Навыки, которым нужно научить ребенка до 3 лет
Ранний возраст ребенка (0-3 лет) является сензитивным периодом к формированию высших психических функций (мышление, память, внимание, речь), моторных функций (физические навыки) и эмоционально-волевой сферы. На этом этапе важно максимально ответственно подойти к воспитанию и развитию малыша. Удивительно наблюдать за трансформациями ребенка, которые протекают с огромной скоростью. Существуют основные цели, которые достигаются детьми в раннем возрасте:
-
1-1,5 года. Осваивается ходьба, малыш активно совершенствует крупную моторику (движения руками, ногами, владение телом). На этом этапе происходит первичная сепарация ребенка от родителей: он становится более самостоятельным, приобретает новые навыки, помогающие ему действовать в одиночку. Также это этап повышенного интереса к окружающим предметам. Он ими манипулирует, пробует на вкус, проверяет на прочность, делает эксперименты на возможности их применения. Сложно удержать его от травм, так как недостаточная координация сочетается с повышенным интересом и любознательностью.
-
1,5-2 года. Ребенок оттачивает приобретенные ранее навыки: его действия становятся точнее, манипуляции более осознанные, расширяется круг интересов. Пополняется активный словарный запас, т.е. слова, которые он не только понимает, но и может произнести. Это период серьезного рывка в плане личностного развития. Родители замечают, что у их малыша появляются предпочтения, он по-разному реагирует на ситуации. Проявляются первые характерологические особенности: импульсивность, уравновешенность, серьезность и т.д.
-
2-3 года. Происходит форсированное развитие познавательной, мыслительной сферы. Ребенок составляет целые предложения из слов, умеет вербально выражать свои потребности. Малыш осознает себя, как отдельную личностную единицу (до этого он считал себя неотделимой частью матери или отца). Появляется самокритичность, первичные аналитические способности, способность сравнивать предметы (выберет себе конфету самую крупную по размерам или привлекательную по цвету), понимание различий между людьми (четко делит окружение на «своих» и «чужих»). На основе высказываний родителей, конкретных примерах их поведения формируется первичная картина мира.
Высокая восприимчивость к новой информации помогает сформировать полезные навыки, привить полезные привычки и создать гармоничную личность ребенка. В представленной статье вы узнаете, каким навыкам малышу полезно обучиться с вашей помощью и найдете способы, как это сделать.
Развитие ребенка до 3 лет
Сложно выделить основные навыки, которым необходимо научить малыша. Представим их здесь в виде наборов навыков и сфер развития:
-
Воспитание личности ребенка;
-
Гигиенические навыки;
-
Социальные нормы и правила;
-
Развитие познавательной сферы и высших психических функций.
В каждом разделе будут даны базовые принципы развития, навыки, которые полезны для ребенка и способы их сформировать.
Воспитание личности ребенка
В этом возрасте закладываются основные представления о мире, о взаимоотношениях с людьми и о своей личности. Поэтому сформировать благоприятную основу для будущей социализации и личностного развития необходимо именно до 3 лет. Какие вещи должен усвоить малыш в этом возрасте, вы найдете в следующей таблице.
Навык/качество |
Как помочь ребенку овладеть им? |
Самостоятельность |
Поощряйте инициативу, позволяйте действовать самостоятельно. Хвалите его за попытки сделать что-то в одиночку. Предлагайте свою помощь, но не будьте навязчивы. Пусть малыш знает, что родители рядом и всегда ему помогут. Если действие потенциально опасно для малыша, объясните ему, почему ему нельзя его совершать. Избегайте повышенных тонов голоса. Чем спокойнее и увереннее вы говорите, тем выше вероятность, что ребенок услышит вас. Чего делать категорически нельзя: Критиковать, ругаться, кричать. Это отобьет всякое желание сепарироваться от родителей и обретать новые навыки и знания. Отнимать инициативу. |
Чувство уверенности в себе |
Говорите ребенку о том, что он сможет. Ваша безоговорочная вера в него подкрепляет будущую уверенность в себе. Отмечайте достижения, хвалите малыша за них. Не сравнивайте его с другими детьми. Если и хотите сравнивать, то только с ним самим. Например, вчера ты себя очень хорошо вел, а сегодня ведешь плохо. Лучше проводить сравнение с ним в положительном ключе. Отмечать, что он многому научился и стал лучше, чем вчера. Не требуйте от ребенка результатов. В этом возрасте важно, чтобы его увлекал сам процесс (рисование, лепка и т.д.). |
Самоуважение |
И снова, подавайте пример в своем лице. Не позволяйте другим людям неуважительно разговаривать с вами, не демонстрируйте слабую, неуверенную модель поведения. Не принижайте значимость ребенка. Если говорить о том, что его мнение ничего не значит, он в это поверит. Говорите с ним на равных, без «сюсюканий». Это подчеркивает, что вы к нему относитесь уважительно. Когда он вырастет, то будет относиться к себе так же. Не подавляйте волю ребенка. Уважайте его желание говорить, чувствовать и действовать. |
Любознательность |
Отвечайте на все вопросы ребенка, максимально понятно и честно. Занимайтесь развивающими играми, читайте книги ежедневно, уделяя этому хотя бы по 30 минут в день. Такой малый вклад в развитие ребенка поможет ему скорее сформировать и совершенствовать умственные способности. Побуждайте зарождающиеся интересы. Если ему хочется поиграть в мяч или вылепить снеговика из пластилина, поддержите инициативу. Так у ребенка будет возможность попробовать много видов деятельности и выбрать наиболее интересные для себя. |
Базовое доверие |
Сохраняйте физический контакт. Объятия, поцелуи удовлетворяют потребности малыша в тактильном взаимодействии. Говорите о том, что любите его. Будьте внимательны к его потребностям и желаниям. |
Осознание эмоций и умение справляться с ними |
Не пытайтесь подавлять его негативные эмоции. Позвольте ему их пережить или переключите внимание на другую деятельность (игры, наблюдение за животными и т.д.). Делитесь с ребенком тем, что вы сами чувствуете. Рассказывайте, что вам бывает трудно справиться с эмоциями. Именно родительский опыт и их отношение к ребенку – основополагающий инструмент эмоционального развития. |
Ощущение собственной уникальности, значимости |
Во время совместных игр и занятий, не отвлекайтесь на других людей, занятия и пр. Говорите ему о том, что он прекрасный ребенок, которого вы любите и цените. Не сравнивайте его с другими детьми. Уважайте его желания, объясняйте мотивированные отказы.
|
Гигиенические навыки
Важные гигиенические навыки тоже формируются до достижения ребенком трех лет. Чему и как научить малыша:
-
Умываться, чистить зубы. На своем примере показывайте, как вы каждое утро и вечер совершаете эти ритуалы. Полезно будет делать это совместно с ребенком: повысится интерес к гигиене рта и ускорится усвоение необходимости навыки. Расскажите малышу про то, что у каждого человека во рту есть патогенная флора. И если не чистить зубки, то бактерии будут разрушать зубы, а после они будут болеть.
-
Распорядок дня. Полезно настроить биологические часы ребенка под определенный режим. Допускаются небольшие отклонения от режима, но важно, чтобы ребенок понимал, когда вы встаете, едите и ложитесь спать. Это развивает дисциплину.
-
Гигиена питания. В этом возрасте малыш быстро запоминает и усваивает информацию. Объясните ему, что существует еда полезная и вредная, и как она влияет на тело человека. Игровая форма привития гигиены питания обеспечит интерес ребенка.
Социальные нормы и правила
В целях облегчения будущей социализации, необходимо с раннего возраста прививать ребенку основные правила поведения и неписаные законы, по которым функционирует общество. Какие моменты важно привить на раннем этапе развития:
-
Недопустимость причинения физических увечий.
-
Необходимость уважать чужую собственность и запрет на чужие вещи и игрушки, взятые без спроса.
-
Процедуру заведения новых знакомств.
-
Базовые правила этикета: поздороваться при встрече, попрощаться, в соответствующих ситуациях говорить «спасибо» и «пожалуйста».
Как родители могут эффективно привить социальные нормы и навыки малышу:
-
Реализовать эти правила на своем примере. Если вы станете демонстрировать обратную модель поведения, которую пытаетесь привить малышу, он почувствует конфликт слов и действий. Подражание взрослому и следование примеру родителей – основная характеристика развития детей раннего возраста. Поэтому сначала проведите основательную работу над собой, прежде чем требовать от малыша образцового поведения.
-
Мультипликация, где отражены паттерны поведения, не противоречащие базовым социальным нормам, обучающие и развивающие мультфильмы. Главные герои воспринимаются как образец допустимого и поощряемого поведения. Поэтому стоит тщательно подходить к подбору просматриваемых ребенком мультфильмов. Наверно, все слышали о мультике «Маша и Медведь». Психологи бьют тревогу, потому что поведение главной героини демонстрирует неуважение к авторитетной личности, допустимость манипулирования другими людьми, отсутствие дисциплины и послушания. Впечатлительный ребенок усвоит негативную модель поведения, которую потом будет сложно искоренить.
-
Разговаривайте с малышом, объясняйте свои чувства. К трем годам уже формируется первичная эмпатия – малыш способен анализировать состояние собеседника и давать ответную реакцию. Если он повел себя плохо, не нужно ругаться. Объясните, почему так нельзя делать и вербально выразите свои чувства, относительно этого поступка.
-
Не проводите разъяснительные беседы на повышенных тонах. И ни в коем случае не оскорбляйте ребенка. Пытаться привить хорошие манеры через грубость и невоспитанность – заведомо плохая затея. Присущий этому возрасту эгоцентризм (видение себя в центре происходящих событий, не путать с эгоизмом), заставляет принимать крики на свой счет. Малыш думает, что это он сам плохой, а не его поведение. На этой основе формируется масса комплексов.
Развитие познавательной сферы и высших психических функций
Ранний возраст – это благоприятный период для закладывания основных познавательных функций:
-
Мотивация познания.
-
Интересы.
-
Воображение.
-
Творческая активность.
На этом этапе формируются базовые представления об окружающем мире, других людях и собственной личности ребенка. Пробелы в развитии грозят отклонениями в будущем познании мира ребенком. Перед родителями стоит важная задача – полноценно проработать познавательный аспект развития. В следующей таблице отражены познавательные функции и способы их развития.
Навык/психическая функция |
Как развивать |
Сенсорное восприятие |
Обоняние. Познакомьте ребенка с разнообразием запахов (цветы, кофе, ваниль, фрукты и т.д.). Затем узнайте, какие запахи ему понравились. Вкусовые ощущения. Предложите ребенку попробовать разные продукты, сильно отличающиеся по вкусу. Обсудите с ним, какие ему понравились больше, а какие не понравились. Потом предложите попробовать продукты с закрытыми глазами и угадать, что это. Тактильные ощущения. Возьмите ткани разной фактуры – шершавые, гладкие, пушистые, мягкие и т.д. Предложите малышу их потрогать и ощутить разницу. Объясните на примере разницу между холодными и горячими предметами (теплая кружка и холодная кружка). |
Память |
Игры с картинками. Показываете три карточки, потом ребенок отворачивается, вы одну убираете. После предлагаете рассказать, какая карточка пропала (развитие зрительной памяти). Музыкальные занятия. Проведите вариативную игру, где необходимо запоминать звуки. Например, зайчик играет на барабане, а лисичка на фортепиано. Потом включаете соответствующую музыку и спрашиваете, кто сейчас играет. |
Внимание |
Игры с шуршащими, звенящими предметами. После ознакомления со звуками, малышу предлагается угадать, какой предмет производит тот или иной звук (слуховое внимание). Игры в прятки. Прятать предмет, постепенно повышая сложность. Сначала прятать так, чтобы ребенок видел куда, потом привязывать к предмету веревочку и оставлять ее на виду и т.д. |
Мышление |
Маленькие пазлы (по 2,4, 8 фрагментов и т.д.). Бизиборды. Собирание пирамидок, кубиков. Игры на поиск подходящей пары (обувь, одинаковые фигурки и т.д.) |
Мелкая моторика |
Делайте массаж ладоней ребенка, разминайте пальчики. Пальчиковые игры – упражнения, где совершаются мелкие действия руками согласно определенному сюжету. Лепка из пластилина (начиная с азов: отщипнуть кусочек, потом расплющить его в кружок, потом раскатать в колбаску и т.д.). |
Первые математические представления |
Рассказывайте о простых геометрических формах на конкретных примерах (мячик круглый, кубик квадратный и т.д.). Первые представления о величинах (разница больших и маленьких предметов). Изучение цветов. |
Представления о природе |
Рассказывайте о животных, растениях, погоде и временах года. Подкрепляйте знания различными играми (угадай животное по звуку, которое оно произносит, например). Рассказывайте о протекании природных процессов (почему идет дождик, как питаются растения и т.д.) |
Здесь представлен лишь минимум тех возможных игр, которые помогут вашему ребенку развиваться гармонично и приобретать важные, полезные навыки.
Заключение
Скорость, с которой развиваются дети раннего возраста, требует большого внимания со стороны родителей, чтобы сформировать максимум полезных навыков и умений. Это та база, которая в будущем поможет легче усваивать знания, проявлять интерес и любознательность, тянуться к новым достижениям. Желаю, чтобы ваши дети были счастливы и здоровы, как и их родители.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024