30+ лучших лодочных моторов
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Лодочные моторы представляют собой специализированный вид двигателей внутреннего сгорания, сопряжённых с «ногой» и винтом для придания движения лодкам и другим видам малогабаритных суден. Исторически, как и все двигатели, подчиняются классификации по количеству тактов сгорания топлива, подразделяясь на двухтактные и четырёхтактные. С технической точки зрения последние выглядят совершеннее, поскольку позволяют развивать высокую скорость за счёт большей мощности и крутящего момента, а также перемещать по воде заведомо более габаритные лодки. А вот с вопросами надёжности тут не всё так однозначно, о чём мы подробно расскажем в рекомендациях по выбору и в пункте сравнения.
Что же касается проблематики статьи, то она целиком и полностью заключается в обилии модельных единиц моторов в соответствующем сегменте рынка, равно как и компаний, их производящих. Из-за столь высокой конкуренции (за лидерство в различных направлениях борются свыше тысячи агрегатов) порой крайне трудно разглядеть действительно стоящий и подходящий товар. Поэтому, проведя собственное исследование рыночной ситуации, журнал Expertology отобрал 30 наиболее перспективных лодочных моторов, разделённых на восемь тематических категорий. В качестве критериев оценивания выступали заключения группы штатных экспертов, а также отзывы пользователей, испытавших модели в различных климатических и эксплуатационных условиях.
Как выбрать лодочный мотор
Процедура выбора лодочного мотора сопряжена с рядом фундаментальных и специфических нюансов, которые следует учитывать в обязательном порядке. Специалисты нашего журнала в тематике моторных лодок выделили целых 7 подобных пунктов:
Тип двигателя. Согласно данному аспекту, все моторы для лодок подразделяются на бензиновые и электрические.
Бензиновые представляют собой стандартные двигатели внутреннего сгорания, преобразующие энергию сгорания топлива во вращательное движение винта и последующее поступательное движение лодки. Подразделяются на двухтактные и четырехтактные, о чём было сказано во вступлении.
двухтактные – технически более простые агрегаты, впрыск, сжатие топлива, детонация, сгорание и отвод отработанных газов в которых проходят за два такта. Практически во всех компонентах эксплуатации проигрывают четырёхтактным аналогам, зато в вопросах стоимости и эргономики значительно опережают последних. Считаются более надёжными с точки зрения простоты конструкции, однако работают в условиях постоянных повышенных вибраций и низкой экологичности, что также влияет на надёжность в длительной перспективе, причём со знаком «минус»;
четырехтактные – последний виток развития двигателей внутреннего сгорания, рабочий цикл которых состоит из четырёх тактов (впрыск, сжатие, детонация (сгорание), выпуск отработанных газов – каждому действию соответствует один рабочий такт). Представляют собой более сложную конструктивную единицу, что негативно влияет на параметры надёжности. Однако ввиду понижения вибрационной нагрузки, увеличения экологичности работы и качества сгорания топлива происходит компенсация показателей долговечности (одной из составляющих надёжности). Отличаются экономичностью, однако стоят не в пример дороже двухтактных версий, доставляют неудобства в плане транспортировки, да и в целом выглядят куда габаритнее.
Электрические моторы стали прерогативой выбора для отечественных потребителей относительно недавно, однако успели прочно и успешно закрепиться на рынке Европы и Северной Америки. Их главные плюсы: практически полное отсутствие шума ввиду отказа от такого обилия трущихся узлов в конструкции (как у бензиновых движков), а также высокая экологичность, обусловленная использованием электрической энергии. Многие эксперты относят к числу преимуществ и показатели стоимости, однако в реальности приобретение такого мотора обходится чуть ли не дороже, чем простого бензинового аналога. Дело в том, что, помимо самого рабочего агрегата, необходимо приобретать аккумулятор и зарядное устройство, что, к тому же, отрицательно сказывается на общем весе оборудования.
Мощность. Выбирать мотор по данному признаку следует исходя из габаритных размеров судна и максимального количества человек, которые будут в нём находиться. Так, если вы планируете совершать одиночные заплывы без нагромождения груза (в виде снастей, спиннингов и прочего рыболовного мерча), то идеальным вариантом станет агрегат мощностью 5 лошадиных сил. Он же сгодится и для кратковременных переплывов с одного «пятачка» водоёма на другой при наличии в лодке пары человек с небольшим количеством оснастки.
Если лодка предполагает размещение 2-3 человек и небольшого количества груза, оптимальная мощность приобретаемого мотора будет равна 10 лошадиным силам.
Для массовых заплывов на больших лодках и металлических катерах (с размещением до 6-8 человек) необходимым «минимумом» будет очень сильный, по меркам сегмента, движок на 20-25 лошадок.
Габариты. Обязательно сопоставляйте размеры лодочного мотора с габаритами лодки. В случае неправильного подбора одного к другому существует риск дать большой угол наклона задней части лодки, при котором комфортное нахождение на борту будет иметь сомнительную комфортность. Для маленького судёнышка достаточным условием перемещения по воде станет компактный движок (двухтактный или четырёхтактный – решать исключительно вам) с топливным баком на 1-2 литра. Всегда смотрите на совершаемую покупку с позиции умеренности – будет ли его возможностей достаточно для обеспечения должного уровня работы.
Глубина погружения винта. Длина дейдвудного механизма (в простонародье – длина колена от двигателя до винта) – очень важный аспект лодочного мотора. От правильного выбора здесь зависит не только скорость выработки ресурса, но и рациональность использования полезной мощности. При выборе следует отталкиваться от высоты борта судна и глубины его погружения в воду. Так, если выбрать мотор с коротким дейдвудом, то винт может не до конца погружаться в воду, при этом теряя значительную часть мощности вхолостую, в том числе преодолевая сопротивление перехода из воздушной среды в водную. Плохо и обратное: при длинном колене винт будет заглубляться сильнее и работать с несколько более высокими значениями сопротивлений, тем самым значительно понижая мощностные показатели. Обязательно уделите данному фактору более пристальное внимание.
Тип системы управления. Системы управления лодочными моторами подразделяются на дистанционное (удалённое) и непосредственное. Первое характерно для длинных лодок и катеров: в них рулевая часть устанавливается посередине борта. Управление производится за счёт набора передаточных звеньев, которые исправно, но с небольшой задержкой, реагируют на манипуляции пилота.
Непосредственное управление мотором осуществляется благодаря румпелю – рукоятки поворота, являющейся обязательной частью конструкции агрегата. Стоит сказать, что румпельная система обладает более высокой надёжностью, так как не имеет в себе столь большого нагромождения связей и передаточных механизмов. Считается базовой системой для малогабаритных и средних лодок, дистанция до управляющего органа в которых не столь велика.
Фирмы-производители. Косвенный параметр, способный, тем не менее, в значительной степени предопределить склонность лодочного мотора к длительной эксплуатации. Специфика этого пункта заключается в направленности советов для двух больших потребительских групп.
Новичкам мы настоятельно рекомендуем отдать предпочтение движкам лидеров сегмента – производителям, широко известным на мировом рынке: Mercury, Yamaha, HDX, Tohatsu, Honda и пр. Во-первых, данные компании зарекомендовали себя в качестве поставщиков надёжной продукции, способной прослужить без поломок и всяческих нареканий не один сезон. Во-вторых, в интернете можно найти кучу руководств и других материалов по их обслуживанию и ремонту, а также не один десяток дилерских центров.
Для опытных пользователей ограничений гораздо меньше: несмотря на то что лидеры рынка являются превалирующим звеном в цепи продаж, можно обращать внимание и на развивающиеся компании. В частности, российские и китайские, сумевшие вывести производство на приемлемый уровень. Конечно, речь в этом смысле идёт, больше, о возможности самостоятельного ремонта моторов при поломке, без ссылки на материалы (которых по малоизвестным моделям не так много) и руководства. Но при любви к периодическому копанию в деталях сделка выглядит весьма выгодной – затраченные суммы на приобретение ноунеймов не идут ни в какое сравнение с ценой широко известных моторов.
Верный метод удешевления. Для тех, кто всё же желает взять агрегат от известного производителя, но стеснён в денежном отношении, существует альтернативный путь на вторичный рынок. Вообще, многое из представленного там – мусор, но и среди него бывает, встречаются довольно-таки любопытные экземпляры.
При приобретении мотора на вторичке очень важно проверить его состояние и работоспособность, если такая возможность предоставляется. Либо взять время на «обкатку» мотора. Обычно срок проверки составляет 3-7 дней, однако и на такие условия продавцы идут достаточно редко.
Поэтому, если перед вами стоит выбор о приобретении подержанного или нового лодочного мотора, но средств на второй не хватает – имеет смысл отложить покупку и собрать достаточную сумму на новый агрегат. Однако если время не терпит, то приобретайте на вторичном рынке только качественные модели от именитых производителей, получивших сотни и тысячи хвалебных отзывов от пользователей и экспертов.
Какой лодочный мотор лучше двухтактный или четырехтактный
Как было сказано во вступлении, бензиновые лодочные моторы подразделяются на двухтактные и четырехтактные. Несмотря на принципиальную близость по выполняемым функциям и компоновочным решениям, всё же данные агрегаты имеют массу различий, а также сопутствующие этому плюсы и минусы. Но кто же всё-таки лучше? Ответ на этот вопрос мы можем найти в таблице сравнения:
Тип лодочного мотора |
Достоинства |
Недостатки |
2-тактный |
+ Простота исполнения, гарантирующая высокую степень надёжности + Низкая цена приобретения + Малые габаритные размеры и вес + Удобство перевозки |
– Больший, по сравнению с четырехтактником, расход топлива – Шумный, особенно на высоких оборотах – Выбрационно-неустойчив при работе на малых оборотах – Дымный выхлоп, в связи с чем имеются проблемы с экологичностью использования – Конструкция имеет заведомо более устаревшую компоновку, что негативно влияет на долговечность работы |
4-тактный |
+ Более совершенный принцип работы, приводящий к меньшему износу узлов и также повышающий долговечность + Низкий уровень вибраций при работе на малых оборотах + Гораздо меньше вредных выбросов, малая дымность + При работе на высоких оборотах издают меньше шума + Несколько экономичнее двухтактных версий |
– Усложнённая конструкция, вероятность поломки которой выше, чем у двухтактной системы – Высокая цена – Увеличенные габаритные размеры и вес, наличие проблем с методами транспортировки |
Рейтинг лучших лодочных моторов
Номинация | место | наименование товара | цена |
Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с. | 1 | Tohatsu M5BDS | 61 900 ₽ |
2 | HDX T 5 BMS | 42 500 ₽ | |
3 | Mercury 5M | 62 500 ₽ | |
4 | NISSAN MARINE NS 5 B D1 | 63 900 ₽ | |
5 | Toyama T5BMS | 46 900 ₽ | |
Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с. | 1 | Yamaha F5AMHS | 72 100 ₽ |
2 | Honda BF5DH SHU | 105 900 ₽ | |
3 | HDX F 5 BMS | 47 000 ₽ | |
4 | Mercury F5M | 62 500 ₽ | |
ЛУЧШИЕ 2-Х ТАКТНЫЕ ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ ДО 9.9 Л. С. | 1 | Mikatsu M9.9FHS | 159 900 ₽ |
2 | Mercury ME 9.9 M | 106 100 ₽ | |
3 | Tohatsu M9.8BS | 76 900 ₽ | |
4 | HDX T 9.9 BMS | 73 900 ₽ | |
5 | Nissan Marine NS 9.8 BS | 90 500 ₽ | |
Лучшие 4-х тактные лодочные моторы до 15 л. с. | 1 | Honda BF15DK2SHU | 190 500 ₽ |
2 | Yamaha F15 CEHS | 177 200 ₽ | |
3 | Mercury ME F 15 MH | 150 100 ₽ | |
4 | HDX F 15 FWS | 109 900 ₽ | |
Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 40 л. с. | 1 | Yamaha F40 FET | 410 000 ₽ |
2 | Honda BF30DK2 SRTU (BF30D4 SRTU) | 364 900 ₽ | |
3 | Mercury 40M | 213 200 ₽ | |
4 | HDX F 20 BMS | 112 900 ₽ | |
Лучшие лодочные моторы высокой мощности | 1 | Yamaha F350 AETX | 1 844 000 ₽ |
2 | Mercury 150 PRO XS L OptiMax | 816 200 ₽ | |
3 | HDX T75FEL-T | 256 700 ₽ | |
4 | Tohatsu M50D2EPTOS | 317 000 ₽ | |
Лучшие китайские лодочные моторы | 1 | Sea-Pro OTH9.9S | 64 900 ₽ |
2 | Golfstream T15ВМS | 72 900 ₽ | |
3 | HANGKAI M3.5HP | 11 900 ₽ | |
Лучшие электрические лодочные моторы | 1 | HDX 86X | 19 500 ₽ |
2 | Minn Kota Endura C2 30 | 16 640 ₽ |
Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с.
Tohatsu M5BDS
Рейтинг: 4.9
Одноцилиндровый лодочный мотор компании Tohatsu представляет собой экономичный вариант двухтактника для любителей передвигаться по открытым водам широких водоёмов. Несмотря на компактность двигательной части его мощность составляет 5 лошадиных сил, а вмонтированный топливный бак вмещает до 2 литров бензина. Кроме того, для длительных заплывов существует возможность подсоединения внешнего резервуара объёмом 12,5 литров, запаса топлива в котором (при нормальном расходе 1,8 литров/час) хватит более чем на 6 часов непрерывной работы.
Tohatsu M5BDS обладает трёхступенчатой коробкой передач с режимами движения вперед и назад, а также нейтраль. Интегрирована и достаточно разумная система защиты от запуска при включенной передаче, обеспечивающая безопасность пользователя и людей, находящихся в зоне действия винта. Впрочем, на этом положительные функции мотора не заканчиваются. Не забыли японские производители и об оснащении агрегата страховочным тросом, посредством использования которого можно совершить аварийную остановку движка. В целом же модель не обилует какими-либо уникальными техническими решениями, предоставляя потребителям возможность самостоятельного решения вопросов ремонта и технического обслуживания. Безоговорочное первое место.
Достоинства
- компактная механическая система, оборудованная внешним топливным резервуаром на 12,5 литров;
- использование упрощённых технических решений для возможности обслуживания мотора потребителями;
- две встроенные системы защиты (аварийного отключения винта, запуска при включенной передаче);
- высокая степень надёжности;
- низкая цена.
Недостатки
- не обнаружено.
Авто и мото
HDX T 5 BMS
Рейтинг: 4.8
HDX T 5 – очень близкий аналог 5-ти сильного мотора от Toyama вплоть до конструктивных нюансов и рабочих характеристик. Попал в рейтинг благодаря великолепным показателям надёжности при использовании в длительной перспективе, а также низкой (даже по меркам двухтактников) рыночной стоимости. Все его плюсы – отзеркаленная действительность японского аналога, к которой можно отнести и стабильность работы на высоких оборотах (мотор не захлёбывается от обилия мощности), и приемлемый уровень шума, и малые вибрации при наборе хода.
Впрочем, конструкция HDX T 5 содержит и пару конструктивных нюансов, на которые указывают и сами пользователи, и эксперты. Во-первых, отсутствует механизм аварийного отключения лодочного мотора, из-за чего случайный заплыв на мелководье может не только лишить винт лопастей, но и разбить редуктор, обеспечив ударную нагрузку и выкрашивание зубьев. Во-вторых, несколько нелогична идея оснащения мотора топливным бачком на 1,5 литра, поскольку на полном газу по открытой воде его едва ли хватит на путешествие в оба конца…так что при себе лучше держать запасную канистру…или обычное весло.
Достоинства
- оптимальное сочетание цены и качества;
- уровень шума и вибраций в пределах нормы;
- стабилен при разгоне;
- небольшой топливный бак положительно влияет на весовые характеристики;
- в меру высокая надёжность для китайских двухтактников.
Недостатки
- малый объём топливного бака и, как следствие, малый запас хода;
- отсутствие функции аварийного отключения винта.
Mercury 5M
Рейтинг: 4.7
Представитель сильной в техническом плане компании Mercury, представляющий собой одну из модификаций моторов портативной 5-ой серии. По сути, единственное отличие от оригинала здесь – оснащенность выносным топливным баком на 12 литров, да возможность установки 50-ваттного генератора с током 4 ампер. В остальном же конструктивные различия минимальны: все те же 3,86 лошадиных сил мощности в номинале, три передачи и работа в частотах вращения от 4 до 5 тысяч оборотов в минуту.
По словам потребителей, Mercury 5M является настоящим «пахарем», честно и в достаточной степени стабильно отрабатывая положенный ресурс. Рекомендуемая высота транца под него составляет 381 миллиметр, что накладывает небольшие ограничения на использование. А вот масса в 20 килограмм не выглядит чем-то из ряда вон выходящим, полностью соответствуя понятию «портативный». Ввиду не самой большой стоимости на рынке данный мотор является приоритетным выбором для широкого круга покупателей, особенно в свете наличия блока аварийного отключения и огромной базе проработанных мелочей, вплоть до обтекаемости контуров корпуса и всевозможных подстроек для комфортного управления.
Достоинства
- оптимальное соотношение цены и качества;
- рациональный подход к отводу отработанных газов (петлевая продувка);
- компактные габаритные размеры, 20 килограмм веса;
- возможность комплектации внешним топливным баком на 12 литров (объём собственного бака – 2,5 литра).
Недостатки
- с течением времени появляется острая необходимость в обслуживании отдельных узлов – редуктора и поршневого механизма;
- повышенный расход топлива вследствие особой заводской настройки второго такта работы – момента впрыска топлива/выпуска газов.
NISSAN MARINE NS 5 B D1
Рейтинг: 4.6
Крупный японский автопроизводитель, по совместительству, является поставщиком моторов для лодок двухтактного и четырёхтактного типа. Именно поставщиком, поскольку старейший бренд в данному сегменте самостоятельно разработал буквально единичные концепты, закупая основную массу моторов у компаний Honda и Tohatsu. Так случилось, что NISSAN MARINE NS 5 B D1 – практически полный аналог (за исключением косметических нюансов) двухтактника Tohatsu, объём которого, традиционно для данного сегмента, составляет 102 кубических сантиметра.
Из других особенностей лодочного мотора можно упомянуть наличие встроенного 2,5-литрового топливного бака с возможностью увеличения посредством подключения опционального внешнего бака ещё на 12 литров. Также потребители говорят о простоте настройки и самостоятельного обслуживания: мол, конструкция настолько проста, что поддаётся устранению причин неисправности или плохой работы даже в гараже. Всё это, конечно, хорошо, однако не будем забывать тот факт, что стоит NISSAN MARINE NS 5 B D1 вдвое больше аналогов, а посему и распространена в розничной продаже гораздо меньше остальных.
Достоинства
- мотор можно использовать в морской воде (соль не влияет на рабочие показатели агрегата);
- встроенный и внешний бачок в наличии (2,5 + 12 литров);
- простота конструкции, позволяющая потребителям проводить самостоятельное обслуживание;
- хорошие показатели надёжности.
Недостатки
- высокая цена, обусловленная популярностью бренда;
- малая распространённость в розничной продаже.
Авто и мото
Toyama T5BMS
Рейтинг: 4.5
Открывает рейтинг достаточно старый представитель рынка двухтактников, успевший потерять позицию самого популярного в сегменте маломощных двухтактных моторов. Toyama T5BMS постепенно переходит в разряд пережитков прошлого, цепляясь за остатки былой популярности высокой распространённостью в сети розничных магазинов России. Концептуально, это тот же компактный агрегат, что и в случае с Mercury 5M, обладающий весом 20 килограмм и мотором с объёмом 102 кубических сантиметра (выдающий 5 лошадиных сил). Блок передач трёхпозиционный, классический для двухтактников, с режимами прямого и реверсного хода, а также с нейтралью. Крепление к транцу осуществляется посредством винтового зажима, а его рекомендуемая высота составляет 380 миллиметров.
Несмотря на столь обыденные, с позиции рассматриваемых конкурентов, параметры, Toyama T5BMS престаёт чрезвычайно расточительным и шумным лодочным мотором, личного запаса топлива в котором (2,7 литра) едва хватает на далёкий заплыв. Как отмечают эксперты, не стоит питать каких-либо иллюзий насчёт его происхождения – времена, когда Toyama сосредотачивала производство в Японии, давно прошли, и теперь выпуском агрегатов для лодок занимается…конечно же Китай. Правда, никаких нареканий к качеству сборки мы предъявить не можем – обеспечить жёсткий уровень контроля японцам всё-таки удалось.
Достоинства
- высокое качество сборки даже несмотря на базирование производства в Китае;
- хороший рабочий ресурс узлов и деталей;
- компактные габаритные размеры, всего 20 килограмм массы;
- легко найти в розничных магазинах России.
Недостатки
- 2,7 литра едва хватит на час передвижения при максимальной скорости;
- весьма дорога для морально устаревающей модели;
- высокий уровень шума.
Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с.
Yamaha F5AMHS
Рейтинг: 4.9
Экономичный лодочный мотор с огромным потенциалом нагружения, рабочий объём которого составляет 139 кубических сантиметров. Благодаря оптимизации процесса подачи топлива в камеру сгорания компания Yamaha смогла добиться снижения расхода до 1,7 литра в час, что положительно отразилось на затратах его содержания. Вообще, F5AMHS можно назвать идеальной покупкой, за исключением, пожалуй, цены в 80 тысяч рублей, которая выглядит просто грабительской на фоне 5 лошадиных сил мощности, выдаваемой в максимуме. Из приятных мелочей, поставляемых опционально (за которые также придётся заплатить) можно выделить генератор, набор инструментов для самостоятельного обслуживания, индикатор давления масла в системе (манометр), а также защиту стартера. В конечном итоге такая покупка подойдёт тем, кто относится к рыбалке немножко иначе, нежели как к простому хобби, получая профит в виде девайсов, денежных призов или вознаграждения.
Достоинства
- опциональные обвесы, позволяющие создать из мотора укомплектованный агрегат для длительных рыболовных сессий;
- оптимальное расходование топлива (1,7 литра в час при максимальной скорости движения);
- высокая степень качества и конструкционной надёжности;
- низкий уровень шума и распространяемых вибраций.
Недостатки
- высокая цена.
Авто и мото
Honda BF5DH SHU
Рейтинг: 4.8
Высокая цена за этот лодочноый мотор обусловлена громким именем производителя, однако, в отличие от NISSAN, его разработка происходит целиком и полностью под ведомством компании Honda. 5 лошадок от движка объёмом 127 кубических сантиметров – великолепный результат, особенно ввиду низкого часового расхода топлива при движении на предельной скорости (всего 1,5 литра в час). Собственно, встроенный бак и рассчитан на такое количество бензина, однако у пользователей есть возможность расширить его путём постановки внешнего резервуара на стандартные 12 литров, при которых путешествие может продолжаться от 8 до 16 часов.
Немаловажным достоинством Honda BF5DH SHU перед конкурентами стало и наличие генератора переменного тока на 6 ампер, который неплохо оттеняет высокий ценник. Пуск электрический, охлаждение только водяное (а не гибридное, дополненное термостатом), зато имеется манометр для измерения давления масла. В общем, полный комплект, да ещё и в столь высоком качестве сборки. В отдельно взятых моментах данная модель выглядит даже лучше прямого конкурента от Yamaha, однако ввиду более высокой цены и малой распространённости на рынке России, отдадим ей почётное второе место.
Достоинства
- наличие установленных обвесов, обычно поставляемых опционально, за дополнительную плату (генератор, индикатор давления масла, электрозажигание и пр.);
- идеальное качество сборки и высокая надёжность составных узлов;
- низкий расход топлива (1,5 литра в час);
- отличная пригонка деталей друг под друга, в связи с чем шум и вибрация практически отсутствуют.
Недостатки
- очень высокая цена за лодочный мотор.
HDX F 5 BMS
Рейтинг: 4.7
Китайский производитель Hondex вот уже несколько лет продолжает активное продвижение на отечественном рынке, закрепившись в умах потребителей в качестве поставщика самого дешёвого товара с приемлемым качеством. Не стал исключением и четырёхтактный лодочный мотор HDX F 5 BMS, ценовое отличие которого от двухтактного аналога (T 5 BMS) составляет всего 10 тысяч рублей. Если говорить с позиции конструкции, то решение впихнуть габаритный мотор в старый пластиковый кожух не выглядит разумным, причиной чему послужило ещё более глобальное уменьшение объёма топливного бака до 1,3 литра. Впрочем, на фоне не самой объёмной камеры сгорания (112 кубических сантиметров), а также на удивление хорошей настройки момента подачи топлива, на этом как-то всё же можно существовать.
Но, пожалуй, самым впечатляющим свойством F 5 BMS является высокий крутящий момент на низких оборотах движка, который позволяет разгонять даже тяжелонагруженное судно до 18…22 километров в час, пусть и на большом временном промежутке. По устройству он также не преподносит никаких серьёзных сюрпризов, позволяя потребителям самостоятельно проводить ремонт по надобности. В общем, это достойный представитель своей категории, выглядящий наиболее интересно в плане стоимости относительно окружающих конкурентов.
Достоинства
- низкая, относительно конкурентов, цена;
- экономичность и конструкционная простота (лёгок в самостоятельном обслуживании);
- способность развивать высокий крутящий момент на малых оборотах.
Недостатки
- непродуманная «зажатая» конструкция с маленьким бензобаком на борту (1,3 литра).
Mercury F5M
Рейтинг: 4.6
Очередной представитель американской компании Mercury входит в рейтинг с досадным показателем вместимости встроенного топливного бака, который составляет всего 1 литр. Досадно, однако понятно, с какой целью на это пошли сами производители – опциональное приобретение 12-литрового внешнего резервуара в перспективе выглядит куда более привлекательно, нежели медленная езда по водоёму с веслом на изготовку.
Впрочем, это совсем не отменяет факта высокого качества изготовления модели, равно как и обладания приемлемыми эксплуатационными показателями. 5 лошадок мощности генерируется в цилиндре объёмом 123 кубических сантиметра, давая неплохой задел по крутящему моменту и возможности быстрого разгона при высокой загрузке. Охлаждение водяное, а выхлоп идёт прямо в атмосферу, обуславливая немногим более высокую шумность относительно соперников по рейтингу. Не стоит сбрасывать со счетов и высокую стоимость американской разработки, при которой конкуренция даже с китайскими представителями проигрывается на раз-два. Но, даже несмотря на ворох сугубо сравнительных недостатков, скажем – Mercury F5M стоит покупки, и причина этому кроется в высокой надёжности, сопровождающей высокий рабочий ресурс составных узлов.
Достоинства
- хорошее качество сборки;
- высокий рабочий ресурс узлов и деталей в составе мотора;
- оптимальные характеристики крутящего момента;
- возможность маневрировать на мелководье.
Недостатки
- высокая стоимость на фоне недочётов;
- малая вместимость топливного бака;
- более шумный, относительно конкурентов.
Лучшие 2-х тактные лодочные моторы до 9.9 л. с.
Mikatsu M9.9FHS
Рейтинг: 4.9
Mikatsu M9.9FHS — двухтактный лодочный мотор от крупнейшего южнокорейского производителя водомоторной техники. Мощность двигателя в 9,9 л. с. является предельно разрешённой для эксплуатации без оформления специальных документов. Её будет достаточно для рыбалки вдвоём на лодке 340-360 см. Обновлённый дизайн мотора сделал его более крепким за счёт появления дополнительных боковых рёбер жёсткости, а также повысил комфорт эксплуатации, благодаря широкой ручке для шкипера.
При весе в 36 кг, расход топлива мотора составляет всего 5 литров в час, а внешнего бака на 24 литра хватит на долгую рыбалку без дозаправки. Премиальное качество и доступная стоимость — главные преимущества Mikatsu M9.9FHS.
Достоинства
- трёхкратная заводская проверка каждой модели;
- простота технического обслуживания;
- экономичный расход топлива;
- доступная для столь высокого качества цена.
Недостатки
- сложно установить мотор в одиночку.
Mercury ME 9.9 M
Рейтинг: 4.9
Весьма неожиданным образом одну из лидирующих позиций рейтинга занял продукт американской компании Mercury, показавший выдающиеся результаты по части мощности, крутящего момента и качества сборки. Внешне лодочный мотор ME 9.9 M выглядит идеально, подчёркивая первое впечатление хорошей работой на воде. Выдавая заявленные 9,9 лошадиных сил мощности, агрегат задействует 262 куба рабочего объёма двух цилиндров, ограничиваясь 6000 оборотов вала в минуту.
Небольшим огрехом конструкции выглядит оснащённость внешним баком на 12 литров, которого едва ли хватит на хорошую рыбалку без отвлечений на дозаправку. Система охлаждения содержит термостат и обеспечивает дополнительный отвод тепла посредством циркуляции воды по системе. Пользователи отмечают, что данную модель можно использовать и при походах на катере по солёной воде, однако без крайней на то надобности мы порекомендуем этого всё же не делать. Зато оснащать Mercury ME 9.9 M можно хоть короткие, хоть длинные судна – здесь реализована возможность и румпельного, и дистанционного управления. В стоимостном отношении этот агрегат оказывается выгоднее, нежели менее мощный Nissan Marine, однако по части характеристик способен переплюнуть всех представленных в категории конкурентов.
Достоинства
- очень хороший набор рабочих характеристик;
- наличие термостатного и водяного охлаждения в системе;
- возможность румпельного и дистанционного управления;
- отличное качество сборки;
- высокая, но адекватная способностям мотора цена.
Недостатки
- нерационально маленький топливный бак (всего 12 литров).
Авто и мото
Tohatsu M9.8BS
Рейтинг: 4.8
Тот самый оригинальный лодочный мотор от компании Tohatsu, который был куплен и слегка переделан под продукт компании Nissan Marine. Его легендарность обусловлена сочетанием качества, долговечности и обилием опциональных дополнений, которые пришлись по душе тысячам отечественных пользователей. При весе в 26 килограмм он выдаёт уже знакомые нам 9,8 лошадиный сил, задействуя два цилиндра суммарным рабочим объёмом 169 кубических сантиметров.
В качестве топливного бака в Tohatsu M9.8BS используется внешний резервуар объёмом 12 литров, запаса которого хватает на 6-8 часов плавания по открытой воде на максимальной скорости. Имеется возможность передвижения по мелководью и травянистым местам, что одинаково хорошо как для рыболовов, так и для охотников. Ну и наконец, в качестве дополнительных приспособлений к модели можно прикупить генератор и тахометр, позволяющий чётко следить за оборотами двигателя во избежание перегревов и длительного действия нагрузок.
Достоинства
- великолепное сочетание цены и качества;
- наличие дополнительных опций к покупке;
- 12-литровый топливный бак, позволяющий, при низком расходе топлива, плавать на протяжении десятка часов;
- добротная сборка без скрипов и лишнего шума;
- очень популярна у потребителей – народный выбор.
Недостатки
- не обнаружено.
HDX T 9.9 BMS
Рейтинг: 4.7
Двухтактный лодочный мотор Hondex T 9.9 BMS – настоящий подарок для любителей быстрого и долгого передвижения по открытому водоёму, без заплывов в травянистые и мелководные места. Шутка ли, но 9,9 лошадиных сил здесь генерируются посредством мотора, рабочий объём которого составляет 246 кубических сантиметров. На первый взгляд – весьма расточительно, однако ввиду применимости на лодках с коротким транцем (381 миллиметр) крутящего момента оказывается в большом избытке. Отсюда и приличное ускорение, и возможность перевозить большие снаряжённые массы, постепенно разгоняясь до приличных скоростей.
Примечательно и то, что HDX T 9.9 BMS – первая модель до этого момента в обзоре, которая комплектуется внешним бензобаком на 24 литра, позволяющим совершать длительные поездки без оглядки на берег. Как отмечают пользователи, эксплуатационная мощность модели оказывается больше, нежели заявленная производителями, причём на 50%. Ввиду такого увеличения производительности небольшие огрехи сборки кажутся сущим пустяком. А с оглядкой на стоимость очередного представителя китайского производства и вовсе можно назвать одним из лучших в сегменте.
Достоинства
- реальная мощность выше заявленной;
- возможность оснащения мотора 24-литровым внешним баком под топливо;
- отличная динамика разгона;
- высокое качество деталей и, как следствие, увеличенный рабочий ресурс.
Недостатки
- громоздкая модель (36 килограмм веса);
- сборка не может похвастать бесшумностью работы.
Nissan Marine NS 9.8 BS
Рейтинг: 4.6
Лодочный мотор под короткий транец, рабочий объём которого составляет 169 кубических сантиметра. Для карбюраторного двухтактника весом 26 килограмм эта цифра является весьма и весьма приличной, особенно в свете возможности разгона до 30 километров в час (и это не предел). NS Marine NM 9.8 BS является очень популярной в кругах потребителей, и причина тому обстоит в умелой маскировке культовых вещей под совершенно новый бренд. Дело в том, что данная модель – ничто иное как одноимённый мотор от Tohatsu, схожесть с которым можно проследить даже в мельчайших деталях.
Если же говорить об эксплуатационном потенциале NS Marine NM 9.8 BS, то он способен тащить на глиссере двух человек с оснасткой, либо трёх, но без оной, постепенно набирая ход до вышеобозначенных 30 километров в час. К сожалению, с позиции стоимости лодочный мотор значительно уступает прямым конкурентам: потребителям куда сподручнее приобрести оригинал от Tohatsu, заплатив за него в 1,5 (примерно) раза меньше.
Достоинства
- рабочий объём двигателя (169 кубических сантиметров);
- высокое качество сборки;
- 26 килограмм собственного веса;
- развивает высокий крутящий момент на низких оборотах.
Недостатки
- ничто иное, как аналог Tohatsu M9.8BS;
- высокая стоимость.
Лучшие 4-х тактные лодочные моторы до 15 л. с.
Honda BF15DK2SHU
Рейтинг: 4.9
По словам многих пользователей Honda BF15DK2SHU – самый экономичный представитель четырёхтактных моторов, литра топлива которому хватает для преодоления 7,3 километров на максимальной скорости. Звучит мифически, однако причиной всему является хорошая настройка момента подачи топлива и порции, в которой Honda уж точно понимает многое. В связи с этим и резервуара на 12,5 литров хватает на долгую и продуктивную рыбалку.
Два цилиндра четырёхтактного мотора располагают суммарным рабочим объёмом в 350 кубических сантиметров, как какой-нибудь неплохой малолитражный мотоцикл для повседневного использования. Добавляет ли это модели солидности? Однозначно, равно как и крутящего момента для возможности вывоза весьма большой снаряжённой массы судна (с людьми и оснасткой). Из других преимуществ Honda BF15DK2SHU можно выделить наличие индикаторов перегрева и давления масла, встроенный 6-амперный генератор и блок аварийного отключения, а также ограничитель оборотов (с тахометром). В конечном итоге от приобретения потребителя отделяет лишь один серьёзный факт – цена, возросшая практически на 50% за последние четыре года. Впрочем, это нисколько не отменяет факта классности данной модели, особенно по сравнению с конкурентами.
Достоинства
- великолепное качество сборки;
- самый экономный среди конкурентов (1 литр топлива на 7,3 километра пути);
- обилие дополнительных датчиков, наличие встроенного генератора переменного тока, тахометра и ограничителя оборотов;
- высокая степень конструктивной надёжности;
- способен двигаться по мелководью.
Недостатки
- очень высокая цена.
Yamaha F15 CEHS
Рейтинг: 4.8
По сути, главный конкурент компании Honda в вопросах выпуска 15-сильного четырёхтактника, по-прежнему (как и несколько лет назад) испытывающий проблемы с сильной дифференциацией цены от одного дистрибьютера к другому. Объём движка F15 CEHS составляет 362 кубических сантиметра, обуславливая небольшой проигрыш модели тому же Honda BF15DK2SHU по уровню КПД. Отсюда и большая масса (53,7 килограмма), и проигрыш по расходу топлива (5,4 литра в час), который едва заметен на фоне оснащённости модели 25-литровым внешним баком.
Несмотря на габаритные размеры лодочного мотора Yamaha F15 CEHS отлично подходит и рыболовам, и охотникам, так как способен пробираться по мелководью и, в случае чего, пользовать блок аварийного отключения. Из потребительских плюсов модели наиболее часто упоминается долговечность и способность работать на протяжении нескольких лет без единой поломки (при условии должного уровня обслуживания). К сожалению, F15 CEHS стал заложником ценовых махинаций, царящих в дилерских центрах и рыночных условиях России. Порой ситуация доходит до абсурда, и колебание цены в рамках региона может достигать 40-50%. С учётом и без того весомого удорожания дополнительные наценки всё чаще отпугивают покупателя, негативно отражаясь на престиже фирмы.
Достоинства
- очень высокий уровень надёжности;
- оптимальные эксплуатационные показатели;
- 25-литровый топливный бак в комплекте;
- возможность проходить мелководье, а также регулировать наклон мотора и румпеля;
- наличие электропуска и аварийной системы отключения движка.
Недостатки
- крайне большой разброс цен на российском рынке – наценка может достигать 40-50%.
Авто и мото
Mercury ME F 15 MH
Рейтинг: 4.7
ME F 15 MH – продукт высокого качества и реализации со средней ценой (относительно представленных оппонентов), способный удовлетворить нужды охотников и рыболовов. 352-кубовй мотор выдаёт честно заявленные 15 лошадиных сил, обеспечивая максимально экономное расходование топлива из встроенного 12-литрового бака. В наличии – ряд индикаторов, позволяющий отслеживать не только количество оборотов вала, но и следить за температурой мотора, а также за состоянием давления масла в системе. Присутствуют важные функции аварийного отключения, а также возможность движения по мелководью без риска сломать трёхлопастной винт или запутаться в траве.
Отбросив техническую составляющую, обнажим весьма спорный параметр, негативно влияющий на эргономику. Речь идет, конечно же, о большой массе Mercury ME F 15 MH. Если в случае с HDX F 15 FWS этот факт обусловлен интеграцией в системы очень объёмного топливного бака, то здесь явление столь тяжёлой конструкции (52 килограмма) непонятно и выглядит очень спорно. В целом, упрекнуть модель в чём-либо ещё нельзя, а вот отметить, например, наличие генератора на 12 ампер – можно, причём с явным занесением в актив. Стоимость, сообразно всему представительству категории, кусается, но отлично сочетается с параметрами качества.
Достоинства
- оптимальное соотношение цены и качества;
- наличие генератора переменного тока на 12 ампер;
- обилие датчиков (тахометр, давления масла, перегрева);
- наличие функции принудительного отключения и возможности проплывать мелководные участки;
- высокая конструкционная надёжность
Недостатки
- громоздкая и тяжёлая конструкция (52 килограмма).
HDX F 15 FWS
Рейтинг: 4.6
Даже в линейке 15-сильных моторов китайская компания Hondex продолжает выступать в качестве нишевого производителя бюджетного продукта, борющегося за потребителя и качеством, и приемлемым уровнем цен. HDX F 15 FWS – модель как раз такого порядка, стоимость которой сопоставима с премиальными представителями двухтактных моторов той же мощности.
По сути, если не брать в расчёт показатели качества (которые у японских агрегатов заведомо выше, нежели у этого китайского чуда), то модель имеет все шансы считаться подлинным лидером категории. Причина этому проста: 323-кубовый мотор выдаёт те же самые 15 лошадок, что и конкуренты, показывая себя гораздо эффективнее в плане КПД. И даже вес в 51 килограмм поддаётся логическому объяснению – дело в том, что в HDX F 15 FWS «вшит» топливный бак объёмом 24 литра, который, при желании пользователя, может быть расширен ещё на 12 литров. Имеется возможность движения по мелководью, два метода запуска движка (ручной и электрический), а также аварийная система отключения двигателя. И, если бы не ряд мелких огрехов конструкционной части, то такую сборку можно было бы признать эталонной.
Достоинства
- наличие ручного и электрического пуска;
- высокая эффективность работы;
- суммарный объём топливных резервуаров может достигать 36 литров;
- возможность перемещения по мелководью;
- привлекательная, на фоне конкурентов, цена.
Недостатки
- присутствуют посторонние шумы при абсолютно нормальной работе мотора.
Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 40 л. с.
Авто и мото
Yamaha F40 FET
Рейтинг: 4.9
Отличная по всем параметрам серия мощных моторов от компании Yamaha, рабочий объём трёхцилиндрового (!) мотора которых составляет 747 кубических сантиметров. Пользуется спросом преимущественно у профессиональных рыболовов, так как стоимость в почти 400 тысяч рублей и тяговые характеристики заточены под комфортную ловлю с большого судна и возможность быстрых перемещений по открытой воде. Впрочем, для любителей поохотиться в зарослях камыша и на мелководье Yamaha F40 FET также предоставляет все удобства: подъём мотора электрический, регулировка его наклона предусмотрена, да и сами производители отмечают возможность перемещения по низкой воде.
94 килограмма веса модели – довольно-таки серьёзная проблема как при транспортировке, так и при установке на транец. Понятно, что часть веса забирает на себя движок, а другая часть отходит дейдвуду с трёхлопастным винтом. Ради хоть какого-то уменьшения собственных габаритов и веса инженеры Honda пошли на хитрость, вынеся топливный бак на 25 литров вон из системы. Впрочем, при расходе более 10 литров в час его хватит ненадолго – и здесь перед потребителем встаёт очень серьёзный выбор: быть «привязанным» к берегу или докупать ещё один резервуар. Ввиду и без того большой стоимости агрегата дополнительные траты выглядят откровенно плохо, однако за возможность комфортно порыбачить некоторые готовы отдать и гораздо больше.
Достоинства
- обилие дополнительного обвеса (датчики, генератор на 17 ампер, системы защиты и отключения движка);
- 40 лошадиных сил от трёхцилиндрового четырёхтактного мотора;
- возможность переплывать мелководье;
- высокое качество изготовления и большой рабочий ресурс.
Недостатки
- крайне высокая цена.
Honda BF30DK2 SRTU (BF30D4 SRTU)
Рейтинг: 4.8
Очередной топовый агрегат от японской компании Honda, обеспечивающий малошумную работу и плавный ход при движении на открытой воде. Обеспечивает отличную тягу для лодок суммарным снаряжённым весом под 700 килограмм, что эквивалентно 5-6 человек с оснасткой и снаряжением. Большой рабочий потенциал BF30DK2 SRTU обуславливает необходимость наличия группы карбюраторов и ускорительного насоса, нагнетающего давление в топливной системе. Что же касается расхода, то на час работы при максимальных оборотах движка сгорает не более 9 литров, что в среднем на 18% ниже, чем у прямых конкурентов от Yamaha и Tohatsu.
Относительно интеграции вспомогательных систем Honda BF30DK2 SRTU отличается лишь положительно. Например, в актив можно отнести наличие электронной системы зажигания, водяного охлаждения, электроподъёмник мотора, а также реверс и функцию аварийного отключения. По большому счёту, из всего спектра особенностей японского агрегата пользователи ругают лишь расход – запаса топливного бака едва ли хватает на 1,5 часа работы. Вопрос стоимости в этом случае отходит на второй план, однако к его приобретению обращаются преимущественно профессиональные рыболовы.
Достоинства
- очень качественный мотор с высоким уровнем сборки;
- уменьшенный расход топлива за счёт применения улучшенных принципов подачи бензиново-воздушной смеси;
- обилие дополнительных датчиков и элементов;
- большой потенциал нагружения;
- выбор профессионалов.
Недостатки
- малый объём топливного бака (12 литров).
Mercury 40M
Рейтинг: 4.7
Крайне мощный мотор для крупногабаритных лодок, выдающий до 40 лошадиных сил посредством двух цилиндров суммарным объёмом 644 кубических сантиметра. Более эффективна в плане КПД, нежели лидер рейтинга Yamaha, однако при работе на максимальных оборотах быстро достигает состояния износа по отдельным узлам.
Ещё одно принципиально положительное отличие от главного конкурента заключается в показателе цены: она практически в два раза ниже, что и привлекает потребителей из числа обычных любителей рыбалки – больше опытных, нежели профессиональных, участвующих в спортивных первенствах. В качестве опционального дополнения в Mercury 40M установлен генератор переменного тока на 10 ампер вкупе с датчиками перегрева, температуры и давления масла. Общий вес конструкции составляет 75 килограмм без учёта вынесенного бака на 24 литра. В целом, потребление топлива на час заплыва едва достигает 10 литров, в связи с чем одной полной заправки хватит на 2,5 часа непрерывного плавания. В конечном итоге мы получаем отличную модель с оптимальным набором характеристик…которая хоть и выглядит предпочтительнее японского соперника по цене, но не может навязать ему борьбу по эксплуатационным показателям.
Достоинства
- оптимальные показатели КПД;
- повышенная экономичность по сравнению с конкурентами;
- обилие дополнительных компонентов и установленный генератор;
- сравнительно низкая цена.
Недостатки
- не обнаружено.
Авто и мото
HDX F 20 BMS
Рейтинг: 4.6
Лодочный мотор мощностью 20 лошадиных сил, ставший настоящим хитом продаж среди профессиональных рыболовов за счёт аномально низкой стоимости на столь производительный агрегат. Его вес составляет 66 килограмм, что недвусмысленно намекает на необходимость использования с тяжёлонагруженными лодками и катерами вместимостью до 5 человек. Расход топлива при максимальных режимах действия составляет 7,3 литра в час, и при таком раскладе F 20 BMS получает запас хода на 3 часа, поскольку внешний топливный бак вмещает в себя 24 литра бензина.
Стоит отметить, что большие габариты связаны с объёмными цилиндрами, рабочее пространство которых равно 498 кубическим сантиметрам. В наличии находятся система аварийного отключения мотора, ограничитель оборотов, предотвращающий перегрев движка, а также выхлоп, идущий через винт и значительно уменьшающий общий шум. Имеется регулировка угла наклона мотора, однако переплывать мелководье с ним всё равно не рекомендуется. В конечном итоге перед пользователем оказывается достойный представитель категории сильных агрегатов, способных вынести действительно много, и стоящих для своих кондиций сущие копейки.
Достоинства
- низкий расход для столь мощного мотора (7,3 литра в час);
- внешний топливный бак, рассчитанный на 24 литра бензина (АИ-92);
- очень привлекательная цена;
- оптимальные габаритные показатели в соотношении с мощностными кондициями.
Недостатки
- не обнаружено.
Лучшие лодочные моторы высокой мощности
Yamaha F350 AETX
Рейтинг: 4.9
Ну и, наконец, лидирующую позицию рейтинга занимает лодочный мотор умопомрачительной мощности, рабочий объём которого составляет 5330 кубических сантиметров. Этот морской «монстр» – разработка для комплектации очень дорогих катеров гоночного или прогулочного назначения, способных окупить колоссальные затраты от приобретения и эксплуатации. 350 лошадиных сил мощности в Yamaha F350 AETX генерируется посредством работы восьми цилиндров, имеющих V-образное расположение для экономии места и снижения линейных габаритов. В качестве системы подачи топлива используется инжектор с возможностью настройки впрыска, увеличивающий разгонный потенциал для обеспечения соревновательных претензий.
Отдельным пунктом стоит выделить подход к оснащению Yamaha F350 AETX различными датчиками, позволяющими контролировать практически каждый параметр мотора в реальном времени. Таковых на модели можно разместить (читай, подключить) 13: например, спидометр, тахометр, датчик расхода топлива и его уровня, положения дросселя, положения тримма, и пр. В двух словах о такой сложной системе рассказать не получится, поэтому последнее, что вам стоит знать – стоимость такого агрегата составляет 1,5 миллиона рублей. Безоговорочный лидер категории.
Достоинства
- агрегат для круизных или гоночных заплывов;
- 350 лошадиных сил мощности с движка объёмом 5330 кубов;
- возможность контроля практически всех эксплуатационных параметров;
- полностью электрифицированная система, позволяющая организовать управление мотором с компьютера;
- высочайшие параметра качества и надёжности.
Недостатки
- крайне высокая цена.
Авто и мото
Mercury 150 PRO XS L OptiMax
Рейтинг: 4.8
В шаге от лидирующей позиции рейтинга остановился американский мотор Mercury 150 PRO XS L OptiMax, выдающий колоссальные и не слишком необходимые массовому потребителю 150 лошадиных сил. Генерируются они посредством работы шести цилиндров, имеющих V-образное расположение и 2500 кубов рабочего объёма. Устанавливается такой агрегат преимущественно на металлические катера спортивного типа, выполняющие функцию круизных или рыболовных (что встречается очень редко) суден в условиях моря.
Вместо карбюратора Mercury 150 PRO XS L OptiMax пользует систему двухфазного прямого впрыска топлива, настроенного под строго фиксированный расход бензина на создание топливовоздушной смеси. Это крайне важно в системе, «съедающей» горючее литрами. Естественно, что при таком уровне исполнения и стоимости особое внимание должно быть уделено системам защиты. Здесь таковых четыре, основанных, однако, на громких передовых технологиях компании-производителя. Так, за защиту движка от перегрева и прочих неполадок отвечает технология Guardian системы SmartCraft. Аналогичным образом «рассортированы» датчики контроля за превышением числа оборотов и уровня масла. В конечном итоге мы можем заключить, что 150 PRO XS L OptiMax – великолепный мотор, созданный для заведомо малой группы потребителей и закономерно занимающий место в рейтинге лучших.
Достоинства
- высочайшее качество изготовления при организации пооперационного контроля сборки на предприятии;
- 150 лошадиных сил при объёме движка в 2500 кубических сантиметров;
- максимальная скорость превышает показатель в 100 километров в час;
- обилие систем защиты.
Недостатки
- не выявлено.
HDX T75FEL-T
Рейтинг: 4.7
Третий по мощности агрегат для лодок, имеющий мощность 75 лошадиных сил, но стоящий при этом гораздо ниже, нежели на порядок более слабые японские моторы. Очень странный факт, делающий достойную рекламу и без того популярному HDX T75FEL-T. Его рабочий объём составляет 1141 кубический сантиметр, распределённый по трём цилиндрам. Небольшим досадным моментом является двухтактная система работы цилиндропоршневой группы, обуславливающая небольшие потери топлива (порядка 5-7%) на выброс при отводе газов. В связи с этим 24-литрового бака, интегрированного в систему, едва хватает на лишь на 1,5 часа работы, что ставит потребителя перед необходимостью оснащать мотор дополнительным резервуаром.
Примечательно, что в данной модели Hondex была реализована система электрического пуска двигателя, а также дистанционная система управления, поскольку используется она преимущественно в паре с габаритными лодками и катерами, рассчитанными на размещение 10 человек. Общий вес мотора составляет 119 килограмм, в связи с чем возникают серьёзные проблемы с транспортировкой и установкой/снятием его с лодки. По сути, на этом и ограничивается всё многообразие особенностей, присущих HDX T75FEL-T. Отличный вариант приобретения для тех, кто хочет приобрести недорогую «рабочую лошадку» на групповые заплывы.
Достоинства
- большая мощность, позволяющая перевозить до 10 человек со снаряжением;
- низкая цена за модель высокого уровня;
- наличие обязательных дополнений, в том числе блока аварийного отключения двигателя;
- очень высокая конструкционная надёжность.
Недостатки
- объёма топливного бака хватает на 1,5 часа заплывов.
Tohatsu M50D2EPTOS
Рейтинг: 4.6
В данном разделе рейтинга разделение конкурентов будет вестись сугубо по показателю мощности, в связи с чем Tohatsu M50D2EPTOS занимает почётное четвёртое место. Этот 50-сильный агрегат является образцом качества для аналогов, искусно оперируя 697 кубами рабочего объёма трёх цилиндров и обладая весом в 85 килограмм. Имеет электростартер и дистанционное управление, которое можно использовать при установке мотора на транцы длинных лодок и катеров (высотой 381 миллиметр).
За обеспечение движка топливом отвечает вместительный бак на 25 литров, объёма которого, правда, хватает ненадолго: в режиме максимального хода бензин сгорает за 2 часа, поэтому о дополнительном резервуаре для длительного заплыва стоит позаботиться заранее. В качестве дополнений под актуальную цену (330 тысяч рублей) на модели установлен автоматический подъёмник с гидроприводом, датчик перегрева, манометр и тахометр. Для увеличения срока работы агрегата водяной насос и другие элементы, имеющие связь с водой, были сделаны из хромистой нержавеющей стали, а также предпринят ряд технологических мер по предотвращению отложения солей (при использовании в море) и разрушений вследствие заплыва на мелководье. В общем, мотор получился действительно годным, и никаких серьёзных недочётов в нём отметить нельзя.
Достоинства
- обилие средств контроля эксплуатационных параметров движка;
- защита водяной системы, в том числе детали из нержавеющей стали;
- оптимальное сочетание цены и качества изготовления;
- малый вес при весьма сложной и габаритной сборке;
- высокая популярность на рынке.
Недостатки
- не выявлено.
Лучшие китайские лодочные моторы
Sea-Pro OTH9.9S
Рейтинг: 4.7
Топовый товар от премиального китайского бренда Sea-Pro, признанный самой удачной копией двухтактного лодочного мотора соответствующей мощности (9,9 лошадиных сил) от компании Yamaha. В России OTH9.9S зашёл рыболовам на отлично: кажется, что большая часть аудитории буквально жаждала получить в распоряжение более дешёвый аналог японских агрегатов, не уступающих последним ни в маневренности, ни по соотношению цена/качество (пусть и для своего уровня).
Первое, на что стоит обратить внимание – низкий расход топлива, составляющий чуть более 5 литров в час при максимальной скорости и оборотах. Второе – составляющая скорости. Несмотря на 36 килограмм веса, добавляемого к снаряжённой массе судна, он оказывается способен разгонять последнее до 35 километров в час, заставляя пользователя крепко цепляться за румпель. Объём топливного бака составляет 12 литров, зажигание ручное, есть возможность заплывать на мелководные участи. В общем, Sea-Pro OTH9.9S – отличный моторчик, который, при должном уровне обслуживания, может проходить не один год.
Достоинства
- выгодная цена (относительно премиальных японских конкурентов и, в частности, оригинала);
- низкий расход топлива (5 литров в час);
- качественная сборка с высокими показателями надёжности;
- возможность прохождения мелководных участков.
Недостатки
- не обнаружено.
Golfstream T15ВМS
Рейтинг: 4.6
Близкая реплика 15-сильного мотора от компании Mercury, стоимость которой заведомо ниже полноценного оригинального продукта. Обладает рабочим объёмом в 246 кубов, разделённым по двум цилиндрам диаметром 56 миллиметров. Обладает весом в 37,5 килограмм, часть из которых отводится на вместительный топливный бак объёмом 24 литра, запаса бензина в котором хватает на длительные сплавы по открытой воде. Максимальный часовой расход на предельной скорости здесь может достигать 7,9 литра, и в таком случае чистый запас хода может составить чуть более двух часов.
Рассчитан данный двухтактный движок на лодки, в которых высота транца составляет 381 миллиметр, но при небольших манипуляциях его же можно приспособить и на судна с 508-миллиметровой высотой до доски. Управление румпельное, исключающее возможность управлять мотором на дистанции, что, в целом, не сильно вредит общему впечатлению. Как заверяют производители, вся партия Golfstream T15ВМS, предполагаемая для реализации в России, проходит специальную настройку карбюратора по параметрам впрыска и подаваемых порций, соблюдая специфику отечественного топлива. Однако эксперты утверждают, что это не более чем рекламный ход, и при приобретении настройку следует проводить повторно.
Достоинства
- высокая мощность вкупе с большим запасом топлива для длительной охоты и рыбалки;
- оптимальный уровень стоимости;
- высокое качество заводской сборки;
- возможность подстройки мотора под высоту транцев в 381 и 508 миллиметровю
Недостатки
- отсутствие опциональных дополнений.
HANGKAI M3.5HP
Рейтинг: 4.1
Дешёвый двухтактный мотор из Поднебесной, располагающий 49-кубовым движком и выдающий 3,5 лошадиных силы мощности. Не считается эталоном качества, однако обеспечивает вполне стабильное использование на протяжении двух-трёх лет, после чего начинает требовать периодического технического обслуживания и ремонта. Предназначается для использования в небольших резиновых лодках, рассчитанных на одного-двух человек, с высотой транца 381 миллиметр.
Сильными сторонами HANGKAI M3.5HP потребители считают компактные размеры, 9,56 килограмм массы и встроенный топливный бак на 1,3 литра, которого хватает примерно на 4-5 часов плавания. Вполне естественно, что за столь низкую цену в его конструкцию не будут включены необходимые функции, такие как принудительное отключение движка, контроль давления масла, наличие тахометра и генератора. Что, впрочем, заметно спасает агрегат, понижая сложность его изготовления и косвенно повышая надёжность.
Достоинства
- экономичный расход топлива;
- высокая надёжность за счёт простоты конструкции;
- очень низкая цена.
Недостатки
- маломощный, предназначенный для установки на маленькие надувные лодки;
- качество сборки оставляет желать лучшего.
Лучшие электрические лодочные моторы
HDX 86X
Рейтинг: 4.9
Более предпочтительно в эксплуатационном выражении выглядит новая разработка компании Hondex, частично переквалифицировавшей производство на выпуск электрических лодочных моторов. HDX 86X – электрический агрегат мощностью 1,2 лошадиных сил, с водяным охлаждением и массой, равной 13,2 килограммам. Рекомендуется к установке на лодках, снаряжённая масса которых не превышает 1400 килограмм, давая при этом до 37,8 килограмм тяги в максимуме.
Примечательно, что в отличии от Minn Kota Endura C2 30 потребляемый ток от аккумулятора при езде на максимальной скорости составляет 84 ампера. Следовательно, разогнаться HDX 86X способен до более высоких пороговых значений, а именно до 15 километров в час, что также зависит от веса движимого судна. Собственно, недостатки по части оснащения аккумулятором и в этом случае никуда не делись. Более того: для возможности кататься по акватории в течение длительного времени рекомендуется приобретать батарею большей ёмкости (от 100 Ач). Стоимость в этом случае также будет выше, но по отношению к качеству и возможностям будет более оправдана. Таким образом, за неимением лучшего, отправляем китайский мотор на первое место рейтинга в данной категории – вполне заслуженно.
Достоинства
- мощность 1,2 лошадиных силы;
- низкий уровень шума двухлопастного мотора и отсутствие выхлопа;
- возможность установки на судна массой до 1400 килограмм (с высотой транца в пределах 920 миллиметров);
- оптимальное соотношение цены и качества.
Недостатки
- необходимость оснащения и перевозки аккумулятора непосредственно в лодке.
Minn Kota Endura C2 30
Рейтинг: 4.8
Качественная альтернатива «грязным» бензиновым моторам, пригодная для использования с небольшими резиновыми лодками и судами для неспешных прогулок и рыбалки на акватории. Minn Kota Endura C2 30 создавалась с явным упором на компактность, что чувствуется буквально во всей конструкции, даже невзирая на габариты. Двухлопастный винт отлично справляется с проходом травянистых мест, и даже в случае застревания может без труда выбраться из кущ посредством включения обратного хода. Вот только частоты его вращения, а также размеров не хватит для того чтобы разогнать лодку более чем на 5 километров в час – это максимальная скорость для 5-ой передней передачи, при которой мотор потребляет 30 ампер тока.
Судя по отзывам немногочисленных пользователей (технологии только приходят на отечественный рынок, в связи с чем ажиотаж вокруг них невелик) мотор и сопутствующее ему оборудование крайне легко разместить в багажнике автомобиля. Однако питать иллюзии насчёт малого веса всей этой «радости» точно не стоит – пускай мотор и весит 7 килограмм, аккумуляторная батарея ёмкостью 100 Ач с лихвой компенсирует недостающую массу. Стоит ли такая вещь приобретения? Судите сами, однако факт отсутствия выхлопа и фактическое отсутствие шума – весомые на то причины.
Достоинства
- очень низкий уровень шума и отсутствие выхлопа;
- компактная конструкция, позволяющая перевозить мотор в багажнике авто без помех;
- довольно качественное исполнение;
- низкая цена.
Недостатки
- необходимость размещения в лодке аккумулятора (гелевого или кислотно-щелочного;
- малая максимальная скорость (до 5 километров в час).
Оцените статью |
|