14 лучших тормозных жидкостей
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Тормозная жидкость – важный атрибут тормозной системы, позволяющий ей выполнять свою основную функцию. Она должна обладать свойствами коррозионной стойкости, чтобы защитить элементы тормозной магистрали от ржавчины, а также высокой температурой кипения, чтобы получить лучшую отзывчивость педали тормоза.
Поскольку данный технический состав необходим всем автомобилям, а вопрос его выбора в текущем состоянии рынка очень тяжёл, журнал Expertology подготовил рейтинг 11 самых лучших тормозных жидкостей силиконового и гликолевого типов, выбранных на основании оценки пользователей и экспертов.
Как выбрать тормозную жидкость
При выборе тормозной жидкости крайне важно ориентироваться на её классификацию, определённую нормами DOT. В категорию норм входят следующие показатели:
- температура кипения – точка, при которой тормозная жидкость начнёт активно испаряться, создавая паровую пробку и снижая эффективность торможения. Различают две температуры кипения: “сухой” жидкости, без содержания воды, и “увлажнённой”, вода в которой находится на уровне 3,5%;
- совместимость с уплотнителями – параметр, зависящий от кислотно-щелочного баланса тормозной жидкости. Если данный показатель находится на уровне ниже 7, то жидкость будет агрессивно воздействовать на сталь, если более 12 – на цветные металлы. Таким образом, идеальные значения лежат в интервале от 7 до 11,5 pH – всегда обращайте на это внимание.
- устойчивость к замерзанию – очень важный показатель работы тормозной жидкости, определяющий, стоит ли использовать её в условиях низких температур. Смотреть стоит на параметр вязкости, который измеряется при -40°С: от него зависит и срабатывание антиблокировочной системы (ABS), и регулировка тягового усилия на колёсах (TSC), и бесперебойная работа системы электронной регулировки движения (ESP).
- антикоррозионные свойства – параметр, количественно отследить который на уровне простого покупателя практически невозможно. В каждую тормозную жидкость добавляются ингибиторы, которые подавляют её окислительную активность на протяжении всего срока эксплуатации. Ингибиторы идут вместе с активными присадками, чья задача выражена в обеспечении стабильности состава при различных воздействиях: от температурных до примесных. Если таких элементов в жидкости будет недостаточно, тормозная система быстрее придёт в негодность.
Разобравшись с основными положениями норм, обозначим 5 основных классификаций тормозных жидкостей, доступных на рынке:
- DOT 3 – жидкость высокой окислительной активности, создаваемая на гликолевой основе. Отличается температурой кипения на уровне 220°С и 150°С для “сухой” и “увлажнённой” жидкости соответственно. Рекомендуется к применению на тихоходных автомобилях с барабанными тормозами, либо при наличии передней пары дисковых тормозов.
- DOT 4 – самая распространённая тормозная жидкость, широко применяемая на современных быстроходных автомобилях с дисковыми тормозами. Имеет стандартный пакет присадок и ингибиторов коррозии, благодаря чему служит долго и закипает при 240 и 160°С (для “сухой” и “увлажнённой” жидкости). Средний срок эксплуатации: 2 года.
- DOT 4+ – модифицированная “четвёрка”, имеющая более высокие температурные показатели (260 и 180°С). По остальным нормам отличия минимальны.
- DOT 5 – силиконовые тормозные жидкости, применяемые в основном на спортивной технике, где тормоза работают под повышенными нагрузками. Отличаются очень высокой коррозионной стабильностью и закипают при 2800 и 1800°С. По слухам, интервалы замены могут достигать 5 лет.
- DOT 5.1 – несмотря на многообещающее название данные тормозные жидкости не имеют ничего общего с “пятёркой”. Являются доработанной модификацией DOT 4+ с более высокими температурными показателями и стабильностью. Служат на протяжении 2 лет.
Рейтинг лучших тормозных жидкостей
Номинация | Место | Наименование | Цена |
Лучшие силиконовые тормозные жидкости | 1 | Eurol Brakefluid DOT 5 silicone (1 л) | 4 807 ₽ |
2 | TRW/Lucas PFB125 DOT 5 (0,25 л) | 3 263 ₽ | |
Лучшие гликолевые тормозные жидкости | 1 | TOYOTA DOT 4 1 л | 2 870 ₽ |
2 | Nissan DOT 4 1 л | 1 791 ₽ | |
3 | VOLKSWAGEN DOT-4 B000750M3 | 2 062 ₽ | |
4 | Castrol React Performance DOT 4 | 2 200 ₽ | |
5 | Castrol Brake Fluid DOT 4 1 л | 1 099 ₽ | |
6 | MOTUL DOT 3&4 Brake Fluid | 1 400 ₽ | |
7 | Liqui Moly Bremsenflussigkeit SL6 DOT-4 | 1 660 ₽ | |
8 | TCL DOT4 | 1 360 ₽ | |
9 | Valvoline BRAKEFLUID DOT 4 | 1 100 ₽ | |
10 | MOBIL Brake Fluid DOT 4 | 1 050 ₽ | |
11 | LIQUI MOLY DOT 4 0.25 л | 596 ₽ | |
12 | RosDOT 4 | 486 ₽ | |
13 | Sintec SUPER DOT 4 | 271 ₽ |
Лучшие силиконовые тормозные жидкости
Eurol Brakefluid DOT 5 silicone (1 л)
Рейтинг: 4.9
Основное отличие Eurol Brakefluid DOT 5 от своего прямого конкурента заключается в обилии поддерживаемого транспорта, а также в более длительном сохранении рабочих функций по мере выработки основного ресурса. Диапазон рабочих температур на старте эксплуатации варьируется от -40 до 260°С, и с каждым годом постепенно сужается до -30 и 180°С соответственно. Первые два сезона силиконовая основа абсолютно невосприимчива к накоплению влаги, однако последующие механизмы термического распада материи позволяют воде абсорбироваться.
Eurol Brakefluid DOT 5 настоятельно рекомендуется к применению не только на автомобилях, но и в спортивных мотоциклах, и даже чопперах вроде Harley Davidson. При этом факт ввода ограничения на тормозные системы авто от Citroen даже немного шокирует…поэтому, водители “ёлочек”, вы заранее предупреждены. Стоимость одной литровой баночки тормозной жидкости крайне высока (особенно по сравнению с гликолевыми составами), однако защита на ближайшие 5 лет вашему транспорту точно гарантирована.
Достоинства
- длительность использования (5 лет);
- стандартный для DOT 5 набор характеристик (за исключением температуры “сухого” кипения);
- универсальность: возможность заливать в тормозные системы спорткаров, спортбайков и чопперов Harley Davidson.
Недостатки
- крайне высокая цена.
Авто и мото
TRW/Lucas PFB125 DOT 5 (0,25 л)
Рейтинг: 4.8
Тормозная жидкость на силиконовой основе, поставляемая на рынок в очень маленьких объёмах. TRW/Lucas PFB125 DOT 5 не слишком распространён на территории России, из-за чего многие пользователи заказывают составы по каталогам с наличием международных поставок. Температура “сухого” кипения здесь составляет 280°С, что является лучшим показателем в категории и соответствует требованиям стандартов на DOT 5.
Почему же второе место, спросите вы? Дело в том, что TRW/Lucas PFB125 DOT 5 не отличается стабильностью во время выработки ресурса. Показатели начинают серьёзно падать уже после первого полугодия от начала использования, и хорошо, если по его итогам (4 года) кипение жидкости будет происходить при 160°С. Скорее всего, причиной этому является фальсификация – дешёвый контрафактный товар в небольших количествах ввозят из Китая. Отличить подделку от оригинала на месте не всегда возможно, а защитой тары Lucas, увы, не славится.
Достоинства
- номинальные показатели в точности соответствуют стандартам;
- может использоваться во всех легковых автомобилях (без исключения).
Недостатки
- посредственная стабильность работы (может сильно зависеть от места приобретения).
Лучшие гликолевые тормозные жидкости
TOYOTA DOT 4 1 л
Рейтинг: 4.9
Как видно из названия, эту тормозную жидкость выпускает компания Toyota. Средство рассчитано на интенсивную эксплуатацию тормозов и высокие нагрузки. Оно предназначено для всего модельного ряда производителя, включая крупные внедорожники, пикапы и грузовики, а также легковые автомобили всех классов. Оно подходит как для барабанных тормозов, так и дисковых. Использовать его, конечно же, стоит владельцам авто одноименной марки, но и к другим машинам оно вполне пригодно. Вещество допускается смешивать со всеми продуктами DOT 4, которые выпущены на гликолевой основе. Точка кипения в 252 градуса обеспечивает длительное отсутствие пузырьков воздуха в коммуникациях, что сказывается на скорости прижимания колодок.
Эта тормозная жидкость лучше других защищает металлические части гидравлической системы от ржавчины. Благодаря этому трубки и поршни суппортов сохранят свою работоспособность дольше и не окисляются. Используя это дорогой товар, Вам придется реже сталкиваться с ремонтом самой тормозной системы, не считая замены колодок и дисков.
Достоинства
- подходит для грузовиков и легковых машин;
- сохраняет характеристики в течение всего срока службы;
- эффективно предотвращает коррозию металлических деталей.
Недостатки
- очень высокая стоимость.
Авто и мото
Nissan DOT 4 1 л
Рейтинг: 4.8
Для своей линейки автомобилей японский производитель Nissan выпускает собственную тормозную жидкость, пригодную для легковых авто и микроавтобусов. Синтетический продукт имеет прозрачный желтый цвет, по которому водителю легко контролировать степень мутности, появляющейся от насыщения водой. А вот в самом бачке желтого цвета разглядеть уровень не всегда удобно. Производитель снабдил литровую бутылку выносным горлышком, чтобы залить жидкость в бак, не потеряв ни капли. Благодаря этому подкапотное пространство останется чистым и Вам будет легче контролировать появления течей в будущем.
Вещество обладает плотностью 0.868, а застывать начинает при температуре -45 градусов. Это делает товар пригодным для эксплуатации в любом регионе страны — пока мотор прогреется зимой, главный цилиндр и бачок уже будут теплыми. Пару нажатий на тормоз и система готова к активному использованию.
Достоинства
- хорошо защищает чугунные и стальные детали от ржавчины;
- срок годности в таре 3 года;
- застывает при -45 градусов.
Недостатки
- из-за высокой прозрачности иногда сложно разглядеть уровень в бачке авто.
VOLKSWAGEN DOT-4 B000750M3
Рейтинг: 4.8
Гликолевая тормозная жидкость, созданная в полном соответствии с требованиями современных и высокотехнологичных систем торможения в автомобилях таких брендов, как Volkswagen, Seat, Audi и Skoda. Конечно, ее можно использовать и для обслуживания машин других производителей. Для этой жидкости нет определенного сезона – подходит и для лета, и для зимы. Спецификация по SAE – J1703, спецификация по ISO-4925 – Class 4. Эта тормозная жидкость отвечает стандарту DOT-4. Она упакована в прочную металлическую банку объемом 1 литр, что упрощает хранение и перевозку.
Жидкость VOLKSWAGEN DOT-4 B000750M3 довольно популярна среди автомобилистов в России и за рубежом. На маркетплейсах у нее десятки положительных отзывов. Из них можно отметить, что товар редко подделывают (упоминаний о браке тоже не замечено), она отвечает всем заявленным стандартам и характеристиками, поэтому ее можно без опасений использовать для своей машины.
Достоинства
- подходит для Volkswagen, Seat, Audi и Skoda;
- соответствие высоким стандартам;
- прочная металлическая банка.
Недостатки
- серьезных минусов нет.
Castrol React Performance DOT 4
Рейтинг: 4.7
Третье место рейтинга достаётся Castrol React Performance DOT 4 – тормозной жидкости на основе полиалкиленгликолевых эфиров с добавлением бора. Такой уникальный выбор связан с тем, что бор помогает поддерживать достаточно высокую температуру кипения даже после абсорбции воды с течением времени – закипает “увлажнённая” жидкость при 180°С. Это лучший показатель среди всех гликолевых образцов, который обуславливает возможность использования одной заливки в течение длительного периода времени (более 2 лет).
В остальном Castrol React Performance DOT 4 выступает как стандартный состав, вязкость которого “из коробки” равна 1200 мм2/с – именно столько, сколько установлено нормативами. Кислотно-щелочная среда также благоприятствует безопасному применению, составляя 7,2 pH. Из недостатков можно отметить разве что высокую стоимость, характерную для всей продукции компании Castrol.
Достоинства
- оптимальная кинематическая вязкость состава при низкой температуре (в соответствии со стандартом);
- добавка в виде бора, увеличивающая защитные функции жидкости, а также не допускающая критического понижения температуры кипения;
- благоприятное водородное число – химически нейтральный состав.
Недостатки
- высокая цена.
Авто и мото
Castrol Brake Fluid DOT 4 1 л
Рейтинг: 4.6
Жидкость для тормозной системы на гликолевой основе с бором, эфирным полиалкилетгликолем разработана для эксплуатации в гидравлике грузовиков, легковых машин и мототехники. Она хорошо подходит для барабанных и дисковых тормозов. Даже при температуре -40 градусов кинематическая вязкость достигает 1200 мм²/с, а значит тормоза будут готовы к работе в сильный мороз. "Сухая" жидкость закипает при 260 градусах, а "влажная" при 165º С, поэтому пузырьков воздуха долго не появится даже при интенсивном торможении. Два углубления на корпусе бутылки облегчают ее удержание двумя пальцами.
Тормозная жидкость имеет длинный срок хранения в таре — он составляет 4 года. Если Вы найдете в продаже свежий товар по акции, можно купить сразу две бутылки, чтобы через 3-4 года выполнить плановую замену вещества. Свои свойства за этот период оставшаяся жидкость в бутылке не потеряет, а Вы сэкономите. Отзывы показывают, что при заливке из тары техжидкости в систему прибор показывает содержание воды в составе менее 1%, а значит запечатана она герметично и подходит для длительного хранения.
Достоинства
- удобно держать литровую бутылку за счет двух впадин;
- закипает при 165 градусах;
- срок годности в таре 4 года;
- подходит для мототехники;
- разрешено использование в тормозной системе грузовиков.
Недостатки
- у некоторых быстро натянула в себя воду после заливки в бак авто.
MOTUL DOT 3&4 Brake Fluid
Рейтинг: 4.5
Пятая строчка рейтинга достаётся тормозной жидкости MOTUL DOT 3&4 Brake Fluid, выполненной на синтетической полигликолевой основе. Она полностью нейтральна к уплотнениям, применяемым в тормозных системах, а также обладает выраженной антикоррозионной составляющей за счёт наличия в составе специальных молекулярных ингибиторов. При первой заливке температура кипения достигает 245°С – всего на 5°С выше, чем предписывает стандарт. После годичного использования и абсорбирования влаги температура кипения падает до 165°С, также оставаясь в рамках допустимого значения.
Как отмечают пользователи, MOTUL DOT 3&4 Brake Fluid проявляет хорошую работоспособность при низких значениях температур, что особенно ценно для северных регионов страны. Кинематическая вязкость при -40°С здесь составляет 1350 мм2/с, из-за чего полное замерзание возможно только в случае ещё более суровых морозов. Стоимость состава на рынке не самая маленькая (в сравнении с другими аналогами), однако она нивелируется высоким французским качеством и отсутствием подделок.
Достоинства
- очень высокое качество и соответствие мельчайшим аспектам стандартов;
- ровные эксплуатационные показатели на всём протяжении работы;
- оптимальна для северных регионов страны.
Недостатки
- высокая цена.
Liqui Moly Bremsenflussigkeit SL6 DOT-4
Рейтинг: 4.5
За крайне сложным названием скрывается топовый представитель тормозных жидкостей из Европы, идущий напрямую на конвейеры известнейших немецких автопроизводителей (Volkswagen, BMW и пр.). Основная “фишка” Bremsenflussigkeit SL6 DOT-4 – смешиваемость с любыми другими тормозными жидкостями, так как никакого отторжения на компонентном уровне не имеется. Температура закипания “сухая” и “увлажнённая” составляет минимум 265 и 175°С соответственно, что означает наличие большого запаса относительно цифр стандарта.
Примечательно, что показатель pH в рамках серии Liqui Moly Bremsenflussigkeit SL6 DOT-4 может варьироваться от 7,0 до 8,5 – разброс достаточно большой, но всё же вписывается в рамки нормы. Однако больший интерес представляют причины, с которыми связано такое колебание значений: то ли нет чёткой установки по количественному содержанию ингибиторов, то ли присутствуют какие-то сбои на линии. В остальном же тормозная жидкость проявляет себя крайне здорово, вплоть до того, что сроки замены могут доходить до 3 лет.
Достоинства
- завышенные показатели кипения в “сухом” и “увлажнённом” состояниях;
- приемлемый кислотно-щелочной уровень;
- наличие запаса по присадкам на случай интенсификации использования авто;
- 1800 мм2/с кинематической вязкости при -40°С.
Недостатки
- довольно высокая цена.
Авто и мото
TCL DOT4
Рейтинг: 4.4
На строчку выше расположилась японская тормозная жидкость TCL DOT4, показавшая отличные результаты в интенсивных режимах вождения авто. Несмотря на пониженные показатели “сухого” кипения – 230°С при нормированных 240 – она отлично взаимодействует с тормозной системой, сохраняя её в первозданном виде на протяжении нескольких лет.
Использовать TCL DOT4 лучше всего в связке с дисковыми тормозами, так как только в этом случае достигается максимальная эффективность без каких-либо нюансов и недостатков. Небольшие погрешности в цифрах сертифицированы и одобрены рядом международных стандартов, таких как японский JIS K 2233 и американские BF-4, SAE J 1704 FMVSS. Примечательно, что Европа жидкость не пропустила, однако в России, особенно в азиатской её части, оригинальные жестяные баночки добыть можно.
Достоинства
- очень высокая стабильность состава;
- высокое качество, обуславливающее достаточно большую цену;
- возможность приобретения в двух объёмах: 0,33 и 1,0 литр;
- идеальная работа в тормозных системах с дисковыми тормозами.
Недостатки
- температура кипения ниже, чем предписывает стандарт.
Valvoline BRAKEFLUID DOT 4
Рейтинг: 4.3
Нидерландская компания Valvoline не может похвастать большой известностью в России, однако тормозная жидкость BRAKEFLUID DOT 4 заслужила порцию похвалы и признания даже от самых притязательных отечественных пользователей. Секрет её успеха крайне прост: точно следование требованиям стандарта без особого стремления “перескочить” планку ради красивой цифры. Температура кипения “из коробки” составила 252°С, а вязкость ограничилась уровнем 1100 мм2/с. Примечательно, что полная кристаллизация жидкости наступает при -41°С – голландцам удалось выдержать ту планку, при которой техническая жидкость может с успехом применяться в холодных климатических зонах страны.
Совершая покупку Valvoline BRAKEFLUID DOT 4, следует понимать, что данная тормозная жидкость ориентирована на эксплуатацию в интенсивных режимах – именно это и отражается в слегка повышенной цене. Иными словами, тормозная система автомобиля при его умеренной эксплуатации будет надёжно защищена на протяжении всех 2 лет, которые рекомендуют в качестве интервала замены.
Достоинства
- отличные температурные и вязкостные показатели;
- полная кристаллизация наступает только при -41°С, что обуславливает возможность использования жидкости в холодном климате;
- повышенное содержание активных присадок и ингибиторов коррозии – жидкость подготовлена к интенсивной эксплуатации;
- приемлемый уровень стоимости;
- отсутствие фальсификата на рынке.
Недостатки
- не выявлено.
MOBIL Brake Fluid DOT 4
Рейтинг: 4.2
На внутрироссийском рынке MOBIL Brake Fluid DOT 4 зарекомендовал себя достаточно хорошо, и, если бы не проблемы с фальсификацией, мог бы подняться к высшим местам нашего рейтинга. Его основные показатели очень хороши: “из коробки” температура кипения составляет 265°С, а при 3,5% содержании воды - 160°С. Великолепно, особенно с учётом того, что оригинальные качества сохраняются очень долго. Вязкость MOBIL Brake Fluid DOT 4 при -40°С составляет 1300 мм2/с, и по этому показателю жидкость отлично подходит для использования в холодных регионах.
Однако ключевая положительная характеристика этого состава заключается в идеальном балансе нейтральности – показатель кислотно-щелочной среды составляет 9,1 pH, что попадает прямо в середину допустимого интервала. В конечном итоге мы получаем отличную тормозную жидкость с очень хорошими эксплуатационными параметрами, с высокой стабильностью и гарантированным сроком службы в течении 2 лет.
Достоинства
- достаточно низкая цена;
- высокие температурные показатели, значительно превосходящие требования стандарта DOT 4;
- идеальный кислотно-щелочной баланс;
- хорошие вязкостные кондиции – жидкость пригодна к использованию в холодных регионах;
- “честно” отрабатывает 2 года.
Недостатки
- на рынке встречается фальсификат.
Авто и мото
LIQUI MOLY DOT 4 0.25 л
Рейтинг: 4.2
Это более доступная по цене тормозная жидкость от мирового бренда, но уже без приставки SL6. По характеристикам товар уступает немного в плане термоустойчивости — закипает жидкость при 155 градусах, когда более "старшая" версия продукта имеет показатель 175º С. Но несмотря на это жидкость остается стабильной и препятствует образованию воздушных пробок. Она создана на основе гликольэтеров, смешанных с эфирами борной кислоты. Сервисная практика показывает, что средство не вредит эластомерам. Производитель на официальном сайте разрешает смешивать продукт с другими техжидкостями стандарта DOT 4.
В отзывах мастера хвалят товар за быструю прокачиваемость по системе, обеспечивающую легкую замену тормозной жидкости. Малая вязкость содействует эффективной работе тормозов и подходит для авто с ABS. Еще средство выступает в качестве смазки подвижных механизмов (цилиндры в суппорте и в главном тормозном цилиндре), поэтому ход педали в меру легкий и без подклинивания. Рекомендуем товар как лучший по соотношению цены и качества.
Достоинства
- подходит для тормозов с антиблокировкой;
- долго сопротивляется образованию воздушных пробок;
- термически стабильна;
- продается во многих местах;
- эффективно смазывает подвижные части тормозного механизма.
Недостатки
- проигрывает другим товарам по точке кипения.
RosDOT 4
Рейтинг: 4.1
На фоне своих соперников по категории RosDOT – ещё один продукт отечественного производства – смотрится весьма достойно, имея высокие показатели рабочих температур и вязкости. Закипание “сухой” жидкости происходит при 255°С (что превышает требования нормы на 15°С), а вязкость при низких температурах не падает ниже 1600 мм2/с. За год эксплуатационные параметры, конечно же, снижаются, однако также укладываются в рамки общепринятых стандартов.
Крайне приятным моментом в покупке RosDOT 4 является фактор низкой цены, из-за чего пользователи частенько предпочитают её дорогим зарубежным аналогам. А что, в системе работает хорошо, требует замены раз в пару лет, и, если хочется перестраховаться, всегда можно залить новую тормозную жидкость при преодолении половинного эксплуатационного срока.
Достоинства
- отличная защита от коррозионных процессов в тормозной системе;
- удовлетворительная совместимость с чёрными и цветными металлами;
- температуры кипения в “сухом” и “увлажнённом” состояниях перекрывают требования стандарта;
- оптимальная вязкость при низких температурах;
- очень выгодная цена.
Недостатки
- не обнаружено.
Sintec SUPER DOT 4
Рейтинг: 4.0
Последняя строчка рейтинга достаётся самой дешёвой тормозной жидкости на гликолевой основе, производством которой занимается российская компания «Обнинскоргсинтез». Несмотря на низкую цену Sintec SUPER DOT 4 показывает приемлемые характеристики, лишь немного уступая лидерам рейтинга. Так, температура “сухого” кипения находится на оптимальной отметке в 240°С, а при наличии в составе воды закипание происходит при 155°С. Хорошо проявляет себя и параметр вязкости: при -40°С он составляет 1360 мм2/с, обеспечивая своевременное срабатывание тормозов.
Основной недостаток Sintec SUPER DOT 4 кроется в пониженной стабильности жидкости на протяжении всего срока эксплуатации: сказывается отсутствие достаточного количества присадок и ингибиторов. Это приводит к уменьшенным интервалам между заменами, либо, при игнорировании, к более серьёзным последствиям.
Достоинства
- самый дешёвый состав в сегменте;
- хорошие параметры температуры и вязкости при свежей заливке;
- распространённость на внутрироссийском рынке.
Недостатки
- низкая стабильность в эксплуатации.
Оцените статью |
|