Сравниваем DirectX 9 и Direct 11 | Важные отличия
Даже покупаемые «для учёбы» компьютеры то и дело используются для игр. И разработчики операционной системы Windows прекрасно это понимают, интегрируя прямо в код ядра библиотеки и механизмы взаимодействия с видеокартой. И DirectX – как раз такой инструмент.
Вообще, DirectX – это набор интерфейсов прикладного программирования, которые предназначены для взаимодействия приложений с «железом». Например, входящий в него пакет алгоритмов Graphics нужен для работы с видеокартой, а DirectMusic – со звуковой картой. В целом, в него входят девять пакетов интерфейсов, направленных на воспроизведение и вывод различного мультимедийного контента.
DirectX развивается одновременно с операционной системой Windows. Каждые 1-3 года выходят новые его версии, направленные на улучшение работы периферийного оборудования. И поэтому многим начинающим геймерам может быть непонятно, чем отличается одна итерация от другой.
Разберёмся, чем отличается Direct 9 от DirectX 11 и других версий.
DirectX 9
Интерфейс DirectX 9 был представлен одновременно с операционной системой Windows Server 2003 и входит в неё в качество основного API взаимодействия с графическим и звуковым оборудованием.
Главным достоинством интерфейса стала поддержка шейдеров. Шейдеры – это специальные подпрограммы, которые необходимы для определения геометрических свойств объекта. Так, благодаря ним предметы в играх могут отбрасывать реалистичные тени, в них могут отражаться другие вещи и так далее. Шейдеры делают игры более красивыми и кинематографичными, виртуальные миры кажутся более натуральными.
Пока не особо понятно, почему компания Microsoft решила имплементировать DX9.0 в серверную операционную систему. Однако в 2004 году она же выпустила Windows XP SP2, и этот API входил в неё. Именно так и началось распространение DX9.0 среди домашних пользователей.
По сути, все игры, выпущены в период с 2004 года по 2009 год, ориентированы на использование DirectX 9. Это же справедливо и для видеокарт. Как настольные, так и мобильные (предназначенные для ноутбуков), они предназначены для работы именно с этим интерфейсом.
Достоинства
-
Поддержка шейдеров;
-
Повышенная производительность на очень старых компьютерах.
Недостатки
-
Сравнительно узкое распространение (нативно встроен только в Windows XP SP2);
-
Ограниченная производительность за счёт не самой правильной работы с многопоточностью.
Кстати! Казалось бы, куда делся DirectX 10? А он никуда и не девался, он есть. Десятая версия интерфейса вышла в 2006 году вместе с операционной системой Windows Vista. Но сама эта среда была настолько «тормознутой» и «глючной», что о ней предпочли побыстрее забыть и создатели, и разработчики игр.
DirectX 11
Интерфейс DirectX 11 был представлен в 2009 году вместе с операционной системой Windows 7 и тут же «принят на вооружение» как производителями видеокарт, так и разработчиками компьютерных игр. Причина такой популярности очень проста – многопоточность.
Одиннадцатое поколение принесло расширенную поддержку многопоточных вычислений. Теперь видеоданные разделялись на несколько отдельных потоков, каждый из которых обрабатывался на отдельном ядре. Благодаря этому взаимодействие с многоядерными видеокартами стало намного лучше.
После реализации этого интерфейса многоядерные видеокарты стали производиться чаще и активнее. Например, у NVIDIA в последних моделях графических ускорителей вычислительный блок может состоять из 3-4 тысяч ядер CUDA! Благодаря этому скорость обработки визуальной информации увеличивается многократно.
В целом, главными преимуществами одиннадцатой версии интерфейса стали:
-
Поддержка многопоточности на многоядерных графических ускорителях;
-
Увеличение КПД одноядерных и старых видеокарт;
-
Снижение интенсивности нагрева графических ускорителей.
Кроме того, это API принесло нативную поддержку «вытянутых» мониторов формата 16:9. Благодаря этому внешний вид операционной системы в целом и рабочего стола в частности стал намного привлекательнее. Иконки перестали наезжать друг на друга!
Однако для работы DX11 требуется больше ресурсов. Поэтому в некоторых случаях на старых играх производительность с DX11 будет ниже, чем с DX9 – если, конечно, игра позволяет выбрать интерфейс, через который будет взаимодействовать.
Достоинства
-
Повышенная производительность при использовании многоядерных видеокарт;
-
Повышение КПД при работе со старыми и слабыми графическими ускорителями;
-
Поддержка новых визуальных эффектов.
Недостатки
-
Повышенное потребление ресурсов компьютера, не связанных с графической подсистемой – например, процессора или оперативной памяти;
-
Отсутствие обратной совместимости – предыдущие версии «винды» не поддерживают одиннадцатое поколение даже после установки распространяемого пакета.
Преемником DX11 стал DirectX 12. Этот интерфейс был представлен вместе с операционной системой Windows 10 в 2005 году и принёс поддержку шейдерной модели 5.1, которая обеспечивала ещё большую реалистичность при отображении текстур, теней и свечения.
Различия между DirectX 9 и DirectX 11 – и что выбрать
Итак, основным различием между DX9 и DX11 стала поддержка многопоточных вычислений. Впрочем, этим разница не ограничивается.
Параметр |
DirectX 9 |
DirectX 11 |
Основная поддерживающая операционная система |
Windows XP SP2 |
Windows 7 |
Поддержка шейдеров |
Да |
Да |
Шейдерная модель |
2.0 |
5.0 |
Оптимизация для многопоточных вычислений |
Слабая |
Сильная |
Таким образом, DX11 показывает лучшие визуальные результаты и повышенную производительность на современных видеокартах.
Что выбрать?
Если установленная компьютерная игра позволяет выбрать API для взаимодействия с «железом» (такое допускается в лончерах WoT и некоторых других проектов), то принимать решение следует исходя из нескольких параметров:
-
Установленная операционная система. На Windows 7 DX11 является нативным интерфейсом, DX9 поддерживается, но его нужно устанавливать отдельно. На Windows XP SP2 нативный – DX9, а вот DX11 не поддерживается вообще;
-
Установленная видеокарта. Если графический ускоритель ориентирован на работу с DX11 – стоит выбирать именно DX11;
-
Желание получить впечатляющие визуальные эффекты. Если оно есть – лучше выбирать DX11.
В целом, по состоянию на апрель 2019 года – а именно тогда был написан данный материал – даже DX11 является устаревшим интерфейсом. Лучше выбирать DX12, так как он поддерживает наиболее свежую шейдерную модель и даже способен работать с трассировкой лучей – технологией, аппаратная реализация которой была представлена в 2018 году, и которая сделала игры невероятно реалистичными за счёт отражений, отблесков и длинных теней.
Оцените статью |
|