Личная жизнь Николая Некрасова – трагические и патологические отношения

Обновлено: 08.11.2022 15:58:16

Николай Алексеевич (1821-1877) – титаническая фигура ни литературном Олимпе Российской империи середины XIX века. Пафоса и трагизма ей придает традиционная интерпретация: дескать, ночами не спал, думал о судьбах родины. Был писателем, публицистом, литературным критиком, признанным авторитетом в общественной жизни и прочие регалии. Но в первую очередь, он был очень своеобразным индивидом, с интересными биографическим и творческими вывертами, которые отражают его психофизиологические наклонности и общее настроение того времени.

Николая Некрасова

Фото: Culture.ru

Немного биографии и творчества

Николай родился в дворянской, некогда богатой семье из Ярославской губернии, его отец – поручик и зажиточный помещик Алексей Сергеевич Некрасов был подвержен семейной слабости, увлекался картежными играми и проиграл почти все нажитое состояние. Используя ссору с подросшим сыном как удобный предлог, отец прекратил его материальную поддержку, и молодому студенту пришлось окунуться в водоворот повседневных проблем на фоне полуголодного существования.

Это очень контрастировало с лирическими подражательными стихами из сборника «Мечты и звуки», который безжалостно раскритиковал великий Виссарион Григорьевич Белинский. Тогда Некрасов переключился на повести и рассказы, в которых отразился его собственный жизненный опыт и первые петербургские впечатления. В этих сюжетах действуют бедные девушки, голодные поэты, молодые разночинцы, ростовщики, обирающие бедняков, проживающие в нужде чиновники, обманутые мошенниками и прочим сбродом.

Тема бедности и бесправия в царствование Николая I была очень актуальна и востребована, если ты не заботился о нуждах народа, то просто не имел морального права быть приобщенным к «высокой литературе». Эта тенденция продолжалась до отмены крепостного права Александром II в 1861 году.

Как ни странно, Некрасов крайне отрицательно отозвался про «Манифест о земле и воле» и дальнейшие реформы, опубликовав стихотворение «Свобода»: «Знаю: на место сетей крепостных люди придумали много других…». В дальнейшем он неоднократно возвращался к этой теме, чтобы проанализировать последствия освобождения крестьян, предрекая гибель дворянского сословия и всего монархического строя, в общем, именно так и получилось.

В 1840-е годы Некрасов вместе с Белинским занялись коммерчески успешным проектом – обновили редакцию журнала «Современник», на страницах которого нашли свое признание такие авторы, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Александр Островский, Глеб Успенский, Николай Добролюбов, Николай Чернышевский и многие другие. Там же получили «литературное крещение» молодые таланты Федор Достоевский и Лев Толстой.

Начинается расцвет в его творчестве и личной жизни, подпорченный общественно-идейными конфликтами, которые затронули и творческий состав «Современника». Часть писателей старалась сохранить высокое предназначение литературного искусства, овеянного лучезарной славой Пушкина. Такие писатели, как Иван Тургенев и Лев Толстой настаивали на гармонизации, эстетизации творческого процесса. Тогда как другие твердили о том, что нужно «спасать Россию» и бороться с существующим миропорядком.

За критику самодержавия и капиталистических реформ власти начали преследование журнала и его сотрудников. В 1866 году, после выстрела Дмитрия Каракозова в российского императора Александра II, журнал закрылся навсегда.

Но это не остановило Некрасова, который сблизился с издателем Андреем Краевским и в 1868 году арендовал у него «Отечественные записки», которые превратились в идейно-боевое ядро революционного народничества. Вместе с Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным они продвигали революционно-демократические тенденции, сотрудничали с тайной революционной организацией «Земля и воля».

Некрасов написал известнейшие произведения, такие, как эпические поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», стихотворения «Железная дорога» «Дедушка Мазай и зайцы». Его стихи были посвящены преимущественно современникам из дворянско-литературной среды, хотя и показывали существование трудового народа и угнетаемого крестьянства. Именно он начал использовать в поэзии просторечные, фольклорные, фразеологические обороты, которые придавали особую живость и выразительность его стихам.

Авдотья Панаева – невенчанная царица

Личная жизнь писателя была очень насыщенной и непредсказуемой, в 1842 году он повстречался с Авдотьей Панаевой, женой писателя Ивана Панаева. Привлекательная брюнетка, хозяйка литературного салона считалась одной из самых красивых женщин Петербурга. Несмотря на это Панаева была добродетельной, порядочной женщиной, к которой был неравнодушен и Федор Михайлович Достоевский. Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы заполучить ее признание. Он даже предпринял попытку самоубийства, впрочем, безрезультатную.

Но Некрасов продолжал форсировать неприступную крепость, в итоге чего они начали жить невенчанные гражданским браком в квартире Панаевых совместно с законным мужем Авдотьи – Иваном Панаевым. Такой своеобразный союз продлился почти 16 лет до окончания жизни Панаева. Так или иначе, невзирая на недоумение окружающих, Некрасов создает один из лучших стихотворных циклов, так называемый «Панаевский цикл», очень лиричный и пронзительный. Вместе со своей верной спутницей они пишут и редактируют прозаические, стихотворные произведения.

Разумеется, при этом эпизоде многие исследователи вспоминают ситуацию с Маяковским, Лилей Брик и ее мужем Осипом. Спустя полвека после фатальной встречи Некрасова и Панаевой родилась «муза русского авангарда», хозяйка одного из самых известных в XX веке литературно-художественных салонов. Лиля Брик сама по себе была незаурядной личностью, которая получила половину прав на творческое наследие Маяковского. Она была знакома с такими деятели культуры и искусства, как Марк Шагал, Пабло Пикассо, Сергей Наровчатов, Михаил Кульчицкий, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Сергей Параджанов, Андрей Вознесенский и прочие.

После 20 лет совместной жизни соавторы в лице Некрасова и Панаевой все же разошлись, как говорят критики, из-за принципиальных творческих разногласий, как говорят другие критики, из-за тяжелого характера поэта и его ловеласного поведения. Более реальная причина скрывается в невротическом, навязчивом состоянии психики, которое привело Некрасова по стопам предков к карточным долгам и семейным неурядицам.

Мы разошлись на полпути,

Мы разлучились до разлуки

И думали: не будет муки

В последнем роковом «прости».

Законный брак

Николая Некрасова

Фото: Zen.yandex.ru

Позднее Некрасов все же связал себя узами законного брака с простой деревенской девушкой Феклой Анисимовной Викторовой, которая была младше него на 25 лет, в момент бракосочетания маститому автору было около 50 лет. Николай Алексеевич водил Феклу в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить отсутствие образованности и воспитания, даже придумал ей великосветское имя – Зинаида. Вот так Фекла Анисимовна превратилась в Зинаиду Николаевну, но не смогла заменить Авдотью Панаеву, о которой поэт тосковал до самой смерти.

Карты, женщины, вино

Отец поэта Алексей Сергеевич рассказывал ему про семейную родословную: «Наши предки были богаты. Прапрадед проиграл семь тысяч душ, прадед – две, твой дед – одну, а я – ничего, потому что нечего было проигрывать. Но в карты поиграть тоже люблю.».

Дальше мы подбираемся к очень щекотливой проблеме: как Некрасову удалось переломить семейную неудачу за карточным столом и выиграть сотни тысяч рублей. Мнения опять разделились: одни думают, что это было везение и хорошая подготовка, а другие сомневаются и даже намекают на шулерские приемы в процессе игры. Кто же теперь признается…

Некрасов играл только в санкт-петербургском Английском клубе, где встречались люди состоятельные, среди которых были первые сановники империи. Они не стремились к выигрышу, для них важнее была атмосфера азарта. Некрасов быстро понял, что люди с таким психологическим складом играют рассеянно и не могут контролировать умелого, сосредоточенного соперника.

Он занимался серьезной подготовкой к карточной игре: ехал в клуб, только хорошо выспавшись и приняв ванну с бодрящим составом. Тщательно изучал настроение и манеру игры у партнеров, подолгу просчитывал стратегию и выбирался из, казалось бы, безнадежных раскладов. Невероятное везение.

Благодаря такому неожиданному источнику доходов Некрасову удалось сколотить небольшой капитал и вернуть обратно имение Грешнево, отданное за долги отца, в котором он провел свое детство. Часть выигрыша тратилась на расходы, связанные с изданием журнала «Современник». Отличная инвестиция в будущее России.

Коммерческий талант Некрасова часто подвергался жестокой критике со стороны бесхитростных товарищей. Тургенев обвинял его в том, что он перепродал его «Записки охотника» с выгодой 1500 рублей. Достоевский, Краевский и Успенский неоднократно уличали его в издательских махинациях. «В стихах печалится о горе народном, а сам построил винокуренный завод!» – возмущались современники.

Имеются воспоминания, в которых Некрасов позорит «Обжорное общество» в Петербурге, противопоставляя голодных, измученных бурлаков, а потом выясняется, что сам Некрасов состоял в этом обществе и объедался наравне со всеми. Некрасов и сам признавался в своей двойственности, он писал Боткину: «Во мне было всегда два человека – один официальный, вечно бьющийся с жизнью и с темными силами, а другой такой, каким создала меня природа».

Резюмируем: поэт, прозаик, общественно-литературный критик народнического направления с одной стороны. Аферист по натуре, профессиональный картежник, заядлый охотник на крупного зверя, незаконный сожитель в квартире с супругами – с другой. Такие контрастные, противоречивые черты в одной натуре, ну что тут скажешь, настоящий талант.


Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...