Причины конфликта воспитатель-родитель, пути решения
Выход ребенка из семейной среды в детское дошкольное учреждение сопровождается не только его адаптацией. Родителям тоже приходится привыкать к тому, что в жизни их ребенка возникает новое окружение и, в том числе, еще одна знаковая фигура взрослого человека. По спорным вопросам между родителями и воспитателями возникают преткновения, которые перетекают в конфликт. Однако они оба – одни из первых значимых фигур для ребенка и сохранение мира, согласия между ними благотворно скажется на развитии и взрослении малыша.
Дошкольных педагогов с соответствующей квалификацией заранее готовят к разрешению подобных ситуаций. Но им не чужды человеческие слабости, и они могут повести себя непрофессионально и отреагировать на замечание рассерженного родителя слишком бурно. Почему возникают конфликты в системе родитель-воспитатель? Какие способы помогут их конструктивно разрешить? Как предотвратить возникновение спорных ситуаций? Об этом поговорим в представленной статье.
Анализ возможных причин конфликта с точки зрения родителя
Стоит заметить, что причины делятся на две большие группы (по Г.Г. Приваловой). Первая – это объективные причины. К ним относят грубые нарушения педагогической этики. Это унижение личности ребенка, применение физических наказаний, создание заведомо опасных условий для воспитанника, непрофессиональное поведение, недостаточность квалификации. Эти причины – серьезный повод для разрешения конфликта путем включения третьей стороны – заведующего школьным учреждением, так как в ее компетенции подбирать кадры с соответствующей квалификацией, прошедшие проверку на проф. пригодность. Вторая группа – субъективные причины. Они основываются на личностных особенностях конфликтующих сторон, ценностных ориентациях и разнице в представлениях о воспитательном процессе. Здесь подробнее остановимся на второй группе причин, выведенной на основе классификаций Г.Г. Приваловой и С.М. Курганского, так как именно они вызывают сложные конфликты, которые можно предотвратить в самом начале:
-
Идеализированные или демонизированные представления о детском дошкольном учреждении. Отдавая ребенка в сад, некоторые родители изначально имеют представления о нем, не соответствующие действительности. Идеализированное представление включает мнение, что воспитатели всему научат малышей: от простейших бытовых навыков до обретения новых психических способностей, навыков. Родители упускают из вида факт, что в группе находится несколько десятков детей. И воспитатель физически не может каждому привить те навыки, которым ребенок учится дома с помощью родителей. Демонизированное представление включает мнение, что в детском саду на детей не обращают внимания, плохо кормят и позволяют себе неуважительное отношение к ним. Обе точки зрения являются неправильным. Воспитатели работают в соответствии с установленным ФГОС ДОУ (федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных образовательных учреждений) и руководствуются морально-этическими принципами педагогической деятельности. В итоге родители дают предвзятую оценку работе педагога, на основе которой возникают причины для конфликта.
-
Принятие воспитателя в качестве контролера и критика. Беседы родителя и воспитателя сопровождаются рекомендациями, замечаниями и советами со стороны педагога. Но родитель, который ставит воспитателя в главенствующую, авторитарную позицию, принимает любое замечание относительно ребенка, как укор в отношении собственной личности. В этих высказываниях он видит указание на его несостоятельность, как родителя и как человека. Перенос замечаний на себя приводит к негативному отношению к педагогу и последующим конфликтам.
-
Желание контролировать и направлять процесс воспитания ребенка в условиях ДОУ. Как уже говорилось выше, педагог работает в соответствии с государственными стандартами. Деятельные, заботливые родители всячески пытаются вмешаться в работу воспитателя, указать ему на существующие недостатки и навязать свои принципы воспитания. Когда педагог продолжает действовать в соответствии с правилами, родители становятся в позицию агрессоров и провоцируют конфликтную ситуацию.
-
Мнение о том, что воспитатель предвзят по отношению к их ребенку. То есть родитель уверен, что воспитатель проводит деление воспитанников на любимчиков и других. Конфликт возникает тогда, когда их ребенок попадает в категорию «других». Не исключается факт, что педагог может иметь личные симпатии и антипатии в отношении детей и их родителей. Но профессиональная субординация не позволяет проявления личных предпочтений в условиях работы.
-
Халатное отношение к здоровью воспитанников. Некоторые родители считают, что воспитатели намеренно простужают их детей: слишком легко одевают, не следят за тем, сколько и что они съели, долго или мало гуляют и т.д.
-
Недостаток развивающих занятий с детьми.
-
Отсутствие индивидуального подхода к ребенку. Для каждого родителя их ребенок уникальный, прекрасный, к которому необходимо внимательно и с нежностью относиться. Когда ребенок попадает в детский сад, родители начинают требовать того же от педагога. Но в силу занятости, наличия стандартов деятельности, воспитатель не может полноценно удовлетворить эти требования.
-
Не ограничивают действия агрессивных, гиперактивных детей. Проблемные дети – сложный момент в организации воспитательного процесса. Но не упускайте тот факт, что воспитателям запрещено физически наказывать детей, оказывать на них психологическое давление. И это относится не только к одному воспитаннику, а ко всем.
Анализ возможных причин конфликта с точки зрения воспитателя
Ради справедливости стоит отметить, что большая часть конфликтов исходит со стороны родителей. Для них вступление ребенку в условия ДОУ новое, неизвестное и им бывает сложно выбрать здравую тактику поведения. Педагоги – подготовленные люди, понимающие причины и следствия воспитательных процессов. Но иногда и они стимулируют конфликт с родителями. По каким причинам это происходит:
-
Родители не научили ребенка базовым навыкам самообслуживания. Нередко малыши приходят в ДОУ без базовых навыков самообслуживания: они не ходят самостоятельно на горшок, не умеют держать в руке ложку и пить из стакана. С неподготовленными детьми возникает масса трудностей. И воспитателям приходится уделять им больше внимания, обделяя при этом вниманием остальных детей.
-
Отношение к педагогу как к обслуживающему персоналу. Родитель встает в позицию начальника, а воспитателя ставит в позицию подчиненного. Отношения строятся соответствующим образом: родитель предъявляет претензии относительно качества выполняемой работы, высказывает их в грубой форме и нередко в присутствии детей.
-
Обвинения со стороны родителей в том, что педагог неправильно выполняет свою работу. Если родитель близко не знаком с образовательной системой и не имеет представления о существующих стандартах, но пытается навязать свое мнение, возникает спорная ситуация. Воспитатель, в свою очередь, продолжает делать свою работу в соответствии с правилами ДОУ. Родитель реагирует на это как на проявление некомпетентности, что в корне не обосновано.
-
Несоблюдение гигиены ребенка. Иногда дети приходят в ДОУ неумытые, неаккуратно одетые. Со стороны руководства воспитателю приходят претензии относительно внешнего вида воспитанников.
-
Безответственное отношение родителя к условиям ДОУ. Это проявляется в том, что дети приходят уже после завтрака, а забирают их позже указанного времени. Родители не подготавливают детей к режиму в детском саду, соответственно их адаптация сильно усложняется.
Как разрешить конфликтную ситуацию
Взаимодействие между родителем и воспитателем, наполненное пониманием и согласием, помогает ребенку гармонично развиваться и проходить первичную социализацию. Конфликт разрушает течение воспитательного процесса и создает дополнительные препятствия. Поэтому важно грамотно разрешить конфликт, и предотвратить возможность его зарождения. Ознакомьтесь с конструктивным сценарием течения конфликта и придерживайтесь его, если возникла спорная ситуация:
-
Активное слушание видения ситуации обеих сторон. Важно, чтобы каждый высказал свою точку зрения. При этом недопустимо перебивать, давать оценочное мнение словам оппонента и разговаривать на повышенных тонах.
-
Признание позиции оппонента без субъективных оценок. Если вы не признаете право существования противоположной точки зрения, вы не продвинетесь дальше в решении проблемы.
-
Определение границ допустимого поведения. Если родитель позволяет себе «отчитывать» педагога в присутствии детей, то важно указать на необходимость прекращения подобных действий. Педагог описывает свою позицию с точки зрения психологии ребенка и того, как это отразиться на дальнейшей его социализации.
-
Определить сферу вопросов, где мнения родителя и воспитателя сходятся, а где расходятся. Поиск схожих мнений с обеих сторон поможет укрепить взаимопонимание и сделать процесс решения конфликта легче. При этом важно прояснить спорные области.
-
Дать высказать друг другу возможные пути выхода из ситуации. Каждая из сторон видит решение проблемы. Остается дать его объяснить и обосновать.
-
Найти совместное решение. После проделанной работы, обе стороны уже готовы прийти к решению, которое удовлетворит всех. Например, в ситуации, где ребенок пачкается на улице, воспитатель со своей стороны обязуется внимательнее смотреть за ним, а родитель – приносить запасные вещи, чтобы не ограничивать познание мира ребенком.
-
Зафиксировать решение договоренностью, закрепленной с обеих сторон. Важно подчеркнуть соглашение, чтобы завтра ситуация не повторилась вновь.
Благотворные условия для решения конфликта между родителем и воспитателем
Есть несколько условий, несоблюдение которых усилит конфликт и выведет его за пределы личных границ:
-
Сохранение спокойствия. Каждое проявление бурных эмоций отдаляет вас от разрешения конфликта.
-
Недопустимость ответной агрессии. Если ответить на агрессию агрессией, это спровоцирует рост накала ситуации в геометрической прогрессии. Если оппонент позволил себе выразить вербальную агрессию в отношении вас, то ваша реакция должна быть противоположной.
-
Подбор правильных слов. Есть некоторые слова-маркеры, которые вызывают негативные чувства. В отношении родителей это слова, негативно характеризующие их ребенка (проблемный, неправильный, плохой и т.д.).
-
Комфортные условия для обсуждения проблемы. Гораздо легче прояснить точку зрения оппонента, когда вы находитесь в тихом помещении, где есть куда присесть.
Как не допустить конфликт: конструктивные способы решить проблему
Проще предупредить проблему, чем искать пути ее разрешения. Обратите внимание на способы адекватного реагирования, не допуская конфликтных ситуаций. Причем авторитетными лицами, минимизирующими конфликтные ситуации, являются воспитатели. Это связано с наличием у них знаний в области психологии и соответствующей подготовкой. Каковы эти способы:
-
Заранее информировать родителей о правилах, режиме и условиях ДОУ. Отличным способом является словесное информирование и создание специальных ознакомительных брошюр.
-
Заранее обозначать рамки допустимого поведения. Важно объяснить родителям, что обсуждение вопроса в присутствии детей недопустимо, переход на личности невозможен и другие важные моменты.
-
Аккуратно используйте слова, описывая проблемные моменты, связанные с ребенком. Обсуждение проблемы стоит начать с замечания положительного достижения, качества ребенка. Потом в корректной форме, без негативных слов-маркеров объяснить суть трудности.
-
Вовлекайте родителей в жизнь ДОУ. Так у них появится возможность ознакомиться с внутренними условиями детского сада и выразить свой негатив в конструктивной форме (поделки, представления и т.д.).
Заключение
Конфликты между педагогом и родителем – большая проблема образовательных учреждений. Когда спорные ситуации все же возникают, важно правильно и вовремя их разрешить, не допуская усугубления положения. Если каждая из сторон научиться спокойно, культурно выражать свою точку зрения, конфликты между родителем и воспитателем себя изживут.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024