Как быстро выучить все к экзамену: 8 мощных приемов
Разработка навыков быстрого запоминания всегда занимала специалистов. Изучение специфики работы головного мозга позволило на ее основе создать различные способы, прокачивающие память. Они позволяют в короткие сроки усвоить большой объем информации, что актуально для студентов. Позвольте немного поворчать и порекомендовать надолго не затягивать с подготовкой к экзамену. Постепенное, равномерное усвоение учебного материала позволит вам отрефлексировать полученный опыт, проникнуться содержанием информации и уверенно вести себя на экзамене. Здесь вы найдете разные по простоте и сложности эффективные способы, чтобы усвоить максимум информации и успешно закрыть сессию. А также получите базовые советы, как перестать прокрастинировать и многократно повысить работоспособность.
Способы увеличить скорость и эффективность запоминания
Герман Эббингауз (немецкий психолог-экспериментатор), проводил исследования механизмов запоминания. Суть его эксперимента, на которой он вывел «кривую забывания» состояла в том, что он механически заучивал определенный набор слогов. Материал, не наделенный связным смыслом, сложно свести к простейшим ассоциациям или проанализировать, поэтому он выбрал именно такой вариант для чистоты эксперимента. Спустя разные промежутки времени, ученый фиксировал, насколько он запомнил информацию, а после свел ее в статистику. Так, повторение сразу после механического заучивания показало, что остаток информации в памяти составил 60%, через 60 минут этот процент снизился до 40. Через 10 часов остаток составил 35%, а через месяц – всего 20%. Следовательно, объем запоминаемой информации снижается пропорционально с течением времени. Содержание эксперимента субъективно, так как отрефлексированный материал задержится в памяти куда дольше. Поэтому далее мы рассмотрим работающие методики, с помощью которых вы быстро и эффективно подготовитесь к экзамену.
Метод интервальных повторений Пимслера
Пол Пимслер – ученый-лингвист, преподаватель иностранных языков, разработал свою технологию запоминания на основе практического опыта преподавания. Он заметил, что по мере отдаления момента прохождения материала, студенты забывают его. Тогда он выработал понятие «space-effect», согласно которому градуированное запоминание с постепенно увеличивающимся промежутком времени позволяет максимально эффективно проанализировать и запомнить материал. В зависимости от того, как долго вам понадобится запоминаемая информация, существует два варианта интервальных повторений:
-
Вам необходимо усвоить материал в течение короткого времени и нет необходимости откладывать его в долгосрочную память. Тогда схема, по которой вам необходимо повторить заученное, выглядит так: сразу после заучивания – через 15-20 минут – через 6-8 часов – через сутки. Как видите, это не занимает длительного времени и требует от вас лишь пунктуальности и усердия.
-
Вы хотите усвоить информация на длительное время. В этом случае повторения растягиваются на большее количество ступеней и занимают больше времени для реализации метода: сразу после заучивания – через полчаса – через 1 день – через 2-3 недели – через 2-3 месяца. Это длительная перспектива, но именно она эффективна для запоминания важной, объемной информации.
Лингвист отмечает, что заданные интервалы весьма условны и характеризуются усредненными показателями. Но память у каждого функционирует по-разному. Ключевым моментом эффективности является начало повторения в тот момент, когда вы уже почти забыли пройденный материал или в памяти от него остались незначительные фрагменты.
Метод «Storytelling» (рассказ историй)
Исследования Пола Дж. Зака доказали, что история с логичной сюжетной линией, насыщенная образами и эмоциями, запоминается гораздо лучше сухой, с переизбытком терминов, лекции. Выяснилось, что эмоциональное подкрепление сюжета истории провоцирует выработку окситоцина – гормона удовольствия. Еще одно подтверждение важности критического анализа информации, проникновения в суть основ, нашло в исследованиях ученых из Колумбийского университета. Согласно результатам исследования, наделение информации образами, развитый внутренний диалог, наличие вопросов и нахождение ответов на них, позволяют не просто лучше запомнить материал, но и увереннее чувствовать себя на экзамене. На войне все средства хороши, и этот метод однозначно, стоит того, чтобы вы его попробовали. Как его реализовать:
-
Связывайте ключевые понятия, идущие красной линию по лекционному материалу, образами, действиями.
-
Создаваемая история должна быть последовательной, пусть и абсурдной. Даже наоборот, яркие эмоциональные образы лишь поспособствуют качеству запоминания.
-
Применяйте элементы свободных ассоциаций для создания сюжета. То, что вам близко, созвучные слова, схожие понятия – все это заметно упростит процесс заучивания.
-
Можете представить себе собеседника-критика, которому вы повествуете свою историю. Затем подумайте, какие бы вопросы он задал? Что бы его смутило в вашем рассказе? Именно критический подход поможет найти бреши в памяти и эффективно закрыть их с помощью качественного анализа.
Метод Фейнмана
Р. Фейнман – выдающийся физик-теоретик, который получил Нобелевскую премию. Он выработал собственный метод, повышающий эффективность заучивания. Его нельзя назвать новаторским, так как он содержит в себе вполне обычные приемы. Однако четкая систематизация алгоритма действий и приведение их в стройную, логичную теорию – это заслуга ученого. В чем заключается этот метод:
-
Обращаемся к уже имеющимся знаниям. Возьмите тетрадь и выпишите имеющуюся у вас в голове информацию по теме с использованием терминов и понятий, которые вы четко понимаете.
-
Прочитайте то, что выписали. Сопоставьте этот материал с лекционным или экзаменационным материалом. Определите, что вы упустили и также кратко добавьте в актуальную информацию в тетради. Пишите максимально просто, без сложных слов.
-
Объедините все написанное в лаконичный, логичный, стройный рассказ. В историю, которую бы вам самому было интересно прочитать.
-
Существуют сопутствующие условия, многократно повышающие эффективно метода Фейнмана:
-
Визуализация. Задействуйте зрительный анализатор при запоминании. Это повысит эффективность усвоения на 30-40%.
-
Задействуем аудиальную систему восприятия. Запишите свой рассказ на диктофон, затем переслушайте запись. Так вы достигнете двух целей – улучшите качество запоминаемой информации и найдете пробелы в знаниях.
-
Дополняйте этот метод другими (аббревиатуры, рисование образов, рифмы и т.д.).
Интерференция (метод локусов)
История метода зародилась еще в Древнем Риме, когда ораторам и политических деятелям было необходимо выступать за трибуной в течение нескольких часов с огромным объемом информации. Чтобы не попасть впросак и не запнуться на половине выступления, они ввели для себя систему запоминания ключевых понятий, привязанных к определенному месту. Это и есть условный «локус» - местоположение. Например, вы идете по парку и внимательно разглядываете яркие, цепкие детали. Вот увидели вы лавочку – закрепили за ней определение «усталость», так как люди присаживаются на нее, чтобы отдохнуть от ходьбы. Идете дальше и видите примечательную урну и закрепляете за ней понятие «колониальный». Заметьте, что они не имеют логической связи. Такой вариант запоминания тоже возможен.
Настал момент отвечать на экзамене. Вы парируете ответами, а в голове прокладываете маршрут, по которому шли и представляете цепкие детали, на которые обращали внимание. Вместе с этими воспоминаниями, на ум придут те понятия, которые вы с ними связывали.
Коллективная подготовка: делегирование задач
В этом методе нет особой технологии и тут все довольно просто. Предположим, вам необходимо подготовить ответы на предварительный список экзаменационных вопросов. Но как это успеть, когда на подготовку остались считанные дни? Разделите эту тяжелую ношу со своими одногруппниками: поделите вопросы по номерам, чтобы каждому досталось равное количество. И приступайте к их подготовке. По мере завершения работы, вы отдаете свои ответы и в ответ получаете остальные.
Можно реализовать коллективную подготовку через проведение пробного экзамена. Вы с парочкой других студентов, тянете билеты и отвечаете друг другу на вопросы. Это поможет спроецировать ситуацию экзаменации, а также выявить пробелы в запоминании и улучить качество усвоенного материала.
Метод пиктограмм
Этот способ понадобится для запоминания конкретной информации с наглядными образами. Однако щепотка вашей фантазии с каплей воображения помогут перевести абстрактные понятия в картинки. Так, мы плавно подошли к описанию метода. Его суть состоит в том, чтобы кодировать цельный текст с помощью маленьких зарисовок. Для этого подойдут даже смайлики. Чтобы понять, как работает метод, попробуйте закодировать хорошо известное вам детское стихотворение, которое насыщено наглядными образами. Например, отрывок из «Телефона» Чуковского:
-
«У меня зазвонил телефон». Рисуем телефон.
-
«Кто говорит? Слон». Знак вопроса и слон.
-
«Откуда? От верблюда». Рисуем верблюда.
-
«Что вам надо? Шоколада». Знак вопроса и шоколадка.
-
«Для кого? Для сына моего». Знак вопроса и образ, связанный с детством – пирамидка, соска или др.
-
«А много ли прислать?». Большая и маленькая посылка.
-
«Да пудов эдак пять или шесть. Больше ему не съесть». Тут можно оперировать прямыми образами – нарисуйте цифры и смайлик, которого тошнит, например. Получится яркий, цепкий элемент.
-
«Он у меня еще маленький». Здесь тоже может отразить символический признак детства.
Освоив его на простом примере, вы научитесь кодировать сложную информацию в простых символах.
Сочинение аббревиатур
Отличным примером использования аббревиатур является считалочка «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой закодированы первые буквы цветов радуги. С помощью таких ярких ассоциативных рядов, вы сможете закодировать любую информацию, идущую списком. Можно использовать первые буквы слов, понятий и определений из списка, чтобы, посмотрев на них, вспомнить целый образ материала.
Стоит отметить, что данный способ больше подходит для людей творческих с гуманитарным складом ума. В точных науках его будет реализовать гораздо сложнее.
Метод 3-2-1
Предположим, сроки позволяют вам подготовиться к важному экзамену еще хотя бы неделю. Тогда данный метод подойдет, если вам нужно найти и запомнить большой объем информации. В чем его суть:
-
3 дня вы ищите точную, достоверную информацию по вопросам. Прорабатываете ее так, чтобы исключить из нее всю воду и сохранить самый полезный остаток.
-
2 дня вы читаете информацию, пытаетесь связать ее с образами, подключаете другие методы запоминания информации.
-
1 последний оставшийся день вы повторяете выученное с помощью интервальной методики.
Этот метод легок и просто в понимании, хотя синтезирует в себе массу других высокоэффективных способов усвоения информации.
Благоприятные условия для реализации методов и техник
Мало взяться за рабочие методики. Необходимо соблюсти ряд условий, которые повысят плодотворность ваших усилий:
-
Делайте перерывы, отдыхайте, отвлекаясь от работы хотя бы на 5-10 минут за 1 час. Перегруженный, утомленный мозг не в силах усваивать материал эффективно и быстро. Не делая перерывы, вы лишь отдаляете желанный результат.
-
Сконцентрируйтесь на том, чем занимаетесь. Забудьте про другие заботы и тем более про телефон. Соберите волю в кулак, иначе рассредоточенное внимание перенесет фокус с одной задачи на другую.
-
Приурочивайте запоминание на вечерние часы (пример 8-10 вечера). В течение дня можно заниматься подготовкой и адаптацией материала, а вечером активно его запоминать.
-
Соблюдайте режим сна. Во время сна мозг отдыхает и на следующий день подарит вам максимум отдачи. Подготовка к экзамену круглыми сутками снижает эффективность запоминания.
-
Не забывайте делать физ. минутки. Встаньте, разомнитесь, сделайте легкую зарядку, чтобы наладить кровообращение.
Заключение
Теперь вы знаете самые эффективные способы, апробированные и зарекомендованные специалистами в разных областях науки. Вы можете выбрать любой метод, который придется вам по душе. Желаю отлично закрыть сессию и научиться планировать свое время так, чтобы его на все хватало – и на учебу, и на развлечения.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024