10 самых известных картин Леонардо да Винчи

Обновлено: 23.07.2021 14:57:00

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Леонардо да Винчи - гений, сумевший добиться успеха в различных сферах деятельности, он известен как талантливый изобретатель, ученый, архитектор, скульптор и писатель. Но наибольших высот этот яркий представитель эпохи итальянского Ренессанса достиг в искусстве живописи. Хотя количество дошедших до нас созданных им картин невелико, его качественный вклад в мировую культуру как художника просто огромен. Благодаря превосходному знанию человеческой анатомии и мастерского отображения света на полотне, своими работами да Винчи сделал значительный шаг в направлении реализма. Его творчество оказало непосредственное влияние на последующее развитие живописи как в Европе, так и далеко за ее пределами. Предлагаем вашему вниманию подборку десяти самых знаменитых шедевров, вышедших из-под кисти да Винчи.

Обзор самых известных картин Леонардо да Винчи

Номинация место Произведение рейтинг
Обзор самых известных картин Леонардо да Винчи      10 Поклонение волхвов      4.5
     9 Мадонна Литта      4.5
     8 Благовещение      4.5
     7 Мадонна с гвоздикой      4.6
     6 Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом      4.7
     5 Портрет Джиневры де Бенчи      4.7
     4 Иоанн Креститель      4.7
     3 Дама с горностаем      4.8
     2 Мадонна в скалах      4.9
     1 Мона Лиза      5.0


Поклонение волхвов

Рейтинг: 4.5

Поклонение волхвов

Фото: Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Эта ранняя работа писалась в 1480 году, по заказу монахов-августинцев из монастыря Сан Донато, расположенного в Скопето, неподалеку от Флоренции. Она должна была украсить главный монастырский алтарь, но так и осталась незаконченной по причине отъезда художника в Милан. Картина отображает широко известную сцену из евангельского сюжета: трое мудрецов вслед за путеводной звездой пришли в Вифлеем, чтобы преподнести дары новорожденному Христу. Также на полотне присутствуют окружившие Марию с младенцем паломники и всадники на заднем плане.

Композиция произведения выглядит очень гармоничной, центральная ее часть заключена в треугольник, вершиной которого является голова матери Иисуса. На фоне других персонажей она выделяется умиротворенностью и спокойной позой. Чтобы подчеркнуть образ главной фигуры, да Винчи незначительно нарушает перспективу, делая Мадонну и младенца чуть крупнее. Молодой человек, стоящий справа - это, по предположениям искусствоведов, сам автор в молодом возрасте (на момент создания картины ему было около 30 лет).

Мадонна Литта

Рейтинг: 4.5

Мадонна Литта

Фото: Attributed to Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Своим современным названием картина обязана миланскому семейству Литта, в чьей частной коллекции она находилась несколько веков. Изначально да Винчи писал ее для правителей Милана. Изображение женщины с младенцем на руках было очень популярным сюжетом в живописи конца XV - начала XVI веков. Мадонна Литта выделяется среди работ знаменитого художника своей гармоничностью форм, симметрией композиции, а также балансом света и теней.

Картина представляет собой очень эмоциональное произведение, содержащее неявный, но понятный внимательному зрителю смысл. Судя по обрывкам нити на одежде женщины, распространенные в то время специальные разрезы для кормления были уже защиты, то есть ребенок находился на этапе отлучения от груди. Но видимо, не стерпев жалобного детского плача, мать все же в спешке разорвала швы и покормила его. В левой руке младенца можно заметить щегла - известно, что да Винчи любил птиц, а в его искусстве они символизировали человеческую душу.

Благовещение

Рейтинг: 4.5

Благовещение

Фото: Leonardo da Vinci, CC BY-SA 4.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0&gt;, via Wikimedia Commons

Картина была создана молодым Леонардо да Винчи в мастерской, где он обучался у художника Андреа дель Вероккьо. В основе этого полотна лежит описанное в Евангелии явление архангела Гавриила Деве Марии, когда он сообщает, что та избрана стать матерью Христа. Небесный посланник держит в левой руке белую лилию, символизирующую непорочность Марии. На заднем плане автор поместил обширный пейзаж с рядом деревьев, горами и уходящей вдаль рекой, по которой плывут корабли. Такое решение, в отличие от традиционного изображения данного библейского события в помещении, позволило усилить впечатление, подчеркнуть торжественность момента.

Хотя полотно относится к ранним работам да Винчи, в нем уже ярко видна индивидуальность живописца и его врожденный талант. Он одним из первых художников своего времени уделял такое внимание фоновому пейзажу, также никто другой до него не умел так тщательно и реалистично прорисовывать складки на драпировках.

Мадонна с гвоздикой

Рейтинг: 4.6

Мадонна с гвоздикой

Фото: Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Это произведение живописи было создано да Винчи в то время, когда он уже стал самостоятельным художником и обладал собственной мастерской, о чем засвидетельствовано во флорентийских документах. Судя по записям художника и писателя Джорджо Вазари, современника Леонардо, "Мадонна с гвоздикой" была предназначена для римского папы Климента VII.

На картине показан контраст между спокойной, одухотворенной матерью и непосредственным, энергичным ребенком, который изо всех сил пытается дотянуться до цветка в ее руке. Красная гвоздика, так привлекшая внимание младенца, наполняет сцену драматизмом, поскольку в контексте религиозной символики того времени представляла собой будущие Страсти Господни. Цветовая гамма одежды Мадонны гармонирует с горным пейзажем на заднем плане, а применение техники сфумато создает впечатление отрешенности на ее лице.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Рейтинг: 4.7

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Фото: Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Картина писалась по заказу флорентийской церкви Сантиссима-Аннунциата в качестве верхнего запрестольного образа. Используемый здесь стиль иконографии, называемый "Анна-втроем" и изображающий деву Марию с ее матерью Анной и маленьким Христом, пришел в Италию из северной материковой Европы, где была развита традиция почитания святой Анны. Трудно не обратить внимание на оригинальность, с которой Леонардо расположил троих персонажей сюжета: Мария сидит на коленях у Анны, а та собирается взять на руки своего сына, пытающегося оседлать барашка. Создавая данную картину, художник значительно отошел от заложенных предшественниками традиций. Поскольку он не любил старости и сопутствующего ей увядания, бабушка Христа изображена у него красивой моложавой женщиной, возраст которой едва заметен. Кроме того, здесь отсутствует религиозная торжественность, обстановка показана интимной и даже с некоторой долей юмора.

Центральная группа визуально вписана в пирамиду, что позволило создать ощущение целостности композиции. Также она выделена с помощью освещения и контраста цветов. Улыбающиеся лица оттенены характерным для стиля да Винчи легким сфумато. Фигуры находятся на возвышенности по отношению к зрителю, что подчеркивает их избранность, предназначенность высшей цели.

Портрет Джиневры де Бенчи

Рейтинг: 4.7

Портрет Джиневры де Бенчи

Фото: Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Одна из ранних картин Леонардо, выполненная скорее всего по заказу государственного деятеля из Венеции Бернардо Бембо. На ней изображена поэтесса Джиневра д’Америго де Бенчи, платоническая любовь Бернардо. В то время художник еще находился под влиянием своего учителя Вероккио, а также популярной школы нидерландских мастеров живописи, что отразилось в строгости линий, неправдоподобно гладкой и мраморно бледной коже и ограниченной цветовой гамме. Лицо девушки сильно контрастирует с расположенным на заднем фоне кустом можжевельника. Интересно, что по-итальянски слово можжевельник (ginepro) созвучно ее имени. Нетипичным для эпохи Ренессанса является женский портрет на улице, тогда было принято рисовать дам в помещении.

У экспертов, впервые увидевших картину, поначалу возникли сомнения относительно ее атрибуции, поскольку да Винчи практически всегда уделял большое внимание рукам, здесь же было погрудное изображение. Однако впоследствии выяснилось, что оно подверглось обрезке (вероятно ее низ был поврежден). Доказательством этому служат как найденный этюд женских рук, соответствующий портрету, так и венок, нарисованный на обратной стороне полотна с явно недостающим фрагментом.

Иоанн Креститель

Рейтинг: 4.7

Иоанн Креститель

Фото: Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Картина "Иоанн Креститель" относится к числу поздних шедевров да Винчи. Она не похожа на остальные работы художника, который любил окружать библейских персонажей богатыми природными пейзажами. Но сплошной темный фон очень выразительно подчеркивает фигуру Иоанна, который кстати, совершенно не отвечает общепринятым канонам. Вместо аскетичного человека пожилого или среднего возраста с суровым выражением лица здесь мы видим женоподобного юношу с мягкой загадочной улыбкой, подобной улыбке Джоконды, и спадающими на плечи локонами ухоженных волос.

Тем не менее, на полотне присутствуют и все необходимые атрибуты Святого Иоанна: шерстяная одежда, тонкий крест из тростника, направленный в небеса указательный палец. В качестве модели для образа послужил Салаи, бывший на тот момент учеником Леонардо. Стиль картины позволяет утверждать, что художник являлся одним из инициаторов маньеризма, ставшего позднее очень популярным в искусстве Западной Европы.

Дама с горностаем

Рейтинг: 4.8

Дама с горностаем

Фото: Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Судя по косвенным историческим свидетельствам, это портрет Чечилии Галлерани, любовницы герцога Миланского, покровительствующего творчеству да Винчи. Девушка одета в достаточно простое по тем временам платье, на голове у нее прозрачный чепчик, лоб украшен тонкой фероньеркой. В отличие от большинства портретистов XV века, Леонардо предпочитал писать людей не строго в профиль или анфас, а в легком полуобороте тела, причем голова повернута в другую сторону, что оживляет фигуру, выделяет линию плеч и шеи. В отношении данной картины такой прием позволил еще и придать женскому образу некоторой загадочности.

На руках Чечилия держит белого горностая. Поскольку кошки тогда не были сильно распространены среди итальянской аристократии, в качестве домашних животных многие держали подобных экзотических зверьков. С учетом склонности художника к символизму, горностай скорее всего изображен здесь не просто так. По-гречески он называется "gale", что созвучно с Галлерани. Кроме того, горностай известен как символ чистоты (с точки зрения придворной морали, дама могла быть фавориткой влиятельного вельможи и при этом оставаться формально незапятнанной, в отличие от куртизанок).

Мадонна в скалах

Рейтинг: 4.9

Мадонна в скалах

Фото: Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

Картина "Мадонна в скалах" создавалась для размещения над алтарем миланской часовни Сан-Франческо-Гранде. Сюжет соответствует апокрифическому евангелию Иакова, где рассказывается о встрече Марии с Христом и Иоанна Крестителя, мать которого скрывала его в пустыне в период истребления Иродом вифлеемских младенцев. Автор мастерски связал персонажей в единую композицию посредством жестов и поз. Фоном служит каменный грот, что создает таинственную, мистическую атмосферу, а также перекликается с традиционной сценой Рождества в пещере.

Четыре фигуры на полотне гармонично заключены в пирамиду, а их очертания смягчены тонкой игрой света и тени. И то и другое является типичным для творчества да Винчи. Кроме того, посредством теней художник прекрасно передал глубину и объем. Данная картина существует в двух вариантах. Первый из них был не принят монахами из-за несоответствия церковным канонам (отсутствие нимбов, креста и еще некоторые детали), ввиду этого Леонардо поручил своим ученикам написать второе полотно, сам же он принимал в процессе минимальное участие.

Мона Лиза

Рейтинг: 5.0

Мона Лиза

Фото: Leonardo da Vinci, Public domain, via Wikimedia Commons

"Портрет госпожи Лизы дель Джокондо" считается вершиной всего творчества Леонардо да Винчи и лучшим образцом итальянской живописи эпохи Возрождения. Более того, картина на данный момент является одной из самых знаменитых и узнаваемых во всем мире. По заключению искусствоведов, портрет изображает Лизу Герардини, жену торговца шелком из Флоренции. По свидетельствам современников, это полотно занимало особое место в жизни Леонардо - обычно неохотно работавший на заказ, художник уделял "Моне Лизе" практически все свое время, даже когда был занят и работой над другими произведениями. Он старался довести ее до совершенства, полностью воплотив весь свой опыт и врожденный талант.

Композиция и колорит этой картины признаны эталонными, также в ней лучше всего раскрыт уникальный метод сфумато, благодаря чему полотно наполнено рассеянным светом, а лицо женщины кажется почти живым. Необычный, словно следящий за зрителем взгляд "Джоконды" и ее легкая загадочная улыбка привлекали внимание не только специалистов в области искусства, но и психоаналитиков. Зигмунд Фрейд охарактеризовал ее, как олицетворение одновременно сдержанности и обольщения, любви и угрозы. Интеллектуальная одухотворенность лица на портрете обрамлена в расположенный вдалеке причудливый на грани фантастики горный пейзаж.


Оцените статью

 
Всего голосов: 1, рейтинг: 3
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Комментарии
Загрузка комментариев...