Как выбрать аккумулятор для авто
Аккумуляторная батарея являет собой один из наиболее важных узлов в устройстве современного автомобиля, без которого полноценное его функционирование невозможно. Используется оно как для запуска двигателя, так и для питания вспомогательного оборудования и различных электронных блоков, которыми оборудована машина, а их работоспособность напрямую зависит от того, насколько качественной является АКБ, как она себя показывает в экстремальных режимах эксплуатации и насколько хорошо она способна держать заряд.
Рекомендуем прочитать статью от эксперта по выбору качественного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.
Лучшие производители аккумуляторных батарей
Для того, чтобы аккумулятор отслужил заявленный производителем срок и подвел в самый неподходящий момент, предпочтение следует отдавать продукции всемирно известных концернов:
- Bosch;
- Varta;
- Baren;
- Topla;
- Exide;
Продукция данных концернов продается в крупнейших торговых сетях, а также поставляется многими производителями на конвейер. Выбрав конкретную модель из каталогов той либо иной фирмы, необходимо ознакомиться с отзывами покупателей, которые касаются эксплуатационных характеристик и технических нюансов, а также сильных и слабых сторон. Найти их можно в сети Интернет, на тематических площадках и в социальных сетях.
Принцип работы аккумуляторной батареи
Автомобильный аккумулятор представляет собой источник электроэнергии, получаемой в результате химической реакции пластин, изготовленных из свинца, помещаемых в электролит, в роли которого практически всегда выступает серная кислота. Побочным элементом реакции являются сульфаты, выделяемые пластинами , которые приводят к уменьшению плотности электролита и естественному старению АКБ как следствие.
Виды аккумуляторных батарей, представленные в продаже
Под общим названием скрывается великое множество различных моделей, различающихся принципом работы и, соответственно, своими характеристиками. Выделяют следующие классы АКБ.
Классические обслуживаемые аккумуляторы
Оборудованы шестью банками , каждая из которых выдает 2 вольта напряжения. В качестве материала для изготовления пластин используется сурьмянистый свинец. Верхняя крышка батареи имеет шесть крышек для возможность замера плотности электролита и его замены при необходимости.
Достоинства
- Недорогие;
- Длительный срок работы при правильной эксплуатации;
- Допускают замену электролита при необходимости;
Недостатки
- Выделяют газы во время работы;
- В качестве электролита используется серная кислота;
Достоинства
- Недорогие;
- Длительный срок работы при правильной эксплуатации;
- Допускают замену электролита при необходимости;
Недостатки
- Выделяют газы во время работы;
- В качестве электролита используется серная кислота;
Малосурьмянистые АКБ
При изготовлении пластин такой батареи используется специальный свинец с минимальным содержанием сурьмы, что позволило увеличить срок службы и эксплуатационные характеристики, а также снизить периодичность контроля и обслуживания.
Достоинства
- Небольшой саморазряд;
- Недорогие;
- Стабильность к перепадам напряжения в бортовой сети;
- Низкая периодичность обслуживания;
Недостатки
- Не подходят для современных автомобилей с большим количеством электронных блоков;
- Вредные испарения по-прежнему присутствуют;
Достоинства
- Небольшой саморазряд;
- Недорогие;
- Стабильность к перепадам напряжения в бортовой сети;
- Низкая периодичность обслуживания;
Недостатки
- Не подходят для современных автомобилей с большим количеством электронных блоков;
- Вредные испарения по-прежнему присутствуют;
Кальциевые аккумуляторы
Относятся к классу необслуживаемых – при выработке ресурса подлежат утилизации. Характеризуются небольшим саморазрядом и увеличенным сроком службы. Испарение воды из электролита в ходе эксплуатации находится на минимальном уровне.
Достоинства
- Высокий КПД;
- Увеличенный срок службы;
- Вода практически не испаряется;
- Минимальный саморазряд;
Недостатки
- При выработке ресурса подлежат утилизации;
- Для зарядки требуется напряжение порядка 15-16 Вольт;
- Боятся полного разряда;
Достоинства
- Высокий КПД;
- Увеличенный срок службы;
- Вода практически не испаряется;
- Минимальный саморазряд;
Недостатки
- При выработке ресурса подлежат утилизации;
- Для зарядки требуется напряжение порядка 15-16 Вольт;
- Боятся полного разряда;
Аккумуляторы AGM и GEL
В качестве рабочего вещества используется гелеобразная полимерная масса, пропитанная электролитом. При прохождении химической реакции выделяющийся углерод и водород фильтруются при помощи геля, благодаря чему испарение практически отсутствует, а КПД и ресурс – увеличиваются.
Достоинства
- Высокий КПД;
- Отлично подходят для автомобилей с большим количеством вспомогательного оборудования;
- Нет испарения;
- Практически полностью отсутствует саморазряд;
- Увеличенный ресурс;
Недостатки
- Дорогие;
- Боятся чрезмерно низких отрицательных температур;
Достоинства
- Высокий КПД;
- Отлично подходят для автомобилей с большим количеством вспомогательного оборудования;
- Нет испарения;
- Практически полностью отсутствует саморазряд;
- Увеличенный ресурс;
Недостатки
- Дорогие;
- Боятся чрезмерно низких отрицательных температур;
Аккумуляторы EFB
Схожие по конструктивному принципу с вышеописанными аккумуляторы, отличающиеся от них значительной толщиной пластин, помещенных в специальный гелевый состав. Благодаря такой конструкции достигается минимальное время зарядки и существенно повышается ресурс.
Достоинства
- Быстро заряжается;
- Значительный пусковой ток;
- Эксплуатационный диапазон температур от -50 до +50;
- Минимальная пожароопасность;
- Длительный срок эксплуатации;
Недостатки
- Высокая стоимость;
- Боятся глубокой разрядки;
Достоинства
- Быстро заряжается;
- Значительный пусковой ток;
- Эксплуатационный диапазон температур от -50 до +50;
- Минимальная пожароопасность;
- Длительный срок эксплуатации;
Недостатки
- Высокая стоимость;
- Боятся глубокой разрядки;
Параметры выбора аккумулятора
Помимо типа устройства, существует большое количество критериев, которым необходимо уделять внимание.
Геометрические размеры аккумулятора и месторасположение клемм
- Аккумулятор, устанавливаемый на автомобиль, должен подходить по посадочному месту и допускать установку в стандартный слот автомобиля. Следует помнить, что чем выше емкость – тем больше геометрические размеры батареи;
- Расположение клемм аккумулятора должно соответствовать таковому у той батареи, которая установлена на автомобиль. Некоторые производители сознательно меняют местами положительную и отрицательную клемму, в результате чего длины проводов не хватает для корректной установки батареи;
- Следует помнить, что многие авто предполагают установку батареи в багажнике, где для нее выделена специальная ниша, а потому АКБ, размер которой больше параметров отсека, банально не поместится.
Номинальная мощность аккумулятора
Параметр, который отражает количество расходуемой электроэнергии в течение 20 часов полностью заряженной батареей автомобиля.
- Большинство легковых автомобилей, работающих на бензине, предполагают установку аккумулятора емкостью от 40 до 80 ампер-часов;
- Дизельные авто требуют для корректной работы аккумулятор увеличенной емкости – от 80 до 120 ампер-часов;
- Грузовые автомобили, работающие на тяжелом топливе и имеющие большой объем двигателя, требуют мощного аккумулятора, емкость которого может достигать 150-200 ампер-часов;
- Превышать рекомендованную производителем мощность не рекомендуется. Для зарядки более емкой батареи генератор будет работать в пиковом режиме, однако аккумулятор полностью зарядиться будет не способен. В результате недозаряда его ресурс многократно сократится.
Величина пускового тока
Параметр, напрямую влияющий на способность аккумулятора совершить оборот коленвала. Отражает пиковую величину тока, которую аккумулятор способен сгенерировать при температуре в -20 градусов на протяжении 10 секунд.
- Маломощные легковые автомобили не требуют большого тока. 300-350 Ампер для них достаточно;
- Легковые автомобили с двигателями объемом 3-4 литра предполагают установку аккумулятора с пусковым током в 400-600 Ампер;
- Легковые авто с дизельными двигателями требуют более мощного аккумулятора. Батарейки емкостью в 750-850 Ампер достаточно в большинстве случаев;
- Грузовые автомобили для полноценного старта могут потребовать АКБ со стартовым током в 1000-1200 Ампер.
Оцените статью |
|