6 эффективных техник побороть детские страхи
Дети все ощущают иначе в силу богатого воображения и неподдельной веры в волшебство. Они оживляют образы, одухотворяют предметы. Эти удивительные моменты составляют основу для развития творческого мышления, что является одной стороной медали. Развитая фантазия также обуславливает развитие беспочвенных детских фобий, основанных на остром субъективном восприятии. Причем для детей не существует разницы между боязнью реальной и безосновательной – они переживают их одинаково сложно. В представленной статье мы познакомимся с источниками различных детских фобий и подберем эффективный психологический инструментарий по борьбе с ними.
Причины страхов
Взрослые тоже обладают рядом страхов, определяющих их повышенную тревожность и хронический стресс. Однако им проще принять сам факт их наличия и рационализировать испытываемые эмоции. Дети еще не обрели механизмов регуляции чувств, они бояться тех неприятных ощущений, которые сопровождаются переживанием фобий. Поэтому так важно вовремя определить их источник и приступить к коррекции. Психологи выделяют следующие причины провоцирующие возникновение страхов у детей:
-
Испуг. Краткосрочное явление, вызвавшее в малыше бурю эмоций, вполне может перерасти в устойчивое состояние страха. Так, например, если его ужалила пчела, и он испытал сильную боль, впоследствии появится страх насекомых (инсектофобия). На побуждающий стимул определенного характера следует соответствующая реакция. Важно, что мгновенный испуг не всегда перерастает в перманентное состояние. На этот процесс влияет наличие других осложняющих факторов: напряженная обстановка в семье, проблемы адаптации и т.д.
-
Негативный опыт. Малыши раннего возраста уже усваивают первые причинно-следственные связи. Если конкретное действие доставляет дискомфорт, это откладывает в памяти. И повторное воссоздание этого действия уже ассоциируется с неприятностями. Поэтому ребенок, предвосхищая события, испытывает страх. Отсюда берет начало страх перед докторами в белых халатах, например.
-
Физические меры наказания. Насилие, оказываемое на ребенка в качестве наказания или без причины, вызывает негативные эмоции, обращенные на людей, которые его реализуют, и на себя. Бессилие, с которым дети сталкиваются при физическом воздействии, формирует чувство небезопасности и незащищенности. Отсюда страхи темноты, чужих людей, то есть те фобии, где малыш видит потенциальную угрозу.
-
Гиперопека. Гиперпротекция основана на намеренном зарождении страхов, дабы уберечь ребенка от возможных угроз. Рассказы о том, что за каждым углом таится опасность, не воспринимаются как предупредительная мера. Дети искренне верят родителям и по мере взросления все больше «обрастают» фобиями.
-
Эмоциональная депревация. Мама и папа – это столпы надежности, безопасности и уверенности. Когда двое самых близких людей эмоционально отвергают ребенка, не дарят любовь и заботу, отношения с миром основываются на чувстве опасности и враждебности. Страхи берут начало в остром ощущении угрозы. А так, как недолюбленные малыши везде видят угрозу, то фобии легко формируются.
-
Повышенные требования. Мнение мамы и папы о достижениях, успехах, способностях ребенка, выражающееся в форме поддержки и похвалы – основа доверительных, теплых детско-родительских отношений. Когда любовь родителей, которая не основана на рациональных началах, приходится завоевывать постоянными усилиями, это травмирует ребенка. Из этой причины берут начало социальные страхи и проблемы в личной психологии.
-
Просмотр фильмов и мультфильмов с пугающим сюжетом. Впечатлительность и развитая фантазия рисуют перед малышом пугающие образы, которые не связаны с конкретными предметами. Но просмотр фильма, в сюжете которого есть яркие страшные фигуры, многократно усиливает впечатления малыша, вызывая безосновательные, сильные страхи.
-
Сопутствующие психические заболевания. Патологические состояния, основанные на нарушении функционирования головного мозга, могут стать естественным источником устойчивых фобий у ребенка. Эта причина выясняется путем медицинской диагностики у профильных специалистов. Если есть подозрения о некоторых отклонениях психиатрического толка – проконсультируйтесь с неврологом или психиатром, чтобы развеять сомнения и наверняка узнать, существует ли проблема.
-
Беспокойство родителей. Тревожные родители, обладающие рядом боязней и демонстрирующие беспокойное поведение, невольно прививают свои страхи детям. Их отношение к стрессовым раздражителям, трудностям и угрозам перенимается ребенком, который воспринимает эти способы реагирования в качестве эталона. Постоянные предостережения, в которых отражены негативные исходы событий, например, «не прыгай, а то упадешь» закладывают неосознанное чувство тревоги.
-
Проблемы во взаимоотношениях родителей. Эмоциональный климат в семье – это важное условие развития ребенка. В зависимости от характера этого климата, происходит формирование массы чувств. Так, конфликтная, напряженная обстановка между родителями, закладывает в малыше чувство вины (он перенимает на себя ведущую роль в этой системе отношений), тревожность (возникающую от неизвестности и отсутствия стабильности), страхи.
-
Разговоры взрослых. Мы часто не задумываемся, что в обществе наших детей обсуждаем с другими людьми темы, которые не для детских ушей: новости о нападениях, чьи-то серьезные проблемы со здоровьем и т.д. Эта информация, невольно услышанная из чужого диалога, воспринимается малышами куда больше, чем мы предполагаем. Впоследствии, она становится базой новых страхов.
Какие страхи бывают
В зависимости от источника страха, формируется тактика их коррекции. Например, социальные страхи корректируются с помощью методов, развивающих коммуникативные навыки, повышающих адаптационный потенциал и приемов, стабилизирующих текущее эмоциональное состояние. Предлагаю ознакомиться с основными группами детских фобий, отраженных в следующей таблице.
Группы фобий |
Описание |
Примеры |
Возрастные |
Соответствуют возрастным характеристикам и нормам развития. Проходят по мере взросления и перехода на новый возрастной этап. |
0-2 года: резкие звуки, незнакомые люди, одиночество и пр. 2-3: страхи, связанные с наказаниями, болью, одиночеством, отсутствием любви родителей и т.д. 3-5: наказания, монстры, смерть, темнота, одиночество. 5-7: смерть, нелюбовь родителей, природные катаклизмы, страх остаться одному. |
Врожденные |
Основаны на инстинкте самосохранения. |
Боязнь резких звуков, агрессивных людей, скалящихся животных. |
Приобретенные |
Появляются в результате проживания травмирующих событий. |
Боязнь воды, змей, пауков, крови и т.д. |
Навязчивые |
Формируются на беспочвенной основе, то есть, без актуальной, реально существующей опасности. Характеризуются навязчивыми движениями. |
Страх крови, открытого и закрытого пространства, толпы, смерти, воды и т.д. |
Социальные |
Основаны на трудностях во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами. |
Страх одиночества, насмешек, людей, несоответствия ожиданиям родителей и т.д. |
Бредовые |
Они не имеют под собой твердого обоснования и трудно поддаются психологической диагностике. Нередко ими страдают дети с нарушениями психиатрического толка. |
Страх красных овощей и фруктов, мягких игрушек с глазами, бантов для волос и т.д. |
Ночные |
Возникают во сне в виде пугающих сновидений. Дети нередко кричат и плачут во сне, а наутро не могут вспомнить, почему так резко отреагировали. |
Содержание сновидений остается тайной даже для их владельца. Беспокойный сон с бормотанием, прерыванием, криками является симптомами ночных страхов. |
Ситуативные |
Привязаны к конкретной травмирующей ситуации: акт физического насилия, резкие звуки, новая обстановка. |
Зависят от характера и содержания события, положившего начало страху. |
Личные |
Связаны с особенностями темперамента и характера ребенка. Робкие, тихие чаще бояться, чем открытые и бойкие малыши. |
Боязнь незнакомцев, неудач и т.д. |
Сверхценные |
Основываются на богатом воображении, неактуализированных потребностях и желаниях. В моменты, когда эти навязчивые устремления достигают своего пика и малыш ежедневно думает и говорит о них, они трансформируются сначала в тревожность, а потом в страхи. |
Зоофобия, никтофобия (темнота), аутофобия (одиночества), акрофобия (высота), антропофобия (люди), а также боязнь школы или сада и т.д. |
Психологические техники по коррекции страхов
Главным условием борьбы с детскими страхами является пример родителей и их поддержка. Внимательное отношение к чувствам крохи, желание помочь и безусловная любовь позволяют максимально увеличить эффективность следующих терапевтических мер по коррекции фобий.
Базовыми задачами коррекционного воздействия являются:
-
Обесценить страхи в глазах ребенка через исключение из них негативного эмоционально-чувственного компонента.
-
Показать детям, как выражать свои переживания и научить их этим навыкам.
-
Обучение методам борьбы с негативными эмоциями через игру.
-
Сформировать адекватные способы психологической защиты.
Полноценно реализовать все эти задачи дома с малышом будет трудно, так как требуется всесторонне внимание и практический подход специалиста. Но вы самостоятельно можете положить начало работе и скорректировать поверхностные страхи. Рабочие методы представлены далее.
Арт-терапия
Простейшая процедура применения арт-терапии выглядит следующим образом:
-
Возьмите несколько листов бумаги и цветные карандаши, где есть как мрачные, так и яркие, жизнерадостные цвета.
-
Поговорите с ребенком о том, что ему необходимо нарисовать предмет своего страха на листке. Важно не вмешиваться в процесс рисования и не навязывать ему свои идеи. Это должно происходить естественно, чтобы страх был изображен исходя из субъективных переживаний.
-
После окончания рисунка, вы вступаете в процесс и предлагаете сделать страх забавным, придать ему веселость. Например, подрисовать смешную шляпу, яркие воздушные шарики, нелепые ботинки и другие мелочи, которые лишают образ пугающих деталей.
-
Обговорите получившийся результат. Позвольте ребенку дать вам ответную реакцию и самостоятельно оценить, насколько изменился образ его фобии. Ваши слова должны нести в себе позитивный настрой. Важно похвалить художника за его творческие способности и смелость.
Эта техника срабатывает, если страх имеет конкретный образ, выраженный физически. Абстрактные страхи, такие как боязнь темноты, одиночества маленьким детям сложно отразить на рисунке.
Сказкотерапия
Техника хороша своей универсальностью: в сказку можно вписать любой сюжет касательно различных групп страхов. Есть готовые материалы, содержание которых ориентировано на их коррекцию. Но вы можете проявить творчество и самостоятельно сочинить сказку. На каких элементах основаны терапевтические произведения:
-
Главный герой, который обладает тем же страхом, что и ребенок.
-
Трудности, волнения, сопровождающие острое переживание обозначенной фобии.
-
Тактика поведения главного героя, которая помогает ему избавиться от страхов (конкретные действия, слова, чувства, эмоции).
-
Позитивный финал, где герой преодолел трудности и утратил боязнь. Важно описать эмоциональный компонент: какие эмоции проживал он в ходе борьбы и что испытывал, когда избавился от страха.
Ролевые игры
Являются отличным коррекционным методом для детей дошкольного возраста, так как игра является центральным новообразованием этого периода. В игре ребенок занимает ролевую позицию смельчака, который с легкостью справляется с любыми трудностями. Осознание того, что действие происходит вне рамок реальной действительности, помогает смоделировать ситуацию его страха и успешно побороть ее. Эмоции и положительный опыт, вынесенные из игры, помогут скорректировать фобию.
Создание материального символа безопасности
Таким символом может выступить игрушка. Вы даете ей имя, придумываете целую историю ее жизни. Пусть это будет смелый медвежонок Тони. Тони в своей мармеладной долине не раз спасал других медвежат и помогал им. После он решил, что станет помогать людям и спасать их от темноты, одиночества, монстров (в зависимости от того, чего боится ребенок). Когда игрушка рядом, ему будет нечего бояться. Стоит отметить, это лишь временное решение проблемы.
Соблюдение режима дня
Тревожные страхи рождаются их хаоса в жизни ребенка. Поэтому необходимо максимально упорядочить день – просыпаться и засыпать в одно время, есть, гулять и т.д. Эти моменты позволяют сделать дни предсказуемыми, а то, что известно, всегда воспринимается без настороженности. К тому же здоровый сон обеспечит полное восстановление организма после дневной активности, что крайне важно для маленьких детей.
Тщательно следите за тем, что видит и слышит ребенок
Будь то кино, или ваши разговоры с подругой за чашечкой кофе, невольно подслушанные любознательным малышом – все подвергайте критическому анализу. Яркие, пугающие образы в мультфильмах оставляют сильное впечатление в памяти ребенка, а богатая фантазия дополняет его еще более пугающими подробностями и деталями. Словом, информация, которую воспринимает ребенок, должна проходить строгий фильтр, чтобы на выходе оставался полезный остаток.
Заключение
Острое переживание страха мешает детям наслаждаться простыми радостями: играми, мультфильмами, прогулками и т.д. К тому же интенсивные негативные эмоции, сопровождающие фобии, переносятся впечатлительными малышами куда сильнее, чем взрослыми. Поэтому так важно вовремя обратить внимание на существование проблемы и вплотную заняться ее решением.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024