15 самых интересных стратегий на ПК
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
В современных условиях игрового рынка стратегический жанр переживает не лучшие времена. Курс «оказуаливания» всего и вся, а также смена вектора популярности на RPG и экшн-адвенчуры оставила на рынке преимущественно те серии стратегий, которые имеют большую историю, либо очень респектабельного издателя.
Но покопавшись в ретроспективе индустрии, можно отыскать проекты, которые являются классикой жанра, несут в себе новые, интересные механики и приятно играются даже по сей день. Журнал Expertology предлагает вам ознакомиться со списком 15 самых интересных стратегий старого поколения, высоко оцененных пользователями и критиками за более чем 10-летнюю историю своего существования.
Рейтинг самых интересных стратегий на ПК
Номинация | место | наименование | рейтинг |
Рейтинг самых интересных стратегий на ПК | 1 | Age of Mythology | 5.0 |
2 | Rise & Fall | 4.9 | |
3 | Supreme Commander | 4.8 | |
4 | “В Тылу Врага” | 4.7 | |
5 | Codename Panzers | 4.6 | |
6 | Star Wars: Empire at War | 4.5 | |
7 | World in Conflict | 4.5 | |
8 | Rise of Nations | 4.4 | |
9 | Praetorians | 4.3 | |
10 | Black & White | 4.3 | |
11 | War Front: Turning Point | 4.2 | |
12 | Battle Realms | 4.2 | |
13 | Rise of Nations: War of Legions | 4.1 | |
14 | Tom Clancy’s Endwar | 4.1 | |
15 | Wargame Red Dragon | 4.0 |
Age of Mythology
Рейтинг игры: 5.0
Не осталась без внимания и классическая стратегия Age of Mytholohy, имеющая много общего с еще более легендарной серией Age of Empires. Сеттинг этого проекта относит игроков в античную эпоху, когда миром правили языческие религии, а люди поклонялись Пантеону Богов. Разработчики сделали очень грамотный ход, столкнув в рамках одной игры Греческую, Египетскую, Атлантскую (дополнение The Titans), Скандинавскую и Китайскую (дополнение Tale of the Dragon) империи – ни один проект с 2002-го года не повторял этот эксперимент.
В отличие от Age of Empires, где пользователю доступны только человеческие и осадные юниты, в Age of Mythology имеется набор мифических существ: мумии, гигантские жуки-скарабеи, анубиты, люди-скорпионы, минотавры, циклопы и многие другие. Главная фишка проекта заключается в том, что доступ к мифическим юнитам открывается при переходе в новую эпоху и начале поклонения новому богу (из пантеона младших богов). При этом на отряды пользователя накладываются и полезные пассивные эффекты, которые позволяют увеличить характеристики войск, либо дарует производственные бафы. В конечном итоге проект, вместе со всеми дополнениями, поднял планку качества классической стратегии на высочайший уровень. И пускай тот же Warcraft III получил большую популярность, Age of Mythology не была забыта и по сей день.
Компьютеры
Rise & Fall
Рейтинг игры: 4.9
Стратегия с элементами экшна от 3-го лица, получившая высочайшие оценки от игрового сообщества за невероятный геймплейный опыт, который впоследствии был хорошо интерпретирован во 2-ой части SpellForce. Играя в сюжетной кампании Rise & Fall аудитория получала возможность время от времени управлять главным героем – военачальником, ведущим войска своей фракции на бой с недругами. Иначе как имбой переход к управлению героем назвать нельзя – даже в самый критический момент, когда войска регулярной армии на исходе, экшн-система позволяет выкашивать толпы врагов и восстанавливать паритет сторон. Собственно, у критиков этот микс стратегии и экшна вызвал сплошное негодование. В конечном итоге подобное решение они называли «смелым» и «довольно оригинальным», а вот игровой процесс «скучным и однообразным».
Если же абстрагироваться от экшн-составляющей, то игра начинает навевать воспоминания о великолепной Age of Mythology. Да, сам сеттинг относит аудиторию не в столь раннюю античную эпоху, и завязан он на противостоянии героев, а не на поклонении богам и глобальных цивилизационных войнах. Однако общие черты проследить можно – по крайней мере мы знаем, чем вдохновлялись разработчики Rise & Fall. Что же: по прошествии 13 лет проект по-прежнему всплывает в дискуссиях общественности. Правда, ни о каком продолжении или перезапуске речи не идёт, но надежды на то, что однажды нас посетит идейный клон великолепной игры, терять всё-таки не советуем.
Supreme Commander
Рейтинг игры: 4.8
Еще один представитель жанра стратегий из 2007-го года, ставший идейным наследником популярной игры Total Annihilation. История Supreme Commander разворачивается в футуристическом будущем, в котором человечество добилось огромных научных успехов. Многолетнее правление Империи оказалось дискредитировано в момент создания новой технико-антропологической расы симбионтов – людей с кибернетическими аугментациями и искусственным интеллектом. Преследуя алчное желание поработить людей новой расы, Империя развязала войну, впоследствии вышедшую за пределы одной планеты. Так, разделившись на три фракции – Эон, Кибан и ОФЗ – каждая со своими убеждениями и предрассудками, люди бывшей Империи начали истреблять друг друга, превращая в руины некогда красивейшие пейзажи Земли и жизненно важные колонизированные планеты.
Главное достоинство Supreme Commander над всеми подобными проектами заключается в большой вариативности тактик, что является следствием правильного игрового баланса. Практически все юниты здесь полезны и могут значительно повлиять на стратегические методы сражения. Сюжетных миссий немного, но они есть, да к тому же отлично продуманы, из-за чего на прохождение каждой может уходить порядка 2-3 часов. Отдельно стоит отметить и масштабное обновление, спустя год привнесшее в игру новую фракцию (Серафим), полноценную сюжетную компанию и 110 (!) единиц новой техники. В дальнейшем разработчики выпустили не менее качественную 2-ую часть данной стратегии и заслужили почетное место в богатейшей истории гейм-индустрии.
“В Тылу Врага”
Рейтинг игры: 4.7
Стратегическая игра украинского производства, выпущенная в продажу в 2004 году. Для своего времени уровень её исполнения был выше всяких похвал: многие западные игровые издания оценили творение под издательством 1С высоко, признав его чуть ли не самым лучшим релизом года среди себе подобных. Что и говорить: правильно расставленные акценты и умение грамотно реализовать задуманное позволили студии Best Way получить признание в уютном сообществе любителей стратегий.
Но чем же игра так полюбилась пользователю? Во-первых, ставкой на реализм. Если в тело человеческого юнита прилетает граната, либо фугасный патрон танка, его попросту разорвет. Попадание в забор или хибару приведет к разрушениям, а выстрел во вражескую технику – к нейтрализации или полному ее уничтожению. Примечательно, что брошенный, но еще «живой» вражеский танк, БТР и другие единицы техники можно чинить и использовать в бою. Также в игре присутствует система укрытий, которые подчиняются тем же законам физики (правильной и достоверной), что и остальные аспекты.
Второе и, пожалуй, главное достоинство “В Тылу Врага” выражается наличием 4 сюжетных кампании – за войска СССР, Британии, США и Германии. Все они отличаются продуманностью и реалистичностью картины происходящего. Визуально игра также выглядит отлично и, что радует больше всего: о ней не забыли. Правда, разработка, спустя более чем 10 лет, была отдана в руки другой студии.
Компьютеры
Codename Panzers
Рейтинг игры: 4.6
Сильный венгерский проект про Вторую Мировую войну, имеющий некоторое геймплейное сходство с World in Conflict, но привнесший в жанр несколько довольно интересных фишек. Особо говорить про сеттинг здесь не имеет смысла: во времена повального увлечения событиями Второй Мировой только ленивый не использовал эту концепцию в своих целях. И вот, казалось бы, очередной безликий проект покинул стены студии, выйдя в мир...и стал очень добротной стратегией с правильным балансом и своими особенностями.
Сходство с World in Conflict у Codename Panzers ограничивается разве что отсутствием возможностей строительства базы и тем, что подчиненные отряды пополняются путем их покупки за специальные очки. Только вот делается это не в ходе сражений, а между миссиями, что нацелено на утяжеление игрового процесса. Интересной фишкой, которую можно отметить со знаком «+», является реализованная система рангов. Благодаря ей отряды, которые выступают под командованием игрока от миссии к миссии, становятся значительно сильнее, чем новобранцы, а их потеря ощутимо сказывается на расстановке сил. Также интересна система «скрытых заданий», выполнение которых дает ощутимое преимущество над врагом в ходе одного отдельно взятого задания. У Codename Panzers очень хорошо прослеживается тактический потенциал, и многие эксперты до сих пор не могут понять, почему такая игра была бесславно забыта. Чтобы немного восстановить справедливость, присвоим ей 5-е место в рейтинге лучших.
Star Wars: Empire at War
Рейтинг игры: 4.5
Вышедшая в 2006 году Empire at War была тепло принята фанатами Star Wars: привыкшие отыгрывать в ролёвки и шутеры, они открыли для себя и тот факт, что такой большой вселенной отлично идет жанр стратегии. Уникальность игры целиком и полностью состояла в великолепном сочетании нескольких механик. Стратегические и тактические элементы здесь отлично сочетались с менеджментом ресурсов, а бои в пределах планет – с жаркими космическими баталиями.
Сюжет Star Wars: Empire at War традиционно отыгрывался на ограниченных локациях, был очень даже захватывающим и выполненным в духе франшизы. Но имелась в игре и другая составляющая: режим свободной кампании, который позволял выбрать одну из двух противодействующих сторон – Альянс повстанцев или Империю – и решить судьбу всей галактики. К большому сожалению всех фанатов, кому игра понравилась тогда, и нравится по сей день, нынешний владелец франшизы (Electronic Arts) не спешит развивать серию в жанре стратегий. Может быть оттого, что они не умеют это делать, а может и из соображений малой выгоды – ведь прикрутить лутбоксы уже не получится. Если бы Lucas Arts продолжала существовать, то Empire at War получила продолжение...в современных же реалиях надеяться практически не на что.
World in Conflict
Рейтинг игры: 4.5
Стратегия, получившая почетное звание «лучшей RTS» в 2007 году от ряда авторитетных игровых изданий. Сюжетная кампания здесь развивается по альтернативному историческому сценарию. 1989 год ознаменовался масштабным конфликтом на территории Европы. Виновником происходящего стал Советский Союз, который, вместо перестройки, задумал установить власть над европейскими странами за нежелание оказать финансовую помощь в критический для него момент. Конфликт перерастает в проблему мирового масштаба: в качестве миротворцев в Европу перебрасывают (кто бы мог подумать?) войска Соединенных штатов, но даже с их помощью территория медленно, но верно переходит под контроль советской армии.
Игровой процесс пользователи начинают в осажденном Сиэттле. Регулярные войска Страны Советов перешли к осаде территории США, и главная цель в этом случае – подавить силы противника, отстояв независимость Штатов. В World in Conflict отсутствует строительство базы, которое мы привыкли видеть в классической стратегии. Вместо этого упор сделан на тактическую составляющую, поскольку в руках игрока крайне редко находится большое количество войск. Пополняются ряды юнитов исключительно за счет переброски отрядов, призвать которые можно за условные зарабатываемые очки.
World in Conflict – это отличный стратегический проект для получения альтернативного игрового опыта, имеющий свои сильные и слабые стороны, но незаслуженно забытый под слоем времён.
Компьютеры
Rise of Nations
Рейтинг игры: 4.4
Игра, в которой прослеживаются мотивы легендарной Civilization и нотки глобальных конфликтов из Total War. Концептуально проекту удалось навязать заочную борьбу и тому, и другому конкуренту, но испытание временем, как мы можем судить по текущей ситуации в сегменте, выдержать ему оказалось не по силам.
Поразительно, но Rise of Nations постаралась отойти от прямого сравнения со столпами серии пошаговых и real time-стратегий путем целенаправленного смещения акцентов. Так, если в Total War игроки сосредотачиваются на том, как меняется глобальная карта после битвы, то данная игра смещает фокус на происходящее непосредственно на поле боя. А вот с Civilization идейных расхождений найти сложнее, но...таковые есть. Например, количество наций в Rise of Nations насчитывается более 24 (с учетом дополнений), тогда как первоисточник даже в 2016 году показал нам всего 19 цивилизаций. Правда, решение брать количеством привело к тому, что был утрачен компонент качества. Уникальность наций определяло всего 3 индивидуальных юнита и один национальный бонус – согласитесь, что этого очень мало для общего разнообразия. Но, как бы то ни было, Rise of Nations стала хорошим представителем жанра, получила высокие (для своего времени) оценки, и заслужила места в списке самых лучших стратегий для ПК.
Praetorians
Рейтинг игры: 4.3
Начало 2000-х годов выдалось «золотым» временем для разработчиков стратегий в реальном времени – скачок в графической части позволял делать приятную, приемлемую картинку без больших усилий, сосредотачиваясь на геймплее и сюжетной составляющей. Да и нарративщики старались не так, чтобы сильно: за основу игр брались сценарии легенд и мифов, а также достоверные исторические события, требующие интерпретации под условности игрового воплощения. Одним из таких творений стала Praetorians – игра, рассказывающая о событиях, происходивших в Риме при Гае Юлие Цезаре. За основной источник для вдохновения сценаристы взяли его походный дневник, в котором подробно описываются события от захвата Галлии до завершения гражданской войны.
Главной особенностью геймплея Praetorians стала очень забавная черта: войска, отправленные в атаку на противника, нельзя было отозвать. Это очень хорошо характеризует принципы легионов той эпохи, когда отступление расценивалось как проявление трусости. Фактически, любой посланный в бой отряд будет сражаться до последнего, ценою собственной жизни сдерживая врага. Это в значительной степени сужает тактические возможности игрока до пресловутого досылания в бой подкрепления из числа резервных войск. Звучит не очень хорошо, но на деле получается достаточно увлекательно – проекту удается подбрасывать пользователям новые вызовы, от первой до последней миссии. Именно по этой причине Praetorians до сих пор вспоминается любителями стратегий с теплотой и ностальгией.
Black & White
Рейтинг игры: 4.3
Довольно нетипичный проект для игроиндустрии, сочетающий в себе элементы стратегии в реальном времени и симулятор бога. Аналогично Dungeon Keeper, в Black & White обыгрываются вопросы божьего вмешательства в жизни поселений. Но, в отличие от предшественницы, идеи здесь были возведены в абсолют. Игрока наделяли возможностью выбора маркеров поведения, правда, в очень ограниченном диапазоне из 2 противоположных значений. Всячески помогаешь жителям справиться с возникшими невзгодами? Ты хороший бог, которого восхваляют и почитают. Постоянно насылаешь на них жестокие испытания и стремишься запугать? Ты злой, разгневанный бог, перед которым не трепещет разве что умалишенный.
Несмотря на прямолинейность и однозначность системы морали Black & White не заставляет пользователей скучать и выдумывать различные непотребства для собственного увеселения. Игра имеет конечную цель, которая заключается в захвате близлежащих деревень под свой неусыпный контроль. Иными словами, игроки должны заставить селян на локации поклоняться им – только в этом случае можно говорить об успешном окончании сюжетного режима. А вот пути и скорость достижения этого состояния уже зависит от решений самих пользователей – в этом и проявляется стратегическая составляющая рассматриваемого проекта.
Компьютеры
War Front: Turning Point
Рейтинг игры: 4.2
War Front: Turning Point – это переосмысление серьезной стратегической серии с альтернативным видением истории, получившее классическое воплощение и ряд очень классных фишек, играющих на реализм происходящего. Предшествующие игре две части, выделявшиеся на фоне конкурентов больше отрицательными, чем положительными сторонами, вынудили разработчиков пойти на осмысленный риск как в сюжетном, так и в геймплейном плане. Перевернутый ход войны, в начале которой войска союзных армий убивают Гитлера, а нацисты без труда прорывают оборону Великобритании, повышает градус безумия до невиданных пределов.
Поддерживает этот хаос и игровой процесс, включающий в себя множество неординарных юнитов и возможность выбора героя фракции (из 3 возможных). В свою очередь, механики управления истинно классические, да и баланс сил выверен в пример многим современным проектам –каждая боевая единица находит практическое применение и несет в себе определенный тактический смысл. Очень понравились и игрокам, и критикам, механики динамической смены погоды и времени суток, а также влияние этих событий на игровой мир. В темноте на локации начинают включаться прожекторы и прочее освещение, что очень благотворно влияет на лор проекта. А вот в дождь и ветер пользователь и его оппонент лишаются возможности призыва авиации, что диктуется вероятностью напрасной потери боевых единиц в плохих погодных условиях. Всё это и многое другое выгодно отличает Turning Point от основного массива стратегий того времени, и тем непонятнее становится факт, что игра, равно как и вся франшиза, была просто забыта.
Battle Realms
Рейтинг игры: 4.2
Стратегия в реальном времени, стилистически близкая к Warcraft III, но кардинально отличающаяся от нее в плане концепта. В каком-то смысле Battle Realms можно сравнить с Total War: Shogun – история конфликта здесь разворачивается под стать лучшей игре начала 2010-х. Только вот масштабы серии в целом, и действия в отдельно взятом проекте, значительно уступают детищу Creative Assembly.
Основная интересность геймплейной части Battle Realms заключалась в развитии собственной армии. В то время как все стратегии в реальном времени использовали механику, заложенную еще в Dune (отряды создавались с использованием ресурсов), данный проект внедрил перспективную, но доселе никем не повторенную систему рекрутинга. Суть ее заключается в следующем: для того чтоб создать воина, игроку необходимо отправить на обучение крестьянина, которые в других стратегиях выполняют роль рабочей силы. То есть, помимо материальных ресурсов, игра просит от пользователя ресурс человеческий, что не противоречит логике реального мира (гораздо страннее, когда, по каноничной игровой условности, отряд генерируется из воздуха). Да, масштабы сражений в Battle Realms значительно уступают конкурентам по жанру, зато уровень накала и оригинальный игровой опыт делают её одной из самых интересных стратегий в сегменте гейм-индустрии.
Rise of Nations: War of Legions
Рейтинг игры: 4.1
Rise of Nations: War of Legions – превосходный пример того, как одна игра с реализацией, близкой к Civilization, может кардинально перевоплотиться в стратегию классического толка. Вы можете сказать, что нечестно располагать в рейтинге идейное продолжение уже упомянутой игры...однако ни о каком идейном продолжении речи тут и не идет. Выпуск «Войны Легионов» был связан с желанием разработчиков притянуть ту часть игровой аудитории, которой не по душе сеттинг стратегий с огромным количеством игровых сторон и слабенькой реализацией различий между ними.
В новой Rise of Nations конфликт разворачивается между 3 фракциями, характерными чертами которых являются:
- огнестрельное оружие с различными паровыми машинами (четкое прослеживание культуры стимпанка);
- магия и мифические существа;
- смесь инопланетных технологий с культурой ацтеков.
Естественно, глобальный посыл конфликтов никуда не делся: остались и города, и границы, и дерево исследований (пришедшие на смену эпохам). Изменился визуальный стиль и самобытность каждой фракции, изменены подходы к тактическим и стратегическим решениям, завязанным на идеально выверенном балансе войск. И вроде бы, все хорошо, вот только сюжет не может повторить размахов дизайна и геймплейных механик. Впрочем, стратегия – тот жанр, который может существовать и без сильной истории.
Компьютеры
Tom Clancy’s Endwar
Рейтинг игры: 4.1
Вероятность нарваться на массу отборной клюквы в играх серии Tom Clancy’s почти всегда превосходит отметку в 90%. Однако Endwar, принадлежащий наиболее подходящему виду жанра для вмещения этой самой клюквы, получился адекватным и с точки зрения сюжета, и в плане реализации геймплейных нововведений. Глобальный конфликт, в котором предлагают поучаствовать игроку, был спровоцирован всеми его сторонами: и США, и Европейской коалицией, и Россией, и даже Китаем с Японией. Что примечательно, в данной части упоминается только первые три представителя противоборствующих сторон: азиатские представители в ней не раскрываются от слова «совсем». С большой долей вероятности такой ход был обусловлен надеждами на продолжение серии, однако..
...мечтам о выпуске следующей главы Endwar не суждено сбыться. Первая и единственная часть стратегии попыталась отойти от стандартов жанра, закрепив камеру строго в тылу выбранных отрядов. Получилось очень даже интересно: отныне пользователь мог полагаться только на то, что видел на горизонте, а тактическая выкладка формировалась путем периодического переключения на разных юнитов. Чтобы усилить процесс погружения в стратегию, разработчики из Ubisoft Shanghai «прикрутили» к интерфейсу голосовое управление. Правда, распознавало оно лишь английскую речь, да и то в чистейшем произношении. Впрочем, приноровившись за пару-тройку часов, игроки получали уникальный опыт от игры, отмечая, что она действительно позволяет почувствовать себя командиром боевого отряда.
Wargame Red Dragon
Рейтинг игры: 4.0
Представитель замечательной в своей масштабности серии стратегий Wargame предлагает сменить театр военных действий с лесистых и равнинных местностей Европы на пустынные сопки, непроходимые джунгли и болота Средней Азии. Как и в случае с World of Conflict или Codename Panzars, Wargame Red Dragon не дает возможности строить базы и обучать боевых юнитов в ходе выполнения миссии – на каждое задание их выдается строго определенное количество, что сильно замедляет геймплей и заставляет пользователей играть вдумчиво, разрабатывая тактику и стратегию. Если вы думаете, что все просто – спешим вас разочаровать. Red Dragon относится к числу хардкорных проектов, рассчитанных далеко не на всю аудиторию RTS-игр. Собственно, именно эта черта и определила непопулярность серии, особенно на фоне франшиз Civilization, Total War, и, косвенно, Warhammer 40k. Тенденция на оказуаливание всего и вся лишает возможности к существованию как отдельных представителей стратегического сегмента игр, так и жанра целиком. Серия Wargame – не исключение, однако ей все же удается существовать, обходясь малым бюджетом, негромкими анонсами и любовью небольшой группы преданных фанатов. За совокупность стремления к жизни и постоянства в бескомпромиссной хардкорности серия достойна почетного места в нашем рейтинге.
Оцените статью |
|