Педагогическая система А.С. Макаренко: принципы воспитания сильной личности
Принципы воспитания А.С. Макаренко
Присущий демократизм системы воспринимался, как угрожающий воспитанию гражданина советского союза. Однако именно с его помощью воспитанники учились коллективному взаимодействию, усваивали новые ценности, осознавали ценность знаний и своего места в обществе. Здесь выделены основные принципы, в соответствие с которыми вы сможете упорядочить воспитательный процесс ваших детей.
Коллективность
А.С. Макаренко говорил, что невозможно воспитание личности вне коллектива. При этом он понимал коллектив как сообщество, объединенное общими целями, задачами и ценностями. В данной системе существует понятие «коллективной ответственности», согласно которой все воспитанники несут наказание за провинность одного из членов коллектива. Это одновременно и дисциплинирует, и сплачивает детское сообщество.
В рамках внутрисемейного воспитания, семья – коллективная единица, где все элементы находятся в постоянном взаимодействии и нацелены на достижение общих устремлений. Чувство общности и причастности к чему-то большему, чем сам ребенок, помогает:
Усвоить социальные нормы, правила эффективного взаимодействия с людьми. Правильно заложенные коллективные ценности позволят ребенку успешно социализироваться и налаживать отношения со сверстниками и другими значимыми взрослыми (воспитателями, педагогами и т.д.).
Учиться действовать и применять свои способности на практике без страха и стеснения. Достижение общей цели требует приложения труда всех участников сообщества. В этот момент ребенок осознает, что механизм работает только при полноценной отдаче каждого члена семьи.
Понимать, что сосуществование в обществе требует выполнения полезных функций. Дети, принимающие заботу и любовь, не знают, как дарить ее другим. Это же относится к функционированию социума – чтобы стать его полноценным членом, получающим уважение, признание, необходимо что-то дать ему взамен (быть отличным специалистом, проявлять уважение к другим людям и т.д.).
Осознать чувство ответственности перед остальными членами сообщества.
Самоуправление
Уникальность системы А.С. Макаренко в том, что в ней сочетается глубокое уважение к личности ребенка и ее полноценное принятие с рядом высоких требований. Как осуществить данный принцип в рамках семейного воспитания:
-
Уважать мнение ребенка, прислушиваться к нему. Знание о том, что его мнение ценно и его мысли услышаны, позволяет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Ребенок будет знать, что семья – это место, где ему хорошо. Эта внутренняя опора в виде поддержки семьи поможет сформировать сильную, уверенную личность.
-
Признавать его права. Чтобы уметь отстаивать свои права, ребенку необходимо знать, что они есть. Если в корне подавлять его стремление защитить свои интересы, в будущем он не научится выражать твердую позицию в обществе.
-
Дать возможность самовыражаться. А.С. Макаренко отмечал, что творческое движение и стремление к знаниям – это большой рывок к становлению ценным, полноценным членом коллектива. Дайте ребенку возможность реализовать свои интересы, пробовать новые занятия и не проецируйте на него свои несбывшиеся мечты и устремления.
-
Передавать в руки ответственность. Периодически ребенку нужно чувствовать, что на нем сосредоточена ответственность, без возможности оглянуться и «сбросить» ее на другого члена семьи. Это закаляет личность, делает ее готовой принимать быстрые, решительные меры к необходимой ситуации.
-
Четко выражать свои требования по отношения к ребенку. Наличие в воспитании двойственных формулировок, «эмоциональные качели» родителей вводят в заблуждение. Если хотите, чтобы он понимал вашу систему требований, формулируйте ее ясно, без постоянных правок и оговорок.
-
Ограничивать изобилие материальных благ. Баловать ребенка – значит лишать его возможности достичь этих благ самостоятельно. Мотивация достижения целей формируется через опору на собственные ресурсы и возможности.
Трудовая деятельность
В условиях колонии дети привлекались к коллективному труду. Каждый и все вместе были заняты производством ресурсов (сельскохозяйственные работы, деятельность в мастерских и т.д.). Педагог отмечал, что в процессе совместной работы и усвоения навыков самообслуживания формируется коллективное мышление, и трансформируются навыки социального взаимодействия. По факту, воспитанникам предъявлялись требования, согласно которым происходил коллективный труд. А сама деятельность производилась на уровне доверия, т.е. дети сами определяли способы достижения поставленной педагогом цели. Этот способ сформулирован как закон « перспективных линий», где в воспитании гармонично сочетаются требования и доверие педагога.
Сейчас трудно представить себе работающего подростка. В условиях семьи этот принцип можно реализовать активным привлечением ребенка к быту. Т.е. выделить «зону ответственности», например, дать в ответственность полную уборку дома, уход за растениями и животными. Какие результаты предполагает успешная реализация данного принципа:
-
Ребенок достигает поставленной цели. Это умение и систематизация навыков помогут в будущем выработать целеустремленность и ответственность.
-
Он усваивает, что обладает не только правами, но и набором обязательств. И чем шире круг обязанностей, тем большими правами наделен человек.
-
Ребенок видит целостный образ действия (например, уборка в доме), который разделен на отдельные задачи (влажная уборка, разбор вещей и т.д.). Исходя из этого, формируются навыки взаимодействия, делегирования трудовых задач.
Какие личностные качества и навыки воспитывает в ребенке активное участие в семейном быту:
-
Навык тайм менеджмента – умение эффективно располагать занятым и свободным временем.
-
Солидарность с работой других людей, уважение чужого труда.
-
Участие и забота, внимательное отношение к нуждам семьи как цельного сообщества.
-
Ответственность как личностное свойство.
-
Многозадачность.
Дисциплина
Строгая дисциплина являлась скорее не целью воспитательной системы, а результатом ее успешного функционирования. А.С. Макаренко отмечал, что запреты не играют столь значительной роли в зарождении групповой дисциплины, коей их наделяют. Заложить внутреннюю необходимость следовать распорядку, достигать поставленных целей в обозначенные сроки и чувствовать ответственность перед собратьями – важные условия организации самодисциплины. Коллективизм воспитательной системы облегчал процесс зарождения в отдельном ученике дисциплины. Именно настрой на общие ценности, следование значимому примеру помогают быстро и эффективно обрести дисциплинарные устои.
В условиях семьи радикально подойти к воспитанию дисциплины не получится. Однако заложить дисциплинарные навыки в своих детях вы можете с помощью следующих действий:
-
Строгая организация распорядка дня. Не только маленькие дети нуждаются в режиме. Подросткам также будет полезно иметь временные рамки, и уметь распоряжаться данным им временем.
-
Принятие позиции «на равных». Вы, как взрослый член сообщества уважительно относитесь к правам и потребностям ребенка. Но не даете ему забыть, что наряду с правами существует масса обязанностей. Среди которых соблюдение режима, помощь родителям по быту и выполнение своих других обязанностей. Отмечается, что использование физических наказаний, эмоционального насилия невозможно. Это порождает в детях боязливость, трусливость, страх взаимодействия с людьми. Личность, наделенная подобными качествами, не может стать полноценной и обрести достойное место в обществе.
Родительский пример
А.С. Макаренко описал труд «Книга для родителей», в котором отражены базовые принципы его системы, применимые в семейном воспитании. Там он говорит о том, что высокие требования, предъявляемые родителями к самим себе, родительский самоконтроль и самоуважение являются базисом для воспитания сильной личности. Педагог предполагал, что словесные меры воспитания неэффективны, если не подкреплять их соответствующим родительским примером. Современные психологи поддерживают данную позицию и отражают ее в своих авторских воспитательных системах.
Родительские установки, модели поведения и даже внешний вид находят отклик у их детей. Совершаемые ими плохие и хорошие поступки закладывают основы будущих способов реагирования на различные ситуации. Значит, для того, чтобы воспитать сильную, уверенную личность необходимо самому стать таким человеком.
Воспитание через игру
Педагог выделял особую роль в воспитании игровой деятельности. Он считал, что реализации в игре реальных моделей поведения поможет по мере взросления ребенка научиться применять их в жизни. Какой должна быть игра, чтобы заложить в ребенке задатки сильной личности:
-
Задачи, заданные игровым сюжетом, должны выполняться поочередно. Это учит видеть целостный процесс деятельности, выделять ее структурные элементы. Повзрослевший ребенок будет эффективно использовать время, ответственно подходить к выполнению задач.
-
Цель игры должна быть достигнута. Умение доводить дело до конца – полезный навык во взрослой жизни. Мало ставить цели, важно уметь видеть конечный результат. Способность собрать силы и не свернуть с выбранного пути – качество уверенного, основательного человека.
-
Ребенок должен обладать знанием о том, что игрушки – ценный ресурс. Важно сформировать бережное отношение к ним. Это развивает практичность, знание о ценности вещей, предметов и учит ответственности.
-
Родители всегда готовы помочь. Поддержка со стороны значимых взрослых дарит уверенность в окружающей действительности. В будущем ребенок станет верить в себя и свои силы.
Заключение
В условиях современности, система А.С. Макаренко может показаться чрезмерно суровой для детей. Эффективность ее применения на трудных подростках, живших в столь сложном времени, доказывает, что она заслуживает внимания родителей. Некоторые ее основы переносятся в условия семейного воспитания и помогают заложить в детях важные ценности, качества.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024