Анализ детского рисунка - что расскажет детский рисунок о вашей семье
Для психологической диагностики детей лучшим образом подходят проективные методики. Один из самых информативных методов – это рисунки, выполненные на определенную тематику. С помощью полученных данных можно многое рассказать о текущем состоянии ребенка, об отношениях в семье и со сверстниками. Предлагаю родителям ознакомиться с небольшим списком правил и ограничений для проведения проективных методик:
-
Ограничительным критерием является возраст до 3 лет. Даже на четвертом году жизни дети плохо владеют искусственными образами. Им нравится рисовать, но они не вкладывают смысл в рисунок. Анализировать шедевр по цветам тоже до 3 лет не имеет смысла. Часто дети выбирают тот фломастер или карандаш, который находится ближе к руке.
-
Нельзя корректировать рисунок и делать замечания. Дайте малышу свободу действий. Пусть он самостоятельно выбирает цвета и рисует, как ему хочется. Только в этом случае полученные данные для диагностики будут достоверными.
-
Обеспечьте спокойную обстановку без отвлекающих факторов. Детям в дошкольном возрасте бывает трудно сконцентрировать внимание, особенно если имеют место отвлекающие факторы. Усадите ребенка за стол, выключите телевизор и уберите подальше гаджеты (планшеты, телефоны, игровые приставки).
-
Не делайте выводов по одному лишь рисунку. Психологи проводят комплекс из методик, чтобы сделать выводы о текущем состоянии ребенка. Так и вы не старайтесь опираться лишь на данные, полученные от анализа рисунка. Иногда на его содержание влияет масса внешних факторов: обида на родственника (не купили желаемое, например), плохое настроение и т.д.
В представленной статье вы познакомитесь с известной проективной методикой «Рисунок семьи» и научитесь ее интерпретировать. Также узнаете базовые принципы интерпретации детских рисунков.
Проективная методика «Рисунок семьи»
Определить точное происхождение методики трудно, так как множество ученых задумалось об эффективности интерпретации рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений. Принято считать, что основатель метода В. Хьюлс, так как в его работах находятся самые ранние упоминания о нем. Множество психологов привнесли свою лепту в развитие методики. Особенно выделяется В. Вульф, который выделил массу критериев для анализа детского рисунка. В следующей таблице находятся эти критерии с вероятными описаниями для интерпретации.
Критерий |
Примеры |
Интерпретация |
Последовательность |
Ребенок рисует первым себя |
Он чувствует себя значимым членом семьи. Вероятно, он искусно манипулирует родителями, и они поддаются на его манипуляции. |
Первым располагаются мама, папа или другой член семьи |
Этот член семьи значим для малыша, он наделяет его авторитетом, отдает ему главенствующую роль в семействе. |
|
Расположение в пространстве |
Расположение рядом |
Характеризует эмоциональную близость, хорошие отношения, доверительность. |
«Оторванное» расположение |
Недоверие, желание отдалиться, исключить его из семьи. Также это может значить, что ребенок знает об этом члене семьи очень мало и редко его видит. |
|
Отсутствие определенного члена семьи |
На рисунке нет определенного члена семьи |
Это стремление исключить его из семьи. Может быть связано с негативным отношением, неприятными чувствами, которые связывают ребенка с этим членом семьи. |
На рисунке нет самого ребенка |
Крайне редкий вариант, который говорит об отсутствии у малыша чувства вовлеченности в семью. Он позиционирует себя как отдельная единица, оторванная от семейных взаимоотношений. |
|
Увеличений пропорций на рисунке |
На рисунке ребенок рисует себя в больших пропорциях |
Это говорит о гипертрофированном чувстве собственной значимости у малыша. |
Рисует в больших пропорциях другого представителя семьи |
Отражает доминантную позицию члена семьи в представлениях ребенка. |
|
Уменьшение пропорций на рисунке |
Имеет противоположное значение относительно предыдущей интерпретации: отсутствие чувства собственной значимости или бесправное положение другого члена семьи. |
|
Увеличение пропорций отдельных частей тела |
Увеличение/уменьшение глаз |
Четкая прорисовка глаз с намеренным увеличением размеров символизирует чувство страха. Прорисованные ресницы говорят о желании быть привлекательным внешне. |
Увеличение/уменьшение рта |
Большой, открытый рот с прорисованными зубами значит вербальную агрессию. Прорисованные губы – эмоциональная чувствительность. Рот в виде прямой линии – скрытность, а четко прорисованный язык символизирует разговорчивость. |
|
Увеличение/уменьшение рук |
Руки символизируют подконтрольность эмоций и наличие физической силы. Отсутствие рук на картине – застенчивость, стеснительность. Сильно прорисованные руки, раскинутые в стороны, или поднятые вверх, являются косвенным признаком агрессии, неусидчивости. |
|
Увеличение/уменьшение ног |
Сильные, крепкие, большие ноги обозначают твердую уверенность в себе, наличие опоры в виде убеждений и поддержки родителей. Слабые, тонкие, маленькие ноги – неуверенность, чувство беспомощности и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. |
|
Увеличение/уменьшение ушей |
Уши символизируют интерес, любознательность, любопытство. Соответственно изменение их размеров говорит о преувеличении или занижении этих качеств. |
Эти критерии положили начало вариативным изменениям интерпретации рисунков семьи. Описанные оценочные критерии применяются в любом другом описании методики. Последователи, занимающиеся разработкой и совершенствованием проективных методов психологической диагностики, добавили в методику «Рисунок семьи» новые, важные детали. Например, Р. Бернс и Ф. Кауфман предложили видоизменить инструкцию к методике. Детям дается задание нарисовать свою семью, когда они чем-то занимаются (Кинетический рисунок семьи, далее КРС). Это расширяет поле для диагностики и позволяет глубже проанализировать взаимоотношения. Анализируются следующие моменты:
-
Индивидуальные фигуры. Оценка проводится по описанным в таблице критериям по В. Вульфу, также добавляется оценка эмоционального окраса рисунка (нажим, выбор карандаша, зачеркивания, комментарии в ходе выполнения рисунка и т.д.).
-
Действия КРС. Символические значения отображенных на рисунке действий обозначает характер взаимоотношений в семье, наличие «проблемных» точек и волнующих ребенка моментов. Например, изображение игры в мяч или другую соревновательную игру символизирует дух соперничества, эмоциональной накаленности обстановки. Наблюдение за огнем может символизировать злость, агрессию.
-
Стиль КРС. Стилистическое исполнение рисунка ребенком, растущим в благополучной семье со здоровыми отношениями, характеризуется общностью. Все члены семьи заняты общим дело и расположены на рисунке рядом. Отклонения от стандартного стиля подходят для интерпретации отклонений во взаимоотношениях. Например, бездействие членов семьи можно интерпретировать как отсутствие близости между ними, безразличие друг к другу. Расположение членов семьи в разных углах листа или прорисованные четкие линии между ними отображают разобщенность, конфликтность, напряженность.
-
Символы КРС. Данный критерий оценки был взят разработчиками из теории психоанализа и основывается на бессознательных ассоциациях ребенка. Повторяющиеся в рисунках предметы и символы можно трактовать как символические знаки для интерпретации. Например, лестница ассоциируется с достижениями, устремлениями. Существуют социальная символика, которая также присутствует в детских рисунках.
Анализ графических особенностей рисунка
К графическим особенностям относятся степень нажима на карандаш, наличие сопутствующих черт, использование пространства и аккуратность рисунка в целом. Они отображают эмоциональную составляющую личности ребенка и говорят о его настроение на момент создания рисунка. В следующей таблице подробнее остановимся на интерпретации графических особенностей.
Признак |
Описание |
Интерпретация |
Нажим |
Четкий, выраженный. |
Уравновешенное эмоциональное состояние, стабильность и спокойствие. |
Слабый, с прерывистыми линиями. |
Выражает застенчивого, стеснительного ребенка. Он сомневается в себе и боится совершить ошибку. |
|
Чрезмерно интенсивный, с наслаиванием линий. |
Выражается эмоциональные переживания малыша. Наслаивание характеризует проявление тревожности, страхов, переживаний. |
|
Нажим, от которого рвется бумага. |
Это прямой признак агрессивности, которая находит выход в манипуляциях с карандашом и бумагой. |
|
Использование пространства |
Равномерное использование пространства. |
Ребенок спокоен, уравновешен. У него складывается положительная картина семейных взаимоотношений. |
Сосредоточение рисунка в одной области (попытка уместить рисунок в отдельной, маленькой части листа). |
Свидетельствует о наличии страхов, стеснительности и переживаниях. |
|
Рассредоточение по всему листу. |
Намеренное рассредоточение и отделение себя от остальных членов семьи является сигналом чувства отторжения ребенка. Он ощущает, что семья его не принимает и не любит. |
|
Наличие особенных черт |
Зачеркивание. |
Отображает попытки избежать негативных образов, забыть о неприятных событиях и впечатлениях. Чаще зачеркивают члена семьи, с которым связаны негативные чувства малыша (даже если он в них не виноват). |
Отделение фигур на рисунке чертами, линиями. |
Это попытка расставить границы, эмоционально отделить одного человека от другого. Или это желание оградить себя от людей, с которыми у ребенка складываются трудные отношения. |
|
Множественные исправления, попытки стереть и поправить нарисованное на листке. |
Символизирует страх, тревожность, боязнь совершить ошибку. Возможно, это связано родителем-нарциссом, который проецирует на малыша свои ожидания. |
Психологический анализ цветовых предпочтений
После 3,5-4 лет выбор цвета имеет значение в интерпретации детского рисунка. Как правило, дети в среднем используют 5-6 цветов. Что значит выбор цвета и как сопоставить его с рисунком:
-
Он выполнен в ярких цветах в большом количестве. Ребенок уверен в себе, он эмоционально стабилен и счастлив. Если оценить преобладающие цвета (1-2 цвета), можно интерпретировать их.
-
Рисунок выполнен в 1-2 цветах. Ребенок испытывает недостаток положительных эмоций, он нуждается в родительском внимании и заботе.
-
Он выполнен в одном темном цвете. Ребенок демонстрирует нежелание открываться, отсутствие интереса к заданию и попытку избежать самого процесса диагностики.
Теперь рассмотрим описания цветов в соответствии с классификацией Люшера (создатель цветового теста Люшера):
-
Зеленый отображает любознательность малыша, желание и умение строить отношения со сверстниками и взрослыми людьми. Они отличаются уравновешенностью и спокойствием. Иногда выбор этого цвета символизирует неосознанное стремление получить ласку и внимание.
-
Синий используют дети уравновешенные, медлительные, склонные к взвешенным поступкам. Они любят порядок, аккуратно раскрашивают рисунки и ценят, когда в семье царит покой и гармония.
-
Коричневый символизирует надежность, устойчивость, стабильность. Его превалирование в рисунке может свидетельствовать о недостатке этих качеств в семейных взаимоотношениях.
-
Лиловый цвет ассоциируется с обособленностью, одиночеством. Возможно, ребенок испытывает эти чувства и пытается выразить их через творчество.
-
Оранжевый предпочитают активные, любознательные малыши. Порой им трудно сконцентрироваться. Также они непостоянны, и у них часто меняется настроение.
-
Красный цвет ассоциируется с любовью, радостью, счастьем. Однако внезапное увеличение количества красного в рисунках в сочетании с другими признаками (зубы, руки, поднятые вверх, большие глаза) свидетельствуют об агрессивности.
-
Черный цвет ассоциируется с тревожностью, страхами и неуверенностью. Возможно, малышу сейчас непросто и ему требуется внимание взрослых.
-
Голубой выбирают мечтатели и фантазеры. Ребенок смотрим на мир с доверием, он открыт новым людям и событиям.
-
Желтый цвет нравится активным, открытым детям.
-
Белый связан с глубокими эмоциями и развитыми аналитическими способностями. Его используют чувствительные дети, склонные к размышлениям.
Заключение
Очень интересно познать своего ребенка через его творчество. Рисунок многое рассказывает не только семье, но и об эмоциональном состоянии малыша. Важно правильно интерпретировать условные значения и обращаться внимание на ситуативные факторы (недостаточность цветов, наличие отвлекающих факторов, текущее состояние малыша).
Оцените статью |
|
22.11.2024