от игры, неоднократно признанной лучшей в 2001 году, другого явно не приходится.

Age of Empires

Рейтинг игры: 4.5

AGE OF EMPIRES

Одна из самых первых стратегий в реальном времени, принятая многими с буквально следующей формулировкой: “увлекательная смесь Warcraft и Civilization”. Дойти до аналогий можно было путем простого проведения параллелей. Механика RTS совместно со всеми фишками классической стратегии явно роднили Age of Empires с Warcraft, тогда как главная мысль была очень близка по духу проектам серии Sid Meier’s Civilization.

Проект предоставлял пользователю возможность выбора 1 из 12 доступных цивилизаций, и предлагал провести ее через различные эпохи развития: от века каменного до железного. При этом на карте размещались и другие цивилизации, что сводило геймплей к очередной гонке развития. В конечном итоге доминирование выливалось в полномасштабные сражения, но не пошаговые, как это воплощено в Civilization, а динамические, здесь и сейчас.

Сказать, что своим выходом Age of Empires сделала резонанс, значит не сказать ничего. Некоторые игровые издания заклеймили проект отвратительным, однако основная их масса восприняли с ажиотажем как однопользовательский, так и многопользовательский режимы игры. В конце концов AoE было присвоено звание игры 1998 года, а общее количество проданных копий на момент 2000-го года составило 3 миллиона.

Stronghold Crusader

Рейтинг игры: 4.4

Stronghold Crusader

Высшая точка развития серии Stronghold, ставшая мерилом хорошей стратегии в реальном времени с элементами экономического развития. В 2002 году количество хороших RTS, а также пошаговых стратегических игр было крайне большим, и выделиться на фоне их можно было лишь уникальными и оригинальными фишками. Однако Stronghold Crusader пошли по пути развития парадигмы первой части, практически не меняя боевую систему и расширяя сюжетную кампанию до 4 наборов миссий (один из которых обучающий), связанных историей.

В дополнение к ним были сгенерированы особая кампания “Путь крестоносца”, включающая в себя 50 карт, особо не связанных каким-то общим посылом или сюжетом, и режим свободного строительства, который вырезал из игры военную составляющую как таковую. Ну и, конечно же, не обошлось в Crusader и без редактора карт, увеличивающего игровое время в разы, ибо количество доступного для использования контента превосходило ожидания даже хардкорных любителей стратегий. Результатом такой отработки идей стал закономерный положительный прием Stronghold Crusader игровыми изданиями – общий рейтинг на Metacritic составил 78% на основании 14 опубликованных обзоров. Жаль, что потенциально великое наследие было “слито” в последующих частях серии.

The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth

Рейтинг игры: 4.3

THE LORD OF THE RINGS THE BATTLE FOR MIDDLE-EARTH

Знаковой вехой в истории игровой индустрии стал выход стратегии в реальном времени по мотивам известнейшего произведения The Lord of the Rings, носившей название The Battle for Middle-Earth. Разработчиком и издателем игры выступила компания EA Games, на тот момент ещё заинтересованная в создании проектов стратегического жанра.

“Битва за Средиземье” рассказывала пользователям историю противостояния сил света силам тьмы, пересекаясь в ключевых моментах с известнейшей киноадаптацией и литературным первоисточником. И если по части сюжета выделить особо нечего, то с точки зрения игрового процесса проект имел немало отличительных особенностей. Здесь стоит отметить систему градостроительства: в отличии от всех известных RTS того времени в The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth строительство зданий могло происходить лишь на определенных участках, которые были отмечены на карте (замки, поселки, заставы, лагеря и аванпосты). С одной стороны, это вносило ограничение, но с другой заставляло пользователей придумывать оригинальные тактические ходы для преодоления столь навязчивой игровой условности.

Второй интересной чертой проекта стал упор на намеренное уменьшение динамики игрового процесса за счет возможности регенерации здоровья героев и пополнения отряда вне зоны боевых действий. Все это и многое другое предопределило высокую оценку “Битвы за Средиземье”, а также навсегда вписало название игры в летописи лучших стратегий, созданных для платформы ПК.

Blitzkrieg

Рейтинг игры: 4.3

BLITZKRIEG

Первая часть знаменитой стратегии от российской студии Nival Interactive, вышедшая за год до релиза еще одного замечательного стратегического проекта СНГ – RTS “В тылу врага”. Сюжет Blitzkrieg использует очень популярную на тот момент тему Второй мировой войны, предлагая посмотреть на противостояние с позиции 3 игровых фракций: войск Советского Союза, нацисткой Германии и Союзников в лице Британии и США. В рамках сюжета игрокам предстоит сыграть за каждую из представленных сторон, а все миссии будут делиться на 2 типа: исторические, сконструированные по мотивам реальной хронологии событий, и произвольные, не несущие в себе особой смысловой нагрузки в историческом подтексте.

Одной из особенностей прохождения кампании в Blitzkreag является то, что каждая играбельная сторона встречается в игре как минимум с одной неиграбельной нацией. Так, в кампании за СССР таковой являются финские войска, в истории за союзников – фашистская Италия, отстаивающая позиции в североафриканских землях, в похождении за Германию – вооруженные силы корпуса Франции и Польши. Из геймплейных фишек проекта можно отметить то, что здесь не предусмотрено строение и развитие базы, но в некоторых миссиях ее можно захватить. Войска, чаще всего, прибывают в виде подкреплений, что несколько смещает акцент ведения боя на кропотливую и вдумчивую выработку тактических ходов. Таким образом, Blitzkreag – игра для тех, кто любит хардкорные стратегии с реконструкцией военных действий Второй мировой.

Command & Conquer: Red Alert 3

Рейтинг игры: 4.2

COMMAND & CONQUER RED ALERT 3

Количество “клюквы” в этом проекте могло бы поспорить с концентрацией тривиальностей в играх серии Tom Clancy, но от этого он не становится хуже ни в игровом плане, ни по накалу сюжетных страстей. Command & Conquer: Red Alert 3 – это стратегия, затрагивающая тему путешествий во времени, которая в современном понимании означает, что у разработчиков случился кризис оригинальных идей. Поражение Советского Союза в финале 2-ой части серии привело к тому, что главные люди фракции привели в действие секретный проект некоего ученого Зилинского – машину времени. Отмотав время к 1927 году, полковник Черденко – приближенный Генсека Союза Романова – оказывается на Сольвеевском конгрессе, где, пожав руку Альберту Эйнштейну, фактически убивает его из-за нарушения пространственно-временного континуума.

Естественно, такой шаг в корне меняет ход истории. СССР, из стороны проигравшей, стала доминантом на всей территории Западной Европы и готовит атаку на корпус НАТО, располагающийся в Англии. Однако в конфликт неожиданно вмешивается третья сторона – Империя Восходящего Солнца, акцентировавшая удар на восточных границах СССР. За мощной и слегка абсурдной альтернативной историей скрылись более значимые детали игрового процесса. Так, разработчики сделали акцент на различных особенностях кампаний для того, чтобы унифицировать тактические ходы и внести разнообразие в прохождение. Но самое важное нововведение касалось того, что всем миссии в проекте проходились в кооперативе – либо с реальным напарником, либо с войсками под управлением компьютера. Стало ли это революцией в жанре? Безусловно. Да и сама игра прочно закрепилась в топе лучших стратегий с 81 баллом отзывов на Metacritic.

Anno 1404

Рейтинг игры: 4.1

ANNO 1404

Самая обсуждаемая игра серии Anno, использующая концепции реальных исторических прототипов для выстраивания альтернативного хронологического хода. Отличительными чертами-отсылками к истории в Anno 1404 стали крестовые походы, развитие капиталистической формации государств, готическая архитектура, очередная волна расцвета патрицианства и т.д.

В отличие от схожих градостроительных стратегий в Anno 1404 имеется полноценная сюжетная линия, состоящая из 8 глав. По сути, эта кампания направлена на обучение пользователя всем тонкостям управления масштабным “симулятором стройки” перед началом игры в других режимах. Главным нововведением игрового процесса, отличающая эту часть от предшественниц, стало разделение мира на 2 культурные зоны: Запад в лице Европы эпохи Возрождения, и Восток в воплощении средневековых декораций ближневосточных земель. Отныне игровые механики дают возможность развивать и восточные поселения с претензией на их дальнейшее управление...но акценты все равно смещены в сторону европейских городов. В такой ситуации Восток представляется как торговый партнер Европы. Однако вся суть внедрения в проект восточной культуры заключается в необходимости добывать редкие и очень ценные ресурсы (специи, песок и индиго). К сожалению, мощный потенциал идеи так и остался за бортом франшизы, что, впрочем, не помешало Anno 1404 получить высокие оценки от игровых изданий.

Казаки II: Наполеоновские войны

Рейтинг игры: 4.0

КАЗАКИ II НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ

Легендарная игра украинской студии GSG Gameworld, ставшая одним из самых сильных проектов жанра RTS, разработанных на территории пост-советского пространства. Как и во всех стратегиях подобного масштаба, “Казаки II” выделялись очень продуманным балансом войск и разнообразием тактических приемов, которые из него так или иначе вытекали. В частности, особое внимание предъявлялось взаимодействию армии с ландшафтом местности, что сказывалось и на ее мощностных показателях. Например, солдаты получали меньше урона, будучи укрыты в лесистой местности, или могли без особых проблем расстреливать своих оппонентов при атаке с возвышения. При марше по пересеченной местности присутствовал и так называемый параметр усталости войска, из-за которого оно становилось более уязвимым для атак противника.

Очень большой вклад в реалистичность происходящего вносили и такие, казалось бы, небольшие вещи, как необходимость перезарядки мушкетов после единичного выстрела, что делало стрелков крайне уязвимыми для выпадов в конкретный момент времени. При низком уровне морали и боевого духа даже одного залпа в сторону отряда было достаточно для того, чтобы спровоцировать его распад – разбежавшиеся солдаты становились крайне простой мишенью для врагов. В целом, не лишенная небольших недостатков, “Казаки II” получила очень лестные отзывы от пользователей и 77 баллов на Metacritic, чем надолго застолбила за собой почетное место в ранге лучших стратегий для персональных компьютеров.



Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Коментарии
Загрузка комментариев...