Как стать творческим человеком


Содержание


  1. Почему нужно креативно мыслить?
  2. Причем здесь увлеченность?
  3. Как развивать способности?
  4. Как «включать» воображение?
  5. Ассоциативные методы
Обновлено: 22.11.2024 13:27:46

«И почему у меня нет склонности творчеству», — сожалеют многие, разглядывая уличные выставки художников или восхищаясь пением музыкантов в переходе. Глядя на плоды чужой фантазии, с грустью констатируют, что для них это – сверхзадача.На деле оказывается не так. У каждого внутри живет творец. Только одни верят в себя и стремятся к развитию, другие оправдывают ничегонеделанье бесталанностью. Можно ли развить в себе способности лучше спросить у экспертов expertology.

Как стать творческим человеком? EXPERTOLOGY

Почему нужно креативно мыслить?

В обществе культивируется мысль, что творческую богему составляют одаренные от природы люди. Но действительно талантливых личностей, создавших шедевры, можно назвать по именам. Остальные занимаются художественным ремеслом и ищут способы самовыражение через искусство, вызывающие у эстетов много вопросов. Это привело к тому, что обществе стало принято делить людей на «креативных и «корпоративных».

Не всем нужно писать книги и музыку, двигать технический прогресс. Можно пользоваться чужими идеями и изобретениями, и жить по устоявшемуся алгоритму. Но когда возникают ситуаций, требующие нетривиальных решений, нужно включать воображение и искать выход. Это получается далеко не ку всех. Жизнь была бы позитивней, если люди умели находить десятки вариантов ответов на один вопрос, в голове роились сотни идей.

Что думают ученые о воображении?

Феномен проявления креативных способностей не рассматривают узко. Под ним понимают духовную деятельность человека, способную находить оригинальные решения, адаптивно реагировать на внутренние потребности. Существует научное, техническое, литературное и другое творчество, построенное на воображении – психическом познавательном процессе для формирования образов на базе усвоенного опыта.

Независимо от того, создает ли оно новые или восстанавливает в памяти старые стратегии, работает во благо. Благодаря ему люди интуитивно предвосхищают события, через догадки и озарения создают новые технологии и систематизируют знания. В науки есть масса таких примеров. Это доказывает, что такие способности — приобретаемое и тренируемое качество. В процессе развития под воздействием опыта и обучения происходить модификация мозговой ткани. Рост новых нервных волокон и создание нейронных связей меняют пространственную структуру в клетках и позволяют широко мыслить.

Что определяет творчество?

Всего 4 фактора: знания, способности, ориентированность и переживания, создающие эмоциональный тон. Первый, кто пытался ответить на вопрос о его связи с воображением был исследователь Дж. Гилфорд. Он полагал, что это – способность видеть объект под другим ракурсом, выявлять скрытые стороны личности, наделять объекта новыми функциями. Ученый утверждал, что воображение пластично, подвижно и оригинально. Это значит, что способно:

  1. преодолеть косность мышления;

  2. находить небанальные способы решения задач;

  3. выстраивать образные картины в голове;

  4. интерпретировать слова в образы на основе динамики слов и чувств.

Теория Гилфорда стала базовой для психолого-педагогических исследований. Попытку исследовать процесс творения предпринимал ученый Г. Уоллес. Оказалось, что оно состоит из этапов, основанных на мысленном дроблении опыта, образовании из разрозненных звеньев новых логических цепочек. Процесс происходит в последовательности: зарождение идеи; получение знаний или созревание; интуитивное понимание; проверка на деле.

На это способен каждый человек. Но Г. Линдсей, Р. Томпсон выявили, что активному творчеству мешает ряд факторов:

  1. склонность к конформности, проявляющаяся в стремлении походить на других людей;

  2. страх казаться «белой вороной»;

  3. самокритичность;

  4. недостаток знаний;

  5. неумение образно мыслить.

Причем здесь увлеченность?

Когда человек не воодушевлен, даже профессия не сделает его творцом. Он будет создавать банальные вещи. Хорошо сделанный стул ничего особенного собой не представляет. Выполнить работу по инструкции сумеет любой ремесленник. Если включить воображение и приделать к сиденью спинку интересной формы, или оснастить трансформирующим механизмом, изделие приобретет другую ценность. Сделать авторскую вещь может лишь творчески увлеченный человек.

Как развивать способности?

Как у вас с дивергентным мышлением? С решениями за пределами очевидного? Если мозг развит, то вместо одного стандартного варианта предложит массу. Когда в голову ничего интересного не приходит, начинайте тренировать ум, помня о том, что ежедневная практика приводит к постоянству.

Пишите

Начните с простого, но действенного метода. Как только проснулись, берите блокнот с ручкой и фиксируйте все, что придет на ум: историю про инопланетян, философские рассуждения, эссе о жизни. Главное – это исписывать по 750 слов или 3 страницы. Если с фантазией плохо, разглядывайте картины и пишите сочинения- описания.

В этом жанре поможет сторителлинг. Если верить  исследованиям яркие истории стимулируют выработку окситоцина, и мозг запоминает красочные образы, запутанные сюжетные линии. Используйте метод длязапоминания информации и развития воображения. Создавайте свои сценарии развития события с деталями. Скоро они начнут последовательно соединяться в логичные истории. Точность повествования не имеет значения. Важно органично дополнять рассказ деталями для создания объемной картины.

Придумайте название и опишите в деталях сюжет полотна Пикассо «Ночная рыбалка на Антибах», или с помощью воображения расшифруйте «Черный квадрат» Малевича. Образы позволят увидеть не только геометрическую фигуру, но и картинки, построенные на ассоциациях и догадках.

Как «включать» воображение?

Как стать творческим человеком? EXPERTOLOGY

Оно, как и другие психические процессы, поддаются тренировке. Чаще задавайте себе вопрос: «Как мне сделать это по-другому?». Важно заставить мозг видеть разные варианты решения одной задачи, особенно со звездочкой. Метод внесет в жизнь бОльшую осознанность и научит думать мыслеформами, преобразующимися в физическую энергию.

Задание №1

Найдите ответы на вопрос: «Что я могу сделать?» в обыденных ситуациях:

  1. при уборке в доме;

  2. отдыха в выходные;

  3. для семейного ужина;

  4. дизайна дома.

Введите квоту на количество. По каждому пункту найдите от 10 небанальных решений. Не отвергайте даже абсурдные идеи. Это важно, поскольку первые варианты будут известны или подсмотренные у других, и в процесс вовлечется только воссоздающее воображение. Когда они иссякают, мозг начинает «копать глубже», комбинировать, домысливать и синтезировать.

Задание №2

Постепенно усложняйте задания. Варианты:

  1. сочините 10 сценариев окончания сказки о колобке;

  2. 20 идей оформления кухни;

  3. 15 вариантов использования кирпича;

  4. 10 идей проведения домашней вечеринки.

Получилось? Тогда удивите себя и придумайте еще столько, но более оригинальных, не задумаюсь о способах материализации.

Создавайте эмоциональный стимул

Если развивать себя из-за чувства долга, скоро станет скучно, и интерес пропадет. Когда действия подстегивают эмоции/ впечатления/ влечения, результат противоположный. Ставя перед собой задачу, подумайте, что ожидаете: восхищения, похвалы, поощрения, повышения самооценки? Представьте момент, когда скажете: «Я молодец!». Это вдохновляет на генерирование идей.

«Выключите» внутреннего критика

Это важно, иначе ум станет отвергать абсурдные идеи и ограничивать фантазию. За творчество и за логику отвечают левое и правое полушария. Когда рациональный ум начинает приводить доводы, а иррациональный отвергать, полагаться на интуицию и воображение, в голове начинается хаос. Разрешите себе свободно мыслить и не думать о том, что плохо и хорошо.

Позже, когда из десятка варианта нужно выбрать 1-2, к дивергентному мышлению подключайте латеральное, играющее на ассоциациях. Конвергентное дополняет первые два. Оно оценивает, анализирует, взвешивает и вынуждает посмотреть на ситуацию с разных сторон. Намеренно нарушая привычную схему, вы сломаете шаблоны мышления и отвлечет мозг от старых привычек. Вам плохо думается? Тогда идите гулять. Получасовая прогулка поможет посмотреть на привычные вещи новым взглядом. Не забывайте записывать мысли, поскольку они имеют привычку улетучиваться.

«А что, если…»

Станиславский заставлял актеров продолжить эту фразу, дополнив идеей. Чем вы хуже? Задавайте себе вопрос в контексте способностей: «А что, если я запишусь на мастер- класс и попробую рисовать/ вести блог/ фотографировать?» Метод помогает обнаружить склонность к одному из видов творчества и попробовать себя в новом амплуа.

Ассоциативные методы

Как стать творческим человеком? EXPERTOLOGY

Связи между событиями, фактами или явлениями, закрепленными в памяти, стимулируют появление слуховых, вкусовых, зрительных образов. Эффективность метода случайных объектов состоит в создании новых идей путем совмещения характеристик, придания других свойство через ассоциации иэвристическиесвойства без аналогий. «Метод каталога» предложил почти 100 лет назад профессор Фридрих Кунцев. Позже ученый Чарльз Вайтинг применил термин «фокальные объекты» предположив, исходя из того, что техника предполагает фокусировку.

Техника:

  1. Выберите отправную точку и 3-5 случайных существительных из книги/ газеты разной тематики, Запишите их свойства и присоединяем к исходному объекту.

  2. Найдите варианты через ассоциативные связи.

  3. Оцените результат по интересности и жизнеспособности.

Допустим, что вы сфокусировались на шампуни. Ваша задача – создать оригинальную рекламу. Возьмите 3 случайных слова: история, снег, кровать. Определите свойства: история – наука и традиции; кровать – мягкая и чистая; снег – пушистый, блестящий. Составьте связанный текст для описания косметического продукта.

Создайте форму светильника через случайный образ. Откройте книгу и выберите слово независимо от части речи и скрестите с объектом. Например: шагать, арбуз, осторожный. Не стоит банально придавать прибору форму ягоды. Возьмите другие признак. Интересная ассоциации: семечки- лампочки, шагающий – ножки- штативы. Сразу напрашивается образ с абажуром вместо головы.

5 аналогий Уильма Гордона

Автор метода синектики – мозгового штурма придумал свой метод мышления, чтобы выйти из ограничений ума.

  1. Прямая направлена на поиск схожих фактов, сравнении и анализ. Например, прежде чем придумать летальный аппарат люди присмотрелись к птицам и другим порхающим.

  2. Личная. Попытка поменяться с объектом местами и посмотреть на ситуацию другой стороны

  3. Символическая. Пояс парадоксов и противоречий в привычными предметах и явлениях, описание сути в двух словах.

  4. Фантастическая. Придумывание аналогий через воображение не огранивая мышление объективной реальностью.

Игры с умом на сообразительность

За минуту назовите сотню предметов на одну из букв алфавита. Пример: волосы. ворс, веснушке. Каждый раз подсчитывайте, сколько получилось. Придумывайте образные истории к известным пословицам и крылатым фразам. Разгадывайте друдлы – каракули похожие на машинальные записи лекций, предполагающие вариативность интерпретаций. Убедитесь, что творческое воображение легко оперирует фактологическими образами и создает бесконечные ассоциации.

Задача творческих игр состоит в развитии мышления в состязании. Найдите в сети интеллектуально-творческие и развивающее игры, и тренируйте воображение. Не чурайтесь оптических иллюзий. Интерес представляют невозможные фигуры. В отличие от иллюзорных образов, дающих разгадку картины, они замаскированы под знакомые объекты. Однако игра воображения уводит от реальности приводит к неожиданным результатам.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...