9 лучших произведений Рахманинова Сергея Васильевича
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Великий композитор был страстно верен традициям русской музыки. При этом он сумел внести в нее нечто новое, создав неисчерпаемую силу для развития и обогащения русских музыкальных традиций. Почти полувековой творческий период Рахманинова пережил настоящую эволюцию. Но, несмотря на изменения творческого облика композитора, сохранилось его цельность, узнаваемость. Среди простых слушателей Рахманинов был популярен благодаря страстной, невероятно захватывающей лирике, правдивости и поэтичности музыкального выражения. Вашему вниманию самые известные произведения именитого классика.
Гений русской классики: лучшие произведения Рахманинова
Номинация | место | Произведение | рейтинг |
Обзор лучших произведений Рахманинова | 1 | Опера «Алеко» | 4.2 |
2 | Поэма «Колокола» | 4.3 | |
3 | Фортепианный концерт №2 | 4.4 | |
4 | Рапсодия на тему Паганини | 4.5 | |
5 | Сюита «Симфонические танцы» | 4.6 | |
6 | Опера «Скупой рыцарь» | 4.7 | |
7 | Опера «Франческа ди Римини» | 4.8 | |
8 | «Вокализ», соч. 34 №13, для голоса в сопровождении фортепиано | 4.9 | |
9 | Фортепианный концерт №3 | 5.0 |
Опера «Алеко»
Рейтинг: 4.2
В Малом зале столичной консерватории есть доски с именами выпускников, окончивших высшее музыкальное заведение с золотой медалью. В их числе и Сергей Рахманинов, окончивший консерваторию с отличием в качестве композитора. Его дипломной работой и стала опера «Алеко», основанная на пушкинской поэме «Цыгане».
Одноактная лирико-психологическая опера была написана Рахманиновым просто блестяще. Это юношеское произведение (молодому композитору было в ту пору 19 лет) заслужило восхищенное внимание Чайковского, который всячески содействовал постановке оперы и даже попросил у Рахманинова разрешения показывать «Алеко» вместе с собственной оперой «Иоланта».
Рахманинов был невероятно увлечен своей дипломной работой и создал ее за рекордно короткий срок – всего 17 дней. Это свидетельствовало о страстной поглощенности творчеством и недюжинном таланте молодого человека. Либретто для «Алеко» написал знаменитый театральный деятель Немирович-Данченко.
Эталонным исполнением главной партии в опере – роли Алеко – считается друг Рахманинова, легендарный русский бас Шаляпин. Любопытно, что его первое воплощение в этом произведении было довольно странным: он загримировался под Пушкина. Дело в том, что первое представление оперы «Алеко» пришлось на 100-летний юбилей со дня рождения великого русского поэта, драматурга и прозаика, а сам Шаляпин отождествлял Пушкина с Алеко.
Премьера оперы состоялась в апреле 1893 года на сцене Большого театра в Москве. Спектакль прошел очень успешно. Присутствовавший на премьере Чайковский аплодировал так, что чуть не выпал из ложи.
Следует учитывать, что в либретто пушкинская поэма сильно сокращена: был оставлен лишь момент мучительной ревности и трагическая развязка. Действие оперы начинается очень активно, моментально вводя в напряженную ситуацию. Тем не менее либреттист сумел ухватить основную мысль поэмы: приведшее к конфликту столкновение далеких от цивилизации цыган и гордого, одинокого Алеко, бежавшего из «неволи душных городов» и страстно мечтающего обрести покой под покровом кочевников. Алеко был проклят своим обществом и цыганам он также приносит несчастье, за что они его отвергают и он снова одинок.
Поэма «Колокола»
Рейтинг: 4.3
Уникальное произведение, и, безусловно, одно из самых известных в творчестве композитора было написано в тот период, когда Рахманинов только делал наброски совсем другой музыкальной работы. Но летом 1912 года он получил анонимное письмо, в котором говорилось о том, как идеально подходит для написания музыки стихотворение Эдгара По «Колокола» в переводе Бальмонта и, соответственно, прилагался его текст.
Стихотворение действительно заинтересовало композитора, и он сразу же принялся за работу, причем трудился, по воспоминаниям самого автора, «с лихорадочным жаром». Композиция впоследствии стала одной из самых любимых в «копилке» Рахманинова, что неудивительно, ведь его с детства завораживал колокольный звон. Имя автора письма стало известно только после смерти композитора. Им оказалась Мария Данилова – ученица виолончелиста Букиника.
Уже после выхода произведения Мариэтта Шагинян – советская писательница, с которой Рахманинов делился своей творческой жизнью, раскрыла странное посвящение поэмы. Оно было сделано уже некоторое время спустя после публикации: «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».
Дело в том, что Метнер – русский пианист, композитор довольно прохладно встретил выход поэмы Рахманинова. А спустя некоторое время, на репетиции концерта Бетховена между ним и дирижером Менгельбергом, возник конфликт, закончившийся отказом первого от участия в концерте. Это случай взбудоражил музыкальную общественность.
Поэма Эдгара По состоит из 4 частей. Такую же структуру имеет и музыкальное произведение: это четыре картины различного настроения, воссоздающие разные этапы человеческой жизни. Первые две посвящены звучанию бубенцов и свадебному колокольному звону – веселые, безмятежно счастливые. Остальные две возвещают о пожаре и похоронах – пронизаны страхом, печалью, трагичны. Поэма «Колокола» была написана для трех смешанного хора и трех солистов в сопровождении оркестра.
Фортепианный концерт №2
Рейтинг: 4.4
Именно со второго концерта для фортепиано Рахманинова начался новый век в музыке. Это произведение прозвучало словно могучий набат после 3-летнего перерыва, связанного с неудачей первого симфонической композиции, растоптанной в пыль критиками и не понятой музыкантами. Современники услышали в Фортепианном концерте №2 голос времени: его напряжение, ощущение перемен, мощь.
После этого концертный жанр для Рахманинова становится основным: в нем полно, гениально и невероятно масштабно воплощаются все идеи композитора. Для него наступает новый этап в жизни. Рассматриваемое произведение посвящено известному столичному невропатологу и гипнотизеру Далю, который помог композитору укрепить нервную систему и восстановиться после морального потрясения от неудачи.
Именно после создания Фортепианного концерта №2 Рахманинов был поставлен в один ряд с гигантами русской музыки. Все сомнения, искания, неумение определить свой путь остались далеко позади. Концерт стал одним из самых популярных произведений великого русского гения благодаря художественной красоте, выразительности и, безусловно, мастерски воплощенному настроению радостного подъема, возбуждающего предвкушения грядущих ярких перемен.
Характерные черты гармонии, инструментовки 2-го концерта для фортепиано становятся определяющими для крупного творческого периода Рахманинова. Кстати, во втором фортепианном впервые проявился невероятный тандем лирической мелодики с варианто-попевочным развитием. Две основные тенденции русской музыки невероятным образом слились воедино благодаря уникальному мелодическому дару автора.
Рапсодия на тему Паганини
Рейтинг: 4.5
Произведение относится к ряду работ, созданных в поздние годы творчества Рахманинова. Это – уникальное сочетание «старого» стиля, использованного композитором как наследие века 19-го, и «нового» стиля, ознаменовавшего собой появление джаза, эстрадных жанров и элементов кардинально новой музыки. Современные автору критики отмечали невероятную виртуозность и яркость рапсодии. Сегодня, когда споры о «старомодности» композитора канули в небытие, произведение видится в ином свете.
Сам Рахманинов, известный как «хранитель» традиционных музыкальных ценностей, говорил: «прежде чем отправиться в новый мир…приложите…усилия…чтобы близко познакомиться со старым…». Он считал, что там еще «осталось ещё много возможностей».
Для рапсодии, написанной в виде вариации, Рахманинов использовал тему легендарного 24-го каприса для скрипки Паганини. Эта тема символизирует эпоху романтизма, и откровенно может считаться своеобразным «двойником» гениального Паганини, чей талант так и остался загадкой для современников.
Но практически в самом начале Рапсодии появляется и другая тема, позаимствованная Рахманиновым из другого не менее известного произведения эпохи Средневековья – католического песнопения Dies Irae («День гнева»). Она имела для автора особый, очень личный смысл, который раскрывается на протяжении всего творчества гения.
Обе темы, проявляющиеся в рахманиновской Рапсодии, несут в себе смысл «старой» музыки и постепенно начинают путешествие по разным стилям и жанрам. 24 вариации как 24 элемента увлекательного путешествия, полного событий, имеющего необычный конец, трактуемый каждым слушателем по-своему.
Сюита «Симфонические танцы»
Рейтинг: 4.6
Произведение создавалось в очень трудный для композитора период: началась Вторая мировая, и Рахманинов с супругой уехали из любимой Франции в США буквально за несколько дней до этого, а их дочь осталась и связь с ней быстро прервалась. Больше не было никаких мировых гастролей и летнего отдыха на вилле, по давно сложившейся в семье традиции.
Одолеваемый тревожными мыслями о судьбе своей дочери и всей Европы, о туманном будущем, Рахманинов в удивительно короткий срок создает последнее в своем творчестве симфоническое сочинение, которое первоначально называлось «Фантастические танцы». В последнем оркестровом произведении автором заложены явно автобиографические нотки. Первоначальным вариантом сюиты предполагались условные названия для каждой части программы: I – «День», II – «Сумерки», III – «Полночь».
Здесь очевидно речь шла не о времени суток, а об этапах человеческой жизни, причем начальным считалась пиковая стадия развития индивидуума. Впоследствии композитор отказался от идеи давать программные объяснения, и названия были убраны. Рахманинов посвятил сюиту Филадельфийскому симфоническому оркестру и его дирижеру Юджину Орманди.
Основным образом первой части произведения является своеобразный марш-скерцо: он полон танцевальных ноток, имеет экспрессивную мелодию. Солирующий инструмент – саксофон, обладающий живым и теплым тембром. Вторая часть – яркий контраст на фоне первой: легкие флейтово-кларнетные пассажи и скрипичные соло постепенно сменяются вальсовой темой. В музыке появляются трепетные мотивы, сменяемые нотками тревоги и драматизма.
И, наконец, последняя часть – центр всего произведения, невероятно яркий, мощный и масштабный. Слушая ее, ощущается стремительное движение к мрачному, полному ужаса видению смерти. Постоянно сменяют друг друга различные эпизоды: лирические, ужасные, волевые и мужественные. Борьба разных сил приводит к победе мужественного начала.
Опера «Скупой рыцарь»
Рейтинг: 4.7
Эта камерная опера довольно необычна: здесь нет ни малейшего светлого луча, ни одного женского образа, лирического начала, вставных номеров. В «Скупом рыцаре» все подчинено только золоту и скупости, все звучит мрачно и зловеще. Это – яркая трагедия. В 1903 году молодой, но уже завоевавший популярность композитор начинает работу над новым произведением, решив взять за основу маленькую одноименную трагедию Пушкина. Рахманинов практически не вносил изменения в текст, только немного сократил, убрав имена некоторых персонажей и поменяв пунктуацию для создания нужной сценической интонации.
Создавая свое творение, композитор ставил перед собой главную задачу (как и Пушкин при написании поэмы) – «изображение... страстей и излияний души человеческой». Все остальное для него ушло на второй план. Именно поэтому характеристика времени и места действия очень пространна и лаконична.
Несмотря на великолепную подачу музыки и мощное исполнение, произведение редко ставится на сцене или звучит во фрагментах и тому две причины. Первая – отсутствие женских партий, вторая – отсутствие замкнутых арий или ансамблей, которые можно было бы исполнять отдельно.
Работа над произведением шла быстро и менее чем через полгода композитор заканчивает оперу. Однако до постановки проходит еще пару лет, пока Рахманинов не завершает другую оперу – «Франческа ди Римини». В начале 1906 года он презентует завершенное произведение группе музыкантов на традиционной встрече у главы композиторской школы Петербурга – Римского-Корсакова. Вокальные партии тогда исполнил друг композитора – Федор Шаляпин.
Как вспоминал позднее сам Римский-Корсаков о своих впечатлениях после прослушивания оперы: «Музыка оперы очень талантлива…но…главное внимание композитора — в оркестре, а вокальная партия как бы приспособлена к нему». Премьера оперы «Скупой рыцарь» состоялась на сцене Большого в Москве. Сам Рахманинов надеялся на участие в спектакле друга Шаляпина, но тот прямо высказал свое мнение о том, что опера не на одном уровне с поэмой Пушкина. После этого отношения между ними постепенно охладели.
В первый сезон оперу давали лишь 4 раза. И, хотя вместо Шаляпина выступал менее убедительный Бакланов, произведение имело оглушительный успех. Но, все же, Рахманинов снял оперу из репертуара.
Опера «Франческа ди Римини»
Рейтинг: 4.8
Спустя 8 лет после окончания консерватории, в 1904 году Рахманинов занимает пост дирижера в столичном Большом театре и руководит его русским репертуаром. На этой должности он работает в течение двух лет, не оставляя при этом композиторскую деятельность. Именно в эти годы он создает оперу «Франческа ди Римини».
После невероятного успеха своей первой (экзаменационной) оперы «Алеко» Рахманинов решает вновь вернуться к камерному жанру: его не прельщает создание полновечернего спектакля с мощными хоровыми сценами, привлечением балета и множеством действующих лиц. Использованный Рахманиновым сюжет до него неоднократно встречался в музыке: история влюбленных из Римини, ярко рассказанная Данте в его выдающейся поэме «Божественная комедия», была излюбленной темой многих композиторов.
Именно к этому сюжету обращался Чайковский при создании одноименной с поэмой симфонической фантазии. Выдающемуся либреттисту удалось получить идеальное решение – емкую и яркую историю, которую использовал и Рахманинов. Идея написания поэмы «Франческа ди Римини» пришла к нему еще в 1900 году, когда он отправился в Италию к знаменитому русскому басу – Федору Шаляпину, готовившемуся в то время к дебюту в Ла Скала в роли Мефистофеля.
По задумке Рахманинова в центре поэмы должен был быть любовный дуэт. Но композитор отложил работу над сочинением «в долгий ящик» на целых четыре года и вернулся к произведению только после завершения «Скупого рыцаря». Примечательно, что премьера обеих опер состоялась в один день – 11 (24) января 1906 года в Большом театре Москвы под управлением самого автора. Главные партии исполнялись выдающимися артистами – Смирновым, Баклановым, Салиной.
«Франческа ди Римини» – произведение, схожее с кантатой и оркестровой поэмой. Это – камерная опера, содержание которой красочно передается оркестром, действие на сцене происходит беспрерывно, без каких-либо делений на номера. При прослушивании у зрителя возникает четкая картина, погружающая совершенно в другой мир. Вокальные партии и оркестровые средства выразительности гармонируют, стремясь к одной художественной цели, и деликатно раскрывают сложный психологический образ во всем его противоборстве душевных страстей.
«Вокализ», соч. 34 №13, для голоса в сопровождении фортепиано
Рейтинг: 4.9
Произведение было написано исключительно для исполнения сопрано либо тенором. Но чаще всего предпочтение отдается первому варианту. «Вокализ» впервые появился в печати в 1912 году и считался завершающим из «Четырнадцати песен, опус 34». Произведение посвящено Антонине Неждановой – русско-советской оперной певице.
Вокализ как жанр музыки исполняется без слов, на гласный звук. И в большинстве случаев представляет собой упражнение для развития вокальной техники исполняющего и выявления его голосовых особенностей и возможностей. Есть среди таких упражнений и концертный варианты. «Вокализ» Рахманинова – один из таких.
Весной 1915 года композитор показал первые наброски произведения Антонине Неждановой. Прогнав вокализ, Рахманинов сразу сделал несколько корректировок в вокальной партии, прислушавшись к советам великой оперной певицы. Ему понадобилось еще некоторое время для того, чтобы подготовить финальный нотный вариант, который кардинально отличался от первоначального.
В начале 1916 года певица исполнила «Вокализ» в сопровождении оркестра в присутствии самого автора. Благодарный и впечатленный Рахманинов оставил Неждановой первый вариант рукописи со своим автографом, которую она бережно хранила, будучи тронута подобным жестом. Как говорила впоследствии исполнительница: «Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне…».
«Вокализ» считается одним из самых известных произведений великого композитора. Парадоксально, но в большинстве случаев его можно услышать совсем не в оригинальном варианте – голосовом, а в разнообразных переложениях для камерных, симфонических оркестров и даже любых инструментов. Что, впрочем, неудивительно, ведь «Вокализ» Рахманинова – исключительно мощное, яркое произведение, которое позволяет продемонстрировать красоту и силу звучания любого исполнителя, даже если им выступает инструмент.
Фортепианный концерт №3
Рейтинг: 5.0
Одно из самых знаменитых произведений великого русского композитора. И до сегодняшнего дня эта композиция считается, пожалуй, наиболее часто исполняемой среди всех работ Рахманинова. Фортепианный концерт №3 известен своими высокими требованиями к техническому уровню исполнителя и является объективно одним из сложнейших произведений в стандартном жанре.
Композиция приходится на один из пиков в работе Рахманинова, когда композитор подводит своеобразный итог сложной полосе своих творческих поисков. Концерт начисто лишен каких-либо изъянов, присутствовавших в более ранних произведениях автора, но написанных в других жанрах. Композитору удалось преодолеть заметную ранее рыхлость формы, чрезмерное количество повторов, театрально-приподнятый пафос некоторых эпизодов других произведений.
По замыслу, стройности и законченности композиции, а также безупречному балансу всех элементов произведение можно назвать эталонным. Так, приветствуя появление Фортепианного концерта № 3 в 1909 году, один из критиков восторженно говорил, что произведение «можно не обинуясь назвать прекрасным» и радостно отметил, что талант так же свеж и ясен.
В третьем концерте для фортепиано лирика Рахманинова стала более сдержанной, но, в то же время, более глубокой, пожалуй, даже суровой по колориту. Произведение лишено традиционной для композитора непосредственности в выражении чувств. Лирические эпизоды «Фортепианного концерта №3» требуют больше сосредоточенности, которая позволяет полностью воспринять гармонию выраженного в произведении чувства. В третьем концерте первенство сольной партии неоспоримо: оркестр на длительных отрезках композиции полностью умолкает, предоставляя пианисту проведение всех основных тем.
Оцените статью |
|