Как противостоять манипуляциям?
Под ними понимают скрытые психологические воздействия, вынуждающие человека-жертву совершать поступки вопреки желаниям. Люди преследует цель контролировать ситуацию, получать выгоды в спорах, подчинять других своей воле. О том, как распознать манипулятора и какие техники влияния они используют расскажут психологи expertology.
Распространенные ситуации
Вспомните, как часто принимаете решения под давлением мужа/ жены/ начальника/ коллектива, даете необдуманные обещания? Они управляют сознанием и вынуждают принимать невыгодные решения, потом играют на чувстве вины и отказываются, что повлияли на ваш выбор.
-
Сложно поверить, но родители активно управляют детьми: «Сначала получили диплом юриста, а потом занимайте своими картинами».
-
Мамы не упускают возможности навязать личное представление о жизни, а свекрови убеждают невесток: «Хорошая жена всегда заботится о муже».
-
Муж/жена умудряются переложить ответственность за свои действия и обвиняют в неудаче: «Это ты так хотел(а)».
-
Многие успешно используют долг и любовь к близким, и контролирует жизнь: «Всем будет лучше, если ты никуда не пойдешь».
-
Распространенный способ управления – навязывание мысль о том, что дети – связующее звено супругов: «Я хочу иметь полную семью. Когда родим малыша?»
У каждой манипуляции есть свои «мифы» – внешняя сторона и поведенческий сценарий, прогнозирующие реакции. Потребности и желания для манипуляторов второстепенны. Они относятся к людям, как к пешкам на шахматной доске и просчитывают ходы для очередного мата. Чаще играют на стереотипах и установках, тщеславии, слабоволии и амбициях. По сути, каждый из нас становится жертвой управления. Нам навязывают товары и услуги, личное и общественное мнения, навязывают правила социума. Желание подчинять своей воле других закладывается в детстве с истерик. Взрослая модель поведения обычно основывается на изучении техник НЛП и знании психологии.
Мозг так устроен, что реагирует на триггеры и запускает каскад реакций. Самая примитивная, но сильная эмоция – страх. С точки зрения эволюционной психологии он обоснован, поскольку возбуждает зону мозга, отвечающую за безопасность. Если человек скромно опускает взгляд и рассказывает дрожащим голосом, что он потерял документ, и начальник его накажет, и вы бросаетесь на помощь, то сработал материнский инстинкт. Манипуляторы играют на жалости и эмпатии; любви и сексе; эмпатии и подражании; потребности усиления социального статуса.
Какие бывают виды?
Психологи отмечают 3 типа манипуляций.
-
Прагматические направлены на реализацию внешнего сценария: желания получить выгоду из подарка, контракта, взаимодействия.
-
Гедонистические преследует цель самоутвердиться, почувствовать превосходство от власти над человеком. Зная слабые места или «мишени», манипулятор выводит на реакцию, делает из собеседника жертву обстоятельств, получает удовольствие от эмоций.
-
Встречные защищают от агрессии собеседника и разворачивают в обратную сторону. Таким способом влияния владеют только опытные люди, понимающие психологические механизмы управления сознанием.
Типы манипуляторов их фокусы
Э. Шостром выделил 8 видов психологических «лоббистов» с активными и пассивными позициями. Для обоих типов манипуляторов характерны: ложь, фальшь, недоверие. Все качества красочно описал Э. Берн в «Играх, в которые играют люди». Первые выбирают власть и контроль, выдавая себя за инициативного уверенного человека. Выступают в роли преследователя, охотника, хищника. Вторые выбирают приспособленчество, угодничество, играют на эмоциях, вызывают сострадание и жалость. Существуют соревнующиеся манипуляторы, воспринимающие жизнь как поле для словесной битвы. Деловых партнеров и недругов они рассматривают как соперников и потенциальных врагов.
-
Активный «диктатор» подавляет силой и властью.
-
Манипулятор-калькулятор во всем ищет выгоду.
-
Пассивный «прилипала» нуждается в заботе и опеке, паразитирует на чужой совести и слабостях.
-
«Тряпка» обезоруживает инфантильностью, безволием, слабостью и играет на жалости.
-
«Судья» постоянно недоволен, всех обвиняет даже в несовершенных грехах.
-
«Защитник» выгораживает и оправдывает поступки, хвалит за успехи.
-
«Славный парень» обеззараживает добротой, лестью и приторными комплиментами. Мило улыбаясь, без зазрения совести делает гадости.
-
«Хулиган» привык наводить порядок силой. Не признает аргументов, а только кулаки и агрессию.
Важно отличать социальное влияние от психологического давления и газлайтинга. Первый аспект состоит из обоюдных уступок и является частью конструктивных отношениях. Второй строится на подавлении воли и ограничении выбора.
Что называют газлайтингом?
Это психологическое насилие над личностью ради собственной выгоды. На работе и дома люди пытаются контролировать поведение по собственному усмотрению. Чаще газлайтинг ассоциируется с партнерством. Это прием всегда используют абьюзеры, стремящиеся контролировать жену. Цель —поменять представление о реальности, вынудить сомневаться в происходящем и оценке. Манипуляции принимают разные формы. Абьюзер или авторитарный родитель:
-
Отрицает очевидные факты «Я не мог так сделать, ты все придумала».
-
Обесценивает эмоции: «Не нервничай без причины».
-
Указывает на неадекватность: «Ничего не произошло, чтобы так плакать».
Психоаналитик Р. Стерн составил чек-лист с 20-ю признаками газлайтинга. Пересмотрите свое поведение: если постоянно извиняетесь, переживаете, что недостаточно хороши для мужа, боитесь разозлить начальника, испытываете ложное чувство вины, то вы – жертва убеждения и марионетка. Это касается и детей, которыми «кукловодят» взрослые. Многие родители всегда отрицают свою вину, обвиняют сына или дочь в плохом к себе отношении. Играя на чувствах и ответственности, усиливают контроль и добиваются послушания.
Как не стать марионеткой?
Поскольку процесс носит скрытый характер, противодействовать ему можно тремя способами:
-
Вскрыть психологический шантаж. Дайте понять, что понимаете намерение.
-
Сломать сценарий сменой реакций и поведения. Когда человек непредсказуем, он не уязвим.
-
Спросить напрямую, что собеседник хочет добиться?
Манипуляторы часто прибегают к эмоциональному воздействию, чтобы создать нервное напряжение и избежать диалога. Жертвы от испуга либо реагируют пассивно, замыкаясь в себе, либо срываются на крик и обостряют конфликт. Шантажиста устраивают оба варианта.
Способы манипуляции и защиты
Эффективный способ противостоять – обоснованно отвечать. На замечание начальника: «Сначала освойте Excel, а потом занимайтесь бюджетом!» уточните, примет ли он отчет в таблице? Он может подчеркивать не только вашу некомпетентность, но и делать нетактичные замечания о поведении или внешности. Не пытайтесь убеждать, что все в порядке – вас пытаются вести из равновесия. Скажите, что действительно так и обоснуйте причину. Так вы сломаете сценарий и защите себя от дальнейших нападок.
Игра на слабостях
Этот метод чаще выбирают близкие и друзья. Если вы умеете говорить «нет» из-за боязни обидеть, приготовьтесь поступать в ущерб личным интересам. При робкой попытке отказаться будет давить чувство вины, страха или ответственности. Остановить дальнейший эмоциональный шантаж можно только твердым «нет». Не оправдывайтесь – так вы признаете вину. Не бойтесь испортить отношения с кукловодом, который пользуется вашей слабостью в личных интересах. Для человека, который относится к вам как другу, подходит методом раздвоения. Скажите, что сочувствуете или сожалеете, но из-за личных планов вынуждены отказать в помощи.
Манипуляции в общении
Навязывание роли. Манипулятор убеждает, что вы – незаменимый и бескорыстной сотрудник, и обладаете деловой хваткой: «Если вы это не выполните, кроме вас никто не сделает…» Способ защиты – отказ от роли: «Ну зачем преувеличивать…»
-
Взятие измором. Кукловод в десятый раз повторяет одну просьбу, которую не хотите выполнять. Дублируйте фразу: «Рад бы помочь, но это не в моих силах».
-
Выражение доверия. Собеседник долго рассказывает о себе, потом обращается с просьбой: «Вы меня понимаете, спасибо. Прошу вас …» Чтоб не попасть в неловкую ситуацию, не проявляйте дружеского участия в диалоге с малознакомым коллегой или приятелем.
-
Доброжелательность. Человек заинтересованно расспрашивает о личных делах, кивает, затем просит помочь. После психотерапевтической беседы сложно отказать. Не нужно откровенничать со всеми подряд и не считать себя обязанным.
-
Дружба против. Манипулятор сообщает о мнении коллег или цитирует слова руководителя о вашей работе. Возбуждая неприязнь к человеку, он делает вас своим союзником и подталкивает к определенным действиям. Игру проще проигнорировать. Если собеседник настойчив, спросите: «Вы это о чем?»
Как распознавать эго-состояния и эффективно взаимодействовать?
Чтобы не допускать влияний и быть эффективным в коммуникациях, проведите поведенческий анализ. Эрик Берна предложил трансактный метод и модель эго-состояний. Он объясняет, что все поступки диктуют состояния Родителя, Взрослого или Ребенка. Общение всегда начинается со стимула — знака, показывающего, что контакт состоялся: улыбки или, напротив, злобного выражения лица. Собеседник мгновенно улавливают стимул и адекватно реагирует. Затем примеряет на себя роль, соответствующую эго-состоянию:
-
В позиции Родителя люди думают/ говорят/ действуют, как авторитетные в детстве люди. Они критикуют/воспитываю/ ругают/, заботятся.
-
В состоянии Взрослого – оценивают и анализируют реальность: размышляют/ сопоставляют/, принимают обдуманные решения.
-
В положении Ребенка – чувствуют, говорят, действуют, как в детстве: радуются/ жалуются/обижаются.
Каждому типу поведения присущи характерный стиль и типичные фразы-клише: «Ты должен», «Сделаю лучше сам», «Сколько можно повторять …» Люди всегда общаются в своем эго-состоянии. То, что происходит потом, Берн называет трансактом – реакцией между двумя ролями.
Если разговор не задается, в ходе анализа выясните, какая часть личности активизировалась и разрушает взаимодействие. Если один из участников трансакции на обращение Взрослого реагирует по-детски, станьте Родителем, переформулируйте предложения и повторно донесите информацию.
Всем полезно различать свои эго-состояния и уметь переключаться. Чтобы избежать недопонимании, придерживайтесь позиции Взрослого не допускайте скрытых трансактов: «А что я говорил?». Такие коммуникации часто используют дети, пытаясь добиться согласия. Проанализируйте эго-состояния членов семьи, коллег – и поймете, как разговаривать с людьми, не оказывая давления.
Оцените статью |
|